Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Траутвайн Галина Андреевна

Конспект учебного занятия по окружающеу миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_tsarstve_gribov_3_klass.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: окружающий мир

Тема урока: «В царстве грибов»

Цель урока:сформировать представление о наиболее распространенных видах грибов, как о части окружающего мира, познакомить с их строением и использованием человеком.

Планируемые результаты:

Личностные: формированиелюбви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе;

Познавательные: познакомить детей с объектами и явлениями, характерными для природной действительности; владение понятийным аппаратом: грибница

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование: раздаточный материал; презентация; учебник Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков окружающий мир 3 класс 1 часть и рабочая тетрадь.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приветствие

Актуализация знаний

Организация познавательной деятельности

Итоги

Рефлексия

- Ребята, здравствуйте! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь.

- Прежде чем мы начнем работу по теме урока давайте вспомним «Правила друзей природы»  с которыми вы познакомились на прошлом занятии.

-Сколько всего правил? (Четыре)

-Кто может назвать 1-е правило? 2-е, 3-е, 4-е?

-Какой вывод можно сделать исходя их каждого правила?

(Что нужно беречь животных)

-А что мы можем для этого сделать?(Подкармливать птиц зимой, делать ля них домики; не будем подходить близко в гнездам и яйцам птиц; не будем ловить птенцов и тд.)

-Молодцы!  Ребята, а сейчас мы отправимся в необыкновенное путешествие. Мы отправимся в одно царство. Что это за царство, вы скажете после того, как отгадаете загадку.

В этом царстве чудеса.
В нём луга, поля, леса.
В них, смотри, то там, то тут
Гномики живут, растут.
Каждый – свой имеет пост.
И у гномов разный рост.
Есть – на ножке, в шляпке красной,
В белых точках и опасный.
Здесь увидишь у опушек
Бледно-розовых подружек.
А под дубом, такой важный,
Коренастый и отважный.
Обо всех не рассказать.
Пора царство вам назвать
…(Царство грибов)


– Молодцы ребята! Тема нашего урока – «Царство грибов»
(слайд 1)

– Ребята, а по каким царствам живой природы мы уже путешествовали?

(Царство животных, царство растений.)

-Правильно, ребята а вы  знаете, где растут грибы? (В лесу, на грядках, на продуктах, в молоке)

- Какие правила нужно соблюдать в лесу? (Нельзя пить сырую воду из ручьев и рек, в лесу ничего нельзя оставлять после себя. Остатки костра надо затоптать или залить водой из ручья. Нельзя ломать ветки деревьев, не разорять птичьи гнёзда и муравейники, не рвать цветы)

-Сегодня на уроке мы с вами отправимся в лес, и чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб -Мухомор.(Иллюстрация на доске)

(Таблица на доске)

-Он предлагает вам поиграть в игру «Верите ли вы, что…» На каждой парте лежит таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а отмечать, если согласны с утверждением – «+», и – «-», если не согласны.

Вопросы

-… грибы живая природа?

- … способствуют образованию перегноя?

- … у гриба есть шляпка?

- … все грибы можно есть?

- … есть ли правила сбора грибов?

     Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице, и видеть, насколько были правы.

- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).

- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)

- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).

- Почему? (Они растут на земле).

- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).

- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).

- Вы уже знаете, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).

- А к миру животных? (Тоже нет так как они не могут передвигаться).

- Так, что же такое грибы? Какие у вас предположения?(Наверное, это особое царство (мир) природы).

- Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.(слайд 2)

-Даже ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное - они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже … по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделили в особое царство - царство грибов.

( Прикрепить название на доску)

-Наши леса славятся грибами.

-Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами? 

- Из каких частей состоит видимая часть гриба? (Шляпка и ножка)

-Что находится в земле? Как вы думаете? (Грибница)

-Сейчас мы проверим верность ваших знаний, посмотрев видеоролик.

-Итак ребята, после того как вы посмотрели видеоролик, откройте рабочую тетрадь на странице 66, и выполните задание номер 1. Даю на это задание вам 3 минуты!

- Кто выйдет к доске и покажет какую схему гриба он нарисовал? (Шляпка, ножка, грибница)

-Ребята, а как вы думаете, что такое грибница?

-Ответ на этот вопрос мы получим прочитав информацию в учебнике. Откройте страницу 112.

-Что же такое грибница? (Подземная часть гриба)

-Какие названия грибов вы знаете?

-Почему названия некоторых грибов похоже на название дерева? 

- Сейчас мы  узнаем, есть ли взаимосвязь между грибами и растениями.  

- Прочитаем об этом в  3абзаце  текста.

- Что грибница  всасывает из почвы?(Влагу с солями и    отдает ее деревьям)

-Что грибница не может производить?  (Питательные вещества, образуемые при свете в листьях)

- Где гриб берет эти питательные вещества?    

  (Деревья дают грибам вещества, вырабатываемые на свету в листве.  

Грибница  «выращивает» дерево.)

- Есть ли дружба между грибами и растениями?    

  (Многие грибы дружат с определенными  видами деревьев.  Эта дружба полезна грибам и деревьям. Корни их срастаются и питают друг друга.)

-Какой мы можем сделать из этого вывод?

(Грибы дружат с растениями)

-Наш помощник гриб-Мухомор, приготовил нам пословицу:(слайд 3)

«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?

-Как вы ее понимаете?(Не все грибы можно есть, грибы бывают съедобные и ядовитые)

- Совершенно верно ребята, около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

-Гриб-Мухомор вывел нас на грибную поляну, здесь грибов видимо- невидимо….., но как не ошибиться и не набрать в лукошко ядовитых грибов?

-Для этого Мухомор придумал игру: “Съедобный, несъедобный”. Я буду называть гриб, вы должны определить к какой группе он относиться- к съедобным или ядовитым.

(Иллюстрации грибов на доске)

-Белый гриб

-Желчный гриб

-Опенок

Ложноопенок кирпично-красный

-Шампиньон

-Бледная поганка

-После того как вы наполнили наши корзинки какой вывод мы можем сделать?  (Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников.

 Нужно уметь их различать)

-Ребята а как вы думаете, чтоб произошло если бы мы набрали ядовитых грибов в нашу корзинку? (Мы отравились)

-А чтобы такого не случилось, что мы должны соблюдать? (Правила сбора грибов)

-Какие правила сбора грибов вы уже знаете?

-Внимание на слайд 4:

  • Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)
  • Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)
  • Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества как губка)
  • Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения)
  • Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.
  • Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.

 -Итак ребята, наш помощник гриб-Мухомор, задает нам контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?

 (Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью)

С какими группами грибов мы с вами познакомились на уроке?

-У каждого на парте лежит по одному грибу, ваша задача нарисовать мордочку, соответствующую вашему настроению на уроке.

-На счет 3 поднимаем!

-Спасибо за урок! Урок окончен!

Приветствуют учителя, усаживаются за рабочие места.

Слушают учителя.

Озвучивают «Правила друзей природы»

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Слушают загадку, формулируют ответ.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Выдвигают свои предположения о царстве грибов.

Отвечают на поставленные вопросы учителя; Сохраняют учебную задачу.

 Закрепляют и корректируют знания о грибах.

 Закрепляют и корректируют понятие о строении гриба, его значении для растений леса, формировать навык устной речи.

Просматривают видеоролик.

Закрепляют знания о строение гриба.

Характеризуют  строение шляпочных грибов

Систематизируют собственные знания о грибах.

Первый кто поднимает руку выходит к доске и переставляет гриб в нужную корзинку.

Формулируют правила безопасного сбора грибов.

Формулируют итоги урока, сохраняя и принимая учебную задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...