Урок окружающего мира "Позвоночные животные"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок окружающего мира  в 3 классе с использованием технологии интерактивного обучения, АМО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_pozvonochnye_zhivotnye_3_klass.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Тема: Позвоночные животные.

Цель: формировать знания о разнообразии животных, их отличительных признаках

 

Задачи

Обучающие: познакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками.

Развивающие:  развивать  и формировать исследовательские умения младших школьников, ключевые компетенции и универсальные учебные умения, способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по окружающему миру.

Воспитывающие: бережное отношение к животным, умение работать в паре, группе.

УУД

Личностные:  проявлять интерес к изучению темы; осознание собственных достижений при освоении темы.

Регулятивные:  - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно; волевая саморегуляция; выполнять учебные действия в соответствии с поставленной целью; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; оценка – оценивание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные:  формулировать высказывание, используя   термины в рамках учебного диалога; согласовывать позиции, находить общее решение в рамках учебного диалога; адекватно использовать речевые средства для представления результата; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; планируют учебное сотрудничество – договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;

Познавательные: умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации. логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез; умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Предметные: позвоночные: рыбы;  земноводные; пресмыкающиеся; птицы; млекопитающие, их отличительные   признаки.

Планируемые результаты

  • Знать группы позвоночных животных, их отличительные признаки
  • Уметь классифицировать  позвоночных животных по их отличительным  признакам  

Основные понятия

 позвоночные животные, группы животных

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

Окружающий мир: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2015;

Демонстрационный материал

 Презентация, карточки с учебными заданиями,   картинки животных (заяц, сорока, карась, крокодил, лягушка), интерактивная доска, карточки с изображением солнышка и тучи   для каждого ученика.

Тип урока

открытия нового знания  

Формы урока

фронтальная, парная, групповая

Технология

 технология интерактивного обучения и АМО

                              Ход урока

Дидактическая
структура 
урока

Цель этапа:

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

 познавательные
коммуникативные
р
егулятивные

личностные

1 этап: инициация

Метод организации начала урока «Подари улыбку  другу».

Время: 1 минута

Активизировать внимания учащихся, воспитывать коммуникативные качества, доброжелательность.

Поворачиваются друг к другу и улыбаются, включаются в ситуацию занятия, настраиваются на совместную работу

Проверяет готовность к занятию, создает эмоциональный контакт

 - Улыбнитесь друг другу. Пожелайте успеха в работе на уроке.

 Каждый день – всегда, везде,

 На занятиях, в игре

 Смело, четко говорим

 И тихонечко сидим.

 Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

Личностные:

-положительный  настрой на работу

2 этап: погружение в тему

Метод актуализации опорных знаний  «Угадай тему»

  1. Время:  3 минуты

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала

 Осознают важность и интерес  выполнения задания и активно включаются в процесс развития, собирают пазл

 Стимулирование мотивации на занятие. Организация выполнения учащимися учебного действия.

  - Урок мы начнем с интересного задания. Работать будете в паре. Вам нужно собрать картинку из пазлов.

Детям дается разрезанная картинка животного, которую надо собрать.  Получается животное (заяц, сорока, карась, крокодил, лягушка).

- Кто у вас  получился?

-Как можно назвать этих животных?

 

 Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в соответствии с поставленной целью.

Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

Коммуникативные:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, работать в паре

3 этап: Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока).

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»

Время: 1 минута

Выявить уровень ожиданий и опасений учащихся;

(дети, уверенные в своих силах выкладывают на край парты солнышко, не уверенные – тучу).

Определяют тему урока, ставят цель.

  1.  Организация выполнения учащимися учебного действия.

- Подумайте и сформулируйте тему урока. (слайд 1)

Тема – Позвоночные животные.

- Попробуйте сформулировать цель урока.

- Поставьте для себя цель урока.

 Возьмите солнышко или тучку и положите на край парты.  

 Регулятивные:  постановка учебной задачи

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

Личностные:

- смыслообразование (Я знаю, я должен узнать)

4 этап: интерактивная лекция (передача и объяснение информации).

Метод ««Кластер”

Время: 10 минут

Воспроизвести уже имеющиеся знания по заданной теме

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Организует

выполнения учащимися учебного действия

-На какие группы можно разделить всех животных?

- Какие виды животных входят в группу беспозвоночные?

(слайд 2)

- Приведите примеры беспозвоночных животных каждой группы.

-Назовите отличительные признаки каждой группы.

- На какие группы можно разделить позвоночных животных?

(по способу питания, по месту обитания, как приспосабливаются к жизни и т.д.).

- А как вы считаете, можно ли разделить позвоночных животных на группы по каким либо одинаковым признакам?

-Мы сегодня будем использовать классификацию шведского ученого Карла Линнея. Он считал, что животных надо делить на группы по признакам сходства.

Предметные: группы животных

Познавательные: 

общеучебные:

умения структурировать знания,

Регулятивные:

 выполнять учебные действия в соответствии с поставленной целью

Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

Коммуникативные:

формулировать высказывание, используя   термины в рамках учебного диалога.

Эмоциональная разрядка (разминка) под музыку

Метод релаксации «Танцуем вместе с животными».

Время: 2 минуты

Снять усталость и напряжение

Выполняют упражнения

Показывает упражнения

5 этап: проработка содержания темы

а) групповая работа

Время:10 минут

б) отчет групп о проделанной работе

Время: 5 минут

 Включить каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Систематизировать и обобщить учебный материал 

Слушают задание и выполняют его.

Проводят коллективное исследование,

Обсуждают результаты.

 Организует выполнение  практической задачи, оказывает консультацию, помощь.

- Что надо сделать, чтобы разделить позвоночных животных на группы?

-А теперь давайте рассмотрим основные признаки каждой группы и заполним таблицу. Работать будете в группах

по плану.

(слайд № 3)

   

С помощью учебника каждая группа (5 групп) получает задание: рассмотреть основные признаки одной  группы животных и заполнить таблицу (приложение 2).

     После этого по одному человеку от группы дети выступают, рассказывая об основных признаках животных. В итоге на доске заполняется общая таблица.

(слайд 4)

Предметные:

отличительные   признаки животных

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные:

выполнять учебные действия в соответствии с поставленной целью,

группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;

Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли.

6 этап:

Подведение итогов

а) рефлексия

 Метод систематизации опорных знаний «Магазин».

Время: 3 минут

б) оценка урока

Заключительная часть метода «Солнышко и туча»  

Время: 3 минуты

Осмыслить новые знания, умения. Выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися (меняют на краю парты солнышко на  тучку, если у ученика  возникли трудности в восприятии материала и наоборот, не меняют , если его опасения были напрасны)

Отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока. Оценивают результаты своей деятельности,  высказывают своё отношение, степень своей активности и заинтересованности на занятии.  

Сообщает учащимся об успешности проделанной работы на уроке.

 Предлагает учащимся  оценить результаты своей деятельности и определить самых активных покупателей

-На доске картинки с изображениями животных. Ученик подходить к доске, произносит фразу: «Я покупаю зайчика потому, что это животное относится к группе млекопитающие» или: «Я покупаю сороку потому, что это   животное относится к группе птицы».

-Как оцениваете свою работу?

- А сейчас каждый выберет себе солнышко или тучку.

- Совпали ли ваши ожидания? Опасения?

-  Какие затруднения у вас возникли? Почему?

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов

деятельности.

Коммуникативные: 

умение выражать свои мысли.

Регулятивные:  оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные:

осознание собственных достижений при освоении темы.

Домашнее задание:

Время: 2 минуты

Практическое и творческое применение новых знаний

Слушают, записывают

Консультирует по выполнению домашнего задания

 Р.т. с. 42 (№75,76)

По желанию: подобрать загадки о животных каждой группы

Приложение 1

Задание: Рассмотреть основные признаки  группы животных и заполнить таблицу

Рыбы – учебник с.118-121

Земноводные – с.121-123

Пресмыкающиеся – учебник с. 124-129

Птицы – учебник с.129-133

Млекопитающие  - учебник с. 133-138

Группа животных

Отличительные признаки группы

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. «Активные методы обучения». Электронный курс.  Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет»,http://www.moi-universitet.ru 
  2. Арефьева И.Л., Лазарев Т.В.  «Копилочка активных методов обучения» - Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2005-2008.
  3. Лазарев Т.В.  «Образовательные технологии новых стандартов» Часть I Технология АМО – Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2012.
  4. Учебник  Окружающий мир: 3 класс Окружающий мир: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2015;
  5. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 3 класс М.»Вако» 2003
  6. http://u4eba.net/razrabotki-professionalov/
  7. https://infourok.ru/
  8. http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh

Краткий анализ результатов урока.

        Цель урока достигнута, поставленные задачи реализованы. На уроке использовалась технология интерактивного обучения и АМО, что способствовало  качественному усвоению нового знания обучающимися, формирование и отработку учебных,  предметных умений, развитие и закрепление универсальных навыков. 

      Активность класса на протяжении всего урока была достаточно высокая. Все учащиеся с интересом  выполняли  задания учителя, активно участвовали в обсуждении темы урока.

     Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Животные леса"

Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...

Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс

         Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...

Урок окружающего мира "Животные живого уголка"

Этот урок проводится во 2 классе по программе А. А. Плешакова "Окружающий мир". Разработан с применением здоровьесберегающих технологий. К конспекту урока прилагается компьютерная презентация....

Урок окружающего мира "Животные нашего леса"

На данном уроке дети закрепят свои знания о лесе, его обитателях. Открывать новые знания будут, работая в группах....

Урок окружающего мира "Животные – живые существа (организмы)"

Методическая разработка урока в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Презентация к уроку Окружающего мира "Животные" 1 класс.

Данная работа может быть использована при изучении темы "Животные" в 1 классе на уроке окружающего мира или во внеклассной работе....