Разнообразие растений
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
- умение различать группы растений по их существенным признакам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_3_klasse.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе,
проведенного учителем начальных классов
Манаповой Асият Манаповной
Тема: Разнообразие растений.
Тип урока: Урок-поиск
Технологии обучения: личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская.
Продолжительность: 45 минут
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
- умение различать группы растений по их существенным признакам.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Коммуникативные УУД: Уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; читать в слух и про себя тексты учебников выделять в них главное;
Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке.
Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Планируемый результат: учащиеся должны научиться определять растения разных групп; анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Материал к уроку: учебник, рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.
Описание урока
Обоснование выбора формы проведения урока
Существует связь между окружающим миром и различными жизненными ситуациями, которая побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли активизировать сознательную деятельность учащихся. Одной из таких форм является урок исследование, когда ученик сталкивается с проблемой, для решения которой имеющихся знаний недостаточно, их необходимо «добыть ». Учащиеся сами формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, находят способы решений. Учитель направляет учащихся, создает ситуации успеха.
2.Форма организации деятельности учащихся.
На 1 этапе происходит фронтальная работа с классом. На 2 этапе - групповая работа. На 3 этапе происходит обмен между группами полученной информации. На 5 этапе урока учащиеся с учителем обобщают полученные знания.
Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.
На уроке созданы все условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражается в следующем:
Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
Стимулирование учащихся к высказываниям;
Создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения
Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:
своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
чёткая организация учебного труда;
групповая работа, создающая ситуацию, когда более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
5. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.
Использование ИКТ на данном уроке способствует:
решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом, никто не бездельничает;
увеличению объёма выполненной работы.
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения
Ход урока.
1.Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
.Фронтальная работа
- Какой состав имеет почва? (Учащиеся проговаривают вслух названия, которые входят в состав почвы – вода, воздух, перегной, песок, глина, соли, микробы)
- Что такое почва? (верхний плодородный слой земли)
- Какие живые существа есть в почве? (микробы, черви, личинки, кроты и др.)
- А теперь ответьте на вопросы: Тест. Каждому ученику карточка
1. Выберете правильное определение почвы:
А) верхний слой земли, где есть песок и глина;
Б) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух и вода;
В) верхний плодородный слой земли.
2. Какая главная часть почвы?
А) перегной;
Б) песок;
В) глина.
3.Что образуется из перегноя под действием микробов?
А) вода;
Б) воздух;
В) соли.
4. Что используют растения для питания?
А) микробы;
Б) соли;
В) перегной.
5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?
А) песок;
Б) глина;
В) перегной.
- Куда можно отнести почву: к живой или не живой природе? (В почве есть составляющие неживой природы – глина, песок, воздух, вода, соли; и живой – бактерии).
3.Сообщение темы и цели урока:
- Отгадайте загадки
Вырос в поле
Злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репей)
Из - под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает. (Подснежник)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
- Что между ними общего? (Относятся к царству растений.)
- Что мы будем изучать сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомим с новой классификацией растений.
4. Тема урока «Разнообразие растений»
Мы отправимся с вами в удивительное Царство- это Царство растений. В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют еще флорой. В этом государстве приветствуют нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет свое Царство. Флора в римской мифологии - богиня цветов и весны.
-Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёная одежда Земли»? Как вы это понимаете?(высказывания ребят)
. Учитель: И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Они образуют леса, луга. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой. Но царство растений насчитывает около 350000 видов, от маленьких водорослей до огромных деревьев. Какой вопрос возникает?
Как же их можно узнать и не перепутать одно растение с другим? Вот сегодня мы хорошенько потрудимся и постараемся найти ответ на этот вопрос.
-Какую цель поставим перед собой на уроке?
(Познакомиться с основной классификацией растений, рассмотрим особенности каждой группы растений их сходство и различие.)
- Какая наука занимается изучением растений? (Наука, которая изучает только растения, называется БОТАНИКОЙ. Ботаника – один из разделов биологии.)
- Сегодня на уроке нам предстоит во многом разобраться многое узнать и рассмотреть. Поэтому я предлагаю вам поработать в роли учёных-ботаников.
-Какие умения вам понадобятся для того чтобы работа прошла результативно? (наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, помогать друг другу).
- На какие группы делится царство растений? (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).
5.Физ.минутка.
1.Цветковые растения
Учитель. - Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.
Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела.
Работа со слайдом.
Как вы думаете, можно ли дерево назвать цветковым растением?
2.Хвойные растения.
Другая группа растений – хвойные растения.
Какие растения относятся к этой группе? Что общего между цветковыми растениями и хвойными?
Чем они различаются?
Учитель. – Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.
3. Папоротники.
( рассказывает заранее подготовленный ученик)
Папоротник.
Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.
Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.
По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.
Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.
Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.
Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.
4. Мхи.
( рассказывает заранее подготовленный ученик)
МХИ
Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.
Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.
На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.
Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.
Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.
Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.
Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.
5. Водоросли.
(рассказывает заранее подготовленный ученик)
Водоросли.
Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.
У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли)
Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.
Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.
По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.
Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.
Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.
Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.
6. Это интересно. (Сообщения детей)
Опасные растения.
Борщевик – гигантское растение, высотой 2 метра. Растёт преимущественно по берегам рек. На берегу нашей реки Нечепсухи произрастает в больших количествах. Это растение очень опасное. Его листья могут обжечь кожу человека. Ожог заживает очень долго. Поэтому, это растение трогать нельзя.
Растения – рекордсмены.
Водоросли:
• Самые древние растения на Земле.
• Учёные утверждают, что водоросли появились более 500 миллионов лет тому назад.
Эвкалипт: • Одно из самых высоких деревьев, растущих в Краснодарском крае.
• Высота дерева достигает 100 метров.
Ряска:
• Одно из самых маленьких растений.
• На ногте ребёнка может поместиться 1-2 таких растений.
Самшит:
• Самое твёрдое дерево на Земле.
• Его древесина столь прочна, что может сравниться с железом. Топор при ударе о такое дерево тупится, отскакивая от ствола.
• Растёт на склонах горы Фишт (Краснодарский край)
Бамбук:
• Самая высокая трава. Произрастает в Краснодарском крае.
• За каждый день она прибавляет в росте на полметра. Растёт только 40 дней, а иначе бы дотянулась до облаков.
Тыква:
• Самый крупный плод.
• Вес достигает более 90 килограммов.
7. Игра «Узнай меня»
1. Мы – самое большое царство растений, нас почти 250 тысяч видов (цветковые).
2. Цветков, плодов и семян у нас не бывает. Наши листья похожи на перья
(папоротники).
3. Мы растём во влажных местах, нас около 27 тысяч видов (мхи).
4. Мы – самое малочисленное царство растений (хвойные).
Учитель:
Хорошо, вы были на уроке внимательны. И прекрасно продемонстрировали свои знания.
8. Итог урока. Рефлексия (Приём «Синквейна»)
Учитель:
Заканчивая разговор о разнообразии растений, я предлагаю вам написать об этой части природы синквейн. Вспомним, что такое синквейн, как он строится? (Высказывания детей, ребята пишут свои мысли, озвучивают).
Пример синквейна
Растения.
Полезный, прекрасные.
Кормят, одевают, радую.
Зелёный наряд Земли.
Восхищение!
Подведение итогов
9. Домашнее задание.
Прочитать в учебнике с. 71-75; ответить на вопросы раздела «Проверь себя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»
Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...
Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
"Разнообразие растений. Группы растений."
Урок -исследование по окружающему миру "Разнообразие растений" по развивающей системе Л.В.Занкова...
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду." Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...
"Разнообразие растений на Земле (хвойные и цветковые растения)"
Окружающий мир...
Разнообразие растений. Культурные растения.
Самостоятельная работа по теме: "Разнообразие растений. Культурные растения" (в 2-х вариантах). УМК "Перспективная начальная школа". Материал можно использовать по любому УМК....
Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»
Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...