Конспект "Охрана животных"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект для учащихся третьего класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_zhivotnyh.docx545.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Окружающий мир

Тема: Охрана животных

Тип урока: «Открытие» новых знаний.

УМК: Школа России

Класс: 3

Цель: Формирование представлений об охране животных.

Задачи:

Познакомиться с животными Красной книги.

Выяснить причины исчезновения животных в ходе работы.

Формировать знания о международной красной книге, красной книге России и Лен.области.

Создать условия для осознания учащимися необходимости охраны животных

Закрепление знаний об изученных животных

Развивать устную монологическую и диалогическую речь.

Воспитывать бережное отношение к животным через понимания роли животных в природе и жизни человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

-обнаруживать взаимосвязи между животными и человеком, изображать их с помощью схем и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

-приводить примеры животных из Красной книги России;

- использовать тексты и источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

Метапредметные:

- Понимать и сохранять учебную задачу урока

- Извлекать информацию из источников

- Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в рабочих тетрадях

-Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов

-Формулировать ответы на вопросы

-Составлять рассказ на заданную тему по плану

-Понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий

Личностные  результаты:

-Осознавать личностную ответственность за свои поступки по отношению к животным;

Ценностные ориентиры:

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организа-ционный момент

1 мин.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Актуализация знаний

7 мин

Ребята давайте вспомним, что вы говорили о животных на прошлых уроках.

- Кто такие животные?

- Как называется наука о животных?

-Перечислите группы животных с которыми вы познакомились на прошлых уроках?

Соедините стрелками животных и способ размножения (слайд 2)

            

             

(Слайд 3) Подумайте и вставьте пропущенное слово:

         а) взрослая бабочка →яйцо → личинка → …………. → бабочка;

         б) взрослая лягушка→икринка → ………… → лягушка ;

         в) взрослая рыба→…… → малёк → взрослая   рыба

Зоология.

Ученики называют поочередно животных из левого столбца и соответствующий способ размножения.

Дети полностью читают цепочки уже со вставленными словами.

Указывая чей цикл развития они описывают.

Сообщение темы и цели урока

7 мин

А чтобы узнать нашу сегодняшнюю с вами тему вам нужно отгадать загадки.

Фото отгадок появляется на слайде, после того как дети называют каждую из них.
1) «Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Скачет по лесу весь день,

Называется … .»

2) «Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка. 
Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой!» 

3) «Блещет в речке чистой 
Спинкой серебристой.»

4) «Он живет на крыше дома – 
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. 
Он летает на охоту за лягушками к болоту». 

5) «Если б нос был просто носом,

Я б не мучился вопросом:

Если нос — огромный рог,

Кто тогда я ?»

6) Треугольником плавник,

Океаны бороздит.

Пасть от злости распахнула,

Рыба-хищница …

- Теперь, чтобы расшифровать слово возьмите из названия животных первую букву и соберите слово. Какое слово получилось? 

- Кого? Назови одним словом всех, кто изображен и вы поймете тему сегодняшнего урока.

Что значит охранять? Какие синонимы вы знаете?

А что еще мы можем иметь ввиду, когда говорим слово охранять?

А исследования и изучения проводим видов?

Что еще?

Ребята, а почему необходимо беречь и охранять природу? Животный мир?

А что нам нужно знать для этого?

Актуальна ли эта тема сейчас, почему?

Олень

Хомяк

Рыба

Аист

Носорог

Акула.

Охрана

Охрана животных

Беречь,заботиться,хранить,защищать,

Если не беречь и не охранять, то животные могут исчезнуть.

Какие животные находятся в опасности. Как мы их сможем охранять, правила, знаки.

Все меньше заботимся о природе. Много браканьеров.

Работа по новой теме

18 мин

Ребята, а какую роль в природе играют животные?

А в жизни человека?

Прочитайте фрагменты книги «великан на поляне». Выдаются 3 вида текста.

Жалоба жука:

- Рaньше я тоже не знaл мaльчишек. До тех пор, покa не попaл в их лaпы. У них ужaсные лaпы с пятью огромными пaльцaми. Я, знaете ли, никогдa больше не зaбуду эти пaльцы, которые схвaтили меня и зaпихнули в тесный ящик. Мaльчишки нaзывaли его спичечным коробком. Я в нём едвa помещaлся. Ох, кaк тaм было душно, темно. Они зaсовывaли этот ящик в огромный мешок, который нaзывaли кaрмaном, и всё время трясли, отчего у меня кружилaсь головa. Время от времени они открывaли коробок, и я думaл, что меня хотят съесть. Но они только смотрели нa меня, трогaли жуткими пaльцaми и сновa зaкрывaли эту невыносимую тюрьму.

Письмо от раков:

Кaк-то, в сaмом конце мaя, учителю биологии Алексaндру Ивaновичу семиклaссник Яшa принёс в прозрaчном пaкете речных рaков. Их было пять, двa сaмцa и три сaмки. Рaчихи были с икринкaми.

Яшa хотел сделaть учителю приятное, ведь рaков можно свaрить и съесть. Именно это он и предлaгaл ему сделaть, но тот думaл совсем о другом.

Алексaндр Ивaнович рaсспросил ученикa и, к своему большому огорчению, выяснил: ребятa ловят рaков весной в небольшой речке и достaют их из нор рукaми; рaков вылaвливaют много, число выловленных измеряется десяткaми нa одного человекa; ребятa всегдa берут и сaмок с икрой.

А какие еще действия человека могут навредить животным?

Природа оказалась в опасности. Человек задумался и стал создавать организации по ее охране. Одна из них – Международный союз природы. МСП и издал Красную книгу.

-Что же это за книга? Кто знает?

Понятие красная книга на слайде.

Красная книга - название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, грибов  и животных.

А почему она именно красного цвета? Что он значит?

Посмотрите на страницы красной книги,

какую особенность вы заметили?

Какие цвета?

Как вы думаете почему они разные? Что обозначают?

 Красные листы содержат сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения,  на  жёлтых –  уязвимые виды,  на белых – сведения о редких видах,  на серых – о малоизученных,  на зелёных – о восстановленных и находящихся вне опасности видах животных и растений.

    Как вы думаете информация книги постоянна и не изменена или обновляется? Почему?

А книги есть разного уровня: международная красная книга, стран, регионов.

Изучение животных Красной книги России и Ленинградской области.

Давайте познакомимся с некоторыми  животными, которые   нуждаются в охране и занесены в Красную книгу России.

Сейчас вы будете работать в парах. Каждой паре дан листочек с информацией из красной книги. Ваша задача по плану, представленном на слайде, рассказать нам о данном вам животном.

У вас есть 3 минуты на это задание.

В текстах можно выделять то, что вам понадобится. Не спешите.

План:

1.Какое название у животного?

2.Как выглядит животное?

3.Где обитает?

4..Почему занесено животное в красную книгу?

Прежде, чем начать рассказывать помним, ребята, что те, кто не рассказывают, оценивают работу рассказчиков, следят за тем, чтобы ответ четко следовал плану, были освящены все пункты, но он не должен быть большим, только главное.

 

Учувствуют в цепях питания. Опыляют растения. Распространение семян.

Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение  в беде. Его надо охранять.

Красный цвет – это символ беды, опасности, наступательной агрессии. 

Страницы Красной книги разного цвета.

Могут не ответить

Физкульт.

минутка

1 мин

Музыкальная физ.минутка.

Изучение нового материала продолжение.

   Некоторые из этих животных занесены и в Красную книгу Ленинградской области. Она была издана в 1999 году и называется «Красная книга Ленинградской области». И нас с вами интересует том, где находится информация о животных, которых там около 600 различных видов.

   Ребята, как вы считаете, для спасения животных достаточно ли только внести их в Красную книгу? Что должен делать еще человек для охраны природы?(что предпринимает, чтобы сохранить разнообразных животных)
Ребята, а что еще создается человеком для

охраны природы? (Где размещаются?)
 В нашей стране многое делается по охране животных. Под особой охраной находятся животные в заповедниках, заказников.

    - А что такое заповедник,  заказник? (если не знают понятия на слайде)

    Чем похожи? Чем отличаются?

В заповедниках запрещены любые виды хозяйственной и промышленной деятельности, а также охота и рыбалка. А вот в заказниках ограничения не столь масштабные и строгие. Они касаются лишь отдельных видов деятельности человека или носят временные рамки. Например, если на территории заказника охраняются какие-либо виды растений, то охота и рыбалка могут быть разрешены.-

При неблагоприятных погодных условиях (слишком морозные зимы, засуха и т. д.) в заказниках обычно организуется подкормка животных. В заповедниках проведение подобных мероприятий не предусмотрено правилами, так как вмешательство человека сведено к минимуму .

    -Что запрещено делать на территории заповедника, заказника?

 

 

Что такие зоопарки? (если не знают стр.111)

Для чего они нужны?

А еще? Помогают ли зоопарки увеличению численности?

А исследования можно проводить?

Так какова же роль зоопарка в охране животных?

Ребята, как вы думаете, а нужно беречь животных только из Красной книги?


 Правильно, важно беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы помогаете другим. Их жизнь часто зависит от вас, от вашеего поведения в природе. 
Если ты бегаешь по лесу, шумишь – ты беспокоишь животных. Многие птицы из-за этого не могут построить гнезда или покидают гнездо, в котором уже отложили яйца. 
Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут – окружающую их  среду. 

А.в.чем.отличие.понятий,беречь,защищать.и.охранять?

Ребята, как вы помогаете животным?

 Помните, что эти правила нужно не только знать, но и соблюдать.

Люди должны их беречь и охранять 

Заповедники, заказники

Охранять нужно всех животных, потому что все животные нужны в природе 

Зоопарки нужны, чтобы люди смотрели на них

Не только, нужно всех беречь.

Делаем кормушки, строим скворечники.

Итог урока

2 мин

-Что изучали?

- Что нового узнали на уроке?

-Какие поступки людей ведут к исчезновению животных?

- Что вы можете сделать для сохранения животного мира?

Тему: «Охрана животных».

Некоторые: что такое красная книга, о ее страницах, для чего нужна, какие бывают, как защищать животных, беречь. Что значит охранять. Способы охраны.

Вырубка лесов, загрязнение водоемов, чрезмерная охота(и тд.)

Домашняя

работа

1 мин

Стр. 53 № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы "Животное- живое существо.Животные по типу питания"

Приложение к уроку окружающего мира по теме "Питание животных"(схемы)...

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...

Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.

Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных.          Развивать умение раб...

Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс

         Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...

Животные группы животных

АннотацияПрезентация «Животные. Группы животных» составлена к уроку окружающего мира по теме «Животные. Группы животных» в 1 классе по программе Н.Я.Дмитриевой (развивающая система Л.В. Занкова)...

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»

Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов....