КТП. Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Изучение учебного предмета «Окружающий мир» направлено на достижение образовательно - коррекционной цели в 1 классе: расширение представлений о взаимосвязях живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2018-2019 учебный год
по окружающему миру
Уровень обучения (класс): начальное общее, 1 «Б»
Общее количество часов: 66
Количество часов в неделю: 2 Уровень: базовый (3.3)
Учитель: Шитова Алена Владимировна
Квалификационная категория: нет
Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слепых обучающихся
Учебник, автор «Окружающий мир», Кудрина С.В.
Издательство, год издания «Владос», 2011
г. Москва
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение учебного предмета «Окружающий мир» направлено на достижение образовательно - коррекционной цели в 1 классе: расширение представлений о взаимосвязях живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды.
Задачи:
1) формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
2) формирование умения наблюдать, сравнивать предметы и явления живой и неживой природы;
3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы;
4) преодоление вербализма знаний об окружающем мире;
5) овладение доступными способами изучения природных явлений и процессов, некоторых социальных объектов;
6) приобретение опыта взаимодействия с живой и неживой природой;
7) понимание значения осязания, остаточного зрения, слуха и обоняния в познании окружающего мира.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Окружающий мир» является начальным звеномформирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у слепых умственно отсталых обучающихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Общее психическое и интеллектуальное нарушение, а также недостатки зрительной, двигательной, речевой и других сфер умственно отсталых детей, а также не прохождение организованного дошкольного обучения значительно снижают их готовность к школьному обучению. Это вызывает необходимость введение пропедевтического – диагностического периода, ориентированного на определение степени готовности каждого обучающегося к овладению первоначальными умениями наблюдать природные явления и простейших опытных действий, уточнения имеющихся у детей представлений о живой и неживой природе. Содержание программы и уроки по предмету «Окружающий мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особенное значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. Слепые дети производят действия наблюдения, опираясь на тактильные и слуховые анализаторы. На уроках учитель использует муляжи, объёмные наглядные пособия, а так же рельефные и барельефные изображения.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане - 66 часов в год, 2 часа в неделю.
В программе определён обязательный базовый уровень знаний. Первый уровень рассчитан на обучающихся, способных к освоению основных разделов программы. Второй уровень предназначен для детей со сниженными интеллектуальными возможностями.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по окружающему миру слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью:
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру за 1 класс: для слепых обучающихся с умственной отсталостью должны отражать:
1) формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к мнению одноклассников;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
9) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Базовые учебные действия.
Личностные:
- чувство любви к своей стране, городу (родному краю);
- учебно-познавательный интерес к миру живой и неживой природы;
- восприятие «образа Я» как субъекта природосообразной деятельности. Коммуникативные
- умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего характера);
- умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слепой – нормально видящий», «слепой - слепой» в процессе познания окружающего мира;
- построение понятного для партнёра устного высказывания.
Регулятивные:
- экологически сообразное поведение в быту и природе, безопасное поведение для человека и окружающей среды;
- принятие норм и правил взаимоотношений с другими людьми, социальными группами;
- соблюдение элементарных правил здорового образа жизни.
Познавательные:
- овладение начальными формами предметно-практической деятельности;
- сравнение объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- установление простейших взаимосвязей и взаимоотношений между миром живой и неживой природы;
- использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных умений, развитие компенсаторных возможностей;
- освоение и использование элементарных общих понятий;
- расширение знаний, кругозора.
Предметные результаты по окружающему миру.
1-й уровень (базовый)
- иметь представления о живой и неживой природе;
- наблюдать за природными явлениями;
- проводить простейшие опытные действия;
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.
2-й уровень (минимальный)
- иметь представления о погоде и её явлениях;
- наблюдать за природными явлениями;
- проводить элементарные простейшие опытные действия;
- называть и показывать органы чувств человека.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сезонные изменения в природе (20 ч)
Сезонные изменения в неживой природе. Наблюдения за изменениями, происходящими в природе в разное время года: тепло, холодно; дождь, снег; холодный, тёплый ветер; яркое солнце, облака.
Знакомство с временами года (основные признаки), их названия.
Временные представления: день - ночь. Их признаки, сравнения признаков.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за жизнью растений в разное время года. Сбор листьев, трав, цветов, плодов, семян деревьев.
Составление аппликаций, поделок из материалов. Собранных во время экскурсий. Знакомство с названиями растений, их плодов и семян.
Наблюдения за птицами, насекомыми, животными. За их поведением.
Игры детей в разное время года. Одежда людей зимой, весной, летом, осенью.
Неживая природа (6 ч)
Знакомство с объектами неживой природы. Наблюдения за солнцем, луной, облаками, ветром, землёй в разное время. Отражение этих наблюдений в рисунках, аппликациях, рассказах.
Живая природа (34 ч)
Растения (14 ч)
Наблюдения за комнатными растениями, Полив растений,
Знакомство с частями растений: корень, стебель, листья, цветок.
Проращивание семян, наблюдение за появлением корня, листьев, наблюдение за ростом растения.
Наблюдение за набуханием почек и появлением листьев на ветках деревьев, поставленных в воду.
Сравнение листьев различных деревьев (разнообразие их формы, цвета, величины).
Овощи и фрукты (2-3 названия). Цвет, форма, запах вкус, употребление в пищу.
Знакомство с названиями растений, наиболее распространённых в данной местности.
Животные (10 ч)
Знакомство с названиями животных, наиболее распространённых в данной местности. Их внешний вид, части тела, повадки.
Наблюдения за жизнью животных живого уголка, уход за ними.
Наблюдения за птицами, их поведением.
Аквариум, Наблюдения за рыбами, живущими в аквариуме. Наблюдения за насекомыми.
Человек (10 ч)
Внешний вид человека (части тела, лица). Гигиенические правила.
Повторение (6 ч)
Направления работы.
Диагностическое направление предполагает проведение диагностических процедур (вводная (начало учебного года), промежуточная и итоговая диагностика (конец учебного года)), анализ результатов, позволяющих получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, о его продвижении в овладении знаниями, умениями и навыками при освоении учебного материала по окружающему миру, мониторинг достижений планируемых результатов обучающихся в освоении программы 1 класса. (Все данные заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, протоколы консилиумов по каждому из обучающихся 1 класса).
Коррекционно-развивающее направление предполагает:
- обеспечение благоприятных условий для личностного развития каждого обучающегося, овладение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для социальной адаптации и интеграции, коррекцию недостатков физического развития и профилактику вторичных отклонений в развитии;
-проведение уроков по окружающему миру с учетом специальных образовательных потребностей слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-реализации мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), например, экскурсии в природу.;
-участие в реализации комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по вопросам обучения и воспитания слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями).
Консультативное направление обеспечивает непрерывность коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни, что реализуется посредством:
-взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам обучения слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями;
-проведения консультаций педагогических работников по вопросам организации и содержания коррекционной поддержки слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-участие в разработке комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по удовлетворению особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям), педагогическим работникам в их реализации.
Основной формой организации учебных занятий является урок комбинированного типа с осуществлением дифференцированного и индивидуального подходов, а также уроки – экскурсии, сюжетно-ролевые игры, практические занятия.
Основные виды деятельности.
На уроках окружающего мира в 1 классе слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- наблюдают за изменениями в живой и неживой природе;
- -обследуют природные объекты;
- -изучают основные части тела человека;
- -участвуют в практических занятиях;
- -выполняют аппликации из природных материалов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов | |
1 | Школа. Экскурсия по школе. | 1 | |
2 | Класс. Знакомство с классом. | 1 | |
3 | Ученик, парта, учебные принадлежности. | 1 | |
4 | Экскурсия. Наблюдение за жизнью растений, сбор листьев трав, цветов, сбор плодов, семян деревьев. | 1 | |
5 | Сравнение листьев различных деревьев (разнообразие формы, цвета, величины). | 1 | |
6 | Аппликация из листьев, трав, цветов, плодов и семян | 1 | |
7 | Экскурсия. Наблюдения за птицами. Насекомыми, животными. | 1 | |
8 | Животные, их поведение осенью. | 1 | |
9 | Птицы, их поведение осенью. | 1 | |
10 | Насекомые, их поведение осенью. | 1 | |
11 | Экскурсия. Наблюдения за объектами неживой природы (солнце, облака, ветер, дождь, земля). | 1 | |
12 | Отражение наблюдений в рисунках. | 1 | |
13 | Отражение наблюдений в аппликации. | 1 | |
14 | Овощи. Морковь, репа. | 1 | |
15 | Фрукты. Яблоко, груша. | 1 | |
16 | Осень. Основные признаки. | 1 | |
17 | Игры детей осенью. | 1 | |
18 | Одежда людей осенью. | 1 | |
19 | Рассказы об объектах неживой природы. | 1 | |
20 | День – ночь, их признаки. | 1 | |
21 | День – ночь, сравнение признаков. | 1 | |
22 | Человек. Строение тела человека. | 1 | |
23 | Правила ухода за телом человека. Осанка человека. | 1 | |
24 | Человек. Строение лица человека. | 1 | |
25 | Правила ухода за лицом человека. | 1 | |
26 | Рука. Строение кисти. | 1 | |
27 | Рисование и аппликация модели человека. | 1 | |
28 | Мимика лица. | 1 | |
29 | Внешний вид человека, уход за одеждой. | 1 | |
30 | Связь гигиенических правил со здоровьем человека. | 1 | |
31 | Двигательная активность. | 1 | |
32 | Правильное питание. | 1 | |
33 | Экскурсия. Наблюдения за жизнью растений зимой. | 1 | |
34 | Птицы, их поведение зимой. | 1 | |
35 | Птицы. Синица, ворона, снегирь. | 1 | |
36 | Животные. Их поведение зимой. | 1 | |
37 | Животные. Заяц, медведь, лиса. | 1 | |
38 | Домашние животные. Кошка, собака. | 1 | |
39 | Экскурсия. Наблюдения за солнцем, ветром, облаками, землёй зимой. | 1 | |
40 | Отражение наблюдений в рисунках, аппликациях. | 1 | |
41 | Рассказы о природе в зимнее время. | 1 | |
42 | Зима. Основные признаки зимы. | 1 | |
43 | Зимние игры детей. | 1 | |
44 | Одежда людей зимой. | 1 | |
45 | Охрана здоровья зимой. | 1 | |
46 | Экскурсия в зоомагазин. | 1 | |
47 | Мышка в живом уголке, уход за ней. | 1 | |
48 | Кролик в живом уголке, уход за ним. | 1 | |
49 | Попугай в клетке, уход за ним. | 1 | |
50 | Аквариум. Наблюдение за рыбами. | 1 | |
51 | Комнатные растения, наблюдение и полив. | 1 | |
52 | Части растений: корень, стебель, лист, цветок. | 1 | |
53 | Проращивание семян, наблюдение за появлением корня, листьев, за ростом растения. | 1 | |
54 | Ветка дерева, поставленная в воду. Наблюдение за набуханием почек и появлением листьев. | 1 | |
55 | Экскурсия. Наблюдения за жизнью растений весной, за изменениями с объектами неживой природы. | 1 | |
56 | Птицы весной, их поведение. | 1 | |
57 | Животные весной, их поведение. | 1 | |
58 | Насекомые весной, их поведение. | 1 | |
59 | Игры детей весной, одежда людей весной. | 1 | |
60-66 | Повторение (7 ч) | ||
Всего 66 ч |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
1.Приборы 18-строчные для письма по Брайлю, грифели (детский, женский), тетради для письма по Брайлю.
2. Прибор «Графика»
3. Прибор «Ориентир» (малый)
4. Наборы плоских геометрических фигур и объемных тел,
5. Муляжи, чучела животных, природный материал (семена, плоды, шишки , желуди и т. д.)
6. Рельефно-графические пособия ИПТК «Логосвос»: альбомы: «Дикие животные» «Домашние животные», «Знакомые птицы» и др.
Литература
- Крылова Т.А. Коррекционно-педагогическое воздействие при изучении природоведения младшими школьниками с нарушениями зрения. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
- Тупоногов Б.К. овладения знаниями и умениями по ознакомлению с окружающим миром и природоведению слепыми учащимися //Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей: учебно-методическое пособие / под ред. Л.И Солнцевой. – М.: ВОС, 1990.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1-й уровень (базовый)
- иметь представления о живой и неживой природе;
- наблюдать за природными явлениями;
- проводить простейшие опытные действия;
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.
2-й уровень (минимальный)
- иметь представления о погоде и её явлениях;
- наблюдать за природными явлениями;
- проводить элементарные простейшие опытные действия;
- называть и показывать органы чувств человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...