ПРОГРАММА комплексной краеведческой экспедиции «Томская писаница»
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Заложение основ знаний о родном крае.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tomskaya_pisanitsa_ekspeditsiya.docx | 297.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №93»
ПРОГРАММА
комплексной краеведческой экспедиции
«Томская писаница»
Составитель:
Зачиняева Лидия Ивановна,
учитель МБОУ «СОШ №93»
Новокузнецк, 2017
Место проведения:
Сроки реализации: 20.06 – 21.06. 2017 года (2 дня)
Возраст детей: от 9 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Изменения произошли в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. Психологами доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс воспитания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения привязанности к родному краю, земли, на которой родился и рос. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить те пробелы в воспитательной работе, которые возникли в последнее время.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств необходимо проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».
Данная экспедиция нацелена на изучение истории нашего края, культурно-исторического центра, на решение задач духовно-нравственного и экологического воспитания, на развитие познавательной активности и творческих способностей. Экспедиция планируется комплексная, ребятам предстоит изучить историю и жизнь людей работающих в музее, познакомиться с пещерами и растительным миром края, научиться ориентироваться на местности.
Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение этой культуры, традиции позволит школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность.
Цель: заложение основ знаний о родном крае, о традициях, культуре, истории народа земли Кузнецкой, любви и преданности к родным местам; умений и навыков бережного отношения к окружающему миру; творческого подхода к полученным знаниям.
Задачи:
Личностные: формирование коллективизма; развитие коммуникативных навыков; привитие любви к родному краю и здорового образа жизни.
Метапредметные: получение представлений о культуре, быте, традициях данного народа; воспитание гордости за свою землю и известных, почитаемых в народе, людей земли Кузнецкой.
Предметные: изучение особенностей Кемеровской области (климат, территории, историю) и повышение интереса к окружающему миру; создание условий для творческого раскрытия личности ребёнка через вовлечение в краеведческую работу, развитие первичных навыков исследовательской работы.
Место проведения:
АУКО Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница»
Россия, Кемеровская область, Яшкинский район, деревня Писаная
Объекты изучения в рамках экспедиции:
Древнее святилище с наскальными рисунками эпохи неолита и бронзы, около 280 рисунков 4-3, 2-1тыс. до н.э.
- «Шорский улус Кезек».
- Материальная и духовная культура коренных жителей Притомья - шорская усадьба, состоящая из подлинных построек конца 19 - нач.20 вв.
- Реконструкция кладбища, дом шамана, Орехо-промысловый стан.
- «Славянский мифологический лес». Капище и идолы древних славян до принятия христианства.
- «Время, космос и календари». Календарные системы народов мира, стена времени.
Виды деятельности: научно-исследовательская, проблемно - ценностное и досуговое общение, общественно-полезная практика, проектная деятельность, как итог экспедиции.
Форма организации: экспедиция.
Сроки реализации: 20.06. – 21.06. 2017 года (2дня).
Возраст детей: от 9 лет.
Исполнители программы:
1. Учащиеся четвёртых классов МБОУ «СОШ№93».
2. Педагоги МБОУ «СОШ №93», осуществляющие общее руководство, организующие познавательную и досуговую деятельность детей – 2 человека.
3. Родители учащихся, обеспечивающие хозяйственную деятельность группы – 2 человека. Родители являются полноправными партнерами педагогов по формированию нравственной личности ребёнка в воспитательно-образовательном процессе школы.
Этапы реализации программы:
I этап
- подготовительный (заочное знакомство с культурно-историческими центрами края на занятиях в течение учебного года);
- подготовить тетрадь фотофиксаций, юные фотографы будут записывать сведения о каждом сделанном кадре (наименование объекта фотосъемки, сюжет, время и место действия), которые они делают в экспедиции.
II этап
– реализация программы (посещение музея, изучение традиций и жития предков, участие в мероприятиях, организация оздоровления и досуговой деятельности, сбор фото-, видеоматериала, изучение основ ориентирования на местности, знакомство с растительным миром края).
III этап
– послеэкспедиционный (анализ результатов экспедиции, подготовка отчета).
Обеспечение безопасности участников
В целях обеспечения безопасности участников экспедиции:
- перед началом мероприятия все участники письменно знакомятся с правилами техники безопасности;
- в обязательных документах необходимо представить справку о состоянии здоровья; медицинский страховой полис; разрешение от родителей.
Перспективы развития программы:
- организация и проведение туристических поездок совместно с родителями;
- организация и проведение экспедиции в рамках дополнительного образования;
- выполнение исследовательских проектных работ учащимися – участниками экспедиции;
- увеличение числа учащихся, изучающих экологическую культуру в сфере дополнительного образования;
- пропаганда здорового образа жизни и идей духовно-нравственного и экологического воспитания через периодическую печать.
План – сетка
реализации основных мероприятий программы комплексной краеведческой экспедиции в музей-заповедник «Томская писаница»
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | - Заезд, обустройство в гостевом доме. - «Шорский улус Кезек». - «Музей наскального искусства Азии». - Вечер у костра (за территорией): викторина «Литературная гостиная». | 1-й день |
2 | - «Славянский мифологический лес». - «Время, космос и календари». - Конкурс-экспромт «Наши таланты». - Отъезд, возращение. | 2-й день |
3 | - Изучение лекарственных трав. - Сбор растений для гербария, материалов для оформления фотоальбомов «Красота нерукотворная», «Красота рукотворная», «Красота спасенная». - Оформление дневника экспедиции. - Написание статей для школьной газеты. | ежедневно |
Ожидаемые результаты
Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. В этом плане экспедиционная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей.
Логическим итогом экспедиции мы можем считать достижение участниками определенного эффекта:
- личностного:
Толерантность к народам другой культуры, национальности.
Приобретение опыта самостоятельного действия в условиях пересеченной местности, тайги.
Умение ориентироваться в пространстве.
Умение работать в группе, в коллективе.
Выполнять правила личной гигиены.
Правила поведения в природе.
Проявление у детей чувства любви и уважения к малой родине, умение соблюдать нравственные нормы поведения на природе.
- предметного:
Расширение рамок мировоззрения и мировосприятия младшего школьника, активизация интереса к природе, культурному наследию и традициям родного края.
- метапредметного:
Создание отчетов и проектов по материалам экспедиции.
Наличие творческих образовательных продуктов учащихся социальной направленности (рефераты, исследовательские работы, экологические акции, фотовыставки, мультимедийный фотоальбом, видеоотчёты и др.)
Выводы
Элементарные социальные знания ребенок получает уже тогда, когда только начинает свою деятельность в экспедиции: знакомство с правилами поведения человека в лесу, в горах, на реке. Походная жизнь требует слаженной работы всего коллектива, умения быстро сработать в группе, навыка подчинения старшим, развитие умения критиковать и выдержать критику. Ведь само участие в походах мотивировано потребностями детей в общении со сверстниками. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого — качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно. А коллективные условия реализации деятельности дают ему представления о моральных нормах поведения общества и формируют отношение к ним как к ценности. Ребенок приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникативные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Приобретение школьником этих знаний происходит в походе совсем иначе, чем на школьных уроках или дома. Знакомясь с жизнью, условиями быта и традициями культуры предков ребенок усваивает социальные знания не в теории учебника, а на практике, пытаясь применить полученные знания и к себе. А смог бы я так жить?
Таким образом, экспедиция выступает для ребенка моделью социального мира. Именно опыт, приобретенный в экспедициях, помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, освоить различные социальные роли, межличностные отношения. Помогая социализации будущего гражданина страны.
Список литературы
1. Карпушева Е.Т. Экспедиция: традиция и инновация в экологическом образовании. - Проблемы экологического образования: материалы, Первой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 31 марта 2010 г. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. – с. 241.
2. Карпушева Е.Т. Приобщение к истокам. Из опыта работы «Детско-юношеской этно-экологической экспедиции «Былина в Заозёрье». - «Национальные культуры Урала. Традиционная народная культура в её архаических и современных формах». Материалы региональной научно-практической конференции/ Министерство культуры и туризма Свердловской области; центр традиционной народной культуры Среднего Урала. – Екатеринбург, 2011. –с. 145.
3. Равкин Ю.С. К методике учета птиц в лесных ландшафтах./ Природа очагов клещевого энцефалита на Алтае. Новосибирск, 1967. - с. 66-75.
4. Сикорская Г. П. Экологическое краеведение: Программа для подготовки социальных педагогов. Екатеринбург, 1992.
5. Чеурин Г.С. Русская традиционная культура путешествий. - www. sibir-put.nm.ru
6. Килуновская, М. Е. Рисунки на скалах Тувы / М. Е. Килуновская // Сборник научных трудов в честь 60‑летия А. В. Виноградова. – СПб.: Культ- Информ-Пресс,2007. – с.77—114.
7. Каталог художественной коллекции ГУК «Музея-заповедника «Томская писаница» (с CD-версией). — СПб.: ГАМАС, 2007. — С.100.
8. Леонтьев Н. В., Леонтьев С. Н. Памятники археологии Кизир-Казырского района. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. — с.178.
9. Мартынова Г. С., Покровская А. Ф. Исследователи «Томской писаницы». — Кемерово, 2000. — с.68.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элементарного краеведческого курса и тренинга самосовершенствования «Казачья вольница»
Программа по духовно-нравственному воспитанию. Внеурочная деятельность.1-4класс....
Программа эколого - краеведческого кружка "Юные александровцы" 3 - 4 класс.
Программа кружка разработана для эколого - краеведческой работы в 3 - 4 классе начальной школы....
Томская писаница
Одно из самых красивых мест Кемеровской области...
Программа туристско- краеведческого кружка "Моя малая Родина".
Программа туристско- краеведческого кружка содержит пояснительную записку, цели и задачи программы, условия реализации программы, содержание программы, материально- техническое обеспечение образовател...
Программа лагеря дневного пребывания «Истоки» (программа туристско-краеведческой направленности, реализуемая в условиях ЛДП)
Программа лагеря дневного пребывания «Истоки»(программа туристско-краеведческой направленности,реализуемая в условиях ЛДП ) Календарно-тематическое планирование. расчитана на 21 день....
Путешествие по городу Омску. Краеведческая экспедиция «Люби и знай родной край».
Классный час, посвященный 300-летнему юбилею города Омска. Путешествуя по станциям "Омск- исторический", "Омск - литературный", "Омск - театральный", "Омск - спортивный" юные краеведы расширят з...
Томская писаница
ПРОЕКТНАЯ РАБОТАТомская писаницаАвторы: Решетникова Юлия и Юров Ярослав, ученики 1 «а» класса МБОУ «ООШ №3 г. Юрга».Руководитель: Садковская Светлана Георгиевна,учитель начальн...