Конспект урока " Водные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ФИО педагога: Федотова Наталья Васильевна, учитель начальных классов
МБОУ « Тарбагатайская СОШ»;
Направление конкурса: второе;
Тема и тип урока: «Водные богатства», урок изучения новой темы;
Класс: 2;
Цели и задачи урока:
- Обучающая: создание условий:
- для выяснения того, что составляет водные богатства нашей планеты,
- для формирования знаний о видах водоёмов (в том числе родного края),
- для формирования навыка работы с книгой.
2. Развивающая: создание условий для развития мышления, памяти, внимания, устной речи, интереса к предмету.
3. Воспитывающая: создание условий для воспитания любви к родному краю, чувства бережного отношения к его природным «богатствам».
Универсальные учебные действия:
Личностные: - освоение личностного смысла учения. Регулятивные: - определение цели учебной деятельности с помощью учителя; - определение плана выполнения заданий под руководством учителя. Познавательные: - сравнение и группировка предметов, объектов по нескольким основаниям; нахождение закономерностей; умение самостоятельно продолжать их по установленному правилу; - наблюдение и умение делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные: - сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи); - участие в диалоге; умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Планируемые образовательные результаты Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению Метапредметные результаты Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы Регулятивные УУД: осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению; планировать свои действия; контролировать и оценивать свою работу Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Методы обучения: наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. |
Оборудование:
1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М.,Просвещение, 2011 г.
2. А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М.,Просвещение, 2011 г
3. Глобус.
4. Мультимедийное оборудование.
5. Сигнальные карточки
6. Тесты для проверки
7. Презентация
План урока:
- Оргмомент.
- Актуализация знаний. Проблемная ситуация + деятельность по её решению (проверка домашнего задания).
- Мотивация учебной деятельности. Формулировка темы и задач урока ( вопросы, на которые будем искать ответы ).
- Решение проблемной ситуации (работа со стихотворением)
- Работа по схеме - строение реки.
Рассказ о Селенге (сообщение ученицы). Реки республики. Работа в паре - формулирование выводов, выступления, просмотр фотографий.
- Физминутка.
- Рассказ о Байкале (сообщение ученика).
Легенда об Ангаре.
- Работа с презентацией. Обсуждение выводы
- Работа по учебнику.
- Физминутка для глаз.
- Работа в рабочей тетради.
- Проверка знаний +самооценка, сравнение с образцом (тест).
- Рефлексия.
- Домашнее задание (по выбору учащихся)
Выделение цветом – деятельность учащихся
Ход урока
- Орг. момент
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
– Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. (слайд 1- солнышко)
- Актуализация знаний
Повторение
Проверка дом.задания
Вопросы-загадки:
Большое пространство ровной поверхности (равнина)
Самая низкая часть холма (подошва)
Возвышение высотой более 200 метров над окружающей местностью (гора)
Самое высокое место горы (вершина)
Русский поэт, погибший на Кавказе (Лермонтов). Молодцы!
3.Мотивация учебной деятельности
Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём? Оттенков какого цвета больше всего? (синего)
Почему? (синий цвет обозначает водоёмы, вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%)
Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему? (на земле мало чистой воды)
Можно назвать богатством Земли водоёмы? (да, они содержат запасы воды)
Какие водоёмы существуют на Земле? (моря, океаны, реки, озёра…)
Какие водоёмы есть в Бурятии? (Селенга, Уда, Байкал, озеро Щучье и много других рек и речек)
- Посмотрите на доску, что вы видите? Что общего у всех фото?
Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (слайд 2 море, озеро, речка)
Да, мы будем говорить о водных богатствах нашей страны. (слайд 3-водные богатства)
-Вспомните, что вы уже знаете о реках и морях? (ответы детей)
Откуда и куда текут реки? Почему вода в реке всё время течёт? Сегодня мы об этом поговорим.
Послушайте стихотворение и попробуйте сказать: как образуются реки?
В день весенний и погожий
Два шумливых ручейка
Лезут под ноги прохожим:
« Где река? Где река?
Мы бежим издалека».
Отвечает им народ:
« Дальше, милые, вперёд».
Разговаривая звонко,
Мчатся дальше вперегонки…
Вдруг пред ними водоём,
Отразилось солнце в нём.
Подбегают к водоёму
Два весёлых ручейка,
Говорит один другому:
« Это вовсе не река.
Попадёшь сюда на горе,
Не увидишь сине море-
Здесь стоячая вода,
Мне не хочется сюда».
Оба в сторону метнулись
И…нечаянно столкнулись,
И слились в один ручей.
Стал он больше и бойчей.
И опять бегут вперёд.
Вправо, влево, поворот…
Вдруг навстречу выбегает
Ручеёк из-под ворот.
« Где река? Где река?»-
Слышен голос ручейка.
« Сами ищем, сами ищем,
Не нашли ещё пока.
Слейся с нами- так втроём
Мы её быстрей найдём».
Вместе наши ручейки
Мчатся к берегу реки,
Трое- все в одном потоке,
Словно давние дружки.
« Разыскали, пострелята»,-
Улыбается река.
И нырнули вглубь куда-то
Три весёлых ручейка.
И другие мчатся с кручи,
Чтобы стать рекой могучей.
-Как же образуется река? (текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в большую реку.)
РАБОТА ПО СХЕМЕ_ЧАСТИ РЕКИ (слайд 4-части реки)
- Место, где река берёт начало, называется истоком. Таким истоком может быть ручей или лесной родник, бьющий из-под земли.
Место, где река заканчивается, называется устье. Это место, где река впадает в другую реку, озеро или море.
Углубление в земле, по которому течёт река, называется русло реки. Покажите на схеме части реки (дети у доски)
У реки есть два берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый. ( слайд 5 – правый, левый берег) Покажите правый, левый берег (дети у доски)
-Бывает так, что две реки сливаются в одну. Тогда говорят, что одна река впадает в другую. Река, которая впадает, называется притоком, она притекает к большой, более длинной реке. Та река, в которую втекает приток, называется главной. После такого объединения полноводная река оставляет за собой название главной реки. Но на своём пути эта река сама может стать притоком, если встретит более могучую и длинную реку.
Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода? (ответы детей) Это ручейки, ручьи, весной вода бежит в реку, когда тает снег, идут дожди. Как вы думаете, почему текут реки? (Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.)
Каждая река имеет своё название. Какие реки вы знаете? (ответы детей) У нас есть такие крупные реки - Волга, Ока, Енисей, Обь, Лена и другие.
( рассказ о Селенге) ЗАЙЦЕВА ЛЕНА
Существуют различные версии происхождения названия реки:
от бурятского корня «сэл», который в переводе означает «разлив, озеро»;
от эвенкийского «сэлэ», что переводится как «железо», а сэлэнга — «железный».
Селенга протекает по территории Монголии и Бурятии. Берет свое начало в Монголии, впадает в озеро Байкал. Селенга является самым крупным притоком Байкала. Её длина 1024 км. Крупные притоки: Джида, Хилок, Уда. Расположены города: Сухэ-Батор (Монголия), Улан-Удэ (Бурятия). В реке водится: омуль, таймень, сиг, хариус, щука, язь, сорожка, окунь и др. рыба. Питание реки дождевое и снеговое. (слайд 6 – виды) (Слайд 7 –рыба)
И хотя внешне река, особенно вблизи Байкала, выглядит красиво, купаться в Селенге, а тем более использовать воду для питья и приготовления пищи, следует с большой осторожностью.
Что запомнили?
Итак, назовите части реки (на примере Селенги: исток в Монголии, устье - где впадает в Байкал)
Мы говорили, что река впадает в озеро, а что такое озеро? (ответы детей)
На прошлом уроке мы выяснили, что земная поверхность у нас неровная, в некоторых местах на земле образуются углубления, которые заполняются водой. Поэтому можно сказать, что озеро – большое природное углубление на поверхности земли, заполненное водой. Как вы думаете, у озера есть исток и устье (начало и конец)? У озера нет истока и устья, вода в нём никуда не течёт. Есть озёра, из которых вытекают реки, а есть такие, из которых не вытекают. Есть озёра – Байкал, Балхаш, озеро Щучье, Гусиное озеро.
Физминутка
Байкал. (рассказ о Байкале) АЛЕКСЕЕВ ДИМА (слайд 8- Байкал виды)
Длина озера 636 км, ширина 80 км. Байкал - самое глубокое в мире пресное озеро, его наполняют 336 рек и ручьев, причем половину воды приносит Селенга. Вытекает же из озера одна единственная река – Ангара. Кроме того, Байкал - самое древнее озеро на нашей планете, его возраст составляет 20-30 миллионов лет.
В Байкале хранится 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды.
По его берегам находится большое количество минеральных источников, имеющих целебные свойства. Вода в озере холодная и прозрачная, замерзает Байкал очень поздно, в декабре, когда стоят сильные морозы.
Удивителен и разнообразен животный и растительный мир Байкала, что делает его уникальным в этом отношении среди других пресных озер. Кто не слышал о знаменитом байкальском омуле? Кроме него в озере водится осётр, хариус, щука, сиг, ленок, таймень и другая рыба. ( слайд 9 –рыба Байкала, нерпа)
Нельзя не упомянуть о байкальской нерпе, которая является единственным представителем млекопитающих в озере. (слайд 10 – обитатели Байкала)
Осенью на каменистых берегах можно увидеть многочисленные залежки этих байкальских тюленей. Нерпа – не единственный обитатель побережий, множество чаек, крохалей, гоголей, турпанов, огарей, орланов-белохвостов, скопов и прочих птиц гнездится по берегам и на островах. (слайд 11 – птицы Байкала)
Флора и фауна Байкала эндемична. 848 видов животных (15%) и 133 вида растений (15%) не встречаются ни в одном водоеме Земли.
В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Народ об этом сочинил легенду.
Легенда об Ангаре.(слайд 12 - Ангара)
Родилось у Байкала 336 дочерей, он был старый, злой, могучий. Дочки слушались отца и все как одна приносили ему свои воды. И была у него старшая дочка красавица Ангара, она была гордая и смелая. Чайки сказали ей, что далеко на севере есть прекрасный Енисей, и передали ей от него привет. И с тех пор потеряла покой Ангара, она мечтала о прекрасном Енисее.
Однажды старик Байкал поведал Ангаре свою волю: быть ей замужем за Иркутом (река).Иркут был самый богатый из богатырей-рек, полюбился старому Байкалу. Жил он далеко за горами, и вот стал он собираться в путь за невестой. Ехал долго, в последний раз заночевал, немного не доехав до Байкала.
Была тёмная ночь, Ангара металась в темнице, плакала и свала на помощь Енисея, но никто не слышал её. Билась Ангара о каменные утёсы, разрушила грозные скалы и ринулась прочь от Байкала. Богатырь Иркут сквозь сон услышал шум её побега, проснулся, кинулся наперез, стал крушить в спешке горы. Он настиг прекрасную Ангару в том месте, где сейчас город Иркутск, но было уже поздно - Ангара прорвалась на север.
И с тех пор 336 покорных речек впадают в Байкал, она непокорная Ангара вытекает из него.
Куда ещё может впадать река? ( в море, в океан) (слайд 13 –Море, океан)
Рассмотрите фотографии, на которых изображено море, океан. Обратите внимание на то, какие красивы виды. Что же такое море, океан? Это тоже углубление на земной поверхности, заполненное водой, но гораздо больше, глубже. Есть моря: Чёрное, Азовское, море Лаптевых, Японское. Океаны: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
Мы с вами говорили о реке, озере, море. Это естественные водоёмы. Они созданы чем? (природой). А есть ещё искусственные водоёмы. Кем они созданы?( человеком) Как вы думаете, для чего люди это делают?(ответы детей)
По телевизору вы, наверное видели, как по рекам и морям идут морские суда и перевозят грузы. Перевозки по реке обходятся гораздо дешевле, чем на поезде или самолёте. Бывает так, что реки текут близко друг от друга, но попасть из одной в другую нельзя. Тогда человек должен перегрузить всё в поезд или самолёт и перевезти на другую реку. Это сложно и дорого, люди нашли выход. Между реками стали прорывать каналы и наполнять их водой. Получились искусственные реки, по которым можно попасть из одной реки в другую.
Какие ещё водоёмы сделаны руками человека? Это пруды, водохранилища. Люди выкапывают большие ямы и заполняют их водой. Для чего? (купаться, отдыхать; для накопления и хранения воды, разведения рыбы и водоплавающей птицы, для санитарных и спортивных потребностей, для пожарной службы).
ФИЗМИНУТКА
Итак, какие водоёмы вы знаете?
Какие искусственные водоёмы вы знаете?(слайд 14 –искусст водоёмы)
Какие естественные водоёмы вы знаете?(слайд 15 –естеств водоёмы)
Работа с учебником (с.82) Прочитайте описания и определите, названия каких водоёмов пропущены (работа в паре) Помощь учителя, чтение вслух
Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них, нельзя не сказать об экологии, о защите и сохранении этих богатств.
Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно.
Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы.
Свой вклад должен внести каждый, от Президента до первоклассника. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать участие в экологических мероприятиях.
Что можем для этого делать мы? (не оставлять мусор, не ломать растения, растущие по берегам, не мыть машины в воде и на берегу)
А сейчас давайте проверим, как вы запомнили, что мы говорили на уроке
Рабочая тетрадь (с.34, №2,) При проверке рядом со словами ставим плюс. Посчитай плюсы
ТЕСТ. Текст из учебника « Красота моря», с.84
Итог.
О каких водоёмах мы говорили на уроке? На какие две группы можно их разделить? Что относится к естественным водоёмам? К искусственным? Что вы не будете делать, когда приедете на водоём?
– А сейчас поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя такие слова…(слайд 17)
–научился…
–было интересно…
–больше всего понравилось…
–понял, что…
–приобрел…
–мне захотелось…
Оценки Д/З у.с 82-85, т.с 52,№5 № 4 (по выбору) (слайд 18)
слайд 19 -солнышко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Водные богатства"
Конспект урока 2 класс...
Конспект урока Водные богатства
Урок окружающего мира 2 класс...
Конспект урока"Водные богатства" 2 класс УМК "Школа России"
quot;Водные богатства"...
Конспект урока"Водные богатства "+презентация к уроку
Конспект урока"Водные богатства "+презентация к уроку...
Технологическая карта урока окружающий мир 2 класс.Тема урока: «Водные богатства»
Познакомить с разнообразием водоемов, научить различать части реки....
Конспект урока "Водные богатства" 2 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о водных богатствах нашей планеты, родного края.Планируемые результатыПредметные:знать: какие бывают водные источники; водные богатства нашей план...
Конспект урока "Водные богатства" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Водные богатства"...