Урок окружающий мир 3 класс "Возвышение Москвы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Лазукина Елена Сергеевна

Урок-исследование, окружающий мир, 3 класс "Возвышение Москвы". 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверь себя Восстановление Руси началось с далёкой о к раины – Залесской зе м ли. Это кр а й между О кой и Днеп р ом. Зале с ье находилось в з о не тундры. Русские люди давно заселили этот к рай, потому что в леса х было безопаснее, чем в открытой ст е пи. Лес дав а л людям еду, кров, одежду и, конечно, з ащиту.

Слайд 2

Проверь себя Восстановление Руси началось с далёкой о к раины – Залесской зе м ли. Это кр а й между О кой и Волгой. Зале с ье находилось в з о не тундры. Русские люди давно заселили этот к рай, потому что в леса х было безопаснее, чем в открытой ст е пи. Лес дав а л людям еду, кров, одежду и, конечно, з ащиту .

Слайд 3

Проверь себя Восстановление Руси началось с далёкой о к раины – Залесской зе м ли. Это кр а й между О кой и Волгой. Зале с ье находилось в з о не леса. Русские люди давно заселили этот к рай, потому что в леса х было безопаснее, чем в открытой ст е пи. Лес дав а л людям еду, кров, одежду и, конечно, з ащиту.

Слайд 4

Возвышение Москвы

Слайд 5

Маленький деревянный городок Москва впервые упоминается в летописях с 1147 года, когда его посетил Юрий Долгорукий.

Слайд 6

Москва расположилась на высоком крутом холме при слиянии двух рек – Москвы и Неглинки, что было удобным при защите города.

Слайд 7

Москва расположена в центре русских княжеств. Это делало её недоступной для врагов.

Слайд 8

В Москву переселялись беженцы из разорённых врагами княжеств. Рост населения благоприятно сказывался на экономическом положении Москвы.

Слайд 9

Москва находилась на пересечении важнейших торговых путей, что превращало её в центр хозяйственных связей всех русских княжеств.

Слайд 10

Город окружали леса. К северу преобладали хвойные леса, к югу они переходили в лиственные. Рядом с Москвой были все три подзоны русского леса, что важно для развития хозяйства.

Слайд 11

Благодаря дальновидной политике Московских князей на Москву стали смотреть, как на объединителя Русской земли.

Слайд 12

) Юрий Долгорукий (1125-1157 ) Основал Москву, положил начало расширению Московского княжества.

Слайд 13

Даниил Александрович (1276-1303) Способствовал становлению Москвы, как религиозного центра, расширил границы Московского княжества.

Слайд 14

Иван Калита (1325-1340) Проводил политику собирания Руси, сделал Москву духовной столицей, обеспечил затишье от о рдынских набегов.

Слайд 15

Причины возвышения Москвы 1. Удобное местоположение 2. Удаленность от врагов 3. Расширение за счет переселенцев 4. Центр торговых путей 5. Значение лесной зоны в развитии хозяйства 6. Дальновидная политика Московских князей



Предварительный просмотр:

Тест по окружающему миру по теме “Возвышение Москвы”

1.Датой основания Москвы считается

а) 1238 год, б) 1147 год, в) 1156 год.

2.Москву начали строить при князе

а) Юрии Долгоруком б) Дмитрии Донском в) Ярославе Мудром

3.Сильной и богатой стала Москва при князе

а) Юрии Долгоруком, б) Дмитрии Донском, в) Иване Калите.

4.Какой город “моложе”?

а) Москва, б) Владимир, в) Новгород.

5.Столица России – город

а) Казань, б) Москва, в) Санкт-Петербург.

6.Продолжи поговорку: “Москва – всем

а) городам мать, б) городам сестра, в) городам мачеха.

Тест по окружающему миру по теме “Возвышение Москвы”

1.Датой основания Москвы считается

а) 1238 год, б) 1147 год, в) 1156 год.

2.Москву начали строить при князе

а) Юрии Долгоруком б) Дмитрии Донском в) Ярославе Мудром

3.Сильной и богатой стала Москва при князе

а) Юрии Долгоруком, б) Дмитрии Донском, в) Иване Калите.

4.Какой город “моложе”?

а) Москва, б) Владимир, в) Новгород.

5.Столица России – город

а) Казань, б) Москва, в) Санкт-Петербург.

6.Продолжи поговорку: “Москва – всем

а) городам мать, б) городам сестра, в) городам мачеха.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»ГОРОДА АЛЕКСИНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект урока

по теме: «Возвышение Москвы»

Технологическая карта урока

Автор-составитель:

Лазукина Е.С., учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №2»г. Алексина

Г.Алексин 2017г.

Предмет: Окружающий мир,  3 класс

УМК: система Л. В. Занкова: 

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. 3 класс.  2 часть
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс

 Самара, Издательский дом «Фёдоров» ,Издательство «Учебная литература», 2013г. 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема урока: «Возвышение Москвы»

Цель: выяснить условия, способствующие возвышению Москвы.

 Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
  • формирование уважительного отношения к иному мнению
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  • развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками , умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  • формирование  мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к истории  и духовным ценностям

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и природных явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре нашей страны, её современной жизни
  • освоение доступных способов изучения истории России и общества
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Организационный момент.

-Начинаем урок окружающего мира. Потрите ладошки и передайте тепло своему товарищу по парте.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания.

.

II. Актуализация опорных знаний.

Слайд «Выбери букву»

- Прочитайте предложения. Если это утверждение правильное, выбери зеленую букву, если неправильное - красную. Я буду записывать выбранные буквы на доске.

В ходе выполнения работы появляется слово МОСКВА.

Формулирует задачи и настрой учащихся на выполнение задания Контролирует выполнение работы.

Коллективно выполняют задание.  

Регулятивные:

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей;

-адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные:

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

. III. Введение в тему и постановка проблемы.

-Так о чем мы будем говорить?

Слайд.

 - Расскажите, что знаете о Москве.

Работа с учебником.

-Прочитайте 1-ый абзац учебника с. 60,приготовьтесь ответить, что нового узнали?

(Год основания Москвы отмечается на ленте времени на доске и в рабочей тетради с.39.)

-Давайте посчитаем сколько лет нашей столице, ведь мы умеем вычитать столбиком. (Один ученик считает на доске)

-Почему же Москва из маленького городка выросла в столицу русского княжества?

Слайд.

Организует работу с учебником и лентой времени.

Ставит проблему.

 Свободные высказывания учащихся. Чтение текста учебника, выделение главного, определение места первого упоминания о Москве на ленте времени.

Ф

Регулятивные:

-принимает и сохраняет учебную задачу; оценивает правильность выполнения действий на уровне ретроспективной оценки.

Личностные:

-.широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Познавательные:

- строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

-устанавливать причинно-следственные связи.

IV. Открытие новых знаний.

-Чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследование в группах

Каждая группа получает маршрутный лист с заданиями. Выполните задания, сделайте вывод, а ответственный расскажет о вашей работе. (приложение «Маршрутные листы»)

Организует работу в группах по маршрутным листам. Проводит инструктаж. Корректирует групповую работу.

Учащиеся, выполняя задания маршрутных листов, приходят к ответу на поставленный вопрос.

Личностные:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Познавательные:

- осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные:

- умение работать в группе, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

.

V. Самостоятельное применение новых знаний.

 Защита исследовательских работ по группам.

1 группа: Удобное местоположение Москвы. (Слайд.)

2 группа: Удаленность  города от врагов. Работа с исторической картой. (Слайд.)

3группа: Расширение Москвы за счет переселенцев. (Слайд.)

4группа: Москва-центр торговых путей. (Слайд.)Работа с картой.

5 группа: Значение лесной зоны в развитии хозяйства.(Слайд.)

6 группа: Дальновидная политика Московских князей. Сообщения подготовленных учеников о Юрии Долгоруком, Данииле Московском, Иване Калите. Работа с лентой времени, со «Словарем» Ожегова.

 

Организует выступления учащихся, обмен мнениями, оценивает ответы уч-ся.

Выступления учащихся сопровождаются показом слайдов.

П

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; -выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные:

 -установка на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.

Познавательные:

  -устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- обобщать.

VI. Физминутка.

Дети выполняют упражнения, которые им предлагает дежурный ученик:

«Зоркие глазки» глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы), дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. – 30 сек.

 «Ухо - нос» ( способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга).Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо, медленно меняем положение рук, затем чуть быстрее.

 «Перекрестное марширование»

Упражнение выполняется возле парт.  Ребята медленно шагают на месте, попеременно касаясь, то правой, то левой рукой до противоположного колена.

Организация выполнения упражнений.

Выполнение упражнений.

Г  

Личностные: установка на здоровый образ жизни- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи; Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

VII.Обобщение новых знаний.

Слайд.

-Давайте еще повторим  причины возвышения Москвы.

Ставит перед учащимися задачу повторить причины возвышения Москвы.

Учащиеся читают текст.

П,Ф  

Регулятивные:

-выполнять учебные действия в речевой форме.

Познавательные:

-осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть формой диалога;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VIII. Домашнее задание.

-Откройте рабочую тетрадь на странице 39 №87 ,прочитайте задание, запишите в дневник.

- И дополнительное задание для желающих: найти в интернет-источниках или в справочной литературе версии о названии нашей столицы.

Формулирует задание учащимся и контролирует его выполнение.

Записывают домашнее задание в дневник.

И,

П

И  

Регулятивные:

- проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. 

Личностные:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

IX.

Отработка и закрепление новых знаний.

-Проверим, как вы запомнили материал урока. Возьмите листок с тестом и выполните задания.

Задает вопросы

о задачах урока.

Спрашивает, как оценивают свою деятельность в изучении нового материала.

Проговаривают  полученные новые знания, высказывают свои

впечатления от урока, делают предположения своих достижений.

Ф

Регулятивные:

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения и учёт характера сделанных ошибок.

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.  

Х.

Рефлексия.

- Закончим урок составлением синквейна о Москве.

Даёт рекомендации для выполнения творческого задания.

Записывают синквейн на доске.

Регулятивные:

- проявление творческой инициативы в учебном сотрудничестве; 

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

Личностные: - готовность к сотрудничеству и дружбе;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Материально-техническое обеспечение

Занятие проводится в учебном кабинете при наличии мультимедийного проектора, ноутбука, экрана.

Оборудование:

тесты,

презентация,

маршрутные листы

портреты московских князей



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Москва - столица России" 2 класс

Конспект урока  по окружающему миру для учащихся 2-го класса, может быть использован для любого УМК, а также как занятие по Основам православной культуры в 1-м классе по авторской программе Бород...

Урок окружающего мира во 2 классе (21 век) "Москва"

Данный урок разработан по программе "Школа 21 век". Урок способствует расширению и углублению знаний учащихся об истории российского государства, способствует формированию активной государственной поз...

УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.

Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...

Урок окружающего мира. Тема: «Москва – главный город нашей страны» (Начальная школа 21 век)

данный урок разработан и проведён по учебнику «Окружающий мир» (авторы Н.Ф.Виноградова), входящему в состав учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века».Форма проведения урока – урок путеш...

открытый урок окружающего мира " Оборона Москвы 1941"

На уроке использованы материалы из газет того времени....

Конспект урока окружающего мира "Возникновение Москвы", 4 класс, УМК ПНШ

Конспект урока окружающего мира "Возникновение Москвы", 4 класс, УМК ПНШ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Памятники Москвы покорителям космоса" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс, О.Н. Федотова)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование у учащихся представлений о космонавтах и памятниках, установленных им в Москве;Задачи урока:Дидактические:Знать соотечественник...