Урок окружающего мира с элементами русского языка.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Тема: " Огонь,вода и газ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh.mir_otk.urok_.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

+Открытый урок по окружающему миру с элементами русского языка.

Тема: «Огонь, вода и газ»

Цель: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает;

Задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей;
  • познакомить детей с правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их;
  • довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;
  • отрабатывать правильность действий при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода;
  • развивать такие качества, как  находчивость, собранность, умение действовать, быстро реагировать в критической ситуации

Оборудование: презентация к уроку, видеофильм, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент  

2.-  Сегодня мы начинаем 2 часть учебника «Окружающий мир».                                                                                            по новому разделу «Наша безопасность». 

-Как вы понимаете что такое безопасность? (Ответы детей) 

3.Введение в тему урока-

Значительную часть своей жизни вы проводим в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.

Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.

- Какие же опасности с  нами могут произойти дома?

- Тема нашего урока очень важна.

 - А о чём мы будем говорить узнаем, когда отгадаем загадки.

Шипит и злится, воды боится

С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь) слайд1

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода) 
(Слайд2

На железной клумбе

Цветы голубые

Помогают стряпать

Кушанья любые. (газ) (Слайд3)

-Огонь, вода и газ. Вот три опасности, о которых будем говорить на уроке по новому разделу «Наша безопасность» 

Какая опасность в этом слове огонь?

Как проверить безударную гласную в корне?

Какая опасность в слове вода?

Какая опасность в слове газ?

- Тема урока несложная, но очень серьёзная.

- Ребята, давайте сегодня попробуем разобраться, чем являются огонь, вода и газ для человека – другом или врагом.

4. Огонь.

-Человек научился высекать огонь минимум 790  тыс. лет назад. (Слайд1

-Наши  предки знали немало секретов и хитростей добывания  огня. 4 способа:

выскабливание огня (огневой плуг), выпиливание огня (огневая пила), высверливание огня (огневое сверло с рядом разновидностей), высекание огня, Выскабливание огня — один из наиболее простых, но в то же время малораспространенных способов. Оно производилось с помощью деревянной палочки, которую водили, сильно нажимая, по лежащей на земле деревянной дощечке. В результате скобления получались тонкие стружки или древесный порошок. Вследствие трения дерева о дерево возникала теплота; стружки или древесный порошок нагревались, а затем начинали тлеть. Их присоединяли к легко воспламеняющемуся труту и раздували огонь. Этот способ являлся быстрым, но в то же время требовал от применяющих его больших усилий..

Огневая пила напоминала огневой плуг, но деревянная дощечка пилилась или скоблилась не вдоль ее волокон, а поперек. При пилении также получался древесный порошок, который начинал тлеть.

Наиболее распространенный способ добывания огня — высверливание Огневое сверло состояло из деревянной палочки, которой сверлили лежащую на земле деревянную же палочку или дощечку. В результате сверления очень быстро в углублении на нижней дощечке появлялся дымящийся и тлеющий древесный порошок, который высыпался на трут и раздувался в пламя. Простейшее огневое сверло приводилось во вращение ладонями обеих рук..

Высекание огня может производиться ударом камня о камень, ударом камня о кусок железной руды (серный колчедан, иначе — пирит) и, наконец, ударом железа о кремень. В результате удара получаются искры, которые падают на трут и воспламеняют его.-Они считали его живым существом, поселяя его в своих пещерах.Добрым божеством считался не всякий огонь, а лишь тот, что жил в домашнем очаге.

5.Доклад учащегося об огне.

6.Запишите слово огонь в тетради.

 Сделаем фонетический(сделаем звуко - буквенный ) разбор.

7.Мультик.Слайд 4

А всегда ли огонь для нас является другом? 

- Огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.

Запомнить твёрдо нужно нам –Пожар не возникает сам.

- Подумайте, от чего возникают пожары? Назовите причины. (Ответы детей)

- Давайте посмотрим, все ли причины вы назвали: 

-неисправность электрических приборов; -забывчивость;

-искра из печи, камина;-легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол)-игры со спичками;-керосин, бензин, газ.

Самые главные виновники пожаров – люди.

- Ни для,  кого ни секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.

Статистика пожаров в России показывает, что 80% пожаров происходит в жилье .

В 2011 году произошло  180 тысяч пожаров, при  которых погибло свыше 12 тысяч человек , получили травмы 13 тысяч человек.

- Как же уберечь своё жилище и себя от пожара?

-Чтение учащимися по учебнику страница4.

- как нужно вести себя во время пожара. 

-Кто был внимательным, какие меры нужно предпринять во время пожара? (Ответы детей) 

- В какую службу можно обратиться за помощью?

-Читаем и запоминаем. 

Если вдруг пожар возник,

То звонить обязан вмиг,

Как и всякий гражданин

В часть к пожарным ноль один.

8.В выделенных словах определи части речи? составление кластера.

_Ребята, а вы знаете ,где у нас в Кетченерах находится пожарная часть?

Улица Мучкаева

-  А как же правильно позвонить в пожарную часть? (Слайд6

-сообщить что случилось,

-назвать адрес,фамилию

-сообщить номер телефона,

-на каком этаже горит,

Всё это нужно сообщить быстро, без запинок.

Игра»01»

9.Физминутка

10. Беседа о воде

  - Ребята, а что сильнее огня? (вода) (Слайд2.

- А вода друг или враг?

- Когда вода человеку друг ?

-Зачем нужна вода? 

Доклад учащегося.

11.Запишите слово вода. Сделаем синквейн.

Вода

Чистая,Родниковая.

Журчит,течет,бежит.

Источник жизни.

Жидкость.

-Несмотря на то что человек, без воды  не может прожить, и она может отказаться для него враждебной силой.  

- Какая беда  может возникнуть из-за воды в доме?

- Какие же опасности таит в себе домашний трубопровод?

Ответы детей

 12.Работа по учебнику.

 - Прочитаем текст в учебнике на стр. 5 

-Рассмотри рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки?  

(Прорвало трубу;           Вентиль горячей и холодной воды;           Звони соседям, диспетчеру, родителям.)   - Читаем далее.

Вопросы по содержанию:

- Как действовать при аварии водопровода? 

- Какие новые слова встретились?  (Вентиль, диспетчер)

- Давайте уточним и запоним что такое вентиль и кто такой диспетчер.

           Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.

           Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта  ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа) 

13. Беседа о газе.

Доклад учащегося.

   - Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде.

14.Мультик

- Какую ошибку допустили наши герои в этой серии?.

- А газ человеку друг или враг?

- Но газ тоже может стать для человека враждебной силой.

   - Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт  - это очень опасно!  Как вы думаете почему?  (Ответы детей)

         Во-первых, им можно отравиться.

         Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.

  - Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6 

  - Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?  

   (Нужно вызвать мастера; нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей)

    - Рассмотри рисунки-знаки в учебнике. Что они показывают?  

    ( Открой окно; закрой кран газа; перекрой кран газа на трубе; звони в газовую службу)

            Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни:

         Газовой службы телефон – 04.

15.Запишите слово газ подберите однокоренные слова.газ газовый газует газированная газовики

16. Закрепление изученного

- Выполним задание в тетради стр. 3 № 1. (Укажи стрелкой правильное действие для каждого случая.)   

17.-Как вы думаете от кого зависит наша безопасность?

-Сейчас мыс вами составим стенгазету.

Игра по группам.

Ребята, у вас на парте конверты. В них пазлы условных знаков. Вы должны их собрать и объяснить , что они обозначают?   

   - Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

  - Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

  - Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

  - Как действовать при аварии водопровода?  

Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

7. Итог урока

      - Мы сегодня много работали сообща, попробуйте сами оценить свою работу на уроке. Кто на ваш взгляд был наиболее активным?

8. Домашнее задание

  - Дома вы закрепите свои знания, прочитав материал на стр. 4-6 и ответив на вопросы. В тетради стр.4  №3,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам окружающего мира с элементами исследовательской деятельности "Народный календарь"

На уроках литературного чтения и окружающего мира мои ученики познакомились с народными названиями месяцев. Этот материал очень заинтересовал их,поэтому я составила презентацию на данную тему. Активно...

Внеклассное интегрированное занятие по окружающему миру с элементами английского языка: проект « Наш зоопарк» в 3 классе.

Тема: В зоопарке.Цели: Формирование УУД:Познавательные УУД:1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;2)формируем умение представлять информацию в виде схемы;3) формируем ум...

"В стране здоровья" урок окружающего мира с элементами игры

Занятия,  игры  о здоровом питании в школах в процессе воспитания и обучения повышает уровень образованности обучающихся, стимулирует познавательную активность, развивает умение принимать оп...

Конспект урока окружающего мира с элементами функциональной грамотности

Предлагаю вашему выниманию конспект урока окружающего мира на тему "Город на Неве"....

Краеведческий дневничок на уроках окружающего мира - как элемент этнопедагогики.

Использование краеведческого материала (Ямало-Ненецкий ао)  на уроках в форме дневника с заданиями на развитие функциональной грамотности младшего школьника. Задания ориентированы на предмета &qu...