Конспект урока по окружающему миру "Лес"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Знакомство и расширение знаний о зоне лесов и животном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzh_miru_zona_lesov_4_kl.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру
по теме: "Леса России",
который будет дан в 4А классе,
23.10.2017г
учителем Козлович С.А.
Тема урока: Леса России
Цель урока : сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».
Задачи:
- Знать географическое положение зоны лесов на карте.
- Ознакомить с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.
- Познакомить с растительным и животным миром.
- Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.
- Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.
Тип урока: КОМБИНИРОВАННЫЙ
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: Презентация «зона лесов», , карточки с заданиями теста «Тундра», компьютер;
Основные понятия: Тайга, смешанный лес, широколиственный лес
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Приветствие гостей.Давайте покажем наше трудолюбие и любознательность четвероклассников.
II. Проверка домашнего задания
1. – По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Это была зона тундры)
2. Выполнение теста «Тундра» (каждому ученику дать листочек с тестом).
Продолжи предложение (высказывание)
1) Зона тундры расположена...
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.
2) В тундре...
а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.
3) Растения тундры ...
а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
4) К тундровым растениям относятся ...
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.
5) В тундре обитают...
а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, лемминги, волки;
в) верблюды, лошади, коровы.
3. Проверка выполнения теста.
– Ребята, проверьте, такие ли у вас получились ответы.
III. Самоопределение к деятельности. Работа над новой темой 20 мин.
– Сегодня мы продолжаем наше путешествие, и я вас приглашаю в следующую природную зону. Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь их отгадать и узнаете, о какой природной зоне мы будем сегодня говорить.
Дом со всех сторон открыт,
он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес).
А что это за резная крыша? Это ветки деревьев.
Сядьте удобно и послушайте. Что вы услышали. Где живут птицы?
Чтение стихотворения учеником.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь- мы свои!
С. Погорельский.
Что значит дремучий?
Густой,тёмный,как в сказке.
Слайд 1,2,3
– Да, ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в зону лесов.
Что первое надо определить?
(Учитель показывает на карте зону лесов России.
Слайд 4,5
Далее учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:
– А где находится зона лесов относительно зоны тундры?
– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
– Какая у зоны лесов земная поверхность?
– Какая она в сравнении с другими природными зонами?
– Итак, сделаем вывод.
Обобщение учителем ответов учеников: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой.
– Ребята, может быть кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон окрашена разными цветами? (Она разделена на три части)
– Правильно в этой природной зоне три части: самая большая часть – это…тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса –это… тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть – это…широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.
Слайд 6
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (демонстрация картины «Тайга»). Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями.
В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (показ гербария)
Слайд 7
2.Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.(дремучий лес)
3. Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины «В сосновом лесу»).
- Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
- Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
- Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.
Слайд 8,9.
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок).
Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
Слайд 20
Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной великан,лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
Слайд10,11
- К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины «Смешанный лес»).
- Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.
- Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.
- Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.
- Физминутка.
- Слайд14,15.
- Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, Размножаются семенами (картина «Широколиственный лес»).
- Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.
- Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
- Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.
- Клен бывает остролистный с большими резными листьями, а плоды у клена крылатые.
VI. Продолжение новой темы. Рассказ о животных зоны лесов.
– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
VII. Закрепление изученного.
Работа в тетради.Соедини картинки с названиями. Взаимопроверка.
Выбери правила поведения в лесу.Взаимопроверка.
VIII. Домашнее задание
Учебник стр..,в Т стр.48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Про кошек и собак" (урок защиты проекта УМК "Система Л.В. Занкова")
Урок защиты проекта для 2 класса...
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях
Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.
Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...