Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок по программе "Школа России", 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voyna_1812_otkr._urok.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №11
Открытый урок по теме
«Отечественная война 1812 года».
Составила
учитель начальных классов
Рыжова Наталья Вячеславовна
2015г.
Урок с использованием ИКТ, применением проблемного обучения, групповых технологий.
Цели | Создать условия для ознакомления учащихся с определением «отечественная война»; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о войне 1812 года; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; историческая карта; портрет М. И. Кутузова, Наполеона; иллюстрации с изображением Бородинской битвы; видеофильм «Бородино» М. Лермонтов |
Основные | Отечественная война |
Ход урока.
- Организационный момент.
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сейчас услышим.
Видеофильм «Бородино» М. Лермонтов
-Как вы думаете, о чем же мы сегодня с вами будем говорить?
( о войне)
- Сегодня на уроке мы обратимся к событиям, которые происходили в истории нашей Родины в 1812 году. Познакомимся с людьми, которые делали историю девятнадцатого века, сами того не зная.
Итак, тема сегодняшнего урока: «Отечественная война 1812 года. Бородинская битва».
- Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
1 группа
Карточка:
Соедини стрелкой дату и историческое событие.
1380 г. Куликовская битва
1240 г. Полтавское сражение
1709 г. Ледовое побоище
1242 г. Невская битва
2 группа
Заполните таблицу.
дата | век | событие |
1380 г. | ||
XIII | Невская битва | |
1547 | Провозглашение первого царя | |
XV | Падение монголо-татарского ига |
3 группа
Тест
1. Какой город был столицей России при Екатерине Великой?
□ 1) Москва □ 3) Новгород
□ 2) Киев □ 4) Санкт-Петербург
2. Что по распоряжению Екатерины было воздвигнуто на Се¬натской площади в Санкт-Петербурге в честь Петра I?
□ 1) Петропавловский собор □ 3) Медный всадник
□ 2) Зимний дворец □ 4) Адмиралтейство
3. Сколько лет продолжалось правление Екатерины II?
□ 1)15 лет □ 3) 30 лет
□ 2) 24 года □ 4) 34 года
4.Какой полководец прославился победой над крепостью Из¬маил?
□ 1) А.В. Суворов □ 3) М.И. Кутузов
□ 2) Ф.Ф. Ушаков □ 4) Д.М. Пожарский
5.Почему Екатерина считалась продолжательницей дел Петра Великого?
□ 1) она часто ездила за границу
□ 2) она много сделала для образования в России
□ 3) она продолжила войну со Швецией
□ 4) она была жестоким правителем
6.Кто возглавил восстание крестьян, произошедшее при Ека¬терине II?
□ 1) А.В. Суворов □ 3) Емельян Пугачёв
□ 2) Степан Разин □ 4) Кузьма Минин
7. Какие личные качества позволили Екатерине II получить прозвище Великая?
□ 1) ум
□ 2) сильный характер
□ 3) трудолюбие
□ 4) любовь к развлечениям
8. Что сделала Екатерина II на благо Отечества?
□ 1) открыла в городах народные училища
□ 2) сделала крестьян крепостными
□ 3) открыла в Москве Воспитательный дом для сирот
□ 4) при ней Россия утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей
- Изучение нового материала.
Карточки с датами.
Запишите с обратной стороны карточки с датой событие, имена, названия, термины, связанные с указанной датой (у каждой группы своя дата):
1240, 1242, 1380, 1480, 1612.
- Какие из перечисленных событий можно соотнести с пословицей Родина – мать, умей за неё постоять?
1240, 1242, 1380, 1480, 1612.
- Почему?
1). – Сегодня мы продолжим этот ряд ещё одной датой. И отправимся в 1812 год.
1812 г.
- Говорит ли вам эта дата о чем-либо?
- Отечественная война. Что значит «отечественная»?
-Мы перелистываем трагические и героические страницы истории нашей Родины. Любая война – это трагедия, потери близких. И в каждой войне есть люди, которые встают на защиту своего Отечества. Сегодня мы узнаем о таких людях, которые защищали свою Родину в 1812 году.
2). – Итак, начало…какого века? (19 века)
- Россия является империей, ей управляет император Александр I (династия Романовых). А в это время во Франции к власти приходит Наполеон Бонапарт (портрет на слайде)
Один учение рассказывает заранее подготовленную краткую биографию Наполеона.
- Что запомнили из рассказа?
- Как Наполеон пришел к власти?
- Как вы поняли, что такое «государственный переворот»?
- Какая цель была у Наполеона, когда он напал на Россию?
- Какова была численность наполеоновской армии у границ России?
- Наполеон был человеком достаточно маленького роста, но остался в истории, как один из величайших военачальников. До нападения на Россию он завоевал уже не одно европейское государство, но Москва была для него особенно желанной.
3). - Во главе русской армии стоял
М. И. Кутузов. Ему на ту пору было уже 67 лет.
Ученик рассказывает биографию М. И. Кутузова
- Что запомнили?
- Каким Кутузов был человеком?
- Не случайно, при выборе главнокомандующего выбор Александра пал именно на него.
- Итак, 12 июня 1812 года армию Наполеона встретила у границ России армия Кутузова, которая насчитывала 210 тыс. человек.
Франция Россия
Наполеон Бонапарт М. И. Кутузов
628 тыс. чел. 210 тыс. чел.
- Что можете сказать, глядя на эту таблицу?
- К чему это может привести?
- Конечно же, Кутузов, будучи опытным военачальником, прекрасно это понимал.
Он сказал: «Если потеряем армию – потеряем Россию». Поэтому он не стал вступать в открытое сражение, а пошел на хитрость.
4). Работа с картой.
- Русская армия отступает вглубь страны, уклоняясь от большого сражения.
- Преследуют русскую армию, углубляясь на территорию России.
- Во время отступления русская армия пополняется прибывающими войсками. Происходят небольшие сражения в различных местах.
- Как вы думаете, какие трудности будет испытывать армия Наполеона, двигаясь по территории России, после таких отступлений?
- создавались партизанские отряды, которые совершали вылазки, нападения в тылу врага.
5)- К чему это привело? Как вели себя французские солдаты?
- Таким образом, к концу августа Наполеоновская армия приблизилась к Москве. «Велика Россия, а отступать некуда» - сказал М. И. Кутузов. И. в 110 км от Москвы у села Бородино Кутузов решается дать большое сражение, хотя численный перевес был на стороне французов. Французов- 140 тысяч человек, русских- 120 тысяч человек. (Лента численности)
- Ночью французы и наши войска готовились к бою. Русские строили земляные изгороди (насыпи). Нашли место для батареи - построили редут.
- За 15 часов сражения линия обороны не была прорвана. К ночи бой затих. Поле боя осталось за русскими. Но какой ценой!
- Через несколько дней после сражения под Бородино, в деревне Фили под Москвой собрался военный совет.
-Что делать дальше? Биться здесь или отступать из Москвы? Большинство генералов, членов военного совета стояли за сражение. Однако, Кутузов знал, что у Наполеона в запасе еще много сил - гвардия, и, поэтому, он решил оставить Москву.
«С потерей Москвы еще не потеряна вся Россия, но коль уничтожится армия, погибли Москва и Россия».
- Когда Наполеон подошел к Москве, он остановился на Поклонной горе.
Отсюда Наполеон видел всю Москву! Москва у его ног! За ним - гвардия. Он стоял долго. Ждал, что ему на серебряном блюде принесут ключи от Москвы. Для этого он надел парадный мундир, перчатки. Но ждал Наполеон напрасно.
«Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою…»
писал А.С. Пушкин
входя в опустевшую Москву, наполеоновские воины надеялись отдохнуть на теплых квартирах. Но улицы были пусты, лишь ветер гонял листву и обрывки бумаг.
- 2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней. Первыми сгорели склады с продовольствием.
-Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии. За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и непобедимая превратилась в шайку грабителей и разбойников. Не дождавшись предложения о заключении мира, 7 октября Наполеон покинул Москву.
- Кутузов, расположившись в местечке Тарутино под Москвой перекрыл путь французской армии на еще не разоренную дорогу на Калугу, и заставил их отступать по старой Смоленской дороге, где села были сожжены и разграблены. Наполеоновские войска преследовала русская армия, со всех сторон теснили партизаны.
- От голода падали лошади французской кавалерии. Голодали солдаты. Да еще в это время начались сильные холода. Одетые легко французы замерзали, кутались в награбленное белье, женские платки, скатерти.
- Крестьяне уничтожали или прятали запасы, угоняли скот и сами уходили в леса.
Французы жаловались, что русские воюют «неправильно»: неожиданно нападают на обозы с продовольствием, забирают оружие и скрываются в лесах.
- Закрепление изученного материала.
– Подготовьте пересказ
1ГРУППА: Тема «Нашествие Наполеона на Россию».
2ГРУППА: Тема «Бородинская битва».
3ГРУППА: Тема « На войну с наполеоном поднялся весь народ».
- (на доске) Расположите в хронологическом порядке следующие исторические события:
БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
НАЗНАЧЕНИЕ КУТУЗОВА ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИМ
НАПОЛЕОН В МОСКВЕ, ПОЖАР В МОСКВЕ
ВТОРЖЕНИЕ НАПОЛЕОНА В РОССИЮ
БЕГСТВО ФРАНЦУЗОВ
- Итоги урока. Рефлексия.
- Назовите тему урока.
- Между какими государствами шла война?
- Каковы ее результаты?
- Почему война называлась Отечественная?
- Каковы основные этапы войны?
7. Проверим себя.
Выполним задание № 28 на стр. 26 в рабочей тетради.
8. Итог. Домашнее задание.
Вы сегодня все хорошо поработали. Перед вами лежат «лица учеников», если вам понравился урок, нарисуйте на лице улыбку.
-Домашнее задание: прочитать о памятниках, посвященных событиям 1812 года в учебнике.
Приложение.
О Наполеоне Бонапарте
Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом (правителем) Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.
В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира… Остается Россия, но я раздавлю ее», – заявил Наполеон перед вторжением в Россию.
К войне с Россией Наполеон готовился серьезно. Он собрал 600-тысячную «Великую армию», прекрасно вооруженную и обученную. Во главе войск стояли опытные, умные, проверенные в боях военачальники.
Наполеон был уверен в скорой победе. На западной границе располагались три русские армии. Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Но опытные русские военачальники разгадали план неприятеля – Барклай-де-Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске. Уклоняясь от окружения и сражения, русские армии отходили на восток.
Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились.
О Кутузове
У Кутузова, как и у Суворова, была одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.
И теперь, когда Наполеон взял Смоленск и стал приближаться к Москве, царь Александр I вынужден был… назначить Кутузова главнокомандующим русской армии. Кутузову было тогда 67 лет.
Солдаты говорили: «Прибыл Кутузов бить французов». Его давно знали и любили в войсках.
Кутузов был учеником Суворова, когда тот командовал Астраханским полком. Кутузов видел, что Суворов бережет солдат. А в те времена во всех войсках солдат жестоко наказывали за малейшую провинность, за всякую ошибку, и часто ни за что. Кутузов понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь ценил и берег русских солдат.
Новый главнокомандующий, прибыв в армию, про себя сказал: «Как можно отступать с такими молодцами!» Все с нетерпением ждали боя, но на следующий день был отдан приказ отступать. На расстоянии 100 верст от Москвы, близ села Бородино Кутузов остановился. Здесь 26 августа он решил дать Наполеону битву, несмотря на то, что русских было 100 тысяч, а французов – более 130 тысяч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"
Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...
Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.
Аннотацияq Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...
Урок по теме "Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку, документальный фильм. Прентацию можно скачать с файлообменника http://files.mail.ru/XCV3CD Документальный фильм (вставленный в 22 кадр) можно скачать с файлообменника http:/...
Первый урок по теме "Отечественная война 1812 года"
Урок по теме "Отечественная война 1812 года" Цели урока: Дидактические цели:создать условия для формирования представления о войне 1812 года;показать общую картину Отечественной войны (кто начал,...
урок окружающего мира "Война 1812 года"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Война 1812 года"...
Презентация к уроку окружающего мира"Война 1812 года и ее герои"
Данную презентацию можно использовать к урокам и внеклассным мероприятиям....
Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"
Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...