Урок окружающего мира "Позвоночные животные"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок окружающего мира в 3 классе с использованием технологии интерактивного обучения, АМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_pozvonochnye_zhivotnye_3_klass.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Тема: Позвоночные животные.
Цель: формировать знания о разнообразии животных, их отличительных признаках
Задачи | Обучающие: познакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками. Развивающие: развивать и формировать исследовательские умения младших школьников, ключевые компетенции и универсальные учебные умения, способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по окружающему миру. Воспитывающие: бережное отношение к животным, умение работать в паре, группе. |
УУД | Личностные: проявлять интерес к изучению темы; осознание собственных достижений при освоении темы. Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно; волевая саморегуляция; выполнять учебные действия в соответствии с поставленной целью; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: формулировать высказывание, используя термины в рамках учебного диалога; согласовывать позиции, находить общее решение в рамках учебного диалога; адекватно использовать речевые средства для представления результата; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; планируют учебное сотрудничество – договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; Познавательные: умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации. логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез; умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Предметные: позвоночные: рыбы; земноводные; пресмыкающиеся; птицы; млекопитающие, их отличительные признаки. |
Планируемые результаты |
|
Основные понятия | позвоночные животные, группы животных |
Ресурсы:
| Окружающий мир: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2015; Демонстрационный материал Презентация, карточки с учебными заданиями, картинки животных (заяц, сорока, карась, крокодил, лягушка), интерактивная доска, карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика. |
Тип урока | открытия нового знания |
Формы урока | фронтальная, парная, групповая |
Технология | технология интерактивного обучения и АМО |
Ход урока |
Дидактическая | Цель этапа: | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
УУД познавательные личностные | |||||
1 этап: инициация Метод организации начала урока «Подари улыбку другу». Время: 1 минута | Активизировать внимания учащихся, воспитывать коммуникативные качества, доброжелательность. | Поворачиваются друг к другу и улыбаются, включаются в ситуацию занятия, настраиваются на совместную работу | Проверяет готовность к занятию, создает эмоциональный контакт | - Улыбнитесь друг другу. Пожелайте успеха в работе на уроке. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. | Регулятивные: - волевая саморегуляция; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. Личностные: -положительный настрой на работу |
2 этап: погружение в тему Метод актуализации опорных знаний «Угадай тему»
| Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала | Осознают важность и интерес выполнения задания и активно включаются в процесс развития, собирают пазл | Стимулирование мотивации на занятие. Организация выполнения учащимися учебного действия. | - Урок мы начнем с интересного задания. Работать будете в паре. Вам нужно собрать картинку из пазлов. Детям дается разрезанная картинка животного, которую надо собрать. Получается животное (заяц, сорока, карась, крокодил, лягушка). - Кто у вас получился? -Как можно назвать этих животных?
| Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленной целью. Логические: - анализ, сравнение, синтез. Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, работать в паре |
3 этап: Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока). Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча» Время: 1 минута | Выявить уровень ожиданий и опасений учащихся; (дети, уверенные в своих силах выкладывают на край парты солнышко, не уверенные – тучу). | Определяют тему урока, ставят цель. |
| - Подумайте и сформулируйте тему урока. (слайд 1) Тема – Позвоночные животные. - Попробуйте сформулировать цель урока. - Поставьте для себя цель урока. Возьмите солнышко или тучку и положите на край парты. | Регулятивные: постановка учебной задачи Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; Личностные: - смыслообразование (Я знаю, я должен узнать) |
4 этап: интерактивная лекция (передача и объяснение информации). Метод ««Кластер” Время: 10 минут | Воспроизвести уже имеющиеся знания по заданной теме | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Организует выполнения учащимися учебного действия | -На какие группы можно разделить всех животных? - Какие виды животных входят в группу беспозвоночные? (слайд 2) - Приведите примеры беспозвоночных животных каждой группы. -Назовите отличительные признаки каждой группы. - На какие группы можно разделить позвоночных животных? (по способу питания, по месту обитания, как приспосабливаются к жизни и т.д.). - А как вы считаете, можно ли разделить позвоночных животных на группы по каким либо одинаковым признакам? -Мы сегодня будем использовать классификацию шведского ученого Карла Линнея. Он считал, что животных надо делить на группы по признакам сходства. | Предметные: группы животных Познавательные: общеучебные: умения структурировать знания, Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленной целью Логические: - анализ, сравнение, синтез. Коммуникативные: формулировать высказывание, используя термины в рамках учебного диалога. |
Эмоциональная разрядка (разминка) под музыку Метод релаксации «Танцуем вместе с животными». Время: 2 минуты | Снять усталость и напряжение | Выполняют упражнения | Показывает упражнения | ||
5 этап: проработка содержания темы а) групповая работа Время:10 минут б) отчет групп о проделанной работе Время: 5 минут | Включить каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Систематизировать и обобщить учебный материал | Слушают задание и выполняют его. Проводят коллективное исследование, Обсуждают результаты. | Организует выполнение практической задачи, оказывает консультацию, помощь. | - Что надо сделать, чтобы разделить позвоночных животных на группы? -А теперь давайте рассмотрим основные признаки каждой группы и заполним таблицу. Работать будете в группах по плану. (слайд № 3)
С помощью учебника каждая группа (5 групп) получает задание: рассмотреть основные признаки одной группы животных и заполнить таблицу (приложение 2). После этого по одному человеку от группы дети выступают, рассказывая об основных признаках животных. В итоге на доске заполняется общая таблица. (слайд 4) | Предметные: отличительные признаки животных Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленной целью, группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли. |
6 этап: Подведение итогов а) рефлексия Метод систематизации опорных знаний «Магазин». Время: 3 минут б) оценка урока Заключительная часть метода «Солнышко и туча» Время: 3 минуты | Осмыслить новые знания, умения. Выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися (меняют на краю парты солнышко на тучку, если у ученика возникли трудности в восприятии материала и наоборот, не меняют , если его опасения были напрасны) | Отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока. Оценивают результаты своей деятельности, высказывают своё отношение, степень своей активности и заинтересованности на занятии. | Сообщает учащимся об успешности проделанной работы на уроке. Предлагает учащимся оценить результаты своей деятельности и определить самых активных покупателей | -На доске картинки с изображениями животных. Ученик подходить к доске, произносит фразу: «Я покупаю зайчика потому, что это животное относится к группе млекопитающие» или: «Я покупаю сороку потому, что это животное относится к группе птицы». -Как оцениваете свою работу? - А сейчас каждый выберет себе солнышко или тучку. - Совпали ли ваши ожидания? Опасения? - Какие затруднения у вас возникли? Почему? | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Личностные: осознание собственных достижений при освоении темы. |
Домашнее задание: Время: 2 минуты | Практическое и творческое применение новых знаний | Слушают, записывают | Консультирует по выполнению домашнего задания | Р.т. с. 42 (№75,76) По желанию: подобрать загадки о животных каждой группы |
Приложение 1
Задание: Рассмотреть основные признаки группы животных и заполнить таблицу
Рыбы – учебник с.118-121
Земноводные – с.121-123
Пресмыкающиеся – учебник с. 124-129
Птицы – учебник с.129-133
Млекопитающие - учебник с. 133-138
Группа животных | Отличительные признаки группы |
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
- «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет»,http://www.moi-universitet.ru
- Арефьева И.Л., Лазарев Т.В. «Копилочка активных методов обучения» - Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2005-2008.
- Лазарев Т.В. «Образовательные технологии новых стандартов» Часть I Технология АМО – Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2012.
- Учебник Окружающий мир: 3 класс Окружающий мир: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2015;
- Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 3 класс М.»Вако» 2003
- http://u4eba.net/razrabotki-professionalov/
- https://infourok.ru/
- http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh
Краткий анализ результатов урока.
Цель урока достигнута, поставленные задачи реализованы. На уроке использовалась технология интерактивного обучения и АМО, что способствовало качественному усвоению нового знания обучающимися, формирование и отработку учебных, предметных умений, развитие и закрепление универсальных навыков.
Активность класса на протяжении всего урока была достаточно высокая. Все учащиеся с интересом выполняли задания учителя, активно участвовали в обсуждении темы урока.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Животные леса"
Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...
Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс
Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...
Урок окружающего мира "Животные живого уголка"
Этот урок проводится во 2 классе по программе А. А. Плешакова "Окружающий мир". Разработан с применением здоровьесберегающих технологий. К конспекту урока прилагается компьютерная презентация....
Урок окружающего мира "Животные нашего леса"
На данном уроке дети закрепят свои знания о лесе, его обитателях. Открывать новые знания будут, работая в группах....
Урок окружающего мира "Животные – живые существа (организмы)"
Методическая разработка урока в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...
Презентация к уроку Окружающего мира "Животные" 1 класс.
Данная работа может быть использована при изучении темы "Животные" в 1 классе на уроке окружающего мира или во внеклассной работе....