Урок окружающего мира с элементами русского языка.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
+Открытый урок по окружающему миру с элементами русского языка.
Тема: «Огонь, вода и газ»
Цель: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает;
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей;
- познакомить детей с правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их;
- довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;
- отрабатывать правильность действий при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода;
- развивать такие качества, как находчивость, собранность, умение действовать, быстро реагировать в критической ситуации
Оборудование: презентация к уроку, видеофильм, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
- Орг.момент
2.- Сегодня мы начинаем 2 часть учебника «Окружающий мир». по новому разделу «Наша безопасность».
-Как вы понимаете что такое безопасность? (Ответы детей)
3.Введение в тему урока-
Значительную часть своей жизни вы проводим в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.
Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.
- Какие же опасности с нами могут произойти дома?
- Тема нашего урока очень важна.
- А о чём мы будем говорить узнаем, когда отгадаем загадки.
Шипит и злится, воды боится
С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь) слайд1
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода) (Слайд2
На железной клумбе
Цветы голубые
Помогают стряпать
Кушанья любые. (газ) (Слайд3)
-Огонь, вода и газ. Вот три опасности, о которых будем говорить на уроке по новому разделу «Наша безопасность»
Какая опасность в этом слове огонь?
Как проверить безударную гласную в корне?
Какая опасность в слове вода?
Какая опасность в слове газ?
- Тема урока несложная, но очень серьёзная.
- Ребята, давайте сегодня попробуем разобраться, чем являются огонь, вода и газ для человека – другом или врагом.
4. Огонь.
-Человек научился высекать огонь минимум 790 тыс. лет назад. (Слайд1
-Наши предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. 4 способа:
выскабливание огня (огневой плуг), выпиливание огня (огневая пила), высверливание огня (огневое сверло с рядом разновидностей), высекание огня, Выскабливание огня — один из наиболее простых, но в то же время малораспространенных способов. Оно производилось с помощью деревянной палочки, которую водили, сильно нажимая, по лежащей на земле деревянной дощечке. В результате скобления получались тонкие стружки или древесный порошок. Вследствие трения дерева о дерево возникала теплота; стружки или древесный порошок нагревались, а затем начинали тлеть. Их присоединяли к легко воспламеняющемуся труту и раздували огонь. Этот способ являлся быстрым, но в то же время требовал от применяющих его больших усилий..
Огневая пила напоминала огневой плуг, но деревянная дощечка пилилась или скоблилась не вдоль ее волокон, а поперек. При пилении также получался древесный порошок, который начинал тлеть.
Наиболее распространенный способ добывания огня — высверливание. Огневое сверло состояло из деревянной палочки, которой сверлили лежащую на земле деревянную же палочку или дощечку. В результате сверления очень быстро в углублении на нижней дощечке появлялся дымящийся и тлеющий древесный порошок, который высыпался на трут и раздувался в пламя. Простейшее огневое сверло приводилось во вращение ладонями обеих рук..
Высекание огня может производиться ударом камня о камень, ударом камня о кусок железной руды (серный колчедан, иначе — пирит) и, наконец, ударом железа о кремень. В результате удара получаются искры, которые падают на трут и воспламеняют его.-Они считали его живым существом, поселяя его в своих пещерах.Добрым божеством считался не всякий огонь, а лишь тот, что жил в домашнем очаге.
5.Доклад учащегося об огне.
6.Запишите слово огонь в тетради.
Сделаем фонетический(сделаем звуко - буквенный ) разбор.
7.Мультик.Слайд 4
А всегда ли огонь для нас является другом?
- Огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.
Запомнить твёрдо нужно нам –Пожар не возникает сам.
- Подумайте, от чего возникают пожары? Назовите причины. (Ответы детей)
- Давайте посмотрим, все ли причины вы назвали:
-неисправность электрических приборов; -забывчивость;
-искра из печи, камина;-легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол)-игры со спичками;-керосин, бензин, газ.
Самые главные виновники пожаров – люди.
- Ни для, кого ни секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.
Статистика пожаров в России показывает, что 80% пожаров происходит в жилье .
В 2011 году произошло 180 тысяч пожаров, при которых погибло свыше 12 тысяч человек , получили травмы 13 тысяч человек.
- Как же уберечь своё жилище и себя от пожара?
-Чтение учащимися по учебнику страница4.
- как нужно вести себя во время пожара.
-Кто был внимательным, какие меры нужно предпринять во время пожара? (Ответы детей)
- В какую службу можно обратиться за помощью?
-Читаем и запоминаем.
Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным ноль один.
8.В выделенных словах определи части речи? составление кластера.
_Ребята, а вы знаете ,где у нас в Кетченерах находится пожарная часть?
Улица Мучкаева
- А как же правильно позвонить в пожарную часть? (Слайд6
-сообщить что случилось,
-назвать адрес,фамилию
-сообщить номер телефона,
-на каком этаже горит,
Всё это нужно сообщить быстро, без запинок.
Игра»01»
9.Физминутка
10. Беседа о воде
- Ребята, а что сильнее огня? (вода) (Слайд2.
- А вода друг или враг?
- Когда вода человеку друг ?
-Зачем нужна вода?
Доклад учащегося.
11.Запишите слово вода. Сделаем синквейн.
Вода
Чистая,Родниковая.
Журчит,течет,бежит.
Источник жизни.
Жидкость.
-Несмотря на то что человек, без воды не может прожить, и она может отказаться для него враждебной силой.
- Какая беда может возникнуть из-за воды в доме?
- Какие же опасности таит в себе домашний трубопровод?
Ответы детей
12.Работа по учебнику.
- Прочитаем текст в учебнике на стр. 5
-Рассмотри рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки?
(Прорвало трубу; Вентиль горячей и холодной воды; Звони соседям, диспетчеру, родителям.) - Читаем далее.
Вопросы по содержанию:
- Как действовать при аварии водопровода?
- Какие новые слова встретились? (Вентиль, диспетчер)
- Давайте уточним и запоним что такое вентиль и кто такой диспетчер.
Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа)
13. Беседа о газе.
Доклад учащегося.
- Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде.
14.Мультик
- Какую ошибку допустили наши герои в этой серии?.
- А газ человеку друг или враг?
- Но газ тоже может стать для человека враждебной силой.
- Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Во-первых, им можно отравиться.
Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.
- Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6
- Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
(Нужно вызвать мастера; нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей)
- Рассмотри рисунки-знаки в учебнике. Что они показывают?
( Открой окно; закрой кран газа; перекрой кран газа на трубе; звони в газовую службу)
Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни:
Газовой службы телефон – 04.
15.Запишите слово газ подберите однокоренные слова.газ газовый газует газированная газовики
16. Закрепление изученного
- Выполним задание в тетради стр. 3 № 1. (Укажи стрелкой правильное действие для каждого случая.)
17.-Как вы думаете от кого зависит наша безопасность?
-Сейчас мыс вами составим стенгазету.
Игра по группам.
Ребята, у вас на парте конверты. В них пазлы условных знаков. Вы должны их собрать и объяснить , что они обозначают?
- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
- Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
- Как действовать при аварии водопровода?
Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
7. Итог урока
- Мы сегодня много работали сообща, попробуйте сами оценить свою работу на уроке. Кто на ваш взгляд был наиболее активным?
8. Домашнее задание
- Дома вы закрепите свои знания, прочитав материал на стр. 4-6 и ответив на вопросы. В тетради стр.4 №3,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам окружающего мира с элементами исследовательской деятельности "Народный календарь"
На уроках литературного чтения и окружающего мира мои ученики познакомились с народными названиями месяцев. Этот материал очень заинтересовал их,поэтому я составила презентацию на данную тему. Активно...
Внеклассное интегрированное занятие по окружающему миру с элементами английского языка: проект « Наш зоопарк» в 3 классе.
Тема: В зоопарке.Цели: Формирование УУД:Познавательные УУД:1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;2)формируем умение представлять информацию в виде схемы;3) формируем ум...
"В стране здоровья" урок окружающего мира с элементами игры
Занятия, игры о здоровом питании в школах в процессе воспитания и обучения повышает уровень образованности обучающихся, стимулирует познавательную активность, развивает умение принимать оп...
Урок окружающего мира с элементами русского языка.
Тема: " Огонь,вода и газ"...
Межпредметная деятельность. Интегрированный урок окружающего мира, литературного чтения, русского языка «Природные зоны России»
Овразовательная система "Школа 2100", 2 класс...
Конспект урока окружающего мира с элементами функциональной грамотности
Предлагаю вашему выниманию конспект урока окружающего мира на тему "Город на Неве"....
Краеведческий дневничок на уроках окружающего мира - как элемент этнопедагогики.
Использование краеведческого материала (Ямало-Ненецкий ао) на уроках в форме дневника с заданиями на развитие функциональной грамотности младшего школьника. Задания ориентированы на предмета &qu...