Внеурочная деятельность как способ повышения качества экологического образования младших школьников
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Внеурочная деятельность как способ повышения качества экологического образования младших школьников на уроках окружающего мира
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность как способ повышения качества экологического образования младших школьников
Одной из основных задач образовательного процесса в современной школе является экологическое образование. И тема моего выступления «Внеурочная деятельность как способ повышения качества экологического образования младших школьников».
На сегодняшний день актуальной стала задача развития экологического образования и формирования экологической культуры обучающихся в период школьного обучения. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в природе. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок всё воспринимает с любовью, душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
В теории и практике экологического образования в начальной школе отсутствует единая, рассчитанная на весь период обучения, образовательная программа с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех рыбах, птицах, зверях, растениях, грибах, которые их окружают. Большая часть экологического образования приходится на внеурочную деятельность. Во время внеурочной деятельности детям можно предложить материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
На базе нашей школы проводится внеурочная деятельность с экологической направленностью под названием «Экологический календарь». Данная внеурочная деятельность направлена на формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления у учащихся, также внеурочная деятельность способствует становлению нравственно-экологической позиции.
Актуальность программы внеурочной деятельности продиктована, во-первых, отсутствием в теории и практике экологического образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы экологической направленности для школьников. Во-вторых, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и ведет к гибели природы, а значит и человечества.
На мой взгляд, полноценность использования данной программы обеспечивается тем, что она органично соединяет базовые представления обучающихся по неживой природе с определенным их объемом по живой природе и тем самым подготавливает к написанию ВПР и последующему изучению естественнонаучных предметов. Структурирование экологического содержания происходит в ключе основных экологических понятий, раскрывающих характер взаимоотношений человека и природы.
Таким образом, целью внеурочной деятельности с экологической направленностью можно считать следующее: формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.
Задачи, решаемые в процессе внеурочной деятельности «Экологический календарь»:
1. Углубление уже имеющихся знаний об окружающем мире;
2. Развитие интереса к изучению природы родного края;
3. Формирование простейших экологических понятий у обучающихся;
4.Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.
Формы организации данной внеурочной деятельности:
- познавательные (классные часы на экологическую тематику)
- обучающие (экскурсии, семинары и практические работы);
- игровые (игры, викторины, олимпиады, спектакли)
- конкурсные (экологические акции, конкурсы рисунков, плакатов «Природа в опасности!»; конкурс «Цвети моя планета», «Я рисую добро»; конкурс поделок из вторичного сырья «Вторая жизнь вещей»);
- продуктивные (выпуск экологических газет, экологические праздники, посадка деревьев на территории школьного двора, организация трудовых десантов по уборке своих дворов и территорий возле школы, проекты и исследования);
Используемые формы работы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Техническими средствами обучения выступают: цифровой фотоаппарат, компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор, проекционный экран.
Программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «Времена года» (33 часа):
2-й год обучен и я – «Животные, которые нас окружают» (34 часа)
3-й год обучения – «Живое в природе. Жизнь растений и животных в природных сообществах» (34часа)
4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Темы занятий по внеурочной деятельности «Экологический календарь» разработаны на основе рабочей программы перспективной начальной школы по предмету «Окружающий мир».
Темой первого года обучения является тема «Времён года». Тематическое планирование в 1 классе разбито на 4 большие главы: осень, зима, весна, лето. По каждой теме этой главы мною разработаны конспекты занятий, презентации, прикладываются мультфильмы.
На данном этапе обучения расширяются представления детей о временах года и о их признаках: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; связь живого и не живого в природе в зависимости от времени года.
Темой 2 года обучения является тема «Животные, которые нас окружают». Данная тема во 2 классе разбита на 2 большие главы: домашние и дикие животные. Здесь они знакомятся с каждым животным отдельно. Сначала мы рассматриваем всех домашних животных, а затем переходим к диким. По каждой теме разработаны презентации и подобраны мультфильмы. По окончании года обучения обучающиеся должны научиться отличать домашние животные от диких. Научаться приводить примеры животных каждой группы, раскрывать особенности внешнего вида и ареал обитания.
Темой 3 года обучения является тема «Живое в природе. Жизнь растений и животных в природных сообществах».
Темой первого года обучения является тема «Времён года». Тематическое планирование в 3 классе разбито на 4 большие главы в зависимости от природного сообщества: лес, луг, водоём, поле. По каждой теме этой главы мною разработаны конспекты занятий, презентации, прикладываются мультфильмы.
На данном этапе обучения знакомятся с характерными признаками каждого природного сообщества, анализируют взаимосвязи между группами растений внутри сообщества, между группами животных, а также между совокупностью растений и группами животных.
Темой заключительного года обучения является тема «Познавательная экология». Здесь ребята знакомятся с таким словом, как экология, узнают об экологических проблемах нашей планеты, стараются найти пути решения данных проблем. По каждой экологической проблеме разработаны конспекты, презентации, мультфильмы.
По окончании каждого года обучения мы выполняем проекты по выбору обучающихся.
Таким образом, повышение качества экологического образования реализуется посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступая одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС.
Список литературы:
1.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / М.: Просвещение, 2011. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / М.: Просвещение, 2011.- 111с. (Стандарты второго поколения).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2009г.
6. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России,2000.
7.Экологическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности. URL:http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/c-2c0a65625b3ac68b5c53a89521306c27.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое образование младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной ...
Внеурочная деятельность как резерв повышения качества образования
Внеурочная деятельность как резерв повышения качества образования...
Эффективность организации самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях (включая внеурочную деятельность) как фактор повышения качества образования.
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.Начинать следует с учёта возрастных особенностей и возможностей дете...
Внеурочная деятельность как ресурс для формирования экологического мировоззрения младших школьников
Качественное экологическое образование младших школьников невозможно реализовать только в урочной деятельности. Внеурочная деятельность имеет гораздо более широкие возможности при решении этой задачи...
Цифровая лаборатория окружающей среды как средство повышения качества экологического образования дошкольников и младших школьников
Исследуется эффективность использования цифровых ресурсов в экологическом образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста на примере применения в исследовании окружающей среды ...
"Проектная и исследовательская деятельность как фактор повышения качества естественнонаучного образования младших школьников"
В статье рассматривается организация естественнонаучного образования в начальной школе. Особое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как эффективным формам осуществления естест...
Проектная и исследовательская деятельность как фактор повышения качества естественнонаучного образования младших гимназистов
В статье рассматривается организация естественнонаучного образования в начальной школе. Особое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как эффективным формам ...