Разнообразие музеев. Экспонаты музеев.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Пенькова Ирина Сергеевна

Технологическая карта урока отработки умений и рефлексии по Окружающему миру Поглазовой О.Т. УМК Гармония для 2 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок № ;  2017-2018 уч.год.

Учитель: Пенькова И.С.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Автор УМК: О.Т. Поглазова

Тема урока: Разнообразие музеев. Экспонаты музеев.

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии (закрепление)

Деятельностная цель: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: Закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов.

Цель урока: Оценить сформированность представления о разнообразии музеев (исторический, краеведческий, палеонтологический, политехнический) и их экспонатов.

Задачи урока:

Образовательные: продолжить развитие исторического мышления, умения целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения; воспитывать интерес к истории своего народа, бережное отношение к предметам старины.

развивающие: создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;  выделять среди  признаков  существенный  признак, объединять (классифицировать)

воспитательные: способствовать развитию у учащихся культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

Планируемые образовательные результаты:

предметные: умение выделять существенные признаки музеев, определять экспозицию музея.

личностные: формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

знание основных принципов и правил отношения к окружающему миру, живой природе;

метапредметные: умение ясно, аргументировано, грамотно излагать свои мысли в устной  форме.

умение самостоятельно ставить цель, планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач.

умение использовать различные источники информации, находить информацию и представлять ее в подходящей форме.

Основные понятия темы: археологический, палеонтологический, этнографический, краеведческий, политехнический музеи, экспонат музея.

Межпредметные связи: Русский язык, Литературное чтение.

Технологии: саморазвитие личности

обучение в сотрудничестве

проблемное обучение.

Ресурсы: проекционный комплект,

наглядные печатные материалы,

УМК,

рабочая тетрадь,

интерактивная доска.

Организационная структура урока

Деятельность

Формируемые универсальные учебные действия

ФОУД

Развивающий контроль

учителя

учащихся

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Этап урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Настраиваются на предстоящую совместную деятельность; знакомятся с учебными задачами, содержанием и формами предстоящей деятельности. «Привлекательная цель» - продолжая путешествие по залам краеведческих музеев, уча-

щиеся узнают, какими раньше были осветительные приборы, пред-

меты быта, одежда и обувь, обсуждают, чем они отличаются от со-

временных вещей.

- самоопределение;

- осмысление;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- установление причинно-следственных связей;

- планирование учебного сотрудничества с учителем;

- волевая саморегуляция;

Групповая

Фронтальный опрос

Этап урока: Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

Цель этапа: Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Работа с презентацией, выявление общих и отличительных признаков

Создает проблемную ситуацию (ситуацию затруднения), предлагая многофункциональные задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке. Организует взаимопроверку и взаимооценку учащихся домашнего задания с выявлением и устранением ошибок.

Пытаются самостоятельно выполнить задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия. Осуществляют взаимопроверку домашнего задания и озвучивают результаты (оценку) этой работы.

Обсуждение отличия краеведческого и этнографического музеев, археологического и палеонтологического,

- осмысление;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- эмпатия;

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения;

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- построение логической цепи рассуждений;

- формулирование собственного мнения (позиции);

- умение договариваться и приходить к общему решению;

- использование речи для регуляции своего действия;

- волевая саморегуляция;

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;

- принятие и сохранение учебной задачи;

Практикум

Индивидуальный опрос

Этап урока: Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания)

Цель этапа: Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

Осуществляет побуждающий или подводящий диалог, приводящий к осознанию каждым учащимся места и причины своего затруднения.

Фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотносят свои действия с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса вообще (причина затруднения).

Презентация – слайды 1-5.

- формирование границ собственного знания и «незнания»;

- формирование мотивов достижения и социального признания;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- осмысление;

- построение логической цепи рассуждений;

- подведение под понятие;

- формулирование проблемы;

- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использование речи для регуляции своего действия;

- волевая саморегуляция;

- целеполагание;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

Смешанная

Выполнение комплекса упражнений

Этап урока: Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

Организовывает коллективный анализ учебной задачи. Направляет выбор учащимися способа (метод дополнения) и средства (изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.) построения нового знания.

В коммуникативной форме формулируют цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения; предлагают и согласовывают тему урока; выбирают способ и средства построения нового знания; формируют план своих действий. Вспоминаем и актуализируем характерные отличия музеев. Сверяемся с учебником. Печатная тетрадь с. 40 №19

- формирование мотивов достижения и социального признания;

- установка на здоровый образ жизни;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- осуществление поиска необходимой информации;

- использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умение договариваться и приходить к общему решению;

- владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

- познавательная инициатива;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- прогнозирование;

- целеполагание;

Групповая

Выполнение комплекса упражнений

Этап урока: Реализация построенного проекта выхода из затруднения

Цель этапа: Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение; направляет проектную деятельность учащихся в соответствии с планом.

На основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы; при построении нового знания используют предметные действия с моделями, схемами и т.д.; фиксируют (вербально и знаково) и применяют новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

- осознание ответственности за общее дело;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности;

- установка на здоровый образ жизни;

- осуществление поиска необходимой информации;

- моделирование;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

- ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников;

- построение понятных для партнёра высказываний;

- умение задавать вопросы;

- контроль действий партнёра;

- использование речи для регуляции своего действия;

- волевая саморегуляция;

- познавательная инициатива;

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

- внесение необходимых дополнений и корректив в план и действия;

Смешаная

Фронтальный опрос

Этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: Закрепление способов действий, вызвавших затруднения

Организовывает деятельность учащихся (фронтально, в группах, в парах) по применению новых знаний так, чтобы каждый из них проговорил во внешней речи это новое знание.

Решают несколько типовых заданий на новый способ действия, при этом проговаривая вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

- осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами;

- осуществление гражданской идентификации личности;

- формирование мотивов достижения и социального признания;

- доказательство;

- использование общих приемов решения задач;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- формулирование проблемы;

- построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

- использование речи для регуляции своего действия;

- контроль действий партнёра;

- сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона;

- выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- волевая саморегуляция;





Этап урока: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: Интериоризация нового или скорректированного знания и способов действий, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха

Организовывает самостоятельное выполнение с самопроверкой по эталону учащимися типовых заданий на новый способ действия; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправление; создает ситуацию успеха.

Применяют новый способ для самостоятельного выполнения с самопроверкой и взаимопроверкой по эталону типовых заданий; отрабатывают операции, в которых допущены ошибки.

Работа с презентацией «Путешествие по залам музеев»

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия;

- осуществление гражданской идентификации личности;

- сравнение и классификация по заданным критериям;

- доказательство;

- использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

- использование общих приемов решения задач;

- моделирование;

- установление причинно-следственных связей;

- формулирование собственного мнения (позиции);

- построение понятных для партнёра высказываний;

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

- сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона;

Индивидуальная

Письменный опрос

Этап урока: Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: Применение способов действий, определение границ применимости нового знания, повторение и закрепление ранее изученного, и подготовка к изучению следующих разделов курса

Организовывает выполнение заданий, в которых новое обобщенное знание связывается с ранее изученным; организовывает подготовку к изучению следующих разделов курса.

Выполняют тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки и доведения до нового уровня; выявляют и фиксируют границы применимости нового знания.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

- формирование картины мира, культуры, как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека;

- сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;

- структурирование знания;

- использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

- использование общих приемов решения задач;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

альная

- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Фронтальная

Взаимопроверка

Этап урока: Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной самостоятельной деятельности, согласование домашнего задания

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; дает краткую качественную характеристику работы класса; намечает цели дальнейшей деятельности и определяет задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). На выбор: печатная тетрадь стр. 40 №18 или сообщение на тему «Старинные предметы быта»

Осуществляют пошаговый контроль по результату; соотносят результаты своей учебной деятельности с целью урока и фиксируют степень их соответствия; высказывают свои впечатления от урока, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

- самооценка на основе критериев успешности;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- рефлексия способов и условий действия;

- формулирование проблемы;

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулирование собственного мнения (позиции);

- контроль действий партнёра;

- осознание качества усвоения;

- определение уровня усвоения;

- адекватное восприятие оценки учителя;

Фронтальная

Взаимопроверка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по залам музеев Презентация к проверочной работе по Окружающему миру учителя начальных классов Пеньковой И.С.

Слайд 2

1 В каком музее хранятся окаменелости древних животных и растений?

Слайд 3

2 В каком музее можно познакомиться с историей вещей, которые нас окружают?

Слайд 4

3 В каком музее собраны коллекции по различным областям техники и научных знаний?

Слайд 5

4 В каком музее хранятся экспонаты, касающиеся истории родного края?

Слайд 6

1. В каком музее будет находиться этот экспонат?

Слайд 7

2. В каком музее будет находиться этот экспонат?

Слайд 8

3. В каком музее будет находиться этот экспонат?

Слайд 9

4. В каком музее будут находиться эти экспонаты?

Слайд 10

5. В каком музее будет находиться этот экспонат?

Слайд 11

6. В каком музее будет находиться этот экспонат?

Слайд 12

7. В каком музее будет находиться этот экспонат?

Слайд 13

8. В каком музее будут находиться эти экспонаты?

Слайд 14

9. В каком музее будет находиться этот экспонат?

Слайд 15

10. В каком музее будет находиться этот экспонат?

Слайд 16

11. В каком музее будет находиться этот экспонат?

Слайд 17

12. В каком музее будет находиться этот экспонат?

Слайд 18

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по музейной педагогике "Виды музеев. Путешествие в мир музеев""

На занятии дети знакомятся в музеями разных профилей на примере музеев г.Новокузнецка....

Бенефис одного экспоната

"Колокольчики - бубенчики звенят"...

"Белгородчина - мой край родной" сценарий культурно-массового мероприятия, посвящённого 60-летию Белгородской области и проведённого в рамках городской недели "Музей и дети" с использованием экспонатов школьного музея

Данный сценарий содержит стихотворения поэтов Белгородской области, отражает историю нашей области и опирается на экспонаты школьного музея МАОУ "Лицей №5" города Губкин. Может быть использован д...

Исследовательский проект "Бенефис одного экспоната"

Основным средством патриотического воспитания в школе является школьный этнографический музей. Во время проведения экскурсий музейный педагог старается охватить как можно больше предметов, но многие д...

У каждого музея – замечательная миссия: Сберечь все то, что создано, и передать потомкам, Ведь наше настоящее без прошлого немыслимо, И, приходя в музей, мы возвращаемся к истокам! (15-летию школьного музея посвящается)

Автор статьи: Веселова Елена Вадимовна, руководитель музея, учитель истории и культуры родного края.  Содержание работы:1.     История создания школьного музея2....

урок изобразительного искусства "народные промыслы России" с использованием экспонатов этнографического музея

Интерактивный урок изобразительного искусства в школьном этнографическом музее с использованием музейных экспонатов. Вводный урок из раздела «Мир народного искусства», УМК «Планета Знаний», 2 класс. У...

Исследовательский проект "Уникальные экспонаты музея Декабристов"

Исследовательская работа "Уникальные экспонаты музея Декабристов" г.Петровск-Забайкальский...