Конспект урока "Мир профессий"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Худеева Светлана Валентиновна

Урок окружающего мира на тему "Профессии".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_moya_professiya_2016.docx183.98 КБ

Предварительный просмотр:

Худеева Светлана Валентиновна, учитель начальных классов. МАОУ «Чердынская  СОШ имени А.И.Спирина»

        

Технологическая карта занятия в 4 классе

Форма проведения урока: групповая

Цели урока:

- раскрыть роль и значение труда в жизни человека;

Задачи урока:

- формирование логических операций:

- актуализация сведений из личного опыта;

- воспитание культуры труда и уважительного отношения к нему через игровую деятельность;

- умение работать в группах и индивидуально.

Оборудование: буквы алфавита, иллюстрации с изображением предметов, карточки с ребусами, фотографии знаменитых людей, карточки для составления Словаря профессий.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент и определение темы занятия.

- Прослушайте стихотворение и попробуйте  понять кто Вы.

Стихотворение «Кто по жизни ты?»

Бывают люди – мячики.

Они, над неудачами

По жизни лихо скачут

И никогда не плачут

Заденешь – не заметят.

Ударишь – не ответят.

А след их – звон пустой всего

Да пыль. И больше ничего.

Бывают люди - лодочки

Обычно по серёдочке

Плывут, без сожаления.

Куда несёт течение.

Заденешь – удивляются.

Ударишь – закачаются.

Они не оставляют след.

Им до следов и дела нет.

Бывают люди – ручейки.

Отбившиеся от реки.

Текут, где их не просят.

Во всё смятенье вносят.

Заденешь – растекутся.

Ударишь – разревутся.

Им всё равно куда идти.

Нет цели – нет конца пути.

Бывают люди – огоньки.

На фоне будничной тоски

Они горят, искрятся.

Их участь – выделяться.

Заденешь – согревают.

Ударишь – обжигают.

Их след ведёт в страну мечты.

Скажи, а кто по жизни ты?

-  По отношению к своей жизни, своему будущему, можно занимать разную позицию. Можно «плыть по течению», можно доверить свою жизнь другим людям (все решают родители). А можно стать строителем собственной жизни, целенаправленно идти к намеченной цели.

 И  сегодня разговор о том, как стать тем, кто осознанно планирует свою жизнь, является «архитектором» своей судьбы.

- Назовите тему занятия.

( можно попросить детей определить,  что они выбрали)

Учитель открывает тему, написанную на доске или слайде.

Дети называют по желанию что  выбрали.

Фронтальная работа

Личностные УУД:

-  формирование умения обдумывать , размышлять, делать выводы

Коммуникативные УУД:

- умение слушать других, не перебивать, уважительно относиться к одноклассникам

2

Создание нового информационного пространства

- Сегодня в мире существует более 40 тыс. профессий. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем.              

- Вы будете работать в группах. Но, как в любой игре, необходимо как-то назвать свою группу. Поэтому мы проведём игру, которая называется  «Моя профессия»

Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии. Время на обсуждение – 1 минута

 - Итак, придуманные профессии и составят название  вашей группы.

Дети создают группы, выбирают букву алфавита и придумывают профессию, показав другим  группам при помощи пантомимы. Другие группы отгадывают.

Групповая работа

Коммуникативные  УУД:

- умение слушать и работать в команде

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

Познавательныe УУД

- умение придумывать профессию,  изображать её.

3

Организация деятельности обучающихся  с новой информацией

1.  А теперь попробуем по иллюстрациям придумать профессию. Игра «Придумай профессию» ( иллюстрации с изображением предметов профессии или один предмет).

2. Кто из вас отдыхал летом в лагерях?

- А давайте подумаем, кто организовывает наш отдых, делает его интересным, ярким, безопасным и т.д. Давайте сыграем в игру «Карусель». Кто организовывает наш отдых в парке развлечений, представители каких профессий трудились, были заняты в этом нелегком деле? Название профессий вы будете называть по очереди.

- Итак, сколько профессий необходимо для вашего отдыха

3.  Шуточные вопросы (Веселая викторина о профессиях) (на слух)

Учащиеся должны быстро дать ответы на предложенные вопросы

  1. Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке «Кот в сапогах»? (Мельником.)
  2. Человек, какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? (Дровосек)
  3. Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Столяром)
  4. Кем по профессии был Стекляшкин в сказке «Незнайка на Луне»? (Астрономом)

5. .Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар)

6. .Кем работала фрекен Бок в сказке «Малыш и Карлсон»? (Домработницей, а по определению Карлсона - домомучительницей)

7. Звездный бухгалтер – это... (астроном)

8. Этот великий россиянин освоил около 15 профессий, в том числе плотника, столяра, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, кораблестроителя. Какой род занятий был для него основным? (Царь – Петр Первый)

9. Кто горит на работе? (Пожарный)

10. Кто работает со вкусом? (Дегустатор Название этой профессии дословно переводится с латинского как «отведыватель»)

11. Кто работает припеваючи? (Певец)

12. Человек, работающий с напряжением… (Электрик)

4  – Детская притча о труде

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а младшему – топор с рукавицами.

Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему достался самый тяжелый труд – работать топором.

Прошло несколько лет… .  Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить,  и корову купить.

Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего!

А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

- Следовательно,  в любой профессии необходимо быть трудолюбивым, выполнять работу качественно, с любовью.

  1. – Потрудитесь качественно и вы. Решите ребусы.

Ребусы одинаковые для каждой группы.

123456789

Ответы: а) парикмахер, б)инженер; в)рыбак; г)повар, д)редактор, е) строитель. ж) фермер, з) печник, и) слесарь.

  1.  Профессия – это, прежде всего люди. Люди, прославившие свою профессию. 

 Определите, какая профессия объединяет людей, чьи портреты представлены на экране.

А.С. Пушкин, С.А. Есенин,

 С.Я. Маршак

Поэты

 А. Малахов,  

Л. Якубович, И. Ургант

Телеведущие

А. Аршавин, М. Е. Исинбаева

Е. Плющенко,

Спортсмены

Л.М. Рошаль, Н.В. Склифосовский,

С.Н. Агапкин.

Врачи

  1. Назовите, используя синонимы (слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение), представителей указанных профессий. Например: шофер – водитель

(педагог - ... (учитель, преподаватель); врач - ... (лекарь, доктор); стоматолог - ... (дантист, зубной врач); портной, портниха - ... (швея); летчик - ... (пилот); космонавт - ... (астронавт); повар - ... (кулинар); голкипер - ... (вратарь); .торговец - ... (продавец); парикмахер - ... (цирюльник); дрессировщик - ... (укротитель); фокусник - ... (иллюзионист, факир); стюардесса - ... (бортпроводница);  арбитр - ... (судья); актер - ... (артист); вокалист - ... (певец); охотник - ... (зверолов, птицелов); художник - ... (живописец); балетмейстер - ... (хореограф); архитектор - ... (зодчий); скульптор - ... (ваятель); адвокат - ... (защитник)

  1. Достаточно много профессий вы назвали. Создадим  Словарь профессий. Вам надо соединить название профессии с её описанием

1 группа

Бондарь

специалист по изготовлению бочек

Верстальщик

он занимается компьютерной версткой рекламных или издательских материалов.

Геолог

специалист, который изучает земную кору

Инкассатор

это профессионал забирает и перевозит выручку (деньги) из магазинов в банк.

2 группа

Ихтиолог

специалист, который разводит и изучает рыб

Калькулятор 

это не предмет, это человек, так называют бухгалтера, который определяет себестоимость или цену произведенной продукции.

Кинолог 

специалист по разведению, дрессировке собак, собаковед.

Корректор

человек, который исправляет ошибки в текстах перед их напечатанием.

3 группа

.Метролог

специалист по контролю точности измерительной техники

Пастижер

это тот, кто делает парики из натуральных волос

Титестер

специалист по дегустации чая, составляет коллекции чая из различных сортов.

Фитодизайнер

человек, который составляет композиции, картины из цветов и растений.

Дети обсуждают и называют профессии

Каждая группа по очереди называет профессии.

Слушают притчу

Отгадывают название профессии

Коммуникативные  УУД:

- умение слушать и работать в команде

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

Познавательныe УУД

Умение сопоставлять изображение  с реальными предметами и находить общие признаки

Умение на слух подбирать слова

Умение находить главную мысль в притчах

Умение решать логические задания

Умение подбирать синонимы

4

Рефлексия

Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. Оказывается, каждый человек, внося свою посильную лепту в общий труд, в итоге работает не только для других людей, но и на себя тоже. А, может быть, наоборот, работая на себя, в итоге получается, что результат труда - для всех людей.

Ребята, наше знакомство с миром профессий  подходит к концу Подводя итог,   я  хочу,  чтобы каждый из вас назвал профессию с которой хотел бы связать  свою жизнь.

Дети называют свой выбор

Список литературы

http://festival.1september.ru

https://open-lesson.net

http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект и презентация классного часа на тему "Все профессии нужны, все профессии важны!"

План-конспект и презентация классного часа на тему "Все профессии нужны, все профессии важны!" Можно использовать для учащихся 3-4 класса коррекционной школы VIII вида....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Мир профессий" в 1 классе по теме "Взаимосвязь профессий"

Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе. Занятие является обобщающим и раскрывает сущность взаимосвязи профессий.Занятие заставляет учащихся задуматься о ценности вещи, о бережном отнош...

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект урока по окружающему миру "Всепрофессии важны, все профессии нужны" УМК "Начальная школа 21 века" расширяет представления учащихся о профессиях, продуктах труда, способствует формированию у...

Конспект открытого мероприятия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Воспитательное мероприятие по профессиональной ориентации учащихся начальных классов....

Конспект урока по окружающему миру "Все профессии нужны, все профессии важны"

Данный урок разработан по программе УМК "Гармония"...

Конспект урока "Профессии"

Конспект урока окружающего мира по теме профессии 2 класс "Школа России"...

Конспект урока "Профессия продавец"

Конспек урока по развитию речи для детей с УУО третий год обучения "Профессия продавец"...