Урок по окружающему миру "Водные богатства Калининградской области"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок по окружающему миру "Водные богатства Калининградской области"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_-vodnye_bogatstva.docx | 32.63 КБ |
vodnye_bogatstva_kaliningradskoy_oblasti.pptx | 1.52 МБ |
martynyuk_ariadna_-baltiyskoe_more.pptx | 1.44 МБ |
veretenov_arseniy_-vyshtynetskoe_ozero.ppt | 1004.5 КБ |
babadzhanova_sofiya-_reka_pregolya.pptx | 763.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Водоемы нашего края»
Цель: Познакомиться с водными богатствами родного края.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов нашего края.
2. Сформировать представления учащихся о естественных и искусственных водоемах.
3. Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека.
4. Показать необходимость и способы охраны водоемов.
5. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Оборудование: презентация, карта Калининградской области.
Ход урока:
- Организационный момент
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Снова в работу включайся, дружок!
- Проверка домашнего задания
Работа с физической картой 1 слайд
- Как называется наш край?
- Назовите и покажите на карте главный город нашего края.
(Город Калининград)
- А чем интересна наша Калининградская область?
- Чем отличается наша область от всех областей России? Посмотрите на карту.
(Отделена от остальной России территорией других государств, не имеет общей с Россией сухопутной границы, но соединена морем . Граничит с Польшей на юге, с Литвой на севере и востоке )
На западе Калининградская область омывается водами Балтийского моря.
Графический диктант. (Игра да/нет)
Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +, если не согласны, то ставите знак – .
- Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями склонами.(+)
- Проводить вспашку склонов только поперек (+)
- Терриконы не наносят вред окружающей природе и человеку.(-)
- Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли.(+)
- Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно.(+)
- Терриконы – это горы, которые вырастают там, где добывают из недр земли много полезных ископаемых.(+).
- Овраги имеют пологие, не осыпающиеся склоны, заросшие растениями.(-)
(Ответ: + + -+ ++-)
Взаимопроверка (работа в парах). 2 слайд
- Проверьте и оцените свою работу (параметры оценки выписаны на доске)
- без ошибок – «5»
- 1 - 2 ошибка – «4»
- 3 - 4 ошибки – «3»
- 5 ошибки и больше – «2»
- Работа над новой темой: "Водоемы нашего края".
Отгадайте загадки:
1) Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
2) Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я такая?
Ответ: Вода.
- Каким цветом на карте обозначена вода? (голубым, синим)
- Одинакова ли вода на вкус? (Нет. В морях и океанах – соленая. А в озерах, реках, ручьях – пресная).
-Ребята, прочитайте, найдите лишние слова. 3 слайд
(Овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей)
-Оставшиеся слова разделите на две группы по их происхождению.
(Естественные – водоемы созданные природой. Искусственные – водоемы созданные человеком.)
Учащиеся заполняют в тетради таблицу:
Водоемы | |
Естественные | Искусственные |
река | канал |
озеро | пруд |
море | водохранилище |
океан | |
ручей |
-Итак, прочитайте тему нашего урока в учебнике на странице 145.
-О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (цель, задачи)
4 слайд
Далее учитель предлагает работу по карте нашей области. Учитель проводит беседу по вопросам:
– Какие водоемы расположены на территории нашей области? Покажите их на карте.
– Назовите естественные водоемы. (Балтийское море, озеро Выштынец, река Преголя, Неман,)
– Перечислите искусственные водоемы нашей области. (Голубые озера,
На государственном экологическом учете находятся 145 озер и прудов и 239 болот.
На территории области имеются 125 рек, 12 каналов и ручьи.
Крупнейшие: р. Неман (притоком Шяшупе) и Преголя (с притоком Лава) объединены системой каналов. Многие реки спрямлены и зарегулированы, судоходны. Озер более 100 (крупнейшее - Виштынецкое). Заболочено 7% территории.
А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на с. 145 учебника.
-Я вам предлагаю поработать в группах. (презентации учащихся, командиры группы) Вы сегодня все будете исследоватилями и будете исследовать водные объекты нашего края.
Учащиеся работают в группах. После подготовки ответы заслушиваются. Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.
1.Группа – исследует реку Преголя.
2.Группа – исследует Балтийское море.
3.Группа –исследует озеро Выштынец.
4.Группа – расскажет нам о значении воды в жизни человека.
1.Группа – река Преголя
Преголя – самая длинная река Калининградской области. Река Преголя берет начало у города Черняховска на слиянии рек Инструч и Анграпа, а впадает в Калининградский залив Балтийского моря.
Длина Преголи — 123 км, ширина Преголи в Черняховске составляет 20 метров, в Калининграде — 80 метров. Глубина от 2-16 метров.
Преголя разделяется на два параллельных русла. Во многих местах эти русла соединяются протоками, таким образом образуется большое число островов. Последний остров перед устьем — Кнайпхоф (остров Канта) в Калининграде.
В Преголе и её притоках обитает примерно сорок разных видов рыб: толстолобик, щука, плотва, окунь, ёрш, сом, сазан, лещ, жерех, чехонь, сиг, ряпушка, сёмга, налим, корюшка, усач, форель, хариус, судак.
Из-за загрязнения Преголи в действительности многие из этих рыб встречаются редко. Многие рыбы, идущие на нерест гибнут в районе Калининграда, так как эта часть реки наиболее загрязнена бытовыми и промышленными отходами.
Преголя стала судоходной рекой благодаря дно углубительным работам.
Преголя (древнее название Хрон) – река в Калининградской области. С многочисленными притоками она основная водная система региона.
Раньше у реки было прусское название – Скара, которое переводится «изогнутая», затем ее назвали – Претора или «бездна». Потом Претора изменилось в немецкое – Прегель.
2.Группа – Балтийское море
Какое море омывает наш край? Назовите его и покажите на карте.
Работа по исследованию Балтийского моря.
Рассказать по плану:
- В чём особенности нашего моря?
- Какие богатства оно таит?
- Интересное из истории моря.
В чём особенности нашего моря?
Балтийское море через Северное море соединяется с Атлантическим океаном.
Особенностью Балтийского моря является большое количество пресной воды, которая образовалась за счёт осадков и многочисленных рек. Балтийское море считается молодым несмотря на то, что ему 10 000 лет. По прогнозам ученых, пройдет еще 5 000 лет, и Балтийское море вновь потеряет связь с океаном и превратится в большое пресное озеро.
Какие богатства оно таит?
В Балтийском море ведётся интенсивный рыбный промысел. В нем обитают салака, балтийская килька, а также треска, камбала, лосось, угорь, корюшка, ряпушка, сиг, окунь.
В Балтийском море имеются запасы нефти и залежи янтаря.
Наша первостепенная задача сохранить богатства Балтийского моря для следующих поколений…
Для этого мы должны беречь свое море: содержать пляжи в чистоте, не допускать загрязнение вод.
Интересное из истории моря.
Во время ледниковой эпохи, впадина, в которой сейчас расположено море, заполнили льды, лёд растаял и образовалось озеро.
Около 14 тыс. лет назад это озеро соединилось с океаном в результате опускания участков суши - озеро превратилось в море.
Подъем суши продолжается и в настоящее время. Подъем дна составляет примерно 1 м за 100 лет. Температура поверхностных вод летом достигает +20 градусов, а зимой 9 градусов.
Животный мир Балтийского моря относительно беден.
Морские млекопитающие в Балтийском море представлены лишь тремя видами тюленей: тюлень серый (тювяк), тюлень обыкновенный (нерпа), а также морская свинья обыкновенная.
Акулы в Балтийском море есть, которые для человека опасны только своими колючками на спинных плавниках.
В настоящее время существует экологическая проблема: Балтийское море загрязняется различными стоками, что приводит к массовой гибели животных и растений.
22 марта в 1996 было принято решение о праздновании Дня Балтийского моря. Основная цель праздника - привлечь внимание ученых, политиков, общественности к вопросам охраны окружающей среды Балтийского региона.
3.Группа –исследует озеро Выштынец
Виштынецкое озеро ледникового происхождения расположено в Нестеровском районе на границе Калининградской области России и Литвы.
Озеро является самым крупным, глубоким и чистым в Калининградской области. Площадь водного зеркала составляет примерно 18 кв.км, максимальная глубина - 54 метра.
Возраст его примерно 20 тысяч лет и, таким образом, оно старше Балтийского моря на 10 тысяч лет.
Двенадцать рек и ручьев впадают в него, но вытекает только одна река – Писса. Преобладающие глубины 15—20 метров.
Виштынецкое озеро имеет 6 больших впадин и самая глубокая из них — Северная, ее глубина 54 м.
Четыре месяца в году водоем покрыт льдом.
В феврале толщина льда может доходить да 40-45 сантиметров.
Здесь обитает 22 вида рыб, среди них можно найти озерного сига, европейскую ряпушку, угря, налима, щуку, окуня, плотву.
С 1975 года озеро становится памятником природы, частью государственного природного заказника. Раньше озеро целиком принадлежало России, а с 1991 года мы владеем лишь частью Виштынца, восточная же его сторона перешла Литве.
Много туристов посещает озеро каждый год. По озеру курсируют пограничные катера и возвращают лодки зазевавшихся вблизи границы туристов.
Экологическая проблема существует и здесь: Многолетние наблюдения показывают, что на Виштынецком озере происходит постепенное зарастание водорослями западной, мелководной части водоёма.
4.Группа – значение воды в жизни человека
Учитель предлагает прочитать статью «Значение водоемов и охрана» на с. 146–147 учебника.
Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода!
Велико значение рек, озёр, морей в жизни человека. Они украшают землю, радуют своей красотой. Люди отдыхают на их берегах. По воде на судах перевозят грузы.
К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек.
Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами.
Школьники могут оказать помощь в охране водных богатств: расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных.
- Закрепление изученного материала.
Течет река… Течет река…
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Словами – ах! – не передать!
Приятней плыть в живой волне.
Все дети счастливы вполне!
О чем говорится в этом шуточном стихотворении?
V. Итоги урока. Выставление оценок.
-Ребята, ответьте на вопрос: «Что я узнал сегодня на уроке?»
4 | 3 | 5 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
1 | 2 | ||||||||||||||||
4 | 6 | ||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
По горизонтали
1. Сто ручьев с горы сбежали, под горою – морем стали. (водохранилище)
2.Пузырьками из воды
Газ выходит с глубины!
Круглое и голубое,
До краев полно водою,
Над водою камыши,
Что такое? Подскажи! (озеро)
3. Углубление по которому течет река (русло)
4. Здесь - куда не кинем взор -
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? (море)
5. Начало реки (исток)
По вертикали
1. Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная.
Молодые берёзки
Свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём всё отражается...
Как это зеркало называется? (пруд)
2. Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный ... (океан)
3. В реку обычно впадают другие реки и ручьи, как их называют? (притоки)
4. Я реке и друг и брат,
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу.
И от засухи как воин,
Лес и поле берегу! (канал)
5. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море (устье)
6. Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится. (река)
Ответы.
к | р | у | с | л | о | ||||||||||||
п | а | с | |||||||||||||||
о | з | е | р | о | н | т | |||||||||||
у | п | а | ь | ||||||||||||||
в | о | д | о | х | р | а | н | и | л | и | щ | е | |||||
к | и | ||||||||||||||||
е | т | ||||||||||||||||
а | м | о | р | е | р | ||||||||||||
н | к | е | |||||||||||||||
и | с | т | о | к | и | ||||||||||||
а |
Домашнее задание.
С. 146–148. Ответы на вопросы «Проверь себя».
Выполнить задания 2, 3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
№ вопроса Да Нет 1. + 2. + 3. - 4. + 5. + 6. + 7. - Оцени себя сам Без ошибок – «5» 1 – 2 ошибки – «4» 3 – 4 ошибки – «3» 5 ошибок и больше – «2»
Прочитайте. Найдите лишние слова. о враг пруд река склон океан озеро море водохранилище канал балка ручей Искусственные Естественные
Водные богатства нашего края
Кроссворд о з е р о п у в о д о х р а н и л и щ е м о р е р у с л о и с т о к и к е а н п и т к к а н а с т ь р е а 4 2 3 3 5 1 1 2 4 5 6
Домашнее задание Стр. 145-148 Выполнить задание 2, 3. Тетрадь стр. 68-70, заполнить.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Познакомиться с Балтийским морем
Балтийское море омывает берега России , Польши, Германии, Дании, Швеции, Финляндии и стран Балтии
Балтийское море расположено на северо-западной части России. Это море практически полностью ограничено сушей. Лишь с юго-запада это море различными проливами соединяется с водами Северного моря Атлантического океана.
В Балтийском море ведётся интенсивный рыбный промысел. В нем обитают салака, балтийская килька, а также треска, камбала, лосось, угорь, корюшка, ряпушка, сиг, окунь.
В Балтийском море имеются запасы нефти и залежи янтаря.
Вывод: Наша первостепенная задача сохранить богатства Балтийского моря для следующих поколений… Для этого мы должны беречь свое море: содержать пляжи в чистоте, не допускать загрязнение вод.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: познакомиться с информацией о Виштынецком озере
Виштынецкое озеро ледникового происхождения расположено в Нестеровском районе на границе Калининградской области России и Литвы. Озеро является самым крупным, глубоким и чистым в Калининградской области. Площадь водного зеркала составляет примерно 18 кв.км, максимальная глубина - 54 метра. Возраст его примерно 20 тысяч лет и, таким образом, оно старше Балтийского моря на 10 тысяч лет. Двенадцать рек и ручьев впадают в него, но вытекает только одна река – Писса. Преобладающие глубины 15—20 метров. Виштынецкое озеро
Виштынецкое озеро имеет 6 больших впадин и самая глубокая из них — Северная, ее глубина 54 м. Четыре месяца в году водоем покрыт льдом. В феврале толщина льда может доходить да 40-45 сантиметров. Здесь обитает 22 вида рыб, среди них можно найти озерного сига, европейскую ряпушку, угря, налима, щуку, окуня, плотву.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Преголя разделяется на два параллельных русла. Во многих местах эти русла соединяются протоками, таким образом образуется большое число островов. Последний остров перед устьем — Кнайпхоф (остров Канта) в Калининграде.
Преголя (древнее название Хрон ) – река в Калининградской области. С многочисленными притоками она основная водная система региона. Раньше у реки было прусское название – Скара , которое переводится «изогнутая», затем ее назвали – Претора или «бездна». Потом Претора изменилось в немецкое – Прегель .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока +презентация "Водные богатства Калининградской области"
Методическая разработка урока "Водные богатства Калининградской области"+ презентация...
Внеклассное мероприятие "70 лет Калининградской области"
Праздник, посвященный 70 лет со дня образования самой западной российской области – Калининградской...
Литературная композиция, посвященная 70-летию образования Калининградской области
Разработка мероприятия. Цель мероприятия: ознакомление с историей города и области. формирование гражданской позиции, развитие творческих спомобностей младших школьников....
Города Калининградской области.
Занятие в рамках внеурочной деятельности (кружок "Мой край родной")...
технологическая карта урока по русскому языку 3 класс учитель: Басова В.А. Калининградская область, МБОУ "Маршальская СОШ"
технологическая карта урока русского языка для 3 класса составлена по требованиям предъявляемымм ФГОС....
Животный мир Калининградской области
Презентация: "Животный мир Калининградской области"...
Урок по окружающему миру "Водоёмы Кемеровской области"
Презентация "Водоёмы Кемеровской области" пригодится на уроках окружающего мира по темам краеведения, на занятиях по внеурочной деятельности....
- Мне нравится (1)