Историческое развитие и животный мир Калининградского зоопарка
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему

Николайчик Валентина Михайловна

Презентация посвящена истории возникновения и развития зоопарка в Калининграде, проблемам его существования, основным этапам его преобразования. в презентации содержатся красочные фотографии обитателей Калининградского зоопарка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ЖИВОТНЫЙ МИР Калининградского зоопарка

Слайд 2

Историческая справка Калининградский зоопарк - один из трех исторических зоопарков России (наряду с зоопарками Москвы и Санкт-Петербурга). Располагается на территории бывшего Кёнигсбергского зоопарка, который был основан Германом Клаассом , немецким предпринимателем в 1896 году. Калининграду отошел после капитуляции немецких войск в 1945 году. На данный момент Калининградский зоопарк занимает территорию в 16,7 ГА. В коллекции насчитывается 2360 животных 302 видов (данные на 1 января 2014 г.) Историю зоопарка Кёнигсберга - Калининграда можно разделить на четыре этапа. Каждый из которых так или иначе оказал своё влияние на нынешний облик зоологического сада. .

Слайд 3

Зоопарк г. Кёнигсберга ( Königsberger Tiergarten ) 1896–1946 гг. 21 мая 1896 г. зоопарк распахнул свои двери для посетителей. Уже на открытии было показано 893 особи 262 видов животных. Торжественное открытие зоопарка происходило в импозантном Концертном доме (бывшем ранее главным зданием промышленной выставки), вмещавшем в себя около 2000 зрителей! В мае 1897 г. зоопарк получил юридический статус. С самого начала и до 1913 г. директором был Г. Клаасс . Кенигсбергский зоопарк быстро стал очень популярным местом в городе. Сюда приходили не только посмотреть на животных, но и отдохнуть, погулять, послушать музыку. Зона отдыха занимала практически всю центральную часть зоопарка. Здесь располагались здания и сооружения, предназначенные для проведения различных развлекательных и увеселительных мероприятий: Концертный зал, вмещавший до 2000 человек (сгорел в 1919 г. и не восстанавливался больше, вместо него были построены два музыкальных павильона), и концертная площадка; Общественный дом с главным рестораном; читальный, музыкальный и выставочный павильоны; летние кафе и рестораны, площадки теннисного клуба « Тиргартен »; велотрек; игровая площадка для детей. При хорошей погоде играл духовой оркестр, а зимой в Концертном доме, проходили различные значимые мероприятия. Обрамлением всего этого служил великолепный парк. По центру была сформирована дубовая аллея, остальная территория оформлена посадками лип, дубов, каштанов, буков и других деревьев. Ковровые цветочные клумбы менялись несколько раз в течение года, открывая посетителям все новые роскошные картины. Аллейные и единичные посадки деревьев были сформированы таким образом, чтобы зоны сплошной тени чередовались с открытыми, освещаемыми солнцем, площадками. Доминантой центральной аллеи была водонапорная, она же - смотровая, башня. Поднявшись на площадку, расположенную в верхней части башни, можно было увидеть весь зоопарк и даже часть Вислинского (ныне – Калининградского) залива!

Слайд 4

Зона экспозиции животных находилась по периферии зоопарка (эта планировка сохранилось, в большей своей части, и до сих пор). Домики зверей утопали в зелени, благодаря этому у зоосада с богатой коллекцией животных сохранялся характер парка. Конференция директоров зоологических садов Германии, состоявшаяся в кенигсбергском зоопарке в 1904 году, выразила большое одобрение тогда еще молодому немецкому зоосаду.

Слайд 5

Значительным событием стало возведение в 1912 г. в зоопарке вдоль ручья первого в Германии Прусского этнографическего музея (в него были перевезены оригинальные здания деревенской кирхи, ветряной мельницы, кузницы, пекарни, дома восточнопрусских крестьян, др.). Это произошло благодаря деятельности университетского профессора доктора Бецценбергера ( Bezzenberger ).

Слайд 6

Во время Первой мировой войны зоопарк был закрыт для посетителей, многих его сотрудников мобилизовали в армию (включая директора Майснера ), а в помещениях разместились склады военного обмундирования. Постоянно растущая трудность в приобретении кормов привела к сокращению численности животных. Местные птицы и мелкие животные, все без исключения, были выпущены на волю, старых животных усыпили. 1 мая 1918 года были возвращены конфискованные помещения и, после непродолжительного ремонта, 1 июля 1918 года было отпраздновано второе открытие зоопарка.

Слайд 7

ЗООПАРК В 1926-1929 гг. Во времена всеобщего упадка в стране в 1926-1929 гг., в зоопарк вновь пришли тяжелые времена – поголовье животных снизилось, встала под сомнение финансовая независимость зоопарка. В 1930 г. для профессиональной помощи был приглашен как директор и научный руководитель зоолог доктор Рихард Мюллер (1904-1987 гг.),заведующим зоосадом стал доктор Жозеф Фербер. В этом же году в зоопарке Певческий союз открыл памятник на территории зоопарка в честь 700-летия со дня смерти известнейшего миннезингера и выдающегося лирика эпохи немецкого средневековья, Вальтера фон дер Фогельвейде ( WalthersvonderVogelweide ) работы Георга Фуга ( GeorgFuhg ). Благодаря умелой организации и бережливости во всех областях удалось добиться, что зоопарк стало посещать большое количество посетителей. Однако появились новые трудности – практически все сооружения выставки к этому времени пришли в негодность и стояли на грани разрушения.

Слайд 8

Реконструкция зоопарка в 30-е годы. Как правило, архитектура зданий отражает характер эпохи и модные увлечения. По фотографиям начала XX века видно, что многие сооружения в зоопарке (домики для животных, вольеры для хищных животных и птиц, беседки) были выполнены в восточном стиле и представляли собой богато декорированные массивные постройки. К 30-м годам XX века эти объекты сильно обветшали и требовали ремонта и реконструкции. В 1933 году перед правлением зоопарка властями города была поставлена трудная задача – на средства, получаемые от доходов, необходимо было провести срочный ремонт и обновление помещений. Новый 10-летний план строительства, составленный в 1935 г., требовал огромной суммы – около 1 500 000 немецких марок. В 1936 г. муниципалитетом и богатыми горожанами было принято решение ежегодно выделять 50 тыс. германских марок для модернизации зоопарка в течение десяти лет. Кроме того, была учреждена специальная лотерея в пользу зоопарка. В конце 30-х – начале 40-х гг здания и сооружения Прусского этнографического музея были перевезены в Ольштынек ( в то время территория В.Пруссии. После 1945 г. - Польши), где он существует до сих пор.

Слайд 9

С 1933 по 1936 годы многие сооружения были реконструированы (в том числе главный вход). Они стали проще внешне и более функциональны. Появились и абсолютно новаторские для того времени "открытые экспозиции", основоположником которых стал знаменитый Карл Хагенбек - создатель "зоопарка будущего" в Гамбурге. Зрителей поражали кажущейся близостью животных "Ледяная скала", "Медвежья гора" и "Деревня" копытных. Кроме того, в пользу зоопарка была разрешена специальная лотерея. К 1946 году – 50-летию своего существования, перестройка зоопарка в художественном и современном стиле должна была быть завершена. Но война помешала осуществлению этих планов. В 1938 г. зоопарк стал городским учреждением, а общество « Тиргартен » самораспустилось . В 1939–1945 гг. директором зоопарка был доктор Ханс Георг Тинеманн , сын известного ученого, создателя орнитологической станции на Куршской косе, после войны – директор зоопарка в городе Дуйсбурге (Германия). За время своего существования зоопарк переживал периоды расцвета и упадка, перестраивался и строился; экспозиция то сокращалась, то увеличивалась. Но горожане всегда ценили и любили свой зоопарк.

Слайд 10

Зоопарк г. Калининграда - с 1946 г. по настоящее время На заключительном этапе Второй мировой войны, в апреле 1945 г., командование вермахта и фольксштурма использовало все постройки зоопарка в качестве оборонительных сооружений. В связи с этим на территории зоопарка развернулись ожесточенные бои между советскими войсками и немецкой армией. В этот период часть деревянных сооружений сгорела, почти все животные погибли – остались только четыре: лань, барсук, осёл и раненый бегемот Ганс , история лечения которого зоотехником В.П. Полонским и поныне является одной из самых ярких и популярных в багаже калининградских гидов-экскурсоводов при проведении обзорной экскурсии по городу фото солдата на бегемоте.

Слайд 11

27 июня 1947 года, было принято постановление Совета Министров РСФСР № 461 «О мерах по восстановлению хозяйства Калининграда и Калининградской области». Постановлением предусматривалось восстановление зоопарка на базе кенигсбергского зоосада, до 1949 года зоопарк существовал в структуре объединенной организации «Зоопарк-Парк отдыха (прим. - впоследствии – парк им.Калинина) ». В послевоенный период происходит изменение границ территории зоопарка. К зоопарку присоединяется зона жилой застройки с запада, но уходит часть территории, на которой располагались спортивные корты. Меняется объемно-пространственная структура территории. Зоопарк теряет спортивные и развлекательные функции, становится учреждением с культурно-просветительской направленностью.

Слайд 12

Большую помощь в наведении порядка оказывали ежегодно горожане на проводимых субботниках (покраска ограждений, уборка территории, высаживание кустарников и деревьев). На территории зоопарка был создан небольшой сад и огород, с которых животные получали свежие овощи, фрукты, ягоды; за городом были выделены большие участки лугов, на которых заготавливалось сено для нужд животных зоопарка силами работников зоопарка. Период 1990-х гг. был, пожалуй, самым тяжелым для Калининградского зоопарка. Учреждение испытывало серьезные финансовые затруднения, к тому же прекратилась шефская помощь предприятий. Все это привело к тому, что за небольшим исключением, большинство вольер (свыше 80 %!) к 2010 году требовало срочной реконструкции или капитального ремонта.

Слайд 13

Калининградский зоопарк является постоянным членом Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов (EARAZA), объединяющей зоопарки стран СНГ и ближнего зарубежья, а также кандидатом в члены EAZA (Европейская ассоциация зоопарков и аквариумов). Наш зоопарк участвует во многих международных программах по разведению и сохранению редких видов. Активное сотрудничество с зоопарками России и европейских стран открывает большие возможности для развития зоопарка.

Слайд 14

ЖИВОТНЫЙ МИР ЗООПАРКА Дикобраз

Слайд 15

Сивуч

Слайд 16

Моко (горная свинка)

Слайд 17

Капибара ( водосвинка )

Слайд 18

Зебра Гранта

Слайд 19

Балтийский серый тюлень

Слайд 20

Бразильский (равнинный) тапир

Слайд 21

Домашний осел

Слайд 22

Дальневосточный (Амурский) леопард

Слайд 23

Уссурийский белогрудый (гималайский) медведь

Слайд 24

Лев

Слайд 25

Восточно-сибирская рысь

Слайд 26

Амурский тигр

Слайд 27

Полярный волк

Слайд 28

Гуанако

Слайд 29

Бизон

Слайд 30

БЕГЕМОТ

Слайд 31

Сетчатый жираф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Unit 2. Welcome to our theatre! Lesson № 22. Урок во 2 – ом классе. Тема урока: Животные зоопарка. Развитие навыков говорения. Множественное число имён существительных.

Цель моего урока: формирование лексико-грамматических навыков (мн.число им. сущ.); обогащать обучающихся новыми социальными знаниями, способствующими формированию положительного отношения к ...

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ: ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, АКТУАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассматривается история и значение традиций семейного чтения в духовном становлении личности ребенка, привитию у него любви к чтению. Автор говорит о том, что традиции семейного чтения в наст...

История Калининградского зоопарка

Данную презентацию можно испоьзовать на уроках окружающего мира, в ходе проведения тематического классного часа....

Животный мир Калининградской области

Презентация: "Животный мир Калининградской области"...

Анализ существующих подходов к изучению геометрического материала в начальной школе, их историческое развитие

Представлен анализ существующих подходов к изучению геометрического материала в начальной школе и их историческое развитие...

Материал к внеклассным занятиям по развитию речи (№7). Урок в зоопарке

Цель: развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, обогащать сл...

Животный мир Калининградской области

В данной презентации собраны основные виды животных, обитающих в Калининградской области....