Разработка урока по окружающему миру "Организм человека"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Баутина Ирина Александровна

Конспект урока по окружающему миру "Организм человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_._organizm_cheloveka.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету: «Окружающий мир»

Тема урока: «Организм человека».

Цель урока: познакомить детей с организмом  и  органами человека, органами чувств и их значением для человека, учить  беречь органы чувств.

Задачи урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с  организмом и органами   человека;
  • научить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать;
  • познакомить  с  органами чувств  их значением для человека;
  • научить беречь органы чувств.

Воспитывающие:

  • воспитывать аккуратность,
  • воспитывать  дисциплину,
  • воспитывать бережное отношение к органам чувств.
  • воспитывать  культуру слушания.

Развивающие:

  • развивать  мышление, память, устную речь.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:  портативный персональный компьютер (ноутбук), проектор мультимедиа Раnasonic, лазерный диск CD – R с презентацией урока, портрет И. П. Павлова, авт. А.А. Плешаков учебник «Окружающий мир» 3 класс 1часть, индивидуальные тест для учащихся.

Ход урока:

Этапы

урока

Содержание

этапов

Примечание

I

Организа-

ционный

 момент.

Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой на урок.

II  Сообщение

 темы и

 задач урока.

- Сегодня мы начнём изучать новый раздел, но для начала вам надо сыграть в  игру «Отгадай-ка!» и узнать название нового раздела.

- Молодцы, ребята! И первая тема урока в данном разделе, это «Организм человека»

Этот раздел посвящён изучению человека, особенностям строения его тела, работе органов, а главное охране здоровья.

- Вы хотите быть сильными, бодрыми и энергичными? Хотите, чтобы глаза были блестящими, ясными, кожа – чистой, голос – звонким, походка уверенной? Так и будет, если вы научитесь жить в ладу со своим организмом. «А что такое организм человека?» - спросите вы.  

Слайд № 1.

Слайд № 2.

III

Изучение нового материала

I V

Закрепление изученного материала.

- Для этого  мы обратимся к словарю Ожегова: «Организм – живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающей его от неживой материи».

Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

 - Какие же органы есть в человеческом организме?

  1. Нервная система включает головной мозг, спинной мозг и нервы.
  2. Кровеносная система: сердце и кровеносные сосуды.
  3. Пищеварительная система: пищевод, желудок, кишечник и некоторые другие органы.

  1. Дыхательная система: лёгкие и другие органы.
  2. Выделительная система.
  3. Опорно-двигательная система.

Органы, выполняющие общую работу, образуют систему органов.

-  Строение тела человека изучает наука анатомия, а работу его органов – физиология  человека. Наука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиеной.

 - Как вы думаете, всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как работают органы? Почему люди болеют?

 - А теперь  мы с вами станем самыми любознательными и отправимся в путешествие. Открываем учебник на стр. 131.Здесь  мы познакомимся с биографией Ивана Петровича Павлова учёного- физиолога. То есть с учёным, который наблюдал за работой органов организма человека.

 

Физкультминутка.

Организм человека – это сложная система.

Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык.

Давайте  узнаем, какие есть органы чувств чуть подробнее.

  1. Отгадайте загадку и узнаете, что за орган зрения.

Брат с братом

Через дорогу живут,

А один другого не видит.

     (глаза)

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем  теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в тоже время именно глаза больше всего говорят о человеке.

  В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир четыре дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на плёнку и рисует на  ней то, на что был направлен фотоаппарат.

 - Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость.

  2.Отгадайте загадку и узнаете, что за орган  слуха.

У зверушки –

На макушке.

А у нас –

Ниже глаз.

                       (уши)

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. п. Второй по важности орган чувств у человека – ухо. Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

То, что мы называем «ушами» - это только так называемые наружные уши или ушные раковины.

Сами они ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее в мозг. Ухо – это тонкий и сложный орган чувств.

  1. Отгадайте загадку и узнаете, что за орган  обоняния.

Между двух светил

В середине я один.

(нос)

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. С запахами у человека связаны многие ассоциации.

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественной пищи.

  1. Отгадайте загадку и узнаете, что за орган  вкуса.

Всегда во рту,

А не поглотишь.

(язык)

Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

  1. Орган  осязания – это кожа.

Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой.  Это чувство называется осязанием.

Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.

Всеми органами чувств  руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение.

 - Ну, что же, ребята, проверим свои силы и выполним кроссворд по теме: «Организм человека».

Кроссворд по теме «Организм человека».

6.

4.

2.

7.

1.

3.

5.

8.

О

Р

Г

А

Н

И

З

М

  1. Орган пищеварения.
  2. Орган кровообращения.
  3. Орган зрения.
  4. Орган осязания.
  5. Орган обоняния.
  6. Органы дыхания.
  7. Центральный отдел нервной системы человека.
  8. Орган, позволяющий человеку двигаться.

Ответы:

  1. Рот
  2. Сердце
  3. Глаз
  4. Кожа
  5. Нос
  6. Легкие
  7. Мозг
  8. Мышцы

Слайд № 3.

Слайд № 4 и 5.

(таблица внутренних органов человека)

Слайд № 6.

Ответы учеников.

Слайд № 7 и звукозапись.

Портрет

И. П. Павлова.

Учебник «Окружающий мир» стр. 131.

(Читает 2 учащихся).

Слайд № 8.

(звукозапись для физкультминутки)

Слайд  № 9 и звукозапись по всем органам чувств.

Слайд № 10.

(иллюстрация

внутренних органов черепа)

Слайды № 11 – 27.

V

Итог урока

  - И в заключении мы выполним с вами небольшой тест.

 - Подведение итогов.

 - Домашнее задание

Стр. 128 – 136 читать, ответы на вопросы.

Индивидуальные

тесты для учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по теме "Организм человека", 3 класс

Тема "Организм человека".Цель: углубить знания учащихся о организме человека.Задачи:Образовательная: актуализировать знания учащихся о внешнем и внутреннем строение, рассмотреть понятие  "система...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Человек - это..."

  Цель: Актуализировать процесс осознания детьми своих социальных ролей, своей индивидуальности, своей непохожести на других.Задачи урока:  1)Формировать позитивное отношение реб...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Человек - это..."

  Цель: Актуализировать процесс осознания детьми своих социальных ролей, своей индивидуальности, своей непохожести на других.Задачи урока:  1)Формировать позитивное отношение реб...

Разработка урока по окружающему миру для 3 класса по теме: "Организм человека"

Тема: «Организм человека»  Цель: познакомить детей с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.Задачи: 1)      обоб...

Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе для детей с ОВЗ по теме «Лес и Человек»

Методическая разработка  урока по окружающему миру в 4 классе для детей с ОВЗ по теме «Лес и Человек»...

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "строение тела человека. Сердце"

Методическая разработка  урока со здоровьесберегающим потенциалом по окружающему миру для 3 класса  по УМК Школа России представляет собой технологическую карту урока, которую можно использо...