Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе для детей с ОВЗ по теме «Лес и Человек»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе для детей с ОВЗ по теме «Лес и Человек»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotkakonspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_4_klasse.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
по теме «Лес и человек»
Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека, показать важность рационального использования и охраны лесов, сформулировать и обосновать правила поведения в лесу, познакомить с редкими растениями и животными леса.
Задачи:
- сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы;
- ознакомить с экономическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; формировать у учащихся убеждение в личной ответственности каждого за состояние природной среды;
- развивать речь, логическое мышление, познавательные интересы учащихся;
- воспитывать ответственное отношение к учёбе, умение согласовывать свои действия, уважение и любовь к природе, культуру поведения, общения.
Планируемые результаты
Предметные ( знать, уметь)
Знать роль растений в природе и жизни людей, правила поведения в лесу.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно – следственные связи.
Р. – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
К. – определять цели, функции участников, способы взаимодействия
Личностные результаты
Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Основные понятия и определения
Дом для растений, животных, грибов
Защитник воздуха, водоёмов и почв.
Оборудование:
Для учителя: мультимедийное сопровождение к уроку.
Для учащихся: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть, авторы: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова;
рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс, авторы: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова;
Ход урока
- Организационный момент.
Эмоциональный настрой. (стоя приветствуют друг друга)
- посмотрите друг на друга
- улыбнитесь
- подмигните
- оглянитесь, улыбнитесь нашим гостям
- желаю вам узнать много нового и хороших отметок
- Актуализация знаний.
На предыдущем уроке мы познакомились с темой «Леса России».
И сейчас в ходе блиц - опроса мы вспомним пройденный материал. Будьте внимательны. Опрос проходит в игре с мячом.
- Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)
- Назовите дерево. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые (Сосна)
- Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)
- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)
- Какое дерево является символом России? (Береза)
Ребят, мы с вами вспомнили материал, который проходили, чтобы нам познакомится с новой темой Вам нужно прочитать стихотворение Сергея Никулина «Русский лес». Но сначала выполним гимнастику для глазок.
- Динамическая пауза.
Гимнастика для глаз «Бабочка».
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)
- Самоопределение к деятельности.
Работа в паре.
Наши глазки отдохнули и приступаем к чтению. На ваших столах лежат листы со стихотворением, прочитайте его и сделайте предположение: о чем пойдет речь на уроке?
На столах 1 на парту
Сергей Никулин «Русский лес»
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Беседа. О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)
- Так чем же является лес для человека? (открывается первая карточка - «место отдыха»).
- А почему лес - аптека? (открывается вторая карточка - «аптека»).
- В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: «накормит русский лес», «Нагнусь к нему напиться...» (открывается карточка «источник чистой воды и пищи»).
- А как лес может обогреть человека?
- Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива»).
- Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
- А что у вас на столах изготовлено из дерева?
- А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении.
- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы?
- Чем для них является лес?
- Для кого еще лес является домом?
- Значит, лес - это еще и дом для растений, животных, грибов (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов»).
- Какие роли выполняет лес?
- Чем является лес для воздуха?
- Чему еще лес является защитником? Открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв».
- Как лес защищает водоемы?
- Как же лес защищает почвы?
- Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема.
Значение леса
1. Место отдыха
2. Аптека
3. Источник воды и пищи
4. Источник топлива
5. Дом для растений, грибов, животных
6. Защитник водоемов, воздуха, почв
- Давайте прочитаем, какие же роли выполняет лес?
- О чём должен помнить человек, входя в лес?
Игра. Мухомор увидев, я
Мимо прохожу друзья. ( да)
Выпал птенчик из гнезда,
Трогать нам его нельзя. ( да)
Кто бруснику собирает,
С корнем кустик вырываем. ( не я)
По тропинке кто шагает
На жуков не наступает? (я)
Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем. (да)
Мы ежонка увидали
И домой его забрали.(нет)
Муравейник мы найдём
Понаблюдаем и уйдём. (да)
Ландышей нарву в лесу
На праздник маме принесу. (нет)
- Включение нового знания в систему знаний. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов
- Ребята, как вы думаете, существуют ли проблемы в зоне лесов?
-Одна из проблем – это вырубка лесов. Если раньше лес вырубали по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются страшные картины. Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!
- Как вы думаете, какие еще проблемы связаны с лесом? (ответы детей)
- Верно, это незаконная охота, браконьерство. Человек издавна охотился на животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, но уничтожалось не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные занесены в Красную книгу, находятся под особой охраной.
-В Красную книгу занесены:
жуки – жук – коростел, дровосек реликтовый, жук – олень;
растения – женьшень, венерин башмачок;
птицы – филин, утка – мандаринка;
звери – зубр, амурский тигр.
В лесной зоне созданы заповедники для сохранения редких животных.
- Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу,
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
8. Включение нового знания в систему знаний.
- Откройте тетрадь на с. 51 и выполним задание №3. - Давайте с помощью условных знаков попробуем сформулировать эти проблемы. (учащиеся самостоятельно выполняют задание)
- Что вы можете сделать для сохранения лесов?
- Прочитайте правила поведения в лесу.
- В этих правилах указано, что делать в лесу нельзя. Вы, с товарищем по парте, составьте правила-памятку, что в лесу делать нужно.
Что зависит от каждого из нас, когда приходит в лес?
Почему нельзя оставлять в лесу мусор? Поток пластиковых бутылок, пакетов, упаковочной плёнки составляет 40% от всего бытового мусора. О бутылки, банки, могут пораниться животные.
Почему нельзя разводить костёр? Погибают животные и растения. А этого могло не случиться. Если человек соблюдает правила разведения костра и не забывает его погасить.
Послушайте стихотворение «Лесной пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не заметил, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра
А утром ветер разгонял туманы,
И ожил потухающий костер
И сыпля искры посреди поляны
Багровые лохмотья распростер
Он всю траву с цветами вместе выжег
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила и разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорелся снова. Познакомимся с памяткой «как разводить костер» стр 107.
Творческая работа № 5 на стр52 (работа в группе)
9. Подведение итогов урока.
Перечислите экологические проблемы лесов.?
От кого в первую очередь страдает лес?
Что должен делать человек, чтобы не уменьшать количество лесов?
Как мы можем заботиться о лесах, которые расположены рядом с нами?
На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (которые записаны на доске)
Рефлексия
Какие знания вы для себя открыли ?
Где могут пригодиться в жизни новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Кого из ребят можно поблагодарить?
К плакату на доске учащиеся прикрепляют лепесток цветка определённого цвета, соответствующего настроению ученика и отношению к проведённому уроку.
- Понравился ли вам урок? Что узнали на уроке?
10. Домашнее задание.
1. Прочитать текст на стр.103-104 учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...
Методическая разработка по окружающему миру(4 класс) по теме : "Архитектурные памятники XXIV века"
Цель: изучить архитектурные памятники 18 века.Задачи: -организовать изучение архитектуры 18 века; ...
Учебно-методический комплект по окружающему миру 2 класс на тему" "Дикие животные"(ПНШ)
Учебно-методический комплект по окружающему миру 2 класс на тему" "Дикие животные"(ПНШ)...
Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"
Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...
Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс по теме "ПОЖАР"
Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическимихарактеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальнымиособенностями обучающихся, способных осваивать учебный...
Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс по теме « Ты и твоя семья»
Методическая разработка урока окружающиего мира в 1 классе по теме «Ты и твоя семья». УМК «Перспектива» под редакцией А.А.Плешакова. Ра...