ПРОГРАММА комплексной краеведческой экспедиции «Томская писаница»
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Заложение основ знаний о родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tomskaya_pisanitsa_ekspeditsiya.docx297.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №93»

ПРОГРАММА 
комплексной краеведческой экспедиции

«Томская писаница»

                                                     

                                                       Составитель:

                                                                              Зачиняева Лидия Ивановна,

                                                                                        учитель МБОУ «СОШ №93»

Новокузнецк, 2017

Место проведения: 

АУКО Историко-культурный и природный музей-заповедник  «Томская  писаница», Россия, Кемеровская область, Яшкинский район, деревня Писаная

Сроки реализации: 20.06 – 21.06. 2017 года (2 дня)

Возраст детей: от 9 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.

Изменения произошли в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. Психологами доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс воспитания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения привязанности к родному краю, земли, на которой родился и рос. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить те пробелы в воспитательной работе, которые возникли в последнее время.  

         Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств необходимо проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». 

          Данная экспедиция нацелена на изучение истории нашего края, культурно-исторического  центра, на решение задач духовно-нравственного и экологического  воспитания, на развитие познавательной активности и творческих способностей. Экспедиция планируется комплексная, ребятам предстоит изучить историю и жизнь людей работающих в музее, познакомиться с пещерами и растительным миром края, научиться ориентироваться на местности.

Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение этой культуры, традиции позволит школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность. 

Цель: заложение основ знаний о родном крае, о традициях, культуре, истории народа земли Кузнецкой, любви и преданности к родным местам; умений и навыков бережного отношения к окружающему миру; творческого подхода к полученным знаниям.

Задачи:

 Личностные: формирование коллективизма; развитие коммуникативных навыков; привитие любви к родному краю и здорового образа жизни.

Метапредметные: получение представлений о культуре, быте, традициях данного народа; воспитание гордости за свою землю и известных, почитаемых в народе, людей земли Кузнецкой.

Предметные: изучение особенностей Кемеровской области (климат, территории, историю) и повышение интереса к окружающему миру; создание условий для творческого раскрытия личности ребёнка через вовлечение в краеведческую работу, развитие первичных навыков исследовательской работы.

Место проведения: 

АУКО Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница»

Россия, Кемеровская область, Яшкинский район, деревня Писаная

Этот уникальный многопрофильный музей под открытым небом был создан в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 16 февраля 1988 года.

Объекты изучения в рамках экспедиции:  

Древнее святилище с наскальными рисунками эпохи неолита и бронзы, около 280 рисунков 4-3, 2-1тыс. до н.э.
- «Шорский улус Кезек».

- Материальная и духовная культура коренных жителей Притомья - шорская усадьба, состоящая из подлинных построек конца 19 - нач.20 вв.

- Реконструкция кладбища, дом шамана, Орехо-промысловый стан.
- «Славянский мифологический лес». Капище и идолы древних славян до принятия христианства.

- «Время, космос и календари». Календарные системы народов мира, стена времени.
Виды деятельности: научно-исследовательская, проблемно - ценностное и досуговое общение, общественно-полезная практика, проектная деятельность, как итог экспедиции.

Форма организации: экспедиция.

Сроки реализации: 20.06. – 21.06. 2017 года (2дня). 

Возраст детей: от 9 лет.

Исполнители программы: 
1.  Учащиеся четвёртых классов МБОУ «СОШ№93».

2.  Педагоги МБОУ «СОШ №93», осуществляющие общее руководство,      организующие познавательную и досуговую деятельность детей – 2 человека. 

3.  Родители учащихся, обеспечивающие хозяйственную деятельность группы – 2 человека. Родители являются полноправными партнерами педагогов по формированию нравственной личности ребёнка в воспитательно-образовательном процессе школы.

Этапы реализации программы: 
I этап

- подготовительный (заочное знакомство с культурно-историческими центрами края на занятиях  в течение учебного года);

- подготовить тетрадь фотофиксаций, юные фотографы будут записывать сведения о каждом сделанном кадре (наименование объекта фотосъемки, сюжет, время и место действия), которые они делают в экспедиции.                         

II этап 

– реализация программы (посещение музея, изучение традиций и жития предков, участие в мероприятиях, организация оздоровления и досуговой  деятельности, сбор фото-, видеоматериала, изучение основ ориентирования на местности, знакомство с растительным миром края).

   III этап

 – послеэкспедиционный (анализ результатов экспедиции, подготовка отчета).

Обеспечение безопасности участников

      В целях обеспечения безопасности участников  экспедиции:

- перед началом мероприятия все участники письменно знакомятся с     правилами техники безопасности;  

- в обязательных документах необходимо представить справку о состоянии здоровья; медицинский страховой полис; разрешение от родителей.

Перспективы развития программы: 
- организация и проведение туристических  поездок совместно с родителями; 

- организация и проведение  экспедиции   в рамках дополнительного образования;

- выполнение исследовательских проектных работ учащимися – участниками экспедиции;

- увеличение числа учащихся, изучающих экологическую  культуру в сфере дополнительного образования;

- пропаганда здорового образа жизни и идей духовно-нравственного и экологического воспитания через  периодическую печать. 

                                     

План – сетка
реализации основных мероприятий программы комплексной краеведческой экспедиции в музей-заповедник «Томская писаница»

Мероприятия

Сроки

1

- Заезд, обустройство в гостевом доме.

- «Шорский улус Кезек».

- «Музей наскального искусства Азии».

- Вечер у костра (за территорией): викторина «Литературная гостиная».

1-й день

2

- «Славянский мифологический лес».

- «Время, космос и календари».

- Конкурс-экспромт «Наши таланты».

- Отъезд, возращение.

2-й день

3

- Изучение лекарственных трав.

- Сбор растений для гербария, материалов для оформления фотоальбомов «Красота нерукотворная», «Красота рукотворная», «Красота спасенная». - Оформление дневника экспедиции. - Написание статей для школьной газеты. 

ежедневно

Ожидаемые результаты

         Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. В этом плане экспедиционная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей.

Логическим итогом экспедиции мы можем считать достижение участниками определенного эффекта:

     - личностного:

Толерантность к народам другой культуры, национальности.

Приобретение опыта самостоятельного действия в условиях пересеченной местности, тайги.

Умение ориентироваться в пространстве.

Умение работать в группе, в коллективе.

Выполнять правила личной гигиены.

Правила поведения в природе.

Проявление у детей чувства любви и уважения к малой родине, умение соблюдать нравственные нормы поведения на природе. 

  - предметного:   

Расширение рамок мировоззрения и мировосприятия младшего  школьника, активизация интереса к природе, культурному наследию и традициям родного края.

  - метапредметного:

Создание отчетов и проектов по материалам экспедиции.

Наличие творческих образовательных продуктов  учащихся социальной направленности (рефераты, исследовательские работы, экологические акции, фотовыставки, мультимедийный фотоальбом, видеоотчёты и др.)

Выводы

Элементарные социальные знания ребенок получает уже тогда, когда только начинает свою деятельность в экспедиции: знакомство с правилами поведения человека в лесу, в горах, на реке. Походная жизнь требует слаженной работы всего коллектива, умения быстро сработать в группе, навыка подчинения старшим, развитие умения критиковать и выдержать критику. Ведь само участие в походах мотивировано потребностями детей в общении со сверстниками. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого — качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно. А коллективные условия реализации деятельности дают ему представления о моральных нормах поведения общества и формируют отношение к ним как к ценности. Ребенок приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникативные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Приобретение школьником этих знаний происходит в походе совсем иначе, чем на школьных уроках или дома. Знакомясь с жизнью, условиями быта и традициями культуры предков ребенок усваивает социальные знания не в теории учебника, а на практике, пытаясь применить полученные знания и к себе. А смог бы я так жить?

Таким образом, экспедиция выступает для ребенка моделью социального мира. Именно опыт, приобретенный в экспедициях, помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, освоить различные социальные роли, межличностные отношения. Помогая социализации будущего гражданина страны.

 

 

Список литературы

1. Карпушева Е.Т. Экспедиция: традиция и инновация в экологическом образовании. -  Проблемы экологического образования: материалы, Первой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 31 марта 2010 г. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. – с. 241.

2. Карпушева Е.Т. Приобщение к истокам. Из опыта работы «Детско-юношеской этно-экологической экспедиции «Былина в Заозёрье». - «Национальные культуры Урала. Традиционная народная культура в её архаических и современных формах». Материалы региональной научно-практической конференции/ Министерство культуры и туризма Свердловской области; центр традиционной народной культуры Среднего Урала. – Екатеринбург, 2011. –с. 145.

3. Равкин Ю.С. К методике учета птиц в лесных ландшафтах./ Природа очагов клещевого энцефалита на Алтае. Новосибирск, 1967. - с. 66-75.

4. Сикорская Г. П. Экологическое краеведение: Программа для подготовки социальных педагогов. Екатеринбург, 1992.

5. Чеурин Г.С. Русская традиционная культура путешествий. - www. sibir-put.nm.ru

6. Килуновская, М. Е. Рисунки на скалах Тувы / М. Е. Килуновская // Сборник научных трудов в честь 60‑летия  А. В. Виноградова. – СПб.: Культ- Информ-Пресс,2007. – с.77—114.

7. Каталог художественной коллекции ГУК «Музея-заповедника «Томская писаница» (с CD-версией). — СПб.: ГАМАС, 2007. — С.100.

8. Леонтьев Н. В., Леонтьев С. Н.  Памятники археологии Кизир-Казырского района. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. — с.178.

9. Мартынова Г. С., Покровская А. Ф.  Исследователи «Томской  писаницы». — Кемерово, 2000. — с.68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элементарного краеведческого курса и тренинга самосовершенствования «Казачья вольница»

Программа по духовно-нравственному воспитанию. Внеурочная деятельность.1-4класс....

Программа эколого - краеведческого кружка "Юные александровцы" 3 - 4 класс.

Программа кружка разработана для эколого - краеведческой работы в 3 - 4 классе начальной школы....

Томская писаница

Одно из самых красивых мест Кемеровской области...

Программа туристско- краеведческого кружка "Моя малая Родина".

Программа туристско- краеведческого кружка содержит пояснительную записку, цели и задачи программы, условия реализации программы, содержание программы, материально- техническое обеспечение образовател...

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки» (программа туристско-краеведческой направленности, реализуемая в условиях ЛДП)

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки»(программа туристско-краеведческой направленности,реализуемая в условиях ЛДП ) Календарно-тематическое планирование. расчитана на 21 день....

Путешествие по городу Омску. Краеведческая экспедиция «Люби и знай родной край».

Классный час, посвященный 300-летнему юбилею города Омска.  Путешествуя по станциям "Омск- исторический", "Омск - литературный", "Омск - театральный", "Омск - спортивный" юные краеведы расширят з...

Томская писаница

ПРОЕКТНАЯ РАБОТАТомская писаницаАвторы: Решетникова Юлия и Юров Ярослав, ученики 1 «а» класса МБОУ «ООШ №3 г. Юрга».Руководитель: Садковская Светлана Георгиевна,учитель начальн...