Интегрированный урок 4 класс "От рождения до старости"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Богунова Елена Ивановна

Интегрированный урок: окружающий мир, русский язык, физкультура

Цель: дать представление учащимся о разных периодах человеческой жизни и о бережном отношении к своему организму, ознакомление с новым видом текста - описанием.

Задачи:

Образовательная

  • уточнить понимание детей понятий: детство, юность, зрелость, старость; продолжить учить составлять текст описание, научить бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведении.

Развивающая

  • развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, классифицировать, «погружаться в тему»;
  • развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей;

Воспитательная

  • формировать умения сочувствовать, сопереживать, принимать людей любого возраста;
  • воспитание патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_4_klass.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. От рождения до старости.

Интегрированный урок: окружающий мир, русский язык, физкультура

Цель: дать представление учащимся о разных периодах человеческой жизни и о бережном отношении к своему организму, ознакомление с новым видом текста - описанием.

Задачи:

Образовательная

  • уточнить понимание детей понятий: детство, юность, зрелость, старость; продолжить учить составлять текст описание, научить бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведении.

Развивающая

  • развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, классифицировать, «погружаться в тему»;
  • развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей;

Воспитательная

  • формировать умения сочувствовать, сопереживать, принимать людей любого возраста;
  • воспитание патриотизма.

УУД:

Личностные: умение самостоятельно находить решение на вопрос, высказывать самые простые ответы на вопросы, ориентироваться в учебном материале.

Регулятивные: умение работать с предложенным материалом, использовать необходимые средства для нахождения необходимой информации для текущего урока.

Познавательные: способность самостоятельно находить ответ на вопрос, формулировать тему и цель урока.

Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других, адекватно воспринимать мнение одноклассников, использовать в своей работе на уроке средства ИКТ.

Тип урока: получение новых знаний.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы: групповая, фронтальная, коллективная

Технологии: педагогическое сотрудничество, развивающая, здоровьесберегающая, игровая, ИКТ, смешанного обучения.

Дидактический материал и оборудование:

  1. Компьютер, проектор, экран;
  2. Учебники: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. «Окружающий мир». Учебник в 2 ч. Ч.1 – Вентана – Граф, 2015 г., С.В. Иванов, М.И. Кузнецова «Русский язык» . Учебник в 2 ч. Ч.1 – Вентана – Граф, 2015 г
  3. Презентации «От рождения до старости»; «Техника безопасности на уроках физкультуры»
  4. Карточки для работы в группах;

Солнышко, сигнальные карточки, картинки по возрастным группам, карточки «Определи возрастную группу».

  1. У учащихся – учебник, фотографии родителей, печатная бумага, клей, ножницы, фломастеры или карандаши.

Ход урока

Этапы организации учебной деятельности

Результаты освоения содержания образования (предметные: базовый, повышенный уровни; метапредметные, личностные)

Содержание деятельности учителя

Учебная деятельность ребенка (учебные задачи)

Учебный материал

 (тексты учебников, ЦОРы, социокультурные, социо-производственные ресурсы)

Перечень приемов (педтехник), позволяющих преодолеть трудности ребенка в учебной деятельности

1

Этап самоопределения к деятельности.

Цель:

Организовать детей на совместную деятельность

(Универсальные УУД)

Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.

Вот и солнце появилось,

На урок к нам снарядилось,
Чтобы мы учились дружно
И узнали всё, что нужно.

– Солнышко дарит вам частичку своего тепла и хорошего настроения.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать, что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (нужно быть внимательным и наблюдательным).

- А с каким настроением вы пришли на урок? Давайте узнаем. Перед вами лежат карточки:

зелёный цвет – гармоничное, комфортное; жёлтый – спокойное и ровное;

красный – тревожное. Возьмите карточку того цвета, который соответствует вашему настроению (дети показывают карточки).

Высказывают свое мнение и выбирают карточку по цвету настроения

Игровая технология

2

Этап проверки домашнего задания

Цель:

Проверить уровень усвоения изученного материала

(Регулятивные УУД)

Научатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

(Познавательные УУД)

Научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

- Давайте проверим домашнее задание. Соберитесь в 3 группы по выбранным вами цветам карточек.    

1 группа:

Зеленый – якласс, предметы, окружающий мир, 3 класс, человек – часть природы,

2 группа:

Желтый -  Составить рассказ по теме «Чтобы успешно решить умственную задачу нужно,…» У стр 104

3 группа:

красный – Найти в толковом словаре значение слова мыслить –

- Выводы запишите в тетрадь.

- давайте послушаем результаты работы каждой группы. Оцените себя сами.

Собираются по группам, согласно выбранного цвета и выполняют разноуровневые задания.

Выполняют

задания на компьютерах.

Выполняют задания в учебнике

Выполняют задание по толковому словарю

Записывают выводы в тетрадь

Знакомят класс с выводами и самооценивают свою работу

Образовательная платформа ЯКЛАСС

(предметы, окружающий мир, 3 класс, человек – часть природы)

Технологии дифференцированного обучения, ИКТ

3

Этап целеполагания

Цель:

актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии.

(Коммуникативные УУД)

Умение выразить свои мысли.

(Регулятивные УУД)

Получить возможность научится в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

-Посмотрите карточку на платформе УЧИ.Ру и определите тему нашего урока.

Отгадайте загадку:

Кто утром на четырех ногах,
Днем – на двух,
А вечером – на трёх?  
Слайд 1
(
Человек)

Почему утром на четырёх ногах, днём – на двух ногах, а вечером – на трёх?

- Сегодня интегрированный урок: окружающий мир, русский язык, физкультура.

- Что бы вы хотели узнать до данной теме на нашем уроке?

Отгадывают загадку

Выполняют задание по карточке на образовательном сайте УЧИ.РУ

Определяют тему урока

Ставят цели по учебным предметам (как человек проживает свою жизнь – периоды, как сберечь свое здоровье, описывать каждый период жизни)

Образовательная платформа

УЧИ.РУ

(УЧИ.РУ, программа 4 класс, окружающий мир, история, изучая историю).

Технология смешанного обучения

4

Этап

Актуализации знаний

Цель:

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания

(Личностные УУД)

умение самостоятельно находить решение на вопрос, высказывать самые простые ответы на вопросы, ориентироваться в учебном материале.

(Предметные УУД)

устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;

Рассмотрите на рисунок. В древности люди так представляли возраст человека. Согласны ли вы с мнением древних людей? Слайд 4-8

Детство человека - весна.

- Что происходит весной, почему весну сравнивают с детством? Детство, как почва, в которую падают семена. Весной, когда становится теплее, семена начинают прорастать. Так и Человек. Он рождается и начинает набираться сил. Как Цветок.

Юность человека – лето. 

- Какие изменения происходят в природе летом? Почему лето сравнивают с юностью? Летом растения благоухают ароматами и яркими красками. Так же как природа, человек молодеет. Он преображается и становится ярким, красивым и молодым.

Зрелость человека – осень. 

- Почему осень в древности считали зрелостью человека? Осенью растениям уже не хватает энергии, так как летом. Деревья и цветы как бы в возрасте. Так же и люди, уже не такие энергичные, но все еще цветут.

Старость человека – зима.

-Как представляли зиму в древности? Почему она ассоциировалась у наших предков со старостью? А зимой все растения, животные и насекомые засыпают. Становятся старыми. Так заведено в природе. И человек стареет.

- А еще возраст человека можно сравнить с четырьмя фазами суток (утро, день, вечер и ночь). Почему?

- Что мы с вами сейчас сравнивали? Времена года и человека, фазы суток и человека. Отсюда можно сделать вывод, что человек и природа целое!

В старой древности сказали:

Возраст временем назвали:

Юность человека- лето, детство всех людей - весна,

Зрелость человека – осень, старость всех людей – зима!

Просматривают презентацию, слушают  выступления одноклассников, делают выводы

Презентация «От рождения до старости»

Технологи развивающего обучения

5

Этап продуктивная деятельность

Цель:

Усвоение новых знаний и способов действия

(Коммуникативные УУД)

формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

(Предметные УУД)

бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;

       5.1 - Откройте У «Окружающий мир». Прочитайте текст на стр 106-107.

- Определите тип текста. Докажите, приводя примеры из текста.

- Что такое текст описание?

- Давайте составим план текста описания по картине  «Петр Первый»

Просмотр учебного фильма «Петр Великий»

Составление текста описания (комментированная работа у доски)

         5.2.  -  Давайте теперь поговорим про каждый возрастной период. Чему учится человек, проходя каждый возрастной период. Существуют такие возрастные периоды:  Слайд 9-15

Младенчество

Дошкольное детство

Школьный возраст

Юношеский возраст

Зрелость

Старость

Давайте послушаем характеристику каждого периода. (презентация)

Младенчество (до 1года): Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве осуществляется не иначе, как с помощью взрослого. Ребенок учится сидеть, ползать, к году начинает ходить, говорить первые слова. 

Дошкольное детство (от 3 до 6 лет): на 3-м году жизни ребёнок научается отделять себя от взрослого, относиться к себе как самостоятельному "Я", складываться личность ребёнка, он начинает рисовать, лепить, формируются интересы, мотивы поведения. 

Школьный возраст (от 7 до 18): период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьных знаний. 

Юношеский возраст (от 18 до 25): возраст перехода к самостоятельности, в этом возрасте встает задача выбора профессии, многие начинают трудовую деятельность. 

Зрелость (от 30 до 60): период в жизни человека, в котором он достигает наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии. 

Старость (от 65 и выше): период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.

                 Физкультминутка.

5.3. – Я – человек, он – человек. А что самое главное мы должны беречь с детства? (здоровье)

- Сегодня у нас урок физкультуры – теоретический?

- Что может случиться, если не соблюдать ТБ на уроке физкультуры? (просмотр презентации)

Практическая работа – Создание буклета «Советы – как избежать травмы на уроках физкультуры»

Работают по учебнику, отвечают на поставленные вопросы, составляю и комментировано записывают текст на доске и в тетради

Просматривают презентацию и делают выводы

Отвечают на вопросы и работают с презентацией

Групповая работа- составляют буклет

Учебный фильм

(https://www.youtube.com/watch?v=Wd9L58oAYrY)

Презентация «От рождения до старости»

Презентация «Техника безопасности на уроках физкультуры»

Здоровьесберегающая технология

6

Этап первичного осмысления

Цель: Применить полученные знания на практике.

(Познавательные УУД)

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале

(Личностные УУД)

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

          6.1 Игра: «Определи возрастную группу по описанию»

Описание: дети работают в парах. У каждой пары набор карточек с описанием.

Задание: прочитать описание возрастной группы и определить возрастную группу.

          6.2  Игра: «Определи возрастную группу по фотографии» Слайд 16-21

Описание: дети работают в тех же парах. На электронной доске дети видят фотографию человека из определенной возрастной группы, затем каждая группа совещается около минуты и записывает правильный ответ на листе.)

         6.3 Игра «Установи соответствие»

Младенчество                    От 65 лет

Дошкольное детство         От 18 до 30 лет

Школьный возраст            До 1 года

Юношеский возраст          От 3 до 6 лет

Зрелость                              От 30 до 60 лет

Старость

Работают в парах, определяя возрастные группы по описанию

по фотографиям

устанавливают соответствие

Презентация «От рождения до старости»

Технология педагогического сотрудничества

7

Этап - Рефлексии

Цель:

фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание учащимися собственной  деятельности

(Регулятивные УУД)

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

Практическая работа. Создание мини – проекта «Этапы жизни».

Ребята, вам было задание подыскать дома несколько фотографии папы или мамы. Сейчас мы с вами создадим мини - проект. Называется он «Этапы жизни». Расположите фото мамы или папы на листе бумаги. Приклейте. Подпишите, какому этапу соответствует фотография.

Учащиеся создают проект

8

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Какие основные возрастные периоды есть у каждого человека?

- В каком возрастном периоде ученики? Родители? Бабушки и дедушки?

ДЗ:  Окружающий мир – якласс – отличие человека от животных.

Физкультура – 2 упражнения на развитие опорно-двигательной системы

Русский язык –  написать мини – сочинение «Каким я вижу себя в старости»

Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского языка и окружающего мира "Мой день рождения. Мои друзья"

Данный материал разработан совместно с учителем начальной школы Дворцовой Е.В. и может использоваться на уроке английского языка во 2 классе при изучении темы "Мой день рождения" по УМК "Spotlight 2" ...

Конспект урока по окружающему миру "От рождения до старости. Возраст человека"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "От рождения до старости. Возраст человека" 4 класс. УМК "Начальная школа 21 века"...

Городской семинар « Работа с этнокалендарем» Открытый интегрированный урок. Окружающий мир. Этнокалендарь. Развитие речи. Тележурнал «Беседы о природе» «М.М. Пришвин приглашает в гости к весне» Посвящается 140 годовщине со дня рождения М.М. Пришвина. Учи

Цели урока:Общедидактическая цель урока: • создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; • применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через о...

Городской семинар « Работа с этнокалендарем» Открытый интегрированный урок. Окружающий мир. Этнокалендарь. Развитие речи. Тележурнал «Беседы о природе» «М.М. Пришвин приглашает в гости к весне» Посвящается 140 годовщине со дня рождения М.М. Пришвина.

Цели урока:Общедидактическая цель урока: • создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; • применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через о...

Этапы жизни человека или от рождения до старости

Этапы жизни человека или от рождения до старости...

Интегрированный урок "Подарок на День рождения"

Интегрированный урок по теме «Подарки ко дню рождения» в 3 классеПедагоги: Мальцева И.А., Шмелева Т.В.Автор учебника: М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева «Enjoy English» 3 класс.Ти...