Технологическая карта по окружающему миру 4 класс Пустыни (Школа России)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Егор Сергеевич Воронин

Технологическая карта по окружающему миру 4 класс по теме:  Пустыни

УМК Школа России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Рюмкина Ольга Степановна

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема: Пустыня

Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при формировании представления о природной зоне Пустыня (и уважительного отношения к природе).

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Находить и объяснять понятие природная зона Пустыня
  2. Заполнять лист исследователя.
  3. Обсуждать экологические проблемы пустынь и пути их решения

Метапредметные:

Познавательные:

  • принимать и сохранять учебную задачу урока
  • осуществлять анализ объектов

Регулятивные:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • взаимодействовать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
  • распределять обязанности при работе в группе

Личностные:

  • осознание уникальности и ценности природной зоны пустынь и необходимости нести ответственность за ее сохранение.
  • формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Оборудование: учебник по окружающему миру, раздаточный материал, ИКТ.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

г. Петровск-Забайкальский, 2024

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, меня зовут, Ольга Степановна и урок окружающего мира у вас проведу я.

.

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений

Ребята, нам откроет свои тайны другая природная зона России. Разгадайте ребус и прочитайте, куда мы отправляемся:

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

– О какой природной зоне идет речь?

Выявление места и причины затруднения.

Сформулируйте тему урока.

- Ребята, представьте, вас наградили туристической путевкой в пустыню, подумайте, хватит ли вам ваших знаний, чтобы путешествие было познавательным и безопасным?

- Сформулируйте цель урока:

- А что значит быть готовым к путешествию?

- А что вы можете предположить об этой природной зоне?

Построение проекта выхода из затруднения

- Легко ли одному найти ответы на все поставленные вопросы?

Организация групповой работы.

- Чтобы ответить на эти вопросы, мы будем работать в группах постоянного состава.

- Как вы думаете, какое самое сложное задание?

- Мы поручим это группе……

- Командиры групп, получите задания и листы оценки работы в группах.

№ 1 группа «Географы» готовится ответить на вопросы:

- Что такое пустыня?

- Какое географическое положение занимают пустыни?

- Каковы особенности климата пустыни?

№ 2 группа «Ботаники» готовится ответить на вопрос:

- Какие растения есть в пустыне? Их особенности.

№ 3 группа «Зоологи» готовится ответить на вопрос:

- Какие животные обитают в пустыне? Характеристика животных.

№ 4 группа «Экологи» готовятся ответить на вопрос:

- Какие экологические проблемы пустыни и каковы пути их решения?

- Давайте повторим правила работы в группе.

- Алгоритм работы в группе находится у вас на столе.

Реализация построенного проекта

Самостоятельная работа в группах.

- Командиры групп внимательно прочитайте задания группам, у вас есть алгоритм работы в группе, следуйте ему. Не забудьте про сигнальные карточки: красная – «нужна помощь», желтая – «просим тишины», зеленая – «работа выполнена, мы готовы».

Первая группа, расскажите, как вы будете работать.

- У остальных групп есть вопросы по распределению обязанностей и подготовке?

№ 1 группа «Географы»

Что такое пустыня?

Пустыня – большое, не заселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью (С.И. Ожегова). Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые.

Какое географическое положение занимают пустыни?

Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом.

Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка.

Барханы – песчаный наносный холм в пустыни.

Оазис – место в пустыне, где есть растительность и вода.

Каковы особенности климата пустыни?

Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца.

№ 2 группа «Ботаники»

Какие растения есть в пустыне?

А) Верблюжья колючка.

У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое.

Б) Джузгун.

Это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и не дают ему двигаться. Его плоды очень легкие, ветер переносит их по песку на большие расстояния.

В) Колосняк.

Его ещё называют «песчаным овсом». Корни растения хорошо закрепляют пески и не дают им двигаться под действием ветра.

№ 3 группа «Зоологи»

Какие животные обитают в пустыне?

1) Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных.

2) Верблюд.

Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения - его небо, губы и язык покрыты толстой кожей.

3) Сайгак.

Это животное похоже на овцу с длинными тонкими ногами. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать – со скоростью 80 км/ч. Сайгак избегает холмов и гор поскольку на такой местности становится беспомощным.

4) Тушканчики.

Это грызун, его называют «земляной зайчик», задние ноги длинные и сильные, быстро передвигается большими прыжками до 3-х метров в длину. Длинный хвост помогает поддерживать равновесие при резких поворотах. Выходит кормиться только в сумерках.

5) Песчанки.

Внешне песчанки напоминают крыс или мышей. Длина их тела до 19 см, рыжевато-желтый длинный хвост с кисточкой. Спинка желто-песчаная, брюшко белое. Они питаются в основном растительной пищей. Роют норы и живут группами.

6) Ушастый еж и лисичка – корсак.

Корсак - очень мелкая, тускло окрашенная лисичка. Он несколько мельче песца. Отличительная особенность - широкие скулы. Ноги длинные; шерсть короткая. Корсак охотится на сусликов, тушканчиков.

Ушастый еж - иглами покрыта только спина. Размеры мелкие: длина тела 12—27 см, длина хвоста 17—23 мм; ноги высокие, а мордочка острая. Основу рациона составляют насекомые.

7) Пресмыкающиеся.

Обитают песчаный удавчик, ящурка быстрая, ящерица-круглоголовка. Они быстро передвигаются. Ящерица-круглоголовка - длина вместе с хвостом более 20 см. Ведет дневной образ жизни, питается насекомыми.

№ 4 группа «Экологи»

Экологические проблемы пустыни и охрана природы.

1. Люди в пустынях живут уже тысячи лет. Основные занятия населения пустыни – это скотоводство и земледелие на орошаемых территориях - на оазисах. Ферганская долина является величайшим оазисом, по которой протекает река Сырдарья. Люди построили каналы, чтобы орошать землю, появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных на первом месте овцы и верблюды.

2. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне.

- Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. От этого снижается урожай.

- Из - за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Осыпаются дороги, поля, постройки.

- Браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.

#1044;ля сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч - Гудило обитают утки, гуси, лебеди.

- Оцените в «листах самооценки» работу вашей группы.

Презентации работы групп.

- Прочитайте на доске гипотезу, вы опровергаете ее или принимаете, приводите доводы

Физминутка

-Итак,ребята, давайте теперь встанем и разомнемся.

Дети выполняют физминутку.

Самостоятельная работа по эталону.

Сейчас я хочу проверить вашу индивидуальную работу. Каждому из вас сейчас раздаться небольшие листочки где вам нужно будет

1. Подчеркните растения, которые встречаются в пустыне.

Липа, верблюжья колючка, мох, кактус, берёза, мак.

#1055;одчеркните животных, которые обитают в пустыне.

Тушканчик, медведь, черепаха, тигр, лиса, варан, верблюд.

-После как все выполнят, я спрошу одного человека, он назовет правильные ответы, а все остальные с ним сверятся.

Выполняют полученное задание

Включение в систему знаний и повторение.

- Мы изучаем раздел «Природа России», почему в этом разделе появилась тема о пустыне?

- Как вы думаете, мы готовы к путешествию в пустыню?

Индивидуальная работа с текстом:

- Давайте проверим, что вы запомнили об этой природной зоне. У каждого из вас текст, необходимо прочитать ситуацию, в котором необходимо исправить ошибки.

- Проверьте свою работу и заполните лист самооценки.

.

Рефлексия

Вспомните тему урока.

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?

- Посмотрите, что вам удалось лучше при выполнении задания.

- Что у вас не получилось и почему…?

- А что вас может еще заинтересовать в этой природной зоне?

- А где вы можете это найти?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру, тема "В Школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта по окружающему миру, тема "В Школе", 2 класс, УМК Школа России...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зона пустынь»(УМК Перспектива , 4 класс)

Тема урока «Зона пустынь» Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование у учащихся знаний о зоне пустынь и полупустынь.Задачи урокаДидактические:Формирование...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России 2».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое коль...

Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «В гости к весне»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Задачи урокаДидактические:формировать представления о связи изучаемых пр...

Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Путешествие в Москве»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с столицей нашей Родины - Москвы.Задачи урокаДидактические:формировать представление учащихся о столице нашей Родины – Москве;поз...

Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Формы земной поверхности»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний о формах земной поверхности.Задачи урокаДидактические:познакомить с понятием «формы земной поверхности» и их видами;научить...