"Как мы узнаем мир. Наши помощники - органы чувств".
методическая разработка по окружающему миру на тему

Старикова Лариса Павловна

"Как мы узнаем мир. Наши помощники - органы чувств".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr._mir_1_klass.doc89 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_okr.mir_.ppt2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Старикова  Л..П., МАОУ «Гимназия №1» г.Сыктывкара

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 класс

        Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа 2100»).

        Урок – исследование.

Урок 15.

Технологическая карта урока.

Тема

Как мы узнаём мир.

Наши помощники – органы чувств.

Цели

показать роль и специфику разных органов чувств;

– показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают;

прививать бережное отношение к своему организму;

– учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.

Формировать:  

личностные результаты

– умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве

регулятивные УУД

умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его 

коммуникативные УУД

– умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре

познавательные УУД

умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Основные понятия

Органы чувств

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

– Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс («Я и мир вокруг») Учебник. 1 часть. С.54 - 55

– презентация к уроку;

– рабочая тетрадь, картинка с изображением лица

– мягкая игрушка,

Организация пространства

Фронтальная работа,  работа в парах.

Этапы урока

Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

УУД

I. Организационный

момент.

– Покажите карточку, с каким настроением вы начинаете урок?

Раз, два, три, четыре, пять

Я хочу успешным стать.

Буду я стараться,

Будет получаться.

Слайд 2.

II. Актуализация знаний. Повторение.

Работа с учебником

(обложка учебника)

 – Ребята, посмотрите на обложку, как называется наш учебник?

– Что даёт нам возможность познавать окружающий мир?

– К нам сегодня на урок пришел очень необычный гость.

– Что же в нем необычного?

– А зачем они ему нужны?

– А что вы чувствуете, когда на улице мороз?

– А как?

– «Я и мир вокруг».

Частый ответ:

– Глаза.

Слайд 3.

– У него нет глаз, носа, ушей, рта.

Дети высказывают свои предположения: глаза – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, нос – чтобы нюхать, рот – чтобы есть и чувствовать вкус пищи.

– Нам холодно, мерзнем.

Возникает затруднее.

называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

II. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) . 

Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.

Постановка проблемного вопроса

– А что у этих частей общего? Можем ли мы назвать эти части, одним словом?

– Я вам подскажу: это наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

III. Формулирование темы, целей урока (2 мин.).

Цель:

 организовать формулировку темы, цели урока.

Определить основной вопрос урока.

Формулирование темы, целей урока.

Составление плана урока.

– Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

– Что мы узнаем на уроке?

– На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?

– Что мы сейчас сделали?

– Давайте его выполнять.

Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку.

Зафиксировать вопросы, которые становятся планом урока

– Составили план урока.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

IV. Открытие нового знания (15 мин.).

Цели:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.

Исследование органа зрения – глаз.

На столе выставляется мягкая игрушка.

– Чтобы ответить на вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.

– А вы знаете кто такие исследователи?

– Итак, мы – исследователи. А что будет предметом нашего исследования?

– Верно, предметом нашего исследования будет человек, точнее, его организм.

Глаза, нос, рот, уши – это части организма  -

его органы.

– Начинаем исследование.

– О каком органе идет речь?

Брат  с братом

Через дорогу живут

А один другого не видят.

– Назовите предметы, которые видите в классе.

– Закройте глаза. Что произошло?

– Не открывая глаз, скажите: какой предмет появился у меня на столе?

– Откройте глаза. Почему вы не смогли ответить на мой вопрос?

– Сделайте вывод…

– Что еще мы видим глазами?

– Рассмотрите предметы. Сравните предметы.

– Сделаем вывод.

– Итак, глаза – это орган зрения. С его помощью мы больше всего получаем информацию об окружающем мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

– Зрение нужно беречь! Потерянный глаз ничем не заменишь!

–Какие правила охраны зрения вы знаете?

– А еще зрение можно укреплять – зарядкой для глаз.

– Ученые, которые что – либо исследуют, изучают.

Слайд 4.

– Будем исследовать человека.

Слайд 5

– Глаза.

Перечисляют предметы.

– Мы ничего не видим.

– Наши глаза были закрыты.

– Глаза помогают видеть нам предметы.

Слайд 6

– Глаза помогают нам различать форму, цвет, размер предметов.

Дорисовывают на личике глаза.

Слайд 7

Нельзя долго смотреть телевизор.

Нельзя читать лежа.

Нельзя низко наклонять голову, когда пишешь и т.д.

оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Регулятивные УУД:

1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

Физминуткка.

Для глаз: следим за бабочкой.

Слайд 8.

IV. Открытие нового знания

Исследование органа слуха – ушей.

Слушание музыкального произведения.

Исследование органа обоняния  - носа.

Исследование органа вкуса – языка.

На столах стаканы с водой.

Исследование органа осязания – кожа.

В мешке мячик, апельсин, клубок.

Работа по учебнику.

– Продолжаем исследование.

У зверушки на макушке

А у нас ниже глаз.

– Закройте ушки и повторите:

5, 3, 12, 1А, тишина

– Что чувствовали?

– А теперь?

– Что вы слушали?

– Это произведение И.Баха «Шутка»

– Как помогают нам уши?

– Уши – орган слуха.

– Уши тоже нужно беречь! Как?

– Следующая загадка:

Между двух светил

В середине я один.

– Как  помогает нам нос?

– Проверим. Проведем эксперимент.

– Умение человека различать запахи называется обоняние.

Нос – орган обоняния.

Мы чувствуем запах цветов, свежей зелени, вкусной пищи. Запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.

– У вас на столах стаканчики. Посмотрите,

понюхайте, послушайте. Что почувствовали?

– Что сделаете?

– Что почувствовали?

– А сможете ли угадать по вкусу?

– Что помогло вам определить вкус пищи?

– У меня есть волшебная мешочек.

Определите, что в ней лежит, надев рукавичку.

– Что чувствуете? Можете определить ?

– Снимаем рукавичку.

– Как смогли определить? При помощи чего?

– Как помогает нам кожа?

Кожа – орган осязания

– Как можно обозначить кожу?

– Итак, кто же они наши помощники?

– Эти органы помогают нам испытывать разные чувства. Дайте общее определение органам - помощникам?

– Как они нам помогают?

 Проверим себя по учебнику, с. 54, оранжевая рамка.

– Совпал ли наш вывод с выводом учебника? В чём?

– Уши.

– Ничего.

Слайд 9

– Музыку.

– Уши помогают нам слышать звуки.

Дорисовывают личику уши.

Перечисляют правила.

Слайд 10

– Нос.

– Различать запахи.

Приглашаются 3 ученика. Они закрывают глаза и по запаху определяют: лук, чеснок, апельсин.

Дорисовывают личику нос.

Слайд 11.

– Ничего.

– Надо попробовать.

Высказывания детей.

6 учеников определяют по вкусу яблоко, апельсин, виноград, капуста, банан, сыр.

– Язык – орган вкуса.

Дорисовывают рот

Слайд 12

– При помощи кожи рук.

– Кожа помогает ощущать форму, размер предметов,  тепло, холод.

Предложения детей.

Слайд 13

– Это органы - глаза, уши, нос, язык, кожа.

–Органы чувств.

Слайд 14

Слайд 15

Дети читают  по одному предложению и комментируют.

V. Применение нового знания (11 мин.).

Цели: 

– организовать применение нового знания;

 организовать выполнение самостоятельной работы;

– организовать фронтальную проверку, самопроверку.

Работа по учебнику

Работа в рабочей тетради.

Словесная

амооценка

Что нового мы сейчас узнали?

Посмотрим на иллюстрации в учебнике на с. 55.

1) Верхний рисунок. Выполнение по вопросам учебника.

2) – Кого мы видим на второй картинке?

– Что они делают?

– Расскажите, что «подсказывают» Мише и Лене их органы чувств. 

– Рассмотрите задания в рабочей тетради с.22 – 23.

Самостоятельное выполнение.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты выполнил правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу в паре.

– Молодец!

– В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданием.

Выполняют задания в парах.

Красный цвет – это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно.

Жёлтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался.

Зелёный – благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(5 мин.).

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Фиксирование нового содержания урока.

Рефлексия.

– Чему мы сегодня учились?

– Для чего это нужно знать?

– Какие виды заданий мы выполняли?

– Зачем человеку необходимы органы чувств?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Как бы оценили своё настроение после урока?

– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.

Слайд 16

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «спокойное».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

Директор гимназии                                                                                                                                                               Попова С.Н.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара Старикова Лариса Павловна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....

Наши помощники-органы чувств

Конспект урока по окружающему миру по теме "Наши помощники-органы чувств", 1 класс, автор учебника Н.Ф. Виноградова...

Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"

Разработка урока  окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....

Презентация к уроку по окружающему миру "Наши помощники - органы чувств"

Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века")...

Наши помощники -органы чувств.

Знакомство учащихся с органами чувств.  Специфика разных органов чувств....

Урок " Окружающий мир" Тема " Как мы узнаем мир" " Наши помощники -органы чувств" УМК Школа 2100

Урок составлен в соответствии с ФГОС второго поколения, прописаны этапы урока, ход урока и формирование УУД.Цели:– показать роль и специфику разных органов чувств;– показать связ...

Урок-исследование по окружающему миру 1 класс на тему: " Наши помощники-органы чувств". Как узнать, что вокруг нас?"

На уроке дети учатся наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи....