Урок - исследование по окружающему миру в 3 классе.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Тихоновская Наталья Борисовна

Урок - исследование  по  окружающему миру в 3 классе.

Тема: « Первая помощь при ушибах, травмах, обмороке, тепловом и солнечных ударах, обморожении ».

Цели: воспитывать сознательное отношение к получению знаний о своём организме; формировать у  учащихся  понятие « здоровый образ жизни».

Задачи: учить приёмам поэтапного выполнения учебных исследований, созданию кластерных карт; формировать у детей умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности школьников.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование установки  на безопасный, здоровый образ жизни;

развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и  находить  выходы из спорных ситуаций; формировать умение оценивать свои достижения и достижения  других; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты: развитие навыков устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире; осознание норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

Использованная литература:

  • М.Ю. Шатилова, Н.И. Селезнёва « Проектирование в начальной школе», Изд. « Учитель», Волгоград,2010г.
  • М.А.Пинская, И.М. Улановская « Новые  формы оценивания», Изд.

« Просвещение», Москва, 2016 г.

  • Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е.Жиренко « 135 уроков здоровья или Школа докторов природы», Изд. «ВАКО», Москва, 2014 г.
  •  Атлас для начальной школы « Организм человека и охрана здоровья» Изд. « ОЛМА-ПРЕСС», Санкт - Петербург, 2000 г.

Ход урока:

  • Организационный момент (класс разделён на 5 команд, которые занимают места за игровыми столами)
  • imageimageВступительное слово учителя. Самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. Но нашей жизни и нашему здоровью постоянно угрожают какие-либо опасности. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и уметь устранять различные опасности и причины их проявления. Этому мы и учимся на уроках, посвященных организму человека и охране его здоровья. Мы с вами много говорили об опасностях, которые подстерегают нас дома, о том, как обращаться с колющими и режущими предметами, с электроприборами, с газом. Попробуйте отгадать, какова тема нашего урока.(учитель предлагает детям отгадать ребус )

Тема нашего сегодняшнего занятия – «Основные виды травм и первая помощь». И цель нашего занятия – научиться оказывать первую помощь при травмах. Прежде, чем поручить вам важное исследование, я хочу проверить вашу компетентность в данном вопросе (осведомлённость в данном вопросе).

  • Разминка.
  • Какая наука изучает строение тела человека? (анатомия)
  • Что  исследует физиология? (работу органов)
  • Как называется наука о сохранении и укреплении здоровья? (гигиена)
  • Что  изучает медицина? (причины заболеваний и методы их лечения)
  • Каково  значение скелета? ( опора и защита внутренних органов)
  • Чем соединены кости? Что входит в основу сустава? ( хрящ + жидкость - смазка)
  • Какими  свойствами обладают хрящи? (уплотняются)
  • Количество костей? ( 212), позвонков (33), сколько у нас пар рёбер (12), мышц (600)?
  • Назовите основные свойства костей. ( полые, упругие, лёгкие, прочные)
  • Как можно доказать прочность костей, лёгкость? Что делает  кости прочными? (минеральные, органические вещества)
  • Перечислите основные травмы  костей. (ушиб, перелом и.т.д.)

 

  • imageimageКаждой команде предлагается вспомнить строение скелета и подписать его части

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Учитель: Ребята,  как вы думаете, что же такое травма?

Травмой называют внезапное, острое нарушение здоровья с повреждением тканей и органов.

Нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения.

Учитель:  Какие травмы вы можете назвать?

imageУчитель:  Все получаемые детьми травмы врачи условно делят на пять групп. 522875_1

Учитель открывает на экране схему.

imageУчитель: приведите примеры к каждому виду.

Учитель: А как вы думаете, какие главные причины появления травм?

  • Неосторожность
  • Недостаточное внимание
  • Состояние неосознанной тревоги. Ожидание несчастья, волнение делают человека суетливым.
  • Пренебрежение правилами безопасности
  • Домашнее задание. Каждой команде было поручено  рассмотреть одну из травм и составить « Карту лечения», где будет поставлен диагноз, отражены симптомы и способы оказания первой помощи. Команды презентуют свои проекты.
  1. Диагноз: ушиб

Симптомы:

image При ушибе повреждаются ткани и органы, но не нарушается их структура.  Страдают ткани, прилегающие во время удара к костям.

Пострадавший чувствует боль, которая возникает спустя какое-то время после травмы, происходит кровоизлияние, за несколько дней меняется цвет кожного покрова: поначалу красный, затем багровый, синий, зеленоватый, желтый. Может возникнуть припухлость, но не всегда она ярко выражена.

Первая помощь:

  • если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, икроножная мышца) на место ушиба нужно как можно быстрее положить холод (пузырь со льдом, мокрое полотенце).
  • при ушибах конечностей нужно ограничить движение больной руки или ноги, сделав тугую повязку из бинта, марли или какого-либо полотна.
  • при ушибе головы – создать полный покой пострадавшему. Если его лицо бледное, чуть опустить голову ниже туловища, если лицо покраснело – голову приподнять. При рвоте повернуть голову набок.
  • при ушибах груди – полный покой.
  • при ушибах живота – положить больного на спину, на живот холод.

 

  1. Диагноз: вывих или растяжение

Симптомы: При неосторожном прыжке, резком движении, падении, ударе происходит иногда смещение костей в суставах, происходит вывих. Вывих – это полное смещение суставных поверхностей костей за пределы сустава по отношению друг к другу. Симптомы: боль в конечностях, невозможность движений в суставе. Когда человек оступается, подвертывает ногу, часто происходит растяжение связок. При растяжении человек чувствует сильную боль. На месте растяжения появляется отёк, кожа обычно синеет.

Первая помощь:

При вывихе надо:

  1. Обеспечить полную неподвижность поврежденной части с помощью шины (стандартной или изготовленной из подручного материала);
  2. Приложить «холод» к месту травмы;
  3. Доставить пострадавшего в лечебное учреждение с обеспечением состояния покоя у больного.

Нельзя:

- пытаться самим вправлять вывих. Сделать это должен только медицинский работник.

При растяжении связок надо:

  1. Травмированную конечность туго забинтовать и обеспечить ей покой;
  2. Приложить «холод» к месту травмы;
  3. Создать условия для обеспечения кровообращения (приподнять травмированную ногу, поврежденную руку подвесить к косынке к шее)

Нельзя:

- проводить процедуры, которые могут привести к нагреву травмированного места.

image3) Диагноз: наружное кровотечение

Симптомы: головокружение, слабость, кровотечение

Первая помощь:

  • при несильном кровотечении:

1. Кожу вокруг раны смазать йодом;

2. На рану наложить перевязочный материал, вату и плотно перебинтовать

  • при сильном кровотечении:

1. В зависимости от места ранения для быстрой остановки прижать артерии к подлежащей кости выше раны по току крови в наиболее эффективных местах;

2. Согнуть раненую конечность в суставе выше места ранения, если нет перелома этой конечности. В ямку, образующуюся при сгибании, вложить комок ваты, марли, согнуть сустав до отказа и зафиксировать сгиб сустава ремнем, косынкой.

3. Наложить жгут выше раны, обернув конечность в месте наложения жгута марлей, бинтом, платком. Жгут наложен правильно, если пульсация сосуда ниже места его наложения не определяется, конечность бледнеет. Под жгут положить записку с написанным временем, когда жгут был наложен. Пострадавшего с наложенным жгутом как можно быстрее доставить в больницу.

Жгут может быть наложен растяжением (эластичный специальный жгут) и закруткой (галстук, скрученный платок, полотенце)

Нельзя:

  1. Чрезмерно сильно затягивать жгут
  2. Накладывать жгут в теплое время больше чем на 2 часа, в холодное – больше чем на 1 час.

 

4)Диагноз: солнечный удар

imageСимптомы:При длительном пребывании на солнце с непокрытой головой может произойти поражение нервной системы – солнечный удар. У пострадавшего начинается головокружение, шум в ушах, тошнота, озноб, носовое кровотечение.

Первая помощь:

а) перенесите пострадавшего в тень или в прохладное помещение;

б) дайте ему холодное питье;

в) положите на голову холодный компресс.

 

5) Диагноз: обморожение

Симптомы:

  • При общем обморожении: озноб, очень холодная кожа, бледное лицо, сонливость, нарушение координации движений.
  • Местное обморожение: кожа вначале бледнеет, становится нечувствительной, затем припухает, краснеет, на ней появляются волдыри.

Первая помощь:

При общем обморожении: примите горячую ванну и после неё разотритесь сухим полотенцем, завернитесь во что-нибудь тёплое, а потом разотрите тело сухой шерстяной тканью, выпейте горячего чая.

При местном обморожении:

нельзя допускать быстрого нагревания переохлаждённых участков кожи, растереть их мягкой сухой тканью до появления красноты и возвращения чувствительности, можно смазать обмороженный участок кожи несолёным жиром.

  • В завершении урока учитель предлагает каждой команде составить  карту причин и следствий.

( приложение № 1)

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_1_k_uroku_okr._mira.doc456.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_okr._mira.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

  Урок - исследование  по  окружающему миру в 3 классе.

Тема: « Первая помощь при ушибах, травмах, обмороке, тепловом и солнечных ударах, обморожении ».

Цели: воспитывать сознательное отношение к получению знаний о своём организме; формировать у  учащихся  понятие « здоровый образ жизни».

Задачи: учить приёмам поэтапного выполнения учебных исследований, созданию кластерных карт; формировать у детей умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности школьников.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование установки  на безопасный, здоровый образ жизни;

развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и  находить  выходы из спорных ситуаций; формировать умение оценивать свои достижения и достижения  других; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты: развитие навыков устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире; осознание норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

Использованная литература:

  • М.Ю. Шатилова, Н.И. Селезнёва « Проектирование в начальной школе», Изд. « Учитель», Волгоград,2010г.
  • М.А.Пинская, И.М. Улановская « Новые  формы оценивания», Изд.

« Просвещение», Москва, 2016 г.

  • Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е.Жиренко « 135 уроков здоровья или Школа докторов природы», Изд. «ВАКО», Москва, 2014 г.
  •  Атлас для начальной школы « Организм человека и охрана здоровья» Изд. « ОЛМА-ПРЕСС», Санкт - Петербург, 2000 г.

Ход урока:

  • Организационный момент (класс разделён на 5 команд, которые занимают места за игровыми столами)
  • Вступительное слово учителя. Самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. Но нашей жизни и нашему здоровью постоянно угрожают какие-либо опасности. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и уметь устранять различные опасности и причины их проявления. Этому мы и учимся на уроках, посвященных организму человека и охране его здоровья. Мы с вами много говорили об опасностях, которые подстерегают нас дома, о том, как обращаться с колющими и режущими предметами, с электроприборами, с газом. Попробуйте отгадать, какова тема нашего урока.(учитель предлагает детям отгадать ребус )

Тема нашего сегодняшнего занятия – «Основные виды травм и первая помощь». И цель нашего занятия – научиться оказывать первую помощь при травмах. Прежде, чем поручить вам важное исследование, я хочу проверить вашу компетентность в данном вопросе (осведомлённость в данном вопросе).

  • Разминка.
  • Какая наука изучает строение тела человека? (анатомия)
  • Что  исследует физиология? (работу органов)
  • Как называется наука о сохранении и укреплении здоровья? (гигиена)
  • Что  изучает медицина? (причины заболеваний и методы их лечения)
  • Каково  значение скелета? ( опора и защита внутренних органов)
  • Чем соединены кости? Что входит в основу сустава? ( хрящ + жидкость - смазка)
  • Какими  свойствами обладают хрящи? (уплотняются)
  • Количество костей? ( 212), позвонков (33), сколько у нас пар рёбер (12), мышц (600)?
  • Назовите основные свойства костей. ( полые, упругие, лёгкие, прочные)
  • Как можно доказать прочность костей, лёгкость? Что делает  кости прочными? (минеральные, органические вещества)
  • Перечислите основные травмы  костей. (ушиб, перелом и.т.д.)

  • Каждой команде предлагается вспомнить строение скелета и подписать его части

  • Учитель: Ребята,  как вы думаете, что же такое травма?

Травмой называют внезапное, острое нарушение здоровья с повреждением тканей и органов.

Нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения.

Учитель:  Какие травмы вы можете назвать?

Учитель:  Все получаемые детьми травмы врачи условно делят на пять групп. 522875_1

Учитель открывает на экране схему.

Учитель: приведите примеры к каждому виду.

Учитель: А как вы думаете, какие главные причины появления травм?

  • Неосторожность
  • Недостаточное внимание
  • Состояние неосознанной тревоги. Ожидание несчастья, волнение делают человека суетливым.
  • Пренебрежение правилами безопасности
  • Домашнее задание. Каждой команде было поручено  рассмотреть одну из травм и составить « Карту лечения», где будет поставлен диагноз, отражены симптомы и способы оказания первой помощи. Команды презентуют свои проекты.
  1. Диагноз: ушиб

Симптомы:

 При ушибе повреждаются ткани и органы, но не нарушается их структура.  Страдают ткани, прилегающие во время удара к костям.

Пострадавший чувствует боль, которая возникает спустя какое-то время после травмы, происходит кровоизлияние, за несколько дней меняется цвет кожного покрова: поначалу красный, затем багровый, синий, зеленоватый, желтый. Может возникнуть припухлость, но не всегда она ярко выражена.

Первая помощь:

  • если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, икроножная мышца) на место ушиба нужно как можно быстрее положить холод (пузырь со льдом, мокрое полотенце).
  • при ушибах конечностей нужно ограничить движение больной руки или ноги, сделав тугую повязку из бинта, марли или какого-либо полотна.
  • при ушибе головы – создать полный покой пострадавшему. Если его лицо бледное, чуть опустить голову ниже туловища, если лицо покраснело – голову приподнять. При рвоте повернуть голову набок.
  • при ушибах груди – полный покой.
  • при ушибах живота – положить больного на спину, на живот холод.

  1. Диагноз: вывих или растяжение

Симптомы: При неосторожном прыжке, резком движении, падении, ударе происходит иногда смещение костей в суставах, происходит вывих. Вывих – это полное смещение суставных поверхностей костей за пределы сустава по отношению друг к другу. Симптомы: боль в конечностях, невозможность движений в суставе. Когда человек оступается, подвертывает ногу, часто происходит растяжение связок. При растяжении человек чувствует сильную боль. На месте растяжения появляется отёк, кожа обычно синеет.

Первая помощь:

При вывихе надо:

  1. Обеспечить полную неподвижность поврежденной части с помощью шины (стандартной или изготовленной из подручного материала);
  2. Приложить «холод» к месту травмы;
  3. Доставить пострадавшего в лечебное учреждение с обеспечением состояния покоя у больного.

Нельзя:

- пытаться самим вправлять вывих. Сделать это должен только медицинский работник.

При растяжении связок надо:

  1. Травмированную конечность туго забинтовать и обеспечить ей покой;
  2. Приложить «холод» к месту травмы;
  3. Создать условия для обеспечения кровообращения (приподнять травмированную ногу, поврежденную руку подвесить к косынке к шее)

Нельзя:

- проводить процедуры, которые могут привести к нагреву травмированного места.

3) Диагноз: наружное кровотечение

Симптомы: головокружение, слабость, кровотечение

Первая помощь:

  • при несильном кровотечении: 

1. Кожу вокруг раны смазать йодом;

2. На рану наложить перевязочный материал, вату и плотно перебинтовать

  • при сильном кровотечении:

1. В зависимости от места ранения для быстрой остановки прижать артерии к подлежащей кости выше раны по току крови в наиболее эффективных местах;

2. Согнуть раненую конечность в суставе выше места ранения, если нет перелома этой конечности. В ямку, образующуюся при сгибании, вложить комок ваты, марли, согнуть сустав до отказа и зафиксировать сгиб сустава ремнем, косынкой.

3. Наложить жгут выше раны, обернув конечность в месте наложения жгута марлей, бинтом, платком. Жгут наложен правильно, если пульсация сосуда ниже места его наложения не определяется, конечность бледнеет. Под жгут положить записку с написанным временем, когда жгут был наложен. Пострадавшего с наложенным жгутом как можно быстрее доставить в больницу.

Жгут может быть наложен растяжением (эластичный специальный жгут) и закруткой (галстук, скрученный платок, полотенце)

Нельзя:

  1. Чрезмерно сильно затягивать жгут
  2. Накладывать жгут в теплое время больше чем на 2 часа, в холодное – больше чем на 1 час.

4)Диагноз: солнечный удар

Симптомы:При длительном пребывании на солнце с непокрытой головой может произойти поражение нервной системы – солнечный удар. У пострадавшего начинается головокружение, шум в ушах, тошнота, озноб, носовое кровотечение.

Первая помощь:

а) перенесите пострадавшего в тень или в прохладное помещение;

б) дайте ему холодное питье;

в) положите на голову холодный компресс. 

5) Диагноз: обморожение

Симптомы:

  • При общем обморожении: озноб, очень холодная кожа, бледное лицо, сонливость, нарушение координации движений.
  • Местное обморожение: кожа вначале бледнеет, становится нечувствительной, затем припухает, краснеет, на ней появляются волдыри.

Первая помощь:

При общем обморожении: примите горячую ванну и после неё разотритесь сухим полотенцем, завернитесь во что-нибудь тёплое, а потом разотрите тело сухой шерстяной тканью, выпейте горячего чая.

При местном обморожении:

нельзя допускать быстрого нагревания переохлаждённых участков кожи, растереть их мягкой сухой тканью до появления красноты и возвращения чувствительности, можно смазать обмороженный участок кожи несолёным жиром.

  • В завершении урока учитель предлагает каждой команде составить  карту причин и следствий.

( приложение № 1)

Подведение итогов урока. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...