Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Шаронова Надежда Борисовна
    Рабочая программа по окружающему мируУМК "Начальная школа XXI века"  ориентирована на обучающихся 2-ых
классов. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что
составляет 68 учебных часов в год.
     В системе предметов общеобразовательной школы курс «Окружающий мир»
представлен в предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий
мир)». Учебный предмет «Окружающий мир» реализуется в полном объёме на русском
языке. Назначение предмета «Окружающий мир» в начальной школе состоит в
формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду,
место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_okr_m.18.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2»

УТВЕРЖДАЮ
Директор

МБОУ «СОШ с УИОП №2»

      _________________ Е.А. Голева

         «31»     августа           2018 г.

Рабочая программа

 по окружающему миру

2 «Б» класс

Составитель: Шаронова Надежда Борисовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2018 - 2019 учебный год


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2».

Рабочая программа по окружающему миру ориентирована на обучающихся 2-ых классов. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Окружающий мир» представлен в предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». Учебный предмет «Окружающий мир» реализуется в полном объёме на русском языке. Назначение предмета «Окружающий мир» в начальной школе состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место  человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.

Для обучения окружающему миру обучающихся во 2 «Б» классе в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных  предметов  № 2» выбрана  содержательная  линия УМК образовательной системы «Начальная школа 21 века» Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в  2 частях / Н.Ф. Виноградова. – 6-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 176 с. : ил.. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по окружающему миру состоят в том, что в основе построения курса лежат следующие принципы:

- Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных от ношений.

-Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

-Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

-Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи эко логического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.

-Принцип поступательности обеспечивает - постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

-Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

     Личностные результаты

     У обучающегося будут сформированы:

 - готовность и способность к саморазвитию и самообучению, достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

- организовывать, планировать различные виды деятельности (репродуктивную, поисковую, исследовательскую, творческую).

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- получать, анализировать и обрабатывать информацию (обобщать, классифицировать, читать и др.), представлять полученную информацию (моделировать, конструировать, рассуждать, описывать)

- работать с моделями изучаемых объектов и  явлений  окружающего мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

- применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- использовать правила и нормы взаимодействия со взрослыми  сверстниками  в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

Обучающийся получит возможность научиться:

- в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владеть рассуждением, описанием, повествованием.

 Предметные результаты

 Обучающийся  научится:

- составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

- называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

- различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

- кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

- называть царства природы;

- описывать признаки животного и растения как живого существа;

- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний;

- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

     Обучающийся получит возможность научиться:

- «читать» информацию, представленную в виде схемы;

- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;

- ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

- приводить примеры растений и животных из Красной книги России (своей местности).

3.Содержание учебного предмета

           Введение. Что  окружает человека.

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой.

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.

 Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Кто живёт рядом с тобой.

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

     Россия – твоя Родина.

     Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

     Москва – столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

     Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

     Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёх народов.

Мы – жители Земли.

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.

Природные сообщества.

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек.

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

4.Календарно-тематическое планирование

№ урока

    Содержание материала

Кол-во часов

Сроки изучения

по плану

факти

чески

по плану

факти

чески

I четверть (16 часов)

Что окружает человека (1 час)

1/1

Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее

1

Кто ты такой (13 часов)

2/1

Я, ты, он, она…Все мы люди.

1

3/2

Наши помощники органы чувств. Обоняние. Вкус. Осязание.

1

4/3

Здоровье – наше богатство. Секреты здоровья.

1

5/4

Будь заботлив! Если в доме больной.

1

6/5

Режим дня.

1

7/6

Поговорим о часах.

1

8/7

Физическая культура. Быть сильным и выносливым.

1

9/8

Закаляться может каждый.

1

10/9

Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища?

1

11/10

О витаминах. Полезен ли сахар?

1

12/11

Умеем ли мы есть?

1

13/12

Почему нужно быть осторожным.

1

14/13

Можно ли изменить себя?

1

Кто живёт рядом с тобой (7 часов)

15/1

Семья – коллектив близких людей. Сколько в семье поколений?

1

16/2

Кто занимается домашним хозяйством. Чем семья занимается в свободное время.

1

II четверть (16 часов)

17/3

Семейные праздники.

1

18/4

О правилах поведения. Какие бывают правила.

1

19/5

Правила поведения в театре.

1

20/6

Береги свой дом.

1

21/7

О дружбе. Умеем ли мы дружить?

1

Россия – твоя Родина (13 часов)

22/1

Родина – что это значит.

1

23/2

Прошлое, настоящее, будущее.

1

24/3

Как Русь начиналась.

1

25/4

Москва – столица России.

1

26/5

Города России.

1

27/6

Золотое кольцо России.

1

28/7

Родной край - частица Родины.

1

29/8

Как трудятся россияне.

1

30/9

О занятиях наших предков.

1

31/10

Все профессии важны.

1

32/11

Мы – граждане России. Права граждан России.

1

III четверть (20 часов)

33/12

Права детей - граждан России. Обязанности граждан России.

1

34/13

Россия – многонациональная страна.

1

Мы – жители Земли (9 часов)

35/1

Твоё первое знакомство со звёздами. Солнечная семья.

1

36/2

Чем Земля отличается от других планет? Луна – спутник Земли.

1

37/3

Глобус – модель Земли.

1

38/4

В некотором царстве… Царства природы. Бактерии.

1

39/5

Грибы.

1

40/6

Природе нужны все!

1

41/7

Какие животные живут на Земле.

1

42/8

Разнообразие растений.

1

43/9

Условия роста и развития растения.

1

Природные сообщества (23 часа)

44/1

Среда обитания – что это такое?

1

45/2

Лес и его обитатели.

1

46/3

Деревья леса.

1

47/4

Кустарники леса.

1

48/5

Травянистые растения леса.

1

49/6

Лесная аптека

1

50/7

Животные леса.

1

51/8

Птицы – лесные жители.

1

52/9

Пресмыкающиеся – обитатели леса.

1

IV четверть(16 часов)

53/10

Насекомые леса.

1

54/11

Вода и водные жители. Что мы знаем о воде. Вода – вещество.

1

55/12

Путешествие капельки.

1

56/13

Какие бывают водоёмы? Что такое болото. Растения болот.

1

57/14

Что такое река.

1

58/15

Обитатели пресных вод.

1

59/16

Птицы – жители водоёма.

1

60/17

Растения пресных водоёмов.

1

61/18

Обитатели солёных водоёмов.

1

62/19

Луг и его обитатели. Растения луга.

1

63/20

Луг и его обитатели. Животные луга.

1

64/21

Поле и его обитатели. Зерновые культуры.

1

65/22

Поле и его обитатели. Животные поля.

1

66/23

Сад и его обитатели.

1

Природа и человек (2 часа)

67/1

Человек – часть природы.

1

68/2

Давайте беречь нашу Землю! Правила поведения в лесу.

1

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол № 1_

«31» августа 2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________ О.Е. Соколова

«31» августа 2018 г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая  программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая  программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...

рабочая программа по окружающему миру (1 класс) "Начальная школа 21 века"

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века" с требованиями ФГОС.......

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Начальная школа XXI века" , автор Н.Ф. Виноградова, 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс «Начальная школа 21 века».

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы для 3 класса Н. Ф...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа XXI века"

Преподавание предмета «Окружающий мир» в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная  школа 21 века».Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века"

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознан...