Программа кружкового объединения "Фольклорный театр"
материал по музыке
В зрелом возрасте, умудрённые жизненным опытом, с теплотой и нежностью, мы будем вспоминать незатейливую колыбельную, которую напевала нам мама или бабушка, первые сказки, весёлые поговорки, загадки, считалочки. А сколько пословиц, поговорок, сколько в них поучительности и мудрости. В наши дни, когда большую часть времени дети проводят вне дома, вне семьи, когда наблюдается огромный дефицит общения ребёнка с родителями… Здесь наносится непоправимый ущерб физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль, дети не получают элементарных представлений о народной экологии, культуре. А ведь народная культура в той или иной степени помогает детям сохранить моральное здоровье. Приобщать детей к народной культуре лучше всего через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники. Многие обычаи сегодня переосмыслены и наполнены новым содержанием, но основа старинных народных праздников, их обрядовость сохранена.
Цель программы:
- Пробуждение интереса детей к традиционным национальным обычаям, народной культуре.
- Выявление одарённых детей в области народного художественного творчества.
- Достижение принципа диалектического единства, как индивидуального, так и коллективного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружкового объединения | 29.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ Софьинская СОШ
Дополнительное образование детей и школьников
Название работы: Программа кружкового объединения
дополнительного образования
«ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР»
Автор: Пархомчук Ирина Александровна
Место выполнения работы: МО, Раменский район, МОУ Софьинская СОШ
МОУ Софьинская СОШ
Раменский муниципальный район
Московская область
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель Руководитель МОУ
____/____________/ руководителя по УВР Софьинская СОШ
Ф.И.О. МОУ Софьинская СОШ ___/____________/
Протокол № __ от ____/______________/ Ф.И.О.
«___» _________20__г. Ф.И.О. Приказ № ___от
«___» ________20 __г. «___» ________20 __г.
Программа кружкового объединения
дополнительного образования
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР
Пархомчук Ирина Александровна
/учитель музыки/
Возраст ___от 8 лет________________________________
Количество часов в неделю ___4 ч.___________________
Количество часов в год __144ч. ______________________
Рассмотрено на заседании
методического объединения
(педагогического совета)
протокол № _________
от «__» ___________202г.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
«Сладострастные звуки родимой песни и музыки
в живой человеческой душе ум пробуждают
и чувства высокие воспитывают»
М. Ломоносов
В зрелом возрасте, умудрённые жизненным опытом, с теплотой и нежностью, мы будем вспоминать незатейливую колыбельную, которую напевала нам мама или бабушка, первые сказки, весёлые поговорки, загадки, считалочки. А сколько пословиц, поговорок, сколько в них поучительности и мудрости. В наши дни, когда большую часть времени дети проводят вне дома, вне семьи, когда наблюдается огромный дефицит общения ребёнка с родителями… Здесь наносится непоправимый ущерб физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль, дети не получают элементарных представлений о народной экологии, культуре. А ведь народная культура в той или иной степени помогает детям сохранить моральное здоровье. Приобщать детей к народной культуре лучше всего через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники. Многие обычаи сегодня переосмыслены и наполнены новым содержанием, но основа старинных народных праздников, их обрядовость сохранена.
Отдавая должное классике и её влиянию на формирование личности, тем не менее, считается, что основой при формировании эстетического сознания подрастающего поколения, должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры каждого народа, источником и фундаментом которых является фольклорный театр.
Великий Л.Н. Толстой считал, что одновременно с родной речью ребёнок должен учиться родному музыкальному языку. Достаточно вспомнить его школу для детей, где наряду с русским языком и литературой прививались и всячески поддерживались навыки пения и импровизации народных песен в одноголосном и многоголосном вариантах. Народные песни, загадки, поговорки – весь богатейший запас художественного эстетического развития детей был задействован им в процессе воспитания.
А. Одоевский в своих педагогических трудах высоко ценил фольклор в процессе обучения детей. Простота и доступность песни, её высокая художественность, глубина мысли, своеобразие её мелодической, ритмической и полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством.
Увлечение фольклором в искусстве не случайно, это не дань моде, а естественное стремление добраться до своих корней, чтобы заглянуть в неведомое. Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании детей. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, попевках доступны и понятны детям. Причём сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в эту игру – они участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, спектаклей. Игра соответствует природе ребёнка. Через игру он познаёт новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причём развитие способностей приходит как бы само собой, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный характер назидательности. Ребёнок, перевоплощаясь в героя действа, переживает ситуацию, одновременно учится двигаться по сцене. Игровую композицию можно создать на основе любой игровой песни / «А мы просо сеяли», «Варенька» и др./, посиделок и праздников, музыкальных гостиных, где дети имеют ценную возможность апробировать себя в любой роли и условиях полной свободы.
Сегодня детское творчество становится всё более ориентированным на личность ребёнка, его индивидуальные особенности и интересы.
Цель программы:
- Пробуждение интереса детей к традиционным национальным обычаям, народной культуре.
- Выявление одарённых детей в области народного художественного творчества.
- Достижение принципа диалектического единства, как индивидуального, так и коллективного.
Задачи:
- Познакомить детей с разными жанрами народного театрального и песенного творчества.
- Развить импровизационно-творческую и организованную деятельность детей через игровое действо.
- Научить детей звуко извлечению в народной манере пения.
- Воспитать чувство коллективизма через вживание в традиции своего народа, путём приобщения к коллективным формам творческих занятий.
Данная программа рассчитана на детей 8-13 лет и содержит двухгодичное обучение с использованием познавательно-игровых форм занятий.
Ожидаемые результаты:
Ориентирование детей в разных жанрах народного творчества.
Освоение народных танцевальных движений.
Чистое унисонное интонирование, пение с элементами двухголосья.
Приобретение сценических навыков, постановка речи, движений.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа для группы не менее 15 человек. В начале каждого занятия проводится комплекс упражнений для ротового аппарата, мимика лица, распевание /10-20 мин./
Каждое занятие содержит теоретическую и практическую части. Используются следующие формы занятий: игра, посиделки, рассказ, видео-занятие. Используются такие методы работы как прослушивание, видеоряд, работа голосового аппарата, игра.
Организационное занятие. Вводный инструктаж содержит в себе правила поведения, обращение с музыкальными инструментами, аппаратурой. Безопасное поведение во время работы на сцене. Форма одежды, наличие сменной обуви, удобной для перемещения по сцене и выполнения танцевальных движений. Режим занятий.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Музыкальный театр»
1-ый год обучения
№ | ТЕМА | Общее кол-во часов | Теория /часов/ | Практика /часов/ |
1. | Организационное занятие. Вводный инструктаж. | 2 | 2 | --- |
2. | Что изучает русское народное Музыкальное творчество? Жанровое многообразие. | 4 | 2 | 2 |
3. | Предмет – фольклористика. | 4 | 2 | 2 |
4. | Наш голос – что это такое? Строение голосового аппарата, гигиена голоса, плюсы распевания и упражнений. | 4 | 2 | 2 |
5. | Солнечный и лунный календарь народных праздников. Календарные песни и заклички. | 6 | 2 | 4 |
6. | Попевочный букварь. Малообъёмные песни. Освоение ритма в музыке. | 4 | 1 | 3 |
7. | Что такое образная речь? Виды народных сказок. | 4 | 1 | 3 |
8. | Народные игрища. Драматизированная игра. | 8 | 2 | 6 |
9. | Игровые песни. Прибаутки. | 8 | 2 | 6 |
10. | Колыбельные песни, пестушки, потешки. | 8 | 2 | 6 |
11. | Рождественские колядки и журилки. | 6 | 2 | 4 |
12. | Раз в крещенский вечерок… Подблюдные песни, игры. | 8 | 2 | 6 |
13. | Считалки, дразнилки, скороговорки, загадки. | 4 | 2 | 2 |
14. | Язык народного танца, его лексика, элементы. | 10 | 2 | 8 |
15. | Частушечный жанр. | 4 | 1 | 3 |
16. | Хороводные песни. Игровые хороводы. | 10 | 2 | 8 |
17. | Хоровод – один из основных жанров народного танца. Хороводные фигуры. | 8 | --- | 8 |
18. | Широкая Масленица… | 8 | 2 | 6 |
19. | Постановка музыкальных сказок. | 14 | --- | 14 |
20. | Плясовые песни, композиции. | 8 | 2 | 6 |
21. | Воспитательно-артистическая деятельность. | 12 | 2 | 10 |
ИТОГО: | 144 | 35 | 109 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-ый год обучения
Тема №1
Организационное занятие. Вводный инструктаж содержит в себе правила поведения, обращение с музыкальными инструментами, аппаратурой. Безопасное поведения во время работы на сцене. Форма одежды, наличие сменной обуви, удобной для перемещения по сцене и выполнения танцевальных движений. Режим занятий.
Тема №2,3
Что изучает русское народное музыкальное творчество?
Предмет – фольклористика. В форме рассказа-беседы объяснить дтям назначение данного направления, кратко ознакомить с жанровым многообразием фольклора. Практическая часть – выявление слуха, ритма, тембра, муз. памяти в мини-концерте.
Тема №4
Занятие-рассказ о строении голосового аппарата, гигиене и рабочем режиме голоса. Разучивание распевок как основы народных песен.
Тема №5
Самостоятельные сообщения детей о праздниках солнечного и лунного календаря. Знакомство с малообъёмными песнями и закличками.
Тема№6
Песни-попевки, потешки объёмом 1-2 звука, терции. Работа над ритмическим рисунком, освоение метроритма в игре на простейших шумовых инструментах /бубен, ложки, уголок/
Тема №7-9
Занятие-рассказ о народных сказках. Импровизация к сказке «Теремок». Проведение игровых моментов. Обыгрывание песен «Уж ты, дедушка Степан», «Тётушка Арина», «Барин» и др., расширение голосового диапазона до кварты, квинты.
Тема №10
Занятие в форме игровых посиделок, развивающих в детях любовь к семье, сплочённость, коллективная работа.
Тема №11
Занятие-рассказ о Рождестве. Разучивание колядок, журилок. Участие детей в рождественских чтениях на базе школьного музея.
Тема №12
Рассказ о Святках. Подблюдные песни, игры-гадания. Просмьтр дипломного проекта студентов Колледжа культуры и искусств по теме «Раз в крещенский вечерок…»
Тема №13
Считалки, дразнилки, загадки – как неотъемлемая часть народного творчества.
Тема№14
Занятие-показ. Подготовка частушечного блока к Сладкой школьной ярмарке.
Тема №15
Изучение основных элементов русского народного танца. Позиции рук, ног, хлопушки, притопы, поклоны, свободное движение под муз. сопровождение.
Тема №16,17
Основные фигуры хоровода. Соединение танцевальных и песенных элементов в хороводе. Движение по кругу.
Тема №18
Участие детей в поселковом праздновании Широкой Масленицы.
Тема№19
Работа над постановкой музыкальных сказок.
Тема№20
Занятие- презентация плясовых песен. Работа на постановкой вокально-хореографических композиций.
Тема №21
Воспитательно-артистическая деятельность. Сценическая пластика, речь. Сольная работа. История костюма.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-ой год обучения
№ | ТЕМА | Общее кол-во часов | Теория /часов/ | Практика /часов/ |
1. | Организационное занятие. Вводный инструктаж. | 2 | 2 | --- |
2. | Кадрили. Плясовые композиции. | 8 | --- | 8 |
3. | Лирические протяжные, Обрядовые песни | 10 | 2 | 8 |
4. | Хороводные композиции | 10 | --- | 10 |
5. | Открытое занятие « Зимние вечёрки» | 30 | 4 | 26 |
6. | Культурно-воспитательная деятельность | 20 | --- | --- |
7. | Народный костюм. История развития. Элементы. | 10 | 2 | 8 |
8. | Частушечный жанр. | 4 | -- | 4 |
9. | Музыкальная сказка «Аленький цветочек» | 30 | 2 | 28 |
10. | «Семик» - праздник пышного расцвета природы. Открытый показ. | 20 | 2 | 18 |
ИТОГО: | 144 | 14 | 130 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2-ой год обучения
Тема №1
Организационное занятие. Вводный инструктаж содержит в себе правила поведения, обращение с музыкальными инструментами, аппаратурой. Безопасное поведения во время работы на сцене. Форма одежды, наличие сменной обуви, удобной для перемещения по сцене и выполнения танцевальных движений. Режим занятий.
Тема№2
Работа над кадрилями. Включение элементов 2-ух голосья, работа над движениями. Сценическое мастерство.
Тема№3
Лирические протяжные, обрядовые песни. Унисон, элементы двухголосья. Знакомство с русским свадебным обрядом. Свадебные величальные песни.
Тема№4
Хороводы. Работа над хороводными плясовыми. Сценическое мастерство. Речь, движения.
Тема№5
Подготовка и проведение открытого показа «Зимние вечёрки»
Тема №6
Культурно-воспитательная деятельность. Посещение музеев, концертных программ, видеофрагментов.
Тема №7
Народный костюм. История развития, экскурсия-викторина. Выполнение элементов кокошника.
Тема №8
Частушечный жанр. Работа над дикцией, ритмом, движениями. Сценическое мастерство.
Тема№9
Подготовка и открытый показ музыкальной сказки «Аленький цветочек»
Тема №10
«Семик»- праздник пышного весеннего расцвета природы. Открытый показ.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Картавцева М.Т. «Школа русского фольклора» - М., 2000г.
- Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. «Фольклорные праздники. Гусли звончатые» - ГИЦ «Владос»: - М., 2001г.
- Науменко Г. «Жаворонушки. Русские песни, сказки, игры». Вып.№4: - М., «Советский композитор» - 1986г.
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка» - М., Просвещение: 1988г.
- Виноградов Г. «Русский детский фольклор» Иркутск, 1988г.
- Гусев В.Е. «Специфика фольклорных жанров. Русский фольклор».-М., 1980г.
- Михайлова М.А. «А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры, развлечения» - Ярославль:2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы в детском саду "Умелые ручки"
Целью программы “Умелые ручки” является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования....
Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Волшебное тесто"
Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет пробудить фантазию ребёнка...
Календарно-тематическое планирование по теме: ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ "ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК" (ТЕХНИКА -КВИЛЛИНГ)
Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных програмным содержанием и временем, на которых иногда трудно осущес...
Программа кружковой работы "Риторика" для 4 класса
Программа кружка "Риторика" для 4 класса. Здесь можно найти пояснительную записку, структуру, объём часов и тематическое планирование....
Рабочая программа кружковых занятий «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Рабочая программа по кружку «Умелые ручки» для 1 класса....
Программа кружковой деятельности на тему: "Сказочный ларчик"
Программа кружковой деятельности на тему: "Сказочный ларчик"...
Сценарий познавательно-развлекательной программы, посвященной Дню Театра «Волшебная страна – театр»
Познавательно-развлекательная программа ко Дню театра.Цель: Формирование и обобщение знаний о театре.Задачи:1. Познакомить и сформировать детей любовь к театру и культуру общения. 2. ...