Конспект урока "Живой мир", 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок содержит стихи, презентацию, объяснение учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока "кошка и рысь".35.72 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»

Урок по предмету «Живой мир»

для обучающихся 2 класса

(урок с детьми с ОВЗ в однородной по составу группе)

Учитель начальных классов

КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»

Воробьёва Галина Владимировна

2016 г.

Тема: Кошка и рысь.

Цель: познакомить со сходствами и различиями представителей семейства кошачьих – кошки и рыси.

Задачи:

  1. Образовательная: расширить знания о домашних и диких животных, раскрыть их особенности, повадки.
  2. Развивающая: развивать наблюдательность, познавательную и творческую активность.
  3. Воспитывающая: воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.
  4. Корригирующая: корригировать речь, взаимоотношения между детьми.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сейчас с вами урок «живой мир». Сядьте правильно, выпрямите спину. Прошу вас быть внимательными, активными и помогайте друг другу. Если вы будете в течение всего урока хорошо работать, правильно и полно отвечать на вопросы, то получите за урок оценку «5»; если у вас будут незначительные ошибки и недочёты, то за урок вы получите «4»; если у вас будут неполные неточные ответы, то за урок вы получите «3». Но, я думаю, такой оценки ни у кого не будет, а будут только четвёрки и пятёрки.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

-А кто мне скажет, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (животные)

-На какие 2 группы делятся животные?

-Каких животных мы называем домашними?

-Каких животных мы называем дикими?

-Каких домашних животных вы знаете? Какую пользу они приносят?

-А есть ли у вас дома домашнее животное? Какое это животное?

-Каких диких животных вы знаете? Может ли дикое животное жить в домашних условиях?

-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с домашним заданием, старались правильно и полными ответами отвечать на вопросы.

2. Введение в тему.

- Сейчас я загадаю вам загадки, отгадав их, вы узнаете, о каких животных пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

                        Мохнатенькая, усатенькая,

                        Сядет - песенки поёт.

                                        (кошка)

                        Эта кошка не проста,

                        И почти что нет хвоста.

                        Может прыгнуть и загрызть

                        На ушах с кистями…

                                        (рысь)

-О ком мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

-Давайте хором прочитаем тему нашего урока.

-А как, одним словом можно назвать кошку и рысь?

-Правильно, ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о диких и домашних животных и узнаем, какие же сходства и различия имеют кошка и рысь, узнаем более подробно о внешнем виде, образе жизни, повадках и приметах с которыми люди связывают этих животных.

III. Основной этап.

1. Сообщение учителя.

-А сейчас я вам расскажу, что представляют из себя кошки, а вы внимательно слушайте и запоминайте особые приметы кошек.

Кошки - представители семейства кошачьих, в которое входят и другие животные, такие как львы, тигры, ягуары, леопарды, рыси. У них втяжные острые когти, поэтому они ходят бесшумно, ступая мягкими подушечками. Кошки прекрасно лазают, имеют замечательные умственные способности и удивительную память. Например, при переезде в новый дом кошка может вернуться на старое место за много километров. У кошки очень острое зрение, она легко ориентируется в темноте. Кошка- верно определяет расстояние до предмета.

-А кто-нибудь наблюдал, как кошка готовится к прыжку? Она сначала определяет расстояние, а потом безошибочно прыгает туда, куда наметила.

- Кошка – свободолюбивое животное. Давайте хором проговорим это сложное слово и индивидуально. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет.

-Какие особые приметы кошек вы запомнили из моего рассказа? А какая черта есть у кошек, мы её проговорили? И в подтверждение этому посмотрите сценку-диалог, которая так и называется «Кошка».

2. Сценка «Кошка».

-Ребята, смотрим внимательно и после сценки вы должны ответить на вопрос, как мальчик принуждал кошку сделать то, чего она не хочет.

Выходят мальчик и девочка.

Мальчик:

- Говорит мне тихо кошка:

Девочка:

- Пожалей меня немножко!

Мальчик:

- Не пойму я кошку эту:

Я ей тычу в рот конфету,

Я под самый кошкин нос,

Лучший свой значок поднёс.

Я обнял её за шею:

-Вот как я тебя жалею!

Ну чего ты хочешь, кошка?

Девочка:

- Хоть немножко пожалей -

Отпусти меня скорей!

- Насильно ли давал мальчик ей конфетку? Принимала ли кошка подношения мальчика?

- Правильно, ребята! Кошка, если чего-то не хочет, насильно не заставишь. Это ещё раз подтверждает, что она свободолюбивое животное. Если кошка захочет, чтобы её погладили, приласкали, она придёт сама.

3. Стихи о кошках.

- Ребята, мы узнали о некоторых особенностях кошки, а об остальных узнаем, послушав стихотворения, которые приготовили наши ребята. Вы сейчас внимательно слушаете и после каждого стихотворения вы должны будете описать особенности кошки.

1 ученик:

- Вы со мной знакомы близко

Я – приветливая киска.

Чистоплотна, аккуратна,

Если гладят – мне приятно.

2 ученик:

- Ищет кошка дух мышиный,

В сумрак ввинчивает взгляд

Точно фары у машины,

У неё глаза горят.

3 ученик:

-Кошка первой входит в дом.

И живёт подолгу в нём,

То мяучит, то играет,

То куда-то исчезает.

Исчезает далеко, а когда придёт обратно,

То из блюдца аккуратно

Пьёт сырое молоко.

- Молодцы, ребята! У кошки действительно тонкий слух, острое зрение, она умеет ориентироваться в темноте, очень чистоплотна, аккуратна, умеет находить дорогу домой.

Физминутка

- А сейчас давайте немного отдохнём, встанем и проведём физминутку.

                                Во дворе играл котёнок

                                Прыгал, бегал и считал:

                                «Раз-прыжок и три кивка,

                                Два - направо голова,

                                Три - налево поворот» -

                                И помчался до ворот.

                                А потом вздохнул и сел:

                                Он устал и присмирел.

4. Игра «Кот в мешке».

- Ребята, вы слышали выражение «купить кота в мешке?» Что означает? А чтобы вы поняли это выражение, предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Кот в мешке». Каждый из вас вытащит из мешочка своего «кота» и посмотрит, что же за кота он себе купил (в мешке лежат карточки с вопросами).

1. Кого ловят кошки?

2. Где живёт кошка?

3. Какие когти у кошки?

4. Какой звук издаёт кошка?

5. Какую еду любят кошки?

6. Видит ли кошка ночью?

7. Сколько лап у кошек?

8. Как ходит кошка?

9. Какое животное запускают в дом первым?

10. Какое животное гуляет само по себе?

11. Умеет ли кошка лазать по деревьям?

- Молодцы, ребята! Понравилась вам игра? Поняли, что значит купить кота в мешке? Мы покупаем то, не зная, что.

5. Рассказ о рыси.

- Ребята, напомните о каком втором животном, мы должны говорить сегодня? Послушайте рассказ о другом представители семейства кошачьих - рыси. Слушайте внимательно, а затем назовёте повадки рыси.

Рысь.

Вечером после охоты вышла бесшумно осторожная рысь на лесную поляну. Несёт в зубах добычу. Тихо и мрачно вечером в глухом лесу. Стоят не шевелятся высокие тёмные ели. Легко и неслышно идёт под ними чуткая рысь. Слышит рысь, как падают с деревьев, кружась в воздухе сухие листья, как свистят влесной чаще рябчик и попискивают шустрые синички. Всё видит, всё слышит рысь. И лето, и осень скитаются по лесу, ищут добычи рыси. То поймают неосторожного зайчишку, то схватят белку или подкрадутся к тетереву, на ходу проглотят лесную мышь. Трудно увидеть осторожную и чуткую рысь. Неслышно ходит и далеко слышит рысь. Умеет она забираться на высокие густые деревья, часами может сидеть в засаде, прекрасно видит в темноте.

- Итак, ребята, что вы узнали о повадках рыси? (осторожная, чуткая, всё слышит, хорошо лазает по деревьям, её трудно увидеть, охотятся на зайцев, белок, тетеревов, лесных мышей).

- С рысью и её внешним видом я хотела познакомить вас более подробно, так как если кошка домашнее животное и мы её встречаем каждый день, то рысь в наших местах не обитает и мало знакома. Сейчас внимание на экран.

- Рысь принадлежит к типичным обитателям тайги, отчасти смешанных и горных лесов. (1 слайд)

- Это крупная и опасная лесная кошка. (2 слайд)

- У рыси короткое тело, прямые длинные ноги с широкими мохнатыми лапами, маленький хвост, пятнистая шкура. Зимняя шерсть очень густая, мягкая, с изменяющейся окраской от дымчатой до красноватой с пятнами на спин, боках и ногах. (3 слайд)

- На ушах у рыси кисточки, на щеках - бакенбарды. Ребята, а кто знает, что такое бакенбарды? Бакенбарды - это волосы от висков по щекам. Давайте хором прочитаем это слово и индивидуально. А теперь обратите внимание на экран, где у рыси находятся бакенбарды. (4 слайд)

IV. Закрепление.

1. Работа по учебнику.

- А сейчас откройте учебники на стр. 64, найдём тему нашего урока. По цепочке прочитаем, чем же похожи и чем отличаются кошка и рысь.

- Итак, ребята, где живёт кошка? Где живёт рысь? Какая окраска у рыси? Чем питается кошка? На кого охотится рысь? Что защищает рысь от мороза?

- Молодцы! А сейчас закройте учебники и уберите их в сторону.

2. А сейчас я предлагаю обобщить те знания, которые мы получили на уроке. На доске висят фразы. Давайте хором прочитаем.

Сходства кошки и рыси

Различия кошки и рыси

- Сейчас я буду называть фразы, а вы будете хором отвечать мне, сходство это или различие:

-лапы с когтями;

-острые ушки;

-семейство кошачьих;

-размер;

-окраска;

-хвост;

-место обитания;

-пища;

-нуждаются в воде;

-нуждаются в воздухе;

-лазают по деревьям;

-неслышно передвигаются;

-видят в темноте;

-уши с кисточками.

- Чего больше, сходств или различий? Почему больше?

- Ребята, если кто-то из вас захочет подробней познакомиться с этими животными, то можно сходить в нашу библиотеку и взять книгу о диких и домашних животных.

V. Домашнее задание.

- Ребята, а дома вы должны подготовить рассказ о своей домашней кошке по следующему плану: кличка, уход, кормление, польза. Надя, Настя, Саша и Лера приготовят рассказ на тему «Интересный случай из жизни моего животного». Вам задание понятно?

VI. Рефлексия. Итог урока.

- О каких животных мы с вами говорили в течение всего урока?

- Что вы запомнили для себя на этом уроке?

- С какими новыми словами мы познакомились?

- Что интересного было для вас на уроке?

- Ребята, в начале урока я говорила про критерии, по которым вы должны себя оценить, обратите внимание на доску.

- Ваня, как ты сегодня работал? Вы согласны с Ваниной оценкой? Оценивание учителем.

- Ребята, а поднимите руку те, кто считает, что он работал на уроке активно, поднимал руку, давал полные ответы. Оценивание учителем.

- А теперь поднимите руки те, кто допускал незначительные ошибки. Оценивание.

- А кто-нибудь работал на оценку «3»?

- Мне было приятно с вами работать. Вы были активными, внимательными. А на следующем уроке мы продолжим наш разговор о кошках и более подробно остановимся на том, какие породы кошек бывают и как это влияет на их характер. Спасибо за работу, наш урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс математика

очень удобно так оформлять конспекты, попробуйте!...

Конспект урока 4 класс

Тема баскетбол....

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Конспект для 1 класса "Первый раз в первый класс"

Подробный конспект урока Дня Знаний для 1 класса...

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс  по математике.Тема:  Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4. Цели: 1.Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2...

Конспект урока "Наш класс в школе. Мы – дружный класс"

Конспект урока по окружающему миру "Наш класс в школе. Мы - дружный класс", 1 класс, УМК "Перспектива"...

Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".

план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....