Леса России (проектно-исследовательская работа)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Сформировать представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов;
познакомить с растительным и животным миром, начинать
исследовательскую работу по данной теме по группам; развивать
познавательную активность детей, умение работать с картой и
дополнительной литературой, гербарием, привить любовь и
интерес к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_vokrug_nas.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Леса России (проектно-исследовательская работа)
Подготовила и провела урок учитель начальных классов Ширяева С.С.
Цели: сформировать представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов;
познакомить с растительным и животным миром, начинать
исследовательскую работу по данной теме по группам; развивать
познавательную активность детей, умение работать с картой и
дополнительной литературой, гербарием, привить любовь и
интерес к окружающему миру.
Оборудованием карта природных зон, с изображением леса, животных, птиц, звукозапись с голосами птиц, дополнительные книги о животных.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания: Зона тундры( тестирование).
(Проверка результатов на доске открывается).
III. Сообщение темы, постановка целей урока.
Звучит запись голосов.
- Тема и цели урока спрятаны в стихотворении:
- Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчет на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь - мы свои!
- Что же будем изучать? (Лес, птицы, животные, тайну леса)
- Почему автор говорит «дремучий»? Как вы понимаете? (темный,
страшный, сказочный)
-Не все леса темные, есть светлые, веселые. Березовые рощи,
например.
- Почему же одни леса темные, другие светлые? Это нам предстоит
узнать, отправляясь в путешествие.
IV. Работа над новым материалом.
- Найдите на карте зон лесную зону.
-Что можем сказать об этой зоне, глядя на карту? (южнее тундры,
зеленым цветом, большое пространство).
-На каком поясе расположена лесная зона (умеренный пояс)
-Какая земная поверхность? (ровная)
-Какие цвета? (зеленый, светло-зеленый, ярко-зеленый)
1. Географическое положение лесов исследовал географ
Капкуров Роман, ему слово.
2. Тайга - это хвойный лес, занимает большую часть лесной зоны.
Лето намного теплее, чем в тундре, но есть мерзлая земля. Зима
суровая. Растут там растения, которые менее требовательны к
теплу. По этой теме начала исследовательскую работу ботаник
Кладова Оксана. Послушаем ее.
- обитают там кедровка птица, соболь, белка-летяга, бурундук.
Прочитает о них по цепочке:Руслан, Оля, Маша, Валя.
3. -Южнее тайги расположены смешанный лес и
широколиственный лес. Зима мягче, вечной мерзлоты нет, сначала
хвойные и лиственные деревья смешались. Затем теплолюбивые
деревья с широкими листьями.
Исследователь - ботаник расскажет об этой полосе кратко
(Кладова Оля).
Физкультминутка
Руки подняли и покачали- Это деревья.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это так птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.
4. В зоне лесов условия для живых организмов более благоприятные, чем в тундре, поэтому и животный мир богаче. Исследователи, Долгов Лёша, Халмамедов Максим поделятся своими открытиями.
5. Слушание голосов птиц.
- В лесу слышны голоса кукушки, соловья, зяблика, дрозда, совы,
крапивницы, дятла, сороки...- всех и не перечесть. Говорить можно
о них бесконечно. Патрин Сергей поделится открытиями своей
исследовательской.
V Закрепление изученного
1. -Какие 3 части можно выделить в лесной зоне? (По 2-4 дерева запишите)
лиственница клен дуб
ель ель липа ясень
сосна береза вяз
кедр
2. Составьте цепи питания:
Дуб(желуди) —-- мышь-полевка—— соболь
Растения ——заяц-беляк——рысь
VI. Итог урока.
• Что называют тайгой?
• Природные условия тайги
• Что общего у всех растений тайги?
• Какие растения растут в тайге?
• Расположение смешанных и широколиственных лесов?
• Природные условия в этих лесах.
• Что объединяет растения этих лесов?
• Какие растения растут в этих лесах?
Прекрасен лес с травами, грибами, кустарниками,
насекомыми, животными. Тысячи жителей нашли здесь дом. И все
они есть лес!
VII Домашнее задание: продолжить
исследовательскую работу.
Исследовательская работа
Капкурова Романа
4 класс
«Географическое положение
лесной полосы».
Лесная зона находится южнее зоны тундры. На карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов расположена на Восточно- Европейской и Западно-Сибирской равнине, также на Средне- Сибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая .В этой зоне 3 части: тайга, смешанный лес, широколиственный лес. На карте они изображены темно-зеленым, зеленым, светло- зеленым цветом.
Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно,
зона лесов- больше половины территории России.
В лесной зоне выпадает очень много осадков. Поэтому для роста и
развития растений достаточно не только тепла, но и света, и влаги. Почва в
лесной зоне богаче питательными веществами, чем в зоне тундры.
(Прилагается контурная карта с выполненным заданием).
Исследовательская работа
Кладовой Оксаны
4 класс
. по теме:
«Тайга»
Тайга- это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу. Это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки. Они всегда зеленые. Деревья высокие, с мощными корнями. В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
Кедровая сосна с хвоинками по 5 штук, семена - кедровые орешки. В
народе называют сибирским кедром.
Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат
вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Лиственница - единственное из хвойных деревьев, которое на зиму
сбрасывает хвоинки.
Сосна - хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны
длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые
леса светлые и сухие. Деревья выделяют особые вещества, убивающие
микробы. Хвоинки живут только 2 года.
Ель с короткими хвоинками. Они расположены поодиночке и густо
покрывают ветви. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-
долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Хвоинки ели живут 5-7
лет. Мы любим и украшаем нашу елочку на новогодние праздники.
Загадка:
Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю. (Сосна, ель, пихта).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская работа "Цветы России"
Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в отражении в речи результатов своей исследовательской работы, а также легко отвлекаются, теряют интерес к специально - организованным наблюдениям в ...
Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»
Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...
Проектно- исследовательская работа "Берёза - символ России"
Данная работа содержит исследовательский характер. Работа над материалом длилась год. Работа интересная, хотя и не новая. Свой взгляд...
Проектно-исследовательская работа «Символы России на денежных купюрах страны»
Важно развивать у детей навык исследовательской работы...
Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах
Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...