окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Чистяково
Советского района Ростовской области
Утверждаю
Директор МБОУ
Чистяковской ООШ_______
Приказ №______
«____»_______20___ г.
Рабочая программа
по __окружающему миру_
класс _3__
учитель ___Шапорева Марина Борисовна___
учебный год____2018-2019________
Количество часов по учебному плану | 2 | |
Всего за учебный год | 68 | |
В т.ч. | на I полугодие |
|
на II полугодие |
|
2018-2019 учебный год
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Работа по учебно-методическому комплексу примерной программы начального общего образования УМК «Школа России», разработанной А.А.Плешаковым. Издательство «Просвещение» 2011год
Учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» в 2-х частях, 3 класс, М., «Просвещение», 2016 г.
Рабочая тетрадь А.А.Плешаков «Окружающий мир» в 2-х частях, 3 класс, М., «Просвещение», 2016 г.
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, Максимова Т.Н., М., «Вако», 2014 г.
С учетом требований федерального компонента государственного стандарта НОО (ООО) призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.
Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении окружающего мира.
№ п/п | Разделы учебного курса | Компетенции | Научится | Получит возможность научиться |
1. | Раздел №1 «Человек и природа» | Личностные | - познавательные мотивы учебной деятельности; - представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года; - установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (квартира, дом, улица, природа), правилах экологической безопасности в повседневной жизни. | - целостный взгляд на мир через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком,; - формирование начальных навыков адаптации в мире через изучение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной среде; |
Предметные | различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки; - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; - проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; - использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; - использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации; - использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; - обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; - определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека; - понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | - распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; -проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; - объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе, между природой и человеком; - выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы; - выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; | ||
Метапредметные | Регулятивные: - понимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные : - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - строить речевое высказывание в устной форме; - умение структурировать знания. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнёра высказывания; - задавать вопросы; - контролировать свои действия и действия партнёра. | - Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; - работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; - сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги - Устанавливать взаимосвязи в природе; - моделировать изучаемые взаимосвязи; - выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; - Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; - классифицировать культурные растения по определённым признакам; - находить информацию о растениях; - Сравнивать и различать диких и домашних животных; | ||
2. | Раздел №2 «Человек и общество» | Личностные | - формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко – культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы; - выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения сезонных игр народов России, умение прислушиваться к мнению одноклассников, в том числе при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края. | - более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя русского языка – государственного языка Российской Федерации; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле , выявления общего и различного в политическом устройстве государств. |
Предметные | различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город; - различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; - оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний; - соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. | - осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; - ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство историчес-кой перспективы; - наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира челове-ка в его созидатель-ной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны; - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. | ||
Метапредметные | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - строить рассуждения в форме связи простых суждений; - устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы; - умение структурировать знания; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; Коммуникативные: - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - строить понятные для партнёра высказывания. | Подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных». - Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - оценивать бережное или потребительское отношение к природе; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами - Выступать с подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
2.Содержание учебного предмета, курса
Раздел, темы учебного курса | Количество часов на раздел | Формы контроля |
Как устроен мир | 6 ч | Проект «Богатства, отданные людям» |
Эта удивительная природа | 18 ч | Проверочная работа по теме «Тела, вещества, частицы» |
Тест. | ||
Тестовый контроль. | ||
Проверочная работа «Размножение и развитие растений». | ||
Тест. | ||
Тест. | ||
Мы и наше здоровье | 10 ч | Тест. |
Тестовый контроль. | ||
Проверочная работа. | ||
Наша безопасность | 7 ч | Тест. |
Проект «Кто нас защищает» | ||
Чему учит экономика | 11 ч | Тест. |
Проектная работа «Экономика родного края» | ||
Тест. | ||
Путешествие по городам и странам | 16ч | Проектная работа «Музей путешествий» |
Тест. | ||
Тест. | ||
Проверочная работа |
3.Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата | Фактич. дата проведения | Предметные компетенции | Вид учебной деятельности | Контроль |
I.Как устроен мир – 6 ч. | |||||||
1. | Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей | 1 | Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формули-ровать выводы из изучен-ного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцени-вать достижения на уроке. Объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп». | Коллективная работа – знакомство с учебными пособиями; парная работа; совместная деятельность учитель – ученик; работа в Рабочей тетради; оценка достижений; проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
2. | Человек. Ступеньки познания. | 1 | Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотноше-ниях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Объяснять значения слов: «психоло-гия», «восприятие», «па-мять», «мышление», «воображение». | Групповая работа; парная работа (сильный – слабый); самостоятельная работа с терминологическим словариком; совместная деятельность учитель – ученик; работа в Рабочей тетради; оценка достижений; проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
3. | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Групповая работа – определение цели проекта; самостоятельный сбор материала; презентация проекта; совместная деятельность учитель – ученик – оценка результатов работы. | Проект | ||
4. | Общество | 1 | Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществ-лять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Объяснять значения слов: «семья», «народ», «государ-ство», «общество». | Совместная деятельность учитель – ученик; групповая работа; работа по учебнику; парная работа; оценка достижений; проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
5. | Мир глазами эколога. | 1 | Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Объяснять значения слов: «окружаю-щая среда», «экология». | Анализ текста при консультативной помощи учителя; парная работа; работа по учебнику; работа в Рабочей тетради; моделирование; оценка достижений; проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
6. | Природа в опасности. Охрана природы | 1 | Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отноше-ние к природе можно наз-вать ответственным. Объяс-нять значения слов: «запо-ведник», «национальный парк». | Совместная деятельность учитель – ученик; групповая работа; самостоятельная работа; парная работа; моделирование; работа в Рабочей тетради; проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
II. Эта удивительная природа – 18 ч. | |||||||
7. | Тела, вещества, частицы | 1 | Объяснять значения слов: «тело», «вещество», «частица». Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений. | Совместная деятельность учитель – ученик; групповая работа с последующей проверкой; парная работа; самостоя-тельная работа с терминологическим словариком; проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
8. | Разнообразие веществ | 1 | Объяснять значения слов: «химия», «поваренная соль», «крахмал», «кисло-та». Описывать изучаемые вещества по предложен-ному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. | Отгадывание загадок; совместная деятельность учитель – ученик; групповая работа; парная работа; Совместная деятельность учитель – ученик. Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания». | |||
9. | Воздух и его охрана | 1 | Объяснять значение слова «кислород». Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха. | Групповая работа; исследование с помощью опытов свойств воздуха; парная работа; работа по учебнику; совместная деятельность учитель – ученик; оценка достиже-ний, Практическая работа «Свойства воздуха». | |||
10. | Вода и жизнь. Свойство воды. | 1 | Объяснять значение слова «фильтр». Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради. | Коллективная работа; парная работа; работа с учебником; самостоятельная работа; мини – исследование; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. Практическая работа «Свойства воды». | Проверочная работа по теме «Тела, вещества, частицы». | ||
11. | Превращения и круговорот воды в природе. | 1 | Объяснять значения слов: «состояние», «испарение», «круговорот». Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. | Совместная деятельность учитель – ученик; парная работа; самостоятельное составление рассказа по схеме; моделирование; выполнение заданий в Рабочей тетради; совместная деятельность учитель – ученик; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
12. | Берегите воду! | 1 | Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду. | Разгадывание кроссворда; групповая работа; парная работа; работа со взрослы-ми: интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воды в родном селе; совместная деятель-ность учитель – ученик; оценка достижений, | Тест. | ||
13. | Что такое почва | 1 | Объяснять значение слова «перегной». На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения. | Групповая работа при консультативной помощи учителя исследование состава почвы; анализ схем; парная работа; выполнение заданий в Рабочей тетради; совместная деятельность учитель – ученик; оценка достижений, проектиро-вание дифференциро-ванного домашнего задания. Практическая работа «Состав почвы». | |||
14. | Разнообразие растений | 1 | Объяснять значение слова «ботаника». Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов. | Самостоятельное доказательство разнообразия растений на основе своих знаний; групповая работа при консультативной помощи учителя; разгадывание кроссворда; групповая работа по учебнику с последующей взаимопро-веркой; работа с атласом – определителем; парная работа; оценка достиже-ний, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
15. | Солнце, растения и мы с вами | 1 | Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. | Совместная деятельность учитель – ученик; парная работа; моделирование; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | Тестовый контроль. | ||
16. | Размножение и развитие растений | 1 | Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян. | Отгадывание загадок; совместная деятельность учитель – ученик; групповая работа; парная работа; самостоятельная работа с терминологи-ческим словариком; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. Практическая работа «Рассматривание плодов и семян растений». | |||
17. | Охрана растений | 1 | Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе. | Викторина; групповая работа; выполнение заданий в тетради; самостоятельная работа; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | Проверочная работа « Раз-множение и развитие растений» | ||
18. | Разнообразие животных | 1 | Объяснять значения слов: «зоология», «земновод-ные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие». Приво-дить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе. | Совместная деятельность; разгадывание кроссворда; групповая работа; работа по учебнику; | |||
19. | Кто что ест? Цепи питания. | 1 | Начать работу над проектом, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Совместная деятельность учитель – ученик; групповая работа; выполнение заданий в Рабочей тетради с последующей взаимопроверкой; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
20. | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | 1 | Работать с известной информацией, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Групповая работа – определение цели и этапов работы; самостоятельная работа. | Тест. | ||
21. | Размножение и развитие животных | 1 | Объяснять значения слов: «личинка», «куколка», «малёк», «головастик». Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп. | Отгадывание загадок; совместная деятельность учитель – ученик; групповая работа; работа по учебнику; парная работа; моделирование; самостоятельная работа с терминологическим словариком; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
22. | Охрана животных | 1 | С помощью атласа-опреде-лителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных. | Совместная деятельность учитель – ученик; групповая работа; работа с атласом – определителем; парная работа; выполнение заданий в Рабочей тетради; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
23. | В царстве грибов | 1 | Объяснять значения слов: «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы». С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов. | Отгадывание загадок о грибах; работа по учебнику; групповая работа по атласу – определителю; парная работа; моделирование; самостоятельная работа с терминологическим словариком; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
24. | Великий круговорот жизни | 1 | Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. | Совместная деятельность учитель – ученик; парная работа по схеме в учебнике; моделирование; выполнение заданий в Рабочей в тетради, оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | Тест. | ||
III. Мы и наше здоровье – 10 ч. | |||||||
25. | Организм человека | 1 | Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека. | Совместная деятельность учитель – ученик; работа по учебнику; парная работа – измерение роста человека; групповая работа – изготовление модели; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
26. | Органы чувств | 1 | Объяснять значения слов: «обоняние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств. | В групповой работе самостоятельное изучение материала по учебнику; парная работа; самостоятельная работа с терминологическим словариком; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
27. | Надежная защита организма | 1 | Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. | Викторина; групповая работа; парная работа; самостоятельная работа с терминологическим словариком; работа по учебнику; совместная деятельность – учитель – ученик; оценка достиже-ний, проектирование дифференцированного домашнего задания. Практическая работа «Первая помощь при небольших повреждениях кожи». | Тест. | ||
28. | Опора тела и движение | 1 | Объяснять значения слов: «скелет», «мышцы», «опорно-двигательная система», «осанка». Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки. | Групповая работа по учебнику; парная работа; самостоятельная работа с терминологическим словариком; совместная деятельность – учитель – ученик; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
29. | Наше питание. Органы пищеварения. | 1 | Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Групповая работа; моделирование; выпол-нение заданий в тетради; самостоятельная работа; совместная деятельность – учитель – ученик; оценка достижений. Практичес-кая работа «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах по информации на упаковках». | |||
30. | О дыхании, движении крови. | 1 | Объяснять значения понятий: «дыхательная система», «кровеносная система». Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. | Совместная деятель-ность учитель – ученик; работа по учебнику; парная работа – моделиро-вание; самостоятельная работа с терминологи-ческим словариком; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. Практическая работа «Подсчет ударов пульса». | Тестовый контроль. | ||
31. | Умей предупреждать болезни | 1 | Объяснять значения понятий: «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии. | Разгадывание кроссворда, составленного учениками; групповая работа; парная работа; выполнение заданий в Рабочей тетради с последующей коллективной проверкой; самостоятельная работа с терминологическим словариком; оценка достижений, домашнего задания. | |||
32. | Здоровый образ жизни | 1 | Объяснять значение выражения «здоровый образ жизни». Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие. | Совместная деятель-ность учитель – ученик; работа по учебнику; групповая работа; само-стоятельная; оценка достижений, проектиро-вание дифференцирован-ного домашнего задания. | |||
33. | Проверочная работа «Организм человека». | 1 | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | Контроль и самоконтроль изученных понятий; самостоятельное выпол-нение тестовых заданий учебника; самооценка в соответствии с набран-ными баллами. | Проверочная работа | ||
34. | Проектная работа «Школа кулинаров» | 1 | Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. | Знакомство с текстом учебника; групповая работа – обсуждение проведения конкурса кулинаров; подготовка к выполнению проекта «Школа кулинаров». | Проект. | ||
IV. Наша безопасность – 7 ч. | |||||||
35. | Огонь, вода и газ | 1 | Объяснять значение слова «диспетчер». Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Групповая работа; парная работа (ролевая игра); самостоятельное проговаривание наизусть телефонов экстренного вызова; анализ схемы эвакуации из школы; совместная деятельность учитель – ученик; оценка достижений, проектирова-ние дифференцированного домашнего задания. | |||
36. | Чтобы путь был счастливым | 1 | Называть правила пове-дения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в авто-мобиле, общественном транспорте. | Групповая работа; само-стоятельное выполнение тестов; оценка достиже-ний, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
37. | Дорожные знаки | 1 | Объяснять значение слова «сервис». Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | Парная работа; самостоятельная работа с терминологическим словариком; самостоятельное выполнение тестов с выбором ответа; совместная деятельность учитель – ученик; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | Тест. | ||
38. | Проектная работа «Кто нас защищает» | 1 | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Групповая работа; работа со взрослыми интервьюи-рование ветеранов ВОВ, военнослужащих, сотруд-ников полиции; самостоя-тельная презентация и оценка результатов проектной деятельности. | Проект | ||
39. | Опасные места | 1 | Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д. | Совместная деятельность учитель – ученик; груп-повая работа; выполнение заданий в Рабочей тетради; составление схемы окрестностей с указанием опасных мест; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
40. | Природа и наша безопасность | 1 | Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки. | Коллективная работа по учебнику; парная работа (работа в атласе – определителе); групповая работа; совместная деятельность учитель – ученик; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
41. | Экологическая безопасность | 1 | Объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр». Называть правила экологической безопасности. | Групповая работа; моделирование; работа по учебнику; выполнение заданий в Рабочей тетради с последующей коллективной проверкой; совместная деятельность учитель – ученик; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды». | |||
V. Чему учит экономика – 11 ч. | |||||||
42. | Для чего нужна экономика | 1 | Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. | Совместная работа учитель – ученик (работа по учебнику); парная работа; самостоятельная работа; групповая работа; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
43. | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | Объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд». Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии. | Групповая работа; парная работа; выполнение заданий в Рабочейтетради с последующей коллективной проверкой; работа со взрослыми (роль профессий родителей в экономике); совместная деятельность учитель – ученик; оценка достиже-ний, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
44. | Полезные ископаемые | 1 | Объяснять значения слов: «месторождение», «геолог». Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых. | Групповая работа по учебнику; парная работа; совместная деятельность учитель – ученик; оценка достижений, проектирова-ние дифференцированного домашнего задания. Практическая работа «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых». | |||
45. | Растениеводство | 1 | Объяснять значения слов: «отрасль», «растениеводство». Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. | Парная работа; самостоятельная работа с терминологическим словариком; самостоятельная работа по учебнику с последующей проверкой по «Страничкам для самопроверки»; совместная деятельность учитель – ученик; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. Практическая работа «Рассматривание культурных растений». | |||
46. | Животноводство | 1 | Объяснять значение слова «животноводство». Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня. | Совместная работа учитель – ученик (работа по учебнику); групповая работа; самостоятельная работа с терминологическим словариком; совместная деятельность учитель – ученик; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | Тест. | ||
47. | Какая бывает промышленность | 1 | Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машино-строение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность». | Совместная работа учитель – ученик (работа по учебнику); групповая работа; выполнение заданий в Рабочей тетради; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
48. | Проектная работа «Экономика родного края» | 1 | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Групповая работа; сбор информации; коллективное составление книги – справочника «Экономика родного края»; самостоятельная презентация и оценка результатов проектной деятельности. | Проект | ||
49. | Что такое деньги | 1 | Объяснять значения слов: «деньги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа». Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран. | Совместная работа; групповая работа; парная работа; самостоятельное формулирование вопросов по содержанию урока; самостоятельная работа; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. Практическая работа «Знакомство с современными российскими монетами». | |||
50. | Государственный бюджет | 1 | Объяснять значения слов: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета. | Совместная работа учитель – ученик (работа по учебнику); групповая работа(анализ таблицы); моделирование доходов и расходов государства в виде математических задач; выполнение заданий в Рабочей тетради с последующей коллективной проверкой; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
51. | Семейный бюджет | 1 | Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы. | Совместная работа учитель – ученик (работа по учебнику); групповая работа (анализ таблиц); моделирование семейного бюджета; самостоятельная работа с терминологическим словариком; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | Тест. | ||
52. | Экономика и экология | 1 | Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии. | Групповая работа (работа по учебнику); моделирование экологического прогноза на основе анализа текста учебника; самостоятельная работа с терминологическим словариком;совместная деятельность учитель – ученик; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
VI. Путешествие по городам и странам - 16 ч. | |||||||
53-56. | Золотое кольцо России | 4 | Объяснять значение слова «финифть». Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. | Совместная работа учитель – ученик (путешествие по карте России); парная работа; моделирование маршрута Золотого кольца; выполнение заданий в Рабочей тетради с последующей коллективной проверкой; самостоятельная работа (сообщение о любом городе Золотого кольца; викторина о городах Золотого кольца;оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. | |||
57. | Проектная работа «Музей путешествий» | 1 | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Групповая работа определение цели проекта, сбор материала, оформле-ние стенда; самостоятель-ная презентация проекта; оценка результатов работы. | Проект | ||
58. | Наши ближайшие соседи | 1 | Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы. | Совместная работа учитель – ученик (путешествие по карте мира); групповая работа; самостоятельная работа ( составление сообщений о граничащих с Россией странах); самостоятель-ная работа;оценка достижений, проектиро-вание дифференцирован-ного домашнего задания. Практическая работа «Работа с картой». | |||
59. | На севере Европы | 1 | Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей. | Групповая работа по учебнику; викторина по странам севера Европы; выполнение заданий в тетради; совместная работа учитель – ученик;оценка достиже-ний, проектирование дифференцированного домашнего задания. Практическая работа «Работа с картой». | Тест. | ||
60. | Что такое Бенилюкс | 1 | Объяснять значение слова «дамба». Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям. | Групповая работа по учебнику; викторина по странам Бенилюкса; выполнение заданий в Рабочей тетради с последующей коллективной проверкой; совместная работа учитель – ученик; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания. Практическая работа «Работа с физической и политической картами, таблицами». | |||
61. | В центре Европы | 1 | Объяснять значение слова «фиакр». Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы. | Групповая работа по учебнику; выполнение заданий в Рабочей тетради с последующей коллективной проверкой; самостоятельная работа с терминологическим словариком; оценка достижений, проектиро-вание дифференцирован-ного домашнего задания. Практическая работа «Работа с физической и политической картами, таблицами». | |||
62. | Путешествие по Франции и Великобритании | 1 | Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать её замечательных людей. | Групповая работа по учебнику; составление сообщений; выступление одного представителя группы; составление вопросов для викторины о Франции; отгадывание сказок Ш.Перро по их началу; выполнение заданий в Рабочей тетради с последующей коллективной проверкой; совместная деятельность учитель – ученик; оценка достижений; проектирова-ние дифференцированного домашнего задания. Практическая работа «Работа с физической и политической картами, таблицами». | |||
63 | Путешествие по Великобритании | 1 | Показывать местоположе-ние Великобритании на карте, называть её столицу. Описывать достопримеча-тельности по фотографиям. Узнавать её замечательных людей. | Групповая работа по учебнику; составление сообщений; выступление отгадывание сказок по их началу; выполнение заданий; оценка достижений; | Тест. | ||
64. | На юге Европы | 1 | Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать их замечательных людей. | Групповая работа по учебнику; составление сообщений; выступление одного представителя группы; составление вопросов для викторины о Греции; моделирование из пластилина макетов Парфенона, Колизея или Пизанской башни; выполнение заданий в Рабочей тетради, проекти-рование дифференциро-ванного домашнего зада-ния. Практическая работа «Работа с физической и политической картами, таблицами». | |||
65-66. | По знаменитым местам мира. Достопримечательности нашего села. | 2 | Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. | Парная работа: соотнесение памятников архитектуры и искусства со страной их нахождения по иллюстрации; самостоятельное нахождение материала о достопримечательностях разных стран; составление сообщений; совместная деятельность учитель – ученик; оценка достижений; | |||
67-68. | Подведение итогов. Презентация. Проверочная работа. | 2 | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | Контроль и самоконтроль изученных понятий; самостоятельное выполнение тестовых заданий учебника; самооценка в соответствии с набранными баллами. | Проверочная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...