календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс школа россии
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова. Окружающий мир: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011.
Уровень изучения учебного материала базисный
Примерное тематическое планирование составлено из расчета 2 часа в неделю – 68 часов.
Из них:
- Проектов – 2;
- Экскурсий – 3.
№ п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов по плану | Кол-во часов по факту |
1 | Земля и человечество | 9 ч | |
2 | Природа России | 11 ч | |
3 | Родной край – часть большой страны | 12ч | |
4 | Страницы всемирной истории | 6 ч | |
5 | Страницы истории Отечества | 20 ч | |
6 | Современная Россия | 10 ч | |
ИТОГО | 68 | 68 |
Материально – техническое обеспечение
образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М. : Просвещение, 2011.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 4 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2014.
Плешаков, А. А. Зеленые страницы : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.
Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2014.
Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.
Т. Н. Максимова, Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»- М. «Вако»,2014
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства
Электронное приложение к учебнику « Окружающий мир»,4 класс
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира, 4 класс УМК «Школа России»
№ п/п | Тема урока | Материал учебника | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | |||
Предметные | Личностные | Метапредметные (УУД) | план | факт. | |||
Раздел «Земля и человечество» (9 ч) | |||||||
1. | Мир глазами астронома | с 4 - 8 | Познакомить с новым учебником и правилами работы по нему. Воспроизвести представление о природе и ее значении в жизни человека. | Строить взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | Познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций, читать, извлекая нужную информацию, выполнять познавательные действия, делать обобщения, выводы, проверять информацию, использовать справочную литературу. Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи, принимать и сохранять осознавать границы собственных знаний о природе, ставить учебные задачи, определять последовательность действовать по плану, контролировать процессии результаты деятельности промежуточных целей. | ||
2. | Планеты Солнечной системы. | с 9 - 15 | Характеризовать различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли. | Проявлять доброжелательность, оказывать помощь | |||
3 | Звёздное небо - великая книга Природы. | с 16 - 21 | Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба. | Уметь применять знания в жизненных ситуациях | |||
4 | Мир глазами географа. | с 22 - 28 | Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков, показывать на глобусе и карте материки и океаны. | Установление связи между целью и мотивом | |||
5 | Мир глазами историка. | с 29 - 35 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения | Устанавливать связи между целью учебной Деятельности и ее мотивом | |||
6 | Когда и где? История – путешествие вглубь времен | с 36 - 40 | Участвовать в групповой работе по поиску информации | Проявлять желание больше узнать | |||
7 | Мир глазами | с 41 - 47 | Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе. | Осознавать свое единство с окружающим миром | |||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | с 48 - 56 | Оценивать личную роль в охране природы. | Вести себя экологически грамотно в природной среде | |||
9 | Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа. | с 206 - 209 | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Оценивать собственную учебную деятельность | |||
Раздел «Природа России» 11 (ч) | |||||||
10 | Равнины и горы России | с 60 - 65 | Находить и показывать на физической карте территорию России, её государственную границу, равнины и горы. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина. | Вести себя экологически грамотно в природной среде | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, уметь извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой Коммуникативные: задавать вопросы, слушать, отвечать, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, осуществлять совместную деятельность в парах, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, отвечать на вопросы. Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, принимать и сохранять учебную задачу, формулировать учебные задачи, адекватно оценивать собственные достижения. | ||
11 | Моря, озера и реки России. | с 66 - 70 | Находить и показывать на физической карте России разные водоёмы и определять их названия. Сравнивать и различать разные формы водоёмов. | Проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру | |||
12 | Природные зоны России | с 71 - 75 | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. | Желать выполнять учебные действия | |||
13 | Зона арктических пустынь. | с 76 - 83 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о зоне арктических пустынь и обсуждать полученные сведения. | Установление связи между целью и мотивом | |||
14 | Тундра. | с 84 - 94 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о тундре и обсуждать полученные сведения. | Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности | |||
15 | Леса России | с 95 - 102 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о лесах России обсуждать полученные сведения. | Положительно относиться к учению | |||
16 | Лес и человек. | с 103 - 109 | Сравнивать и различать разные формы лесов. | Приобретать новые знания, умения | |||
17 | Зона степей | с 110 - 117 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о зоне степей и обсуждать полученные сведения. | Способность к самооценке своих действий и поступков | |||
18 | Пустыни | с 118 - 125 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о зоне пустынь и обсуждать полученные сведения. | Установление связи между целью и мотивом | |||
19 | У Черного | с 126 - 134 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природе Черного моря и обсуждать полученные сведения. | Поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья | |||
20 | Обобщение по разделу «Природа | с 209 - 213 | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | |||
Раздел «Родной край – часть большой страны» 12 (ч) | |||||||
21 | Наш край | с 138 | Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Познавательные: осознавать познавательную задачу; делать обобщения, принимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, проверять информацию, находить дополнительную информацию Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, работать в парах и малых группах, осуществлять совместную деятельность в парах, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, отвечать на вопросы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, адекватно оценивать собственные достижения, формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | ||
22 | Поверхность нашего края | с 139 - 144 | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности. | Проявлять интерес к культуре и истории своего края | |||
23 | Водные богатства нашего края | с 145 - 148 | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) водоёмы нашей местности. | Вести себя экологически грамотно в природной среде | |||
24 | Наши подземные богатства | с 149 - 159 | Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края). | Выражать положительное отношение к процессу познания | |||
25 | Земля-кормилица | с 160 - 163 | Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их. Оценивать плодородие почв нашего края. | Применять правила делового сотрудничества | |||
26 | Жизнь леса. Экскурсия в лес. | с 164 - 169 | Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес. | проявлять положительное отношение к учению | |||
27 | Жизнь луга. Экскурсия на луг. | с 170 - 177 | Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | |||
28 | Жизнь в пресных | с 178 - 186 | Характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём. | Приобретать новые знания, умения | |||
29 | Растениеводство | с 187 - 194 | Участвовать в групповой работе по поиску информации о растениеводстве нашего края | Проводить самооценку своих действий | |||
30 | Животноводство в нашем крае | с 195 - 203 | Участвовать в групповой работе по поиску информации о животноводстве нашего края | Выражать положительное отношение к процессу познания | |||
31 | Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». Проверим и оценим свои достижения. | с 214 - 218 | Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о прошлом родного края, обычаях, религиозных и светских праздниках. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе. | Осознавать свои трудности, стремиться к их преодолению | |||
32 | Презентация проектов. | с 204 - 205 | Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе. | Выражать положительное отношение к процессу познания | |||
Раздел «Страницы всемирной истории» (6 ч) | |||||||
33 | Начало истории человечества | с 4 - 7 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. | Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, проверять информацию, находить дополнительную информацию. Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать, отвечать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, достаточной полнотой выражать свои мысли. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, принимать и сохранять учебную задачу. | ||
34 | Мир древности: далекий | с 8 - 14 | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Проявлять желание больше узнать | |||
35 | Средние века: время рыцарей и замков | с 15 - 21 | Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по теме «Рыцари и замки», излагать их в виде сообщения, рассказа. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | |||
36 | Новое время: встреча | с 22 - 26 | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | |||
37 | Новейшее время: история продолжается сегодня | с 28 - 32 | Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения о новейшем времени, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | |||
38 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверим и оценим свои достижения. | с 206 - 210 | Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе. | Оценивать собственную учебную деятельность, достижения, самостоятельность | |||
Раздел «Страницы истории России» (20 ч) | |||||||
39 | Жизнь древних славян | с 34 - 39 | Пересказывать своими словами текст учебника о событии, обсуждать его в классе | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, самостоятельно формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознавать познавательную задачу, делать выводы, обобщения. Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, создавать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать, отвечать, формулировать собственные мысли, высказывания. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, понимать перспективы дальнейшей учебной работы, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей. | ||
40 | Во времена Древней Руси | с 40 - 45 | Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события о Древней Руси | Проявлять внимание, желание больше узнать | |||
41 | Страна городов | с 46 - 54 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) | Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | |||
42 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | с 55 - 58 | Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох. | Осознавать единство с окружающим миром | |||
43 | Трудные времена на Русской земле | с 59 - 64 | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. | Целостно воспринимать окружающий мир | |||
44 | Русь расправляет крылья | с 65 - 69 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) | Осознавать единство с окружающим миром | |||
45 | Куликовская битва | с 70 - 74 | Показывать места исторических событий на исторической карте. | Проявлять внимание, желание больше узнать | |||
46 | Иван Третий | с 75 - 81 | Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. | Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | |||
47 | Мастера печатных дел | с 82 - 86 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) | Осознавать свое единство с окружающим миром | |||
48 | Патриоты России | с 87 - 93 | Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. | Целостно воспринимать окружающий мир | |||
49 | Петр Великий | с 94 - 100 | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. | Устанавливать связи между учебной деятельностью и ее мотивом | |||
50 | Михаил | с 101 - 104 | Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. | Осознавать свое единство с окружающим миром | |||
51 | Екатерина | с 105 -111 | Пересказывать своими словами текст учебника. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. | Проявлять внимание, желание больше узнать | |||
52 | Отечественная война 1812 года | с 112 -121 | Показывать места исторических событий на исторической карте. | Осознавать свое единство с окружающим миром | |||
53 | Страницы истории | с 122 - 126 | Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по истории XIX века, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | |||
54 | Россия вступает в XX век | с 127 - 135 | Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по истории XX века, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | |||
55 | Страницы истории 1920–1930-х годов | с 136 - 140 | Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | |||
56 | Великая война и Великая Победа | с 140 -146 | Показывать места исторических событий на исторической карте. | Формировать положительное отношение к себе и к окружающему миру | |||
57 | Страна, открывшая путь в космос | с 147 - 152 | Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом | |||
58 | Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества. Проверим и оценим свои достижения. | с 211 - 216 | Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе | Оценивать собственную учебную деятельность: достижения, инициативу, самостоятельность, причины неудач | |||
Раздел «Современная Россия» (10 ч) | |||||||
59 | Основной | с 156 - 163 | Познакомить с основным законом России на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта. | Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, владеть навыком смыслового чтения, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать, отвечать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные высказывания. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, принимать и сохранять учебную задачу. | ||
60 | Мы – граждане России | с 164 - 167 | Познакомить с текстом Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его. | проявлять внимание, желание больше узнать | |||
61 | Славные символы России. | с 168 - 174 | Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов. | Осознавать свое единство с окружающим миром | |||
62 | Такие разные праздники | с 175 -179 | Различать праздники, знать опраздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации. | Осознавать себя, как индивидуальность и одновременно членом общества | |||
63 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | с 180 - 185 | Познакомить с историческими памятниками, сооружениями Дальнего Востока и Сибири, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом | |||
64 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | с 186 - 196 | Познакомить с историческими памятниками, сооружениями Урала, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом | |||
65 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | с 197 - 203 | Познакомить с историческими памятниками, сооружениями юга России, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом | |||
66 | Обобщение по разделу «Современная Россия». Проверим и оценим наши достижения. | с 216 - 219 | Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе | Способность к адекватной самооценке | |||
67 | Презентация проектов. | с 204 -205 | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Способность к адекватной самооценке | |||
68 | Обобщение по всем разделам | с 206 - 219 | Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе | Способность к адекватной самооценке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно- тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России"
планирование по новым ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса. Составлено по учебнику Н.Виноградовой. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру программа "Школа России"
Программа по окружающему миру "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс
СОДЕРЖИТ: РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....
календарно- тематическое планирование по окружающему миру по Школе России
В планирование включён модуль по ПДД 9 часов...
календарно-тематический план по технологии для 3 класса Школа-России
Общая характеристика учебного предмета Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом ...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс....