Проект "Золотое кольцо России"
проект по окружающему миру (3 класс) на тему
Описание проекта:
Фамилия, имя, отчество автора проекта: Громова Наталья Васильевна, учитель начальных классов.
Название школы: МОУ « Уваровская средняя общеобразовательная школа».
Тема учебного проекта: «Золотое кольцо России».
Творческое название учебного проекта: «Заочное путешествие по городам Золотого кольца России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 35 КБ |
viktorina.doc | 23.5 КБ |
istoriya_gorodov_zolotogo_koltsa_rossii.doc | 43.5 КБ |
urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «Золотое кольцо России»
Авторы проекта: Учащиеся 3 А класса
Руководитель проекта : Учитель начальных классов Громова Наталья Васильевна.
Описание проекта:
Фамилия, имя, отчество автора проекта: Громова Наталья Васильевна, учитель начальных классов.
Название школы: МОУ « Уваровская средняя общеобразовательная школа».
Тема учебного проекта: «Золотое кольцо России».
Творческое название учебного проекта: «Заочное путешествие по городам Золотого кольца России».
Предмет: Начальная школа. Окружающий мир. Программа «Школа России».
Описание проблемы, которую намерены решить, проводя проект: Не имея возможности побывать в городах Золотого кольца России, с помощью различных источников информации познакомиться с достопримечательностями этих городов.
Цели и задачи учебного проекта:
1. Расширить, уточнить, обобщить представления детей об интересных городах России.
2. Научить ориентироваться в информационном пространстве (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации), делать обоснованные выводы.
3. Работа с различными источниками (Internet, справочная, дополнительная литература).
4. Развивать исследовательские, оценочные, презентационные, менеджерские умения.
5. Учиться сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы.
Используемые педагогические технологии (методы):
- Коммуникативные.
- Исследовательские.
- Игровые.
- Объяснительно-иллюстративный метод.
Основополагающий вопрос:
- Какие достопримечательности имеются в городах Золотого кольца России?
Проблемные вопросы и вопросы учебной темы:
Проблемные вопросы:
- Все ли города Золотого кольца России описаны в учебнике?
- Все ли достопримечательности этих городов описаны в учебнике?
Учебные вопросы:
- Почему кольцо?
- И почему Золотое?
Шаги работы над проектом:
1.Создание инициативной группы, ответственную за разработку и реализацию проекта. Определение руководителя проекта: Громова Н.В., учитель начальных классов.
2. Формулировка цели проекта – расширение знаний учащихся о Золотом кольце России.
3. Определение задачи, которые позволят достичь цели проекта.
4. Определение первоочередных мероприятия, которые необходимы для решения задач.
Разработка плана реализации проекта.
Определение ресурсов, которые необходимо привлечь.
Программа мероприятий, проводимых в рамках реализации проекта:
- Доклад «История городов Золотого кольца России».
- Просмотр презентации «Достопримечательности городов Золотого кольца России».
- С помощью дополнительной литературы подготовить сообщения о любом из городов Золотого кольца России.
- Придумать по 2-3 вопроса для викторины по Золотому кольцу России.
- Творческая работа на уроке изобразительного искусства. Изображения гербов городов Золотого кольца России.
Способы деятельности учащихся:
- Работа в Интернете, со справочной и дополнительной литературой.
- Составление вопросов викторины, проведение, размещение её на сайте школы.
Формы представления результатов исследования:
Сообщения в бумажном варианте.
Рисунки гербов.
Предварительный просмотр:
Викторина « Золотое кольцо России»
- Кто основал город Ярославль?
- Как называется река, на берегу которой стоит Владимир?
- Почему город Углич так называется?
- В каком городе Золотого кольца есть Кремль?
- Назовите несколько городов Золотого кольца России.
- В каком городе производят часы «Чайка»?
- На какой реке стоит город Углич?
- Кто приказал перестроить Кострому?
- Сколько церквей, монастырей, часовен в городе Суздале?
- Как называется красивое украшение, производимое уже несколько столетий в Ростове?
- В каком городе Золотого кольца улицы расположены в виде веера?
- В каком городе Золотого кольца находится главный монастырь России?
- В каком городе Золотого кольца есть Берендеев парк?
- В каком городе Золотого кольца есть памятник И.Сусанину?
- В каком городе Золотого кольца Ипатьевский монастырь?
- В каком году во Владимире был построен Успенский собор?
- Где находится памятник святому Сергию Радонежскому?
- В каком городе Золотого кольца находится церковь Ильи Пророка?
- Какой город Золотого кольца называют городом-музеем?
- В каком году основан город Кострома?
Предварительный просмотр:
Знаменитейший туристический маршрут России носит название “Золотое Кольцо” не просто так. Маршрут ведет по старейшим русским городам, где сохранились древнейшие достопримечательности – памятники культуры, исторические места. Термин “Золотое Кольцо” появился более 30 лет назад благодаря очеркам в газете «Советская Россия». В Золотое кольцо входят восемь основных городов, о которых Вы узнаете в этой теме. Если посмотреть на города на карте, становится ясно, почему туристический маршрут назвали именно так, города расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы
Говорят, что лучший способ понять и познать великую Россию – проехать по ее Золотому Кольцу. Города Золотого Кольца хранят исторические и архитектурные памятники Древней Руси. В Золотое Кольцо входит восемь городов — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир. Позже в список включили еще несколько городов, но этот список так и не утвержден до сих пор и является спорным. Маршрут по “Золотому Кольцу России” подходит для любого времени года. Путешествие по Золотому Кольцу дает возможность всем, кто интересуется историей, культурой и сегодняшним днем России, познать ее древнюю столицу и другие города, на которых прошедшие столетия оставили свой след.
Золотое Кольцо России и его история очень насыщены событиями. Истории Золотого Кольца посвящено множество книг, но вместе с тем, история очень трагична — из-за безразличности и равнодушия людей, из-за активного строительства, окончательно утеряны многие уникальные достопримечательности, памятники культуры и истории. Тем не менее, большая часть памятников сохранена, и охраняется ЮНЕСКО и Российским государством
Золотое Кольцо славится шедеврами народного искусства. В музеях многих городов собраны образцы старинных художественных промыслов: резьба по дереву и кости, изделия искусных кружевниц и ювелиров, лаковая миниатюра и живопись по эмали и многое другое. Если Вы собрались в путешествие по Золотому Кольцу России, то стоит уделить как минимум по два дня на знакомство с каждым из городов. Удобнее всего путешествовать по маршруту на собственном автомобиле, найти гостиницу не составит никакого труда, зато вы не будете привязаны ни к какому из экскурсионных маршрутов, которые составляются наспех, и не позволяют познать всю красоту Золотого Кольца.
В городах Золотого Кольца России представлены все этапы развития древнерусского зодчества: величественные белокаменные храмы 12-13 веков, шатровые постройки 16 века, строения 17 века, творения архитектурных и живописных школ Ростова, Ярославля, Костромы, Владимира.
Итак, подробнее о каждом из городов, входящих в Золотое Кольцо.. Начнем с Ростова Великого, так как это один из старейших городов России. Ростов Великий – самый популярный город Золотого Кольца. Громадный культурный потенциал города сделал его одним из больших центров туристического паломничества. Ростов включён в специальную программу взаимодействия между Советом Европы и Россией по сохранению историко-культурного наследия. Значительное прошлое Ростова обусловило его насыщенность памятниками истории и культуры. Одним из важнейших памятников является уже только сам ландшафт озёрной котловины и прилегающей территории, богатый памятниками археологии. Классикой не только русского, но и мирового искусства стали достопримечательности Ростова Великого, в частности постройки бывшего Архиерейского дома XVII в. — Ростовский кремль.
Колоссальную ценность представляет каменная и деревянная застройка Ростова XVIII—XX веков. Достоянием мировой культуры являются Ростовские звоны — набор музыкальных произведений XVII—XIX вв., неотделимый от выдающегося музыкального инструмента — знаменитой Ростовской звонницы. Каждый из 13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны, до самого малого, звучит по особенному.
Следующий город в составе Золотого Кольца России – Сергиев Посад. Город знаменит прежде всего благодаря ансамблю монастыря Троице-Сергиева лавра, состоящему из более чем 50 строений. Самое раннее сооружение в монастыре — крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, выстроенный в 1422 году на месте деревянного одноименного храма; один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV—XV веков. Вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль Лавры. Построен преемником основателя монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, а заложен в год прославления последнего во святых. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица».
Все достопримечательности Сергиева Посада так или иначе связаны с Троице-Сергиевой лаврой. Они или входили в ее состав, или входят и по сей день. Город на самом деле уникален, и ежегодно привлекает десятки тысяч туристов
Переславль-Залесский славен одним из первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, дошедших до нас практически полностью сохранившимся. В Золотое Кольцо России Переславль-Залесский входит благодаря богатому историческому и культурному наследию. К достопримечательностям Переславля-Залесского относятся памятники церковного зодчества: шесть архитектурных комплексов монастырей и девять церквей. В центре Переславля сохранился городской вал, окружающий исторический центр города. Вдоль реки Трубеж протянулась Рыбная слобода. В 2 километрах к северо-западу от Переславля находится археологический памятник «Клещинский комплекс», центром комплекса является древний город Клещин, от которого сохранились валы XII века. Сохранился объект поклонения язычников — Синий камень, большой валун темно-синего цвета весом в 4 тонны.
Ярославль — древнейший город Золотого Кольца России, один из красивейших городов Поволжья. На территории Ярославля находится 140 памятников архитектуры и достопримечательностей. Ярчайшие достопримечательности Ярославля — Спасо-Преображенский монастырь, Церковь Ильи Пророка и Толгский монастырь. С 2005 года Ярославль является одним из 23 объектов ЮНЕСКО Всемирного наследия в России по критериям II — застройка центра Ярославля, сложившаяся в XVII—XVIII веках является выдающимся примером взаимного культурного и архитектурного влияния между Европой и Россией, и IV — яркий пример градостроительной реформы императрицы Екатерины Великой, осуществлявшейся по России между 1763 и 1830 годами.
В состав Золотого кольца России входит также и Кострома. В старой части города сохранилась историческая структура планировки (генеральный план города был утверждён императрицей Екатериной II в 1781 году). Основу планировки города составляет лучевая сетка улиц, центр Костромы раскрыт по отношению к Волге. Самый значимый из памятников Костромы — Ипатьевский монастырь, основанный 1330-х годах. Также интересны в Костроме — Богоявленско-Анастасьинский монастырь и Торговые ряды
Вы когда-нибудь слышали про город невест Иваново? Если не слышали, то вам еще не довелось путешествовать по Золотому Кольцу России. В архитектурном плане Иваново известно прежде всего памятниками, относящимися к эпохе конструктивизма (30-е годы XX в.): это дом-корабль, дом подкова и т. п. В Иваново построено большое количество историко-революционных памятников, придающих городу оригинальный колорит. Интересен исторический центр города, состоящий в основном из бывших купеческих домов XIX и начала XX веков. Определенный интерес представляет и промышленная архитектура XIX в. (в городе практически в нетронутом виде сохранилось несколько текстильных фабрик, относящихся к этому периоду, но свободный доступ туда ограничен). Из прочих достопримечательностей можно отметить Щудровскую палатку, которая была сооружена в XVII в., и комплекс Свято-Введенского женского монастыря, основная часть которого относится к началу XX в. Если вам интерестно, почему Иваново прозвали город невест, то это уже другая история, не имеющая ничего общего с Золотым Кольцом. Узнать об этом вы сможете по ссылке выше
Знаменитый город Суздаль – также входит в Золотое Кольцо России. Город Суздаль является музеем-заповедником, охраняемым государством и ЮНЕСКО. Древнейшей частью города является ядро Суздаля – Суздальский Кремль. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архирейского двора с древним Рождественским собором. На том месте, где сейчас находится музей «Суздальский кремль», когда-то, в XII веке, и начинал возводится Суздаль
Владимир также входит в утвержденный список городов Золотого Кольца. Всего во Владимире 239 охраняемых государством зданий XVIII—XIX веков. Среди достопримечательностей Владимира — Владимиро-Суздальский историко-художественный музей-заповедник — музей, объединяющий экспозиции и интерьеры Успенского и Дмитриевского соборов, музей «Старый Владимир», военно-историческую экспозицию в Золотых воротах, дом-музей купцов Столетовых, экспозицию «Хрусталь, лаковая миниатюра, вышивка» в старообрядческой Троицкой церкви и др
Узнать подробнее о каждом из городов Золотого Кольца можно воспользовавшись ссылками в теме. Золотое Кольцо – гордость России. Здесь сосредоточена вся культура наших предков, все наше историческое наследие. Нашей задачей является понять, насколько важно сохранить такие места для будущего, научить наших детей достойному отношению к истории нашей родины.
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру
Тема: "Золотое кольцо России". 3-й класс
Цели урока:
1. Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.
2. Содействовать патриотическому воспитанию учащихся, воспитывать чувство гордости за свою страну.
3. Развивать речь детей, память, мышление, воображение, умение слушать.
Оборудование:
творческие работы учащихся.
Ход урока
Ι. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать!
ΙΙ. Повторение изученного материала.
1. Организация работы у доски
Государственный бюджет.
- Расположи правильно:
Профессии людей, которые получают зарплату из бюджета
Расходы бюджета
Профессии людей
На образование
Учитель, воспитатель
На здравоохранение
Врач, медсестра
На содержание армии и милиции
Военный, полицейский, сотрудник ГИБДД
На науку и культуру
Ученый, артист, библиотекарь
На охрану природы
Лесовод, егерь,
2. Работа с классом
Игра «Назови одним словом»
- План доходов и расходов (бюджет)
- Деньги, которые попадают в бюджет (доход)
- Деньги, которые тратятся из бюджета (расход)
- Доход выше затрат (прибыль)
- Доход меньше затрат (убытки)
- Плата за работу (зарплата)
- Доход хорошего студента (стипендия)
- То, что остаётся от дохода семьи после того, как мы израсходуем деньги на всё необходимое (накопления)
- Деньги, которые откладывают на будущее (сбережения)
- Определённая сумма денег, которую банк регулярно выплачивает вкладчикам за хранение сбережений (процент)
- Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству (налоги)
- Вид доходов, который невозможно запланировать (выигрыш)
ΙΙΙ. Введение в тему.
– Ваша семья хорошо планировала свои расходы, вы сами бережно относились к своим вещам, сэкономили на этом, экономно расходовали воду, газ, электроэнергию – за всё приходится платить. Какую поговорку об этом можете привести в пример? (Копейка рубль бережёт)
– Накопления родители поместили в банк и получили проценты по вкладу. Собралась определённая сумма. Как можно использовать эти деньги? (отложить на будущее, сделать крупную покупку – купить холодильник, стиральную машину, автомобиль, квартиру и т.д. А можно отправиться в путешествие!)
– Так обычно и делают. Где вы уже побывали? (Рассматривание фотографий на стенде «Путешествие по родной стране»)
– Кто догадался, по какому маршруту мы отправимся сегодня? (По Золотому кольцу России)
– Верно! Мы побываем в нескольких древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце».
– Почему кольцо? И почему Золотое? Ваши гипотезы? (Выслушиваются предположения детей)
– Вы сами в конце урока сможете ответить на эти вопросы и подтвердить или опровергнуть ваши предположения.
– Давайте посмотрим на карту в учебнике стр. 88. на ней показаны города Золотого кольца. Найдите и назовите их.
ΙV. Работа с картой России.
1. – Где мы живём? (В России) Покажите на карте.
– А где расположено Золотое кольцо? (В центре России)
Из какого города отправимся в путешествие по Золотому кольцу? Кто догадался? (Из Москвы)
– Угадайте, на чём доберёмся до Москвы:
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Быстро в небо проплывает.
Что же это?
(Самолет)
– Кто покажет на карте столицу нашей Родины?
– А кто был в Москве?
– Что запомнилось особенно? (Красная площадь, собор Василия Блаженного)
V. Москва – столица нашей Родины
– Москву называют столицей. Столица — это главный город страны. Сегодня Кремль – место работы Президента Российской Федерации. Что извещает о присутствии в Кремле Президента? (флаг)
- Когда Президент в Кремле, над ним поднят Государственный флаг России.
- Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)
Поднимите руку те, кто любит играть. Предлагаю поучаствовать в интеллектуально-познавательной игру «Поле чудес»
1 тур
Самый большой в мире колокол находится в Кремле. Его называют Царь-колокол. Но он к тому же и самый молчаливый. Что послужило тому, что голоса этого колокола никто никогда не слышал? (пожар)
Когда отливали Царь-колокол, случился пожар. Чтобы потушить огонь, в литейную яму, где находился колокол, стали лить воду. Колокол треснул. От него откололся огромный кусок, и колокол навеки остался немым.
Из чего была сделана модель Царь-пушки? Какой материал использовал мастер? (воск)
2 тур
У стен Кремля расположилась большая площадь. Она называется «Красная», то есть красивая. Это главная площадь страны.
На Красную площадь выходят проездные ворота главной башни Кремля. На башне находятся главные часы страны – они показывают самое точное «московское время».
Как называется главная башня Кремля? (Спасская)
3 тур
В честь победы над Казанским царством, которое долгие годы притесняло Русскую землю, царь Иван Грозный приказал храм построить. А назвали храм Покровский собор. Но москвичи дали храму другое имя. Назовите имя московского юродивого, которое носит храм. (Василий Блаженный)
VI. Город Сергиев Посад
Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев Посад.
Учитель показывает на карте маршрут движения, показать слайды, фотографии города.
Ученики рассматривают в учебнике фотографии, читают текст о городе Сергиев Посад (стр. 89).
Один из учеников делает сообщение, опираясь на слайды, фотографии.
– Что означает слово «лавра» ?
Кто запомнил, как называется главный монастырь города Сергиев Посад?
VII. Сообщения учеников о городах Золотого кольца
– Мы снова садимся в автобус и продолжаем путешествие!
Какие еще города Золотого кольца вы знаете? Расскажите.
Дети рассказывают о Переяславле-Залесском, Ростове, Угличе, Ярославле, Костроме, Суздале, Владимире. (Ученики заранее подготовили сообщения.)
Во время сообщений учеников учитель показывает слайды, фотографии городов и достопримечательностей.
VII. Кроссворд
А теперь давайте проверим, как вы запомнили все то, о чем мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд:
1. Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)
2. Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
3. В этом городе находится замечательный памятник старины — Золотые ворота. (Владимир)
4. Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом». (Углич)
5. Главный, важный монастырь. (Лавра)
6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
7. Этот город еще в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)
VIII. Итог урока
Посмотри карту-схему и перечисли города Золотого кольца.
Объясните название «Золотое кольцо».
– Почему древние города строились на берегах рек и озер?
Ученики читают вывод в учебнике на странице 99:
Несколько древних русских городов образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо. В него входят Сергиев Посад, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир.
IX. Домашнее задание
1. Прочитать в учебнике текст «Золотое кольцо России» (стр. 88-97); подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 98);
2. Выполнить задания 2, 4, 5 (стр. 99).
Использованная литература
1. Москвоведение. Здравствуй, Москва!: Учебник для 2-4 кл. нач. шк./Н.М. Поникарова, Н.А. Горелова, И.Н. Кузина, О.Е. Тесленко. –М.:АНО ИЦ «Москвоведение», АО «Московские учебники», 1998. – 256 с.: ил.
2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч2 / А.А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.: ил. – (зелёный дом). – ISBN 5-09-014978-Х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"
Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока: Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...
Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.
Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...
Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...
Презентация к уроку окружающий мир в 3 классе по теме "Золотое кольцо России" УМК "Школа России"
Данная презентация знакомит детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями...
Методическая разработка урока по предмету "Мир вокруг нас" по теме "Золотое кольцо России". УМК "Школа России", 3 класс.
Урок построен в форме путешествия по " Золотому кольцу России". Учащиеся имеют возможность познакомиться с историей и достопримечательностями городов "Золотого кольца", оценить их значимос...
Конспект урока «Золотое кольцо России» по предмету Окружающий мир в 3 классе. Программа "Школа России"
Цели урока: развивать познавательный интерес, творческую активность;познакомить детей с городами Золотого Кольца России, в частности, Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями;У...
Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"
Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"...