Технологическая карта по окружающему миру 4 класс Пустыни (Школа России)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта по окружающему миру 4 класс по теме: Пустыни
УМК Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_pustyni.docx | 43.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Рюмкина Ольга Степановна
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема: Пустыня
Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при формировании представления о природной зоне Пустыня (и уважительного отношения к природе).
Планируемые результаты:
Предметные:
- Находить и объяснять понятие природная зона Пустыня
- Заполнять лист исследователя.
- Обсуждать экологические проблемы пустынь и пути их решения
Метапредметные:
Познавательные:
- принимать и сохранять учебную задачу урока
- осуществлять анализ объектов
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- взаимодействовать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
- распределять обязанности при работе в группе
Личностные:
- осознание уникальности и ценности природной зоны пустынь и необходимости нести ответственность за ее сохранение.
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Оборудование: учебник по окружающему миру, раздаточный материал, ИКТ.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
г. Петровск-Забайкальский, 2024
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте, меня зовут, Ольга Степановна и урок окружающего мира у вас проведу я.
|
| . |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений | Ребята, нам откроет свои тайны другая природная зона России. Разгадайте ребус и прочитайте, куда мы отправляемся: Сегодня мы с вами отправимся туда, Где много солнца и не видна вода. Юго-запад России раскроет тайны нам, Узнаем, что за звери обитают там, Какие растения там растут, Почему так природную зону зовут. – О какой природной зоне идет речь? |
|
|
Выявление места и причины затруднения. | Сформулируйте тему урока. - Ребята, представьте, вас наградили туристической путевкой в пустыню, подумайте, хватит ли вам ваших знаний, чтобы путешествие было познавательным и безопасным? - Сформулируйте цель урока: - А что значит быть готовым к путешествию? - А что вы можете предположить об этой природной зоне? |
|
|
Построение проекта выхода из затруднения | - Легко ли одному найти ответы на все поставленные вопросы? Организация групповой работы. - Чтобы ответить на эти вопросы, мы будем работать в группах постоянного состава. - Как вы думаете, какое самое сложное задание? - Мы поручим это группе…… - Командиры групп, получите задания и листы оценки работы в группах. № 1 группа «Географы» готовится ответить на вопросы: - Что такое пустыня? - Какое географическое положение занимают пустыни? - Каковы особенности климата пустыни? № 2 группа «Ботаники» готовится ответить на вопрос: - Какие растения есть в пустыне? Их особенности. № 3 группа «Зоологи» готовится ответить на вопрос: - Какие животные обитают в пустыне? Характеристика животных. № 4 группа «Экологи» готовятся ответить на вопрос: - Какие экологические проблемы пустыни и каковы пути их решения? - Давайте повторим правила работы в группе. - Алгоритм работы в группе находится у вас на столе. |
|
|
Реализация построенного проекта | Самостоятельная работа в группах. - Командиры групп внимательно прочитайте задания группам, у вас есть алгоритм работы в группе, следуйте ему. Не забудьте про сигнальные карточки: красная – «нужна помощь», желтая – «просим тишины», зеленая – «работа выполнена, мы готовы». Первая группа, расскажите, как вы будете работать. - У остальных групп есть вопросы по распределению обязанностей и подготовке? № 1 группа «Географы» Что такое пустыня? Пустыня – большое, не заселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью (С.И. Ожегова). Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые. Какое географическое положение занимают пустыни? Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Барханы – песчаный наносный холм в пустыни. Оазис – место в пустыне, где есть растительность и вода. Каковы особенности климата пустыни? Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца. № 2 группа «Ботаники» Какие растения есть в пустыне? А) Верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое. Б) Джузгун. Это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и не дают ему двигаться. Его плоды очень легкие, ветер переносит их по песку на большие расстояния. В) Колосняк. Его ещё называют «песчаным овсом». Корни растения хорошо закрепляют пески и не дают им двигаться под действием ветра. № 3 группа «Зоологи» Какие животные обитают в пустыне? 1) Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. 2) Верблюд. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения - его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. 3) Сайгак. Это животное похоже на овцу с длинными тонкими ногами. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать – со скоростью 80 км/ч. Сайгак избегает холмов и гор поскольку на такой местности становится беспомощным. 4) Тушканчики. Это грызун, его называют «земляной зайчик», задние ноги длинные и сильные, быстро передвигается большими прыжками до 3-х метров в длину. Длинный хвост помогает поддерживать равновесие при резких поворотах. Выходит кормиться только в сумерках. 5) Песчанки. Внешне песчанки напоминают крыс или мышей. Длина их тела до 19 см, рыжевато-желтый длинный хвост с кисточкой. Спинка желто-песчаная, брюшко белое. Они питаются в основном растительной пищей. Роют норы и живут группами. 6) Ушастый еж и лисичка – корсак. Корсак - очень мелкая, тускло окрашенная лисичка. Он несколько мельче песца. Отличительная особенность - широкие скулы. Ноги длинные; шерсть короткая. Корсак охотится на сусликов, тушканчиков. Ушастый еж - иглами покрыта только спина. Размеры мелкие: длина тела 12—27 см, длина хвоста 17—23 мм; ноги высокие, а мордочка острая. Основу рациона составляют насекомые. 7) Пресмыкающиеся. Обитают песчаный удавчик, ящурка быстрая, ящерица-круглоголовка. Они быстро передвигаются. Ящерица-круглоголовка - длина вместе с хвостом более 20 см. Ведет дневной образ жизни, питается насекомыми. № 4 группа «Экологи» Экологические проблемы пустыни и охрана природы. 1. Люди в пустынях живут уже тысячи лет. Основные занятия населения пустыни – это скотоводство и земледелие на орошаемых территориях - на оазисах. Ферганская долина является величайшим оазисом, по которой протекает река Сырдарья. Люди построили каналы, чтобы орошать землю, появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных на первом месте овцы и верблюды. 2. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. - Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. От этого снижается урожай. - Из - за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Осыпаются дороги, поля, постройки. - Браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми. #1044;ля сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч - Гудило обитают утки, гуси, лебеди. - Оцените в «листах самооценки» работу вашей группы. Презентации работы групп. - Прочитайте на доске гипотезу, вы опровергаете ее или принимаете, приводите доводы |
|
|
Физминутка | -Итак,ребята, давайте теперь встанем и разомнемся. | Дети выполняют физминутку. |
|
Самостоятельная работа по эталону. | Сейчас я хочу проверить вашу индивидуальную работу. Каждому из вас сейчас раздаться небольшие листочки где вам нужно будет 1. Подчеркните растения, которые встречаются в пустыне. Липа, верблюжья колючка, мох, кактус, берёза, мак. #1055;одчеркните животных, которые обитают в пустыне. Тушканчик, медведь, черепаха, тигр, лиса, варан, верблюд. -После как все выполнят, я спрошу одного человека, он назовет правильные ответы, а все остальные с ним сверятся. | Выполняют полученное задание |
|
Включение в систему знаний и повторение. | - Мы изучаем раздел «Природа России», почему в этом разделе появилась тема о пустыне? - Как вы думаете, мы готовы к путешествию в пустыню? Индивидуальная работа с текстом: - Давайте проверим, что вы запомнили об этой природной зоне. У каждого из вас текст, необходимо прочитать ситуацию, в котором необходимо исправить ошибки. - Проверьте свою работу и заполните лист самооценки. |
| . |
Рефлексия | Вспомните тему урока. - Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока? - Посмотрите, что вам удалось лучше при выполнении задания. - Что у вас не получилось и почему…? - А что вас может еще заинтересовать в этой природной зоне? - А где вы можете это найти? |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по окружающему миру, тема "В Школе", 2 класс, УМК Школа России
Технологическая карта по окружающему миру, тема "В Школе", 2 класс, УМК Школа России...
Технологическая карта урока окружающего мира «Зона пустынь»(УМК Перспектива , 4 класс)
Тема урока «Зона пустынь» Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование у учащихся знаний о зоне пустынь и полупустынь.Задачи урокаДидактические:Формирование...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России 2».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое коль...
Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «В гости к весне»
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Задачи урокаДидактические:формировать представления о связи изучаемых пр...
Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Путешествие в Москве»
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с столицей нашей Родины - Москвы.Задачи урокаДидактические:формировать представление учащихся о столице нашей Родины – Москве;поз...
Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Формы земной поверхности»
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний о формах земной поверхности.Задачи урокаДидактические:познакомить с понятием «формы земной поверхности» и их видами;научить...