Мир природы и человека. Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
мир природы и человека. 1 класс коррекционной школы 8 вида
(Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Учебник «Мир природы и человека»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody_i_cheloveka.docx | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с нарушением интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность.
Парадигма современного образовательного учреждения как развивающейся системы уже на начальном уровне образования предполагает уделять большое внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения всего цикла природоведческих дисциплин.
Результаты, полученные в ходе изучения представлений о мире природы у детей с интеллектуальными нарушениями, дают основание считать, что уже на ранних этапах обучения возможно начинать организованную работу по формированию различных представлений о природе и природных явлениях, готовить детей к последующему изучению систематического курса природоведческих дисциплин, что сформирует необходимую основу для их успешного усвоения. Кроме того, изучение целостности мира природы и человека в младших классах будет способствовать развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.
С учетом вышеизложенного примерная рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» создана для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
- Полисенсорности восприятия объектов
- Практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями с предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных условиях;
- Накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через взаимодействие с различными носителями информации;
- Закрепления представлений в различных формах и видах деятельности;
- Постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем.
С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний.
Цели образовательно-коррекционной работы
Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
- Уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
- На основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- Вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- Формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
- Конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
- Вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
- Формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности тематического планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.
Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на определенный период, в нем представлены тематические блоки, последовательность и время изучения которых может варьироваться в зависимости от выбранного образовательным учреждением учебного графика (обучение по модулям, четвертям, триместрам).
На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.
Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».
На изучение курса «Мир природы и человека» отводится от 168 до 234 часов за весь период обучения, на его изучение отводится 1-2 часа в неделю. Данная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю в 1-ом классе.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:
- Осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- Способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- Способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
- Владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
- Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- Осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
- Осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- Овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:
- Умением вступать в контакт и работать в группах;
- Умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
- Умение обращаться за помощью и принимать помощь;
- Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:
- Входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
- Самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);
- Использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
- Самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- Корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
- Принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:
- Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,
- Характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
- Находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
- Использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
- Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
- Называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- Знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
- Знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
- Таким образом, для решения тех или иных задач в каждой теме курса представлены задания на развитие той или иной жизненной компетенции. Так, в теме «Объекты живой и неживой природы» отрабатываются навыки нахождения ориентировочных компонентов по дороге в школу, домой. При изучении темы «Человек» отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения принятыми ритуалами взаимодействия и т.д.
Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.
- Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
- Правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- Различать объекты живой и неживой природы;
- Выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- Называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
- Называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
- Соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
- Овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
- Узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
- Отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;
- Знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе.
Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».
Неживая природа (8 ч)
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе (18ч)
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа (40 ч)
Растения (11 ч)
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные (11 ч)
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение (18 ч)
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса | Тематическое планирование | Дата | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающегося |
Неживая природа | ||||
Влияние Солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью. Знакомство с временами года и их названиями. Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки. Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня | Земля и Солнце | 5.09 | 1 | Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта |
Значение Солнца | 6.09 | 1 | Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок. Разучивание игры «Горелки» | |
Солнце и жизнь растений | 12.09 | 1 | Определение времени года по изображению. Составление рассказа по картинке. Определение соответствия по картинке | |
День и ночь | 13.09 | 1 | Рассматривание рисунка. Показ на рисунке объектов природы. Ответы на вопросы | |
Небо днем и ночью | 19.09 | 1 | Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах деятельности. Показ объектов на рисунке. Составление рассказа по рисунку. Зарисовка | |
Сутки | 20.09 | 1 | Рассматривание схемы. Определение положения объекта. Составление рассказа по рисунку. Нахождение несоответствия. Определение времени суток по стихотворению | |
Занятие людей в течение суток | 26.09 | 1 | Рассматривание схемы. Составление рассказа о деятельности в различное время суток. Ответы на вопросы. Составление рассказа по опорным картинкам. Зарисовка в тетради схематичного изображения предмета. Определение по рисункам частей суток | |
Режим дня | 27.09 | 1 | Отработка навыков распределения деятельности в режиме дня. Ознакомление с понятиями режима дня. Составление режима дня самостоятельно или с помощью учителя | |
Сезонные изменения в природе | ||||
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха. Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. Животные зимой. Медведь, заяц. Одежда людей, игры детей в разное время года | Осень | 3.10 | 1 | Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Определение по схеме причины сезонных изменений. Работа с опорными словами (осень, листопад) |
Признаки осени | 4.10 10.10 | 2 | Прослушивание текста, стихотворения. Нахождение признаков объектов по рисункам. Ответы на вопросы. Составление рассказа с опорой на схему, иллюстрацию. Работа с опорными словами (ясно, облачно, пасмурно). Зарисовка объектов природы с опорой на иллюстрацию. Создание аппликации | |
Занятия и одежда осенью | 11.10 | 1 | Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация объектов по назначению (одежда осенью, инвентарь для уборки, осенний букет). Объяснение выбора объектов и предметов. Прослушивание стихотворения. Работа с опорными словами (урожай, грибы) | |
Погода. Календарь природы | 17.10 | 1 | Перечисление осенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре сроков осенних каникул, времени занятий и отдыха | |
Зима | 18.10 | 1 | Нахождение различий в изображениях. Прослушивание текста. Определение причин сезонных изменений по схеме. Проведение опыта совместно с учителем. Вырезывание объекта природы (аппликация) по готовому образцу. Работа с опорными словами (зима, снегопад) | |
Признаки зимы | 24.10 25.10 | 2 | Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям (птицы). Составление рассказа о кормушках. Изготовление кормушки по образцу. Работа с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона). Составление рассказа о зиме по опорным знакам (схемам). Сравнение внешнего вида животных в различное время года. Нахождение несоответствия в изображении, тексте | |
Занятия и одежда зимой | 7.11 | 1 | Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). Разучивание подвижной игры «Мороз Красный Нос». Заучивание стихотворного текста | |
Погода. Календарь природы | 8.11 | 1 | Перечисление зимних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов зимних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней | |
Весна | 14.11 | 1 | Нахождение различий по картинке. Прослушивание текста, стихотворения. Определение причин сезонных изменений по схеме. Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домой. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки) | |
Признаки весны | 15.11 | 1 | Прослушивание текста. Нахождение признаков весны по иллюстрациям. Ответы на вопросы по тексту учебника. Рассматривание и называние изображенных объектов природы (насекомых, птиц). Рисование объекта природы (подснежника) по образцу. Разучивание стихотворения. Работа с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец). Составление рассказа по рисунку и опорным знакам | |
Занятия и одежда весной | 21.11 | 1 | Нахождение и называние предметов на рисунке. Выделение нужных предметов (одежды) после прослушивания стихотворения. Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей весной) | |
Погода. Календарь природы | 22.11 | 1 | Перечисление весенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов весенних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней | |
Лето | 28.11 | 1 | Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы) | |
Признаки лета | 29.11 | 1 | Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы. Прослушивание стихотворения. Определение безопасного поведения по рисунку | |
Занятия и Одежда летом | 5.12 6.12 | 2 | Классификация предметов по картинке. Рассматривание и определение занятий детей в летний период. Заучивание телефона помощи в любых ситуациях. Составление рассказа о безопасном поведении около водоемов (по опорным вопросам). Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Разучивание подвижной игры «Рыбак и рыбаки» | |
Живая природа Растения | ||||
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются). Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года. Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение | Растения | 12.12 | 1 | Составление рассказа о пользе леса. Разучивание правила поведения в лесу. Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник). Работа со словарем (лес, дерево, трава) |
Строение и сходство растений | 13.12 | 1 | Рассматривание схемы строения растений. Определение и называние частей растений. Работа со словарем (цветок, стебель, лист, корень) | |
Различия растений | 19.12 | 1 | Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по различию растений. Сравнение частей растений и нахождение различий (лист, стебель, корень) | |
Разнообразие цветов | 20.12 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Нахождение объектов природы на рисунке (цветы). Нахождение сходства и различий объектов природы (цветы) по рисунку. Прослушивание стихотворного текста. Ответы на вопросы по прочитанному произведению | |
Семена | 26.12 | 1 | Рассматривание изображения растений и семян. Составление рассказа об использовании семян (приготовлении пищи). Составление рассказа по картинке (проращивание растения из семян). Практическая работа по посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода) | |
Плоды растений | 16.01 17.01 | 2 | Прослушивание текста. Рассматривание иллюстраций (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи). Рассматривание иллюстраций (фрукты). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты). Работа с опорными словами (плоды, овощи, фрукты). Составление описательного рассказа по картинке (описание фруктов). Составление рассказа по вопросам (польза овощей и фруктов). Составление рассказа по опорным схемам. Прослушивание (чтение) стихотворного текста | |
Приспособление растений к сезонным изменениям | 23.01 | 1 | Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям | |
Уход за растениями | 24.01 | 1 | Практические действия: протирание листьев, полив растения, рыхление почвы. Отбор инвентаря для ухода за растениями, называние предметов. Проговаривание названий растений и инвентаря | |
Приспособления растений к условиям жизни | 30.01 | 1 | Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление описательного рассказа по рисунку. Выбор объекта природы по условию (с помощью рисунков) | |
Растения (обобщающий урок) | 31.01 | 1 | Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники). Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник) | |
Животные | ||||
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются). Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение. Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных) | Животные | 6.02 | 1 | Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру) |
Строение и сходство животных | 7.02 | 1 | Выделение и показ частей тела у животных. Описание животного по образцу (с помощью учителя). Работа с опорными словами (голова, туловище, ноги, хвост) | |
Различие животных | 13.02 14.02 | 2 | Нахождение и называние различий животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Классификация животных по видам (птицы, рыбы, насекомые) – называние и показ по картинке. Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном по способам передвижения. Разучивание игры «Кто как ходит». Работа по опорным словам (шерсть, перья, чешуя) | |
Детеныши животных | 27.02 | 1 | Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Составление рассказа по прослушанному тексту. Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных) | |
Домашние животные | 28.02 6.03 | 2 | Прослушивание текста «Домашние животные». Определение и называние животных по рисунку. Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти). Составление описательного рассказа о домашнем животном. Рисование (аппликация) «Домашнее животное». Экскурсия в зоомагазин | |
Дикие животные | 7.03 | 1 | Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку. Работа с опорными словами (нора, дупло) | |
Приспособление животных к различным условиям обитания | 13.03 | 1 | Рассматривание окраски животного на рисунках. Работа с опорными словами (олень, тюлень, песец, сова, медведь). Классификация животных по среде обитания: соотнесение размера животного, цвета его шерсти со средой обитания. Составление рассказа по вопросам «Зоопарк» | |
Приспособление животных к временам года | 14.03 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Сравнение двух объектов природы (заяц серый, заяц белый). Нахождение различий. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление рассказа о животном | |
Животные (обобщающий урок) | 20.03 | 1 | Экскурсия в Зоопарк, национальный парк, заповедник. Наблюдение за объектами природы | |
Человек | ||||
Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека | Человек | 21.03 | 1 | Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам. Прослушивание (чтение) стихотворения, работа с текстом |
Части тела человека | 27.03 28.03 | 2 | Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела. Отработка навыков пространственной ориентировки (правая, левая) на основе стихотворного текста. Развитие моторных навыков (пальчиковый театр). Отработка навыков обращения к сверстнику, взрослому (имя, фамилия). Дидактическая игра «Части тела». Работа с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги) | |
Гигиенические навыки | 3.04 | 1 | Разучивание правила гигиены. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Составление рассказа о правилах ухода за телом. Задания на дифференциацию предметов по назначению. Разучивание стихотворения | |
Лицо человека | 4.04 | 1 | Определение и называние частей лица, нахождение частей на себе. Рассматривание изображений лица человека, определение пола, возраста. Определение настроения по картинке. Упражнение на мимические движения. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами (глаза, нос, рот, брови, уши). Рисование частей лица, автопортрета | |
Глаза | 10.04 11.04 | 2 | Прослушивание текста (строение глаз). Чтение стихотворного текста, ответы на вопросы. Определение функции глаз по рисункам. Рисование предмета. Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы), предложениями (глаза – орган зрения). Разучивание правил гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза». Разучивание гимнастики для глаз «Автобус» | |
Уши | 17.04 17.04 | 2 | Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы. Определение функции уха по рисункам. Отгадывание загадок. Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (уши слух), предложениями (уши – орган слуха). Разучивание правил гигиены слуха. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос». Объяснение смысла выражения «ушки на макушке» | |
Нос | 24.04 25.04 | 2 | Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы. Определение функции носа по рисункам. Практическая работа «Узнай по запаху». Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание), предложениями (нос – орган обоняния и дыхания). Разучивание правил гигиены носа. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос». Составление рассказа (использование обоняния собаки) | |
Рот | 8.05 15.05 | 2 | Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы. Дифференциация предметов по функциям. Практические работы «найди предметы для чистки зубов», «определи вкус продукта». Нахождение и называние объекта (рот, губы, зубы, язык) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый). Разучивание правил гигиены полости рта, поведения во время еды. Отгадывание загадок. Объяснение выражения «держать язык за зубами» | |
Кожа | 16.05 | 1 | Прослушивание текста. Определение свойств предмета. Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек»). Работа с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий). Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах и ожогах. Дидактическая игра «Чем покрыто тело животного» по рисункам | |
Осанка | 22.05 | 1 | Работа по картинкам (нахождение картинки на правильную осанку). Разучивание стихотворения для физкультминутки. Правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки | |
Скелет и мышцы человека | 23.05 | 1 | Прослушивание текста, ответы на вопросы. Практическая работа с текстом учебника. Определение мышц на теле человека (практическое). Работа с опорными словами (скелет, мышцы). Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды мышц |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Учебник «Мир природы и человека». 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016
- Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М., Просвещение, 2013
- Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения).
- Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр.
- Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации
- Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации
- Ноутбук
- Мультимедийная доска
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс, глину, песок), цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Минимальный уровень:
- Правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- Различать объекты живой и неживой природы;
- Выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- Называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
- Называть и показывать части тела человека, органы чувств, объяснять их назначение.
Достаточный уровень:
- Узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях
- Выделять и называть существенные признаки объектов живой и неживой природы
- Классифицировать и дифференцировать объекты по одному или нескольким признакам
- Замечать изменения в объектах природы и уметь рассказывать о них
- Уметь по своим наблюдениям делать выводы и приводить пример
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Технология. Человек, природа, техника" 2 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по курсу "Технология. Человек, природа, техника" (учебник "Технология. 2 класс" автор Роговцева Н.И.) для 2 класса включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, осн...
Я-культурный человек. Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению
Я-культурный человек. Рабочая программавнеурочной деятельности по общекультурному направлению...
Рабочая программа общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, по предмету "Мир природы и человека" (2 класс)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. ...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Рабочие программы по русскому языку, математике, чтению, речевой практике, миру природы и человека, ручному труду, изобразительному иск. для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
Программа ориентирована на учебники: 1. Э. В. Якубовская «Русский язык». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., &laqu...
Рабочая программа по курсу Мир природы и человека 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Используемый УМК: Учебник: Н.Б.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Кукртова. «Мир природы и человека» 2 класс: учебник для общеобра...
Рабочие программы по русскому языку, математике, чтению, речевой практике, миру природы и человека, ручному труду, изобразительному иск. для 4 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
Программа ориентирована на учебники: 1. Э. В. Якубовская «Русский язык». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., &laqu...