"Старинная женская работа"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Цуканова Оксана Анатольевна

Открытый урок по окружающему миру 2 класс, УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Курчатова Курской области

План – конспект

урока окружающего мира

2 класс  УМК «Перспектива»

«Старинная женская работа»

Подготовила:

Цуканова Оксана Анатольевна

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Цель: 

1)Рассказать учащимся о трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;

 2)Закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей;

3)Прививать трудолюбие.

Тип:  формирование новых знаний и ценностного отношения к ним.

Планируемый результат:

Предметные результаты:

1)Умение назвать последовательность трудовых операций в работе со льном;         2)Назвать ткани, состоящие из шерсти, льна и хлопка.

3) Определять особенности льняной ткани.

Метапредметные результаты:

-распределять операции между собой в паре для выполнения задания учителя; -исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов - шерсти, хлопка, льна;

- реконструировать по рисункам последовательность трудовых операций в старинной работе со льном;

- соотносить эти операции; - сравнивать и отмечать общие и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов;

 - обобщать итоги совместной работы.

 Личностные результаты: -осознавать нравственное значение совместной работы людей;

-испытывать уважение к такому значительному человеческому качеству, как трудолюбие.

Оборудование: лоскутки различных тканей, льняные нити, семена льна, масло льна, предметы домашнего обихода из льна, старинная рубашка из льна, Куколка – Льняница,  индивидуальные карточки с заданиями,  карта РФ.

Межпредметные связи:  литературное чтение

Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» (1 часть) ,методическое пособие, компьютер ,проектор.

    Технологии: проблемно-поисковые, здоровьесберегающие,  деятельностное обучение, ИКТ.

План-конспект урока

Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя)

Формируемые УУД

Личностное развитие

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

I Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.  

 Улыбнулись, подтянулись,    

 Друг на друга посмотрели    

И спокойно, тихо сели.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

-эмоционально-положительное восприятие учения; -действие смыслообразования

II Актуализация знаний и фиксация  затруднения в пробном учебном действии

- Ребята, какое сейчас время года?

- Докажите, что сейчас осень.

- А какие вы знаете осенние праздники? А православные праздники, которые народ празднует в это время года?

- А вы знаете , что в это время у людей было много забот, давайте вспомним при каких совместных  работах люди трудятся и поют песни и играют? (Капустные вечера , когда женщины собирались вместе и рубили капусту на зиму и чтобы скоротать эту работу они дружно это делали с песнями)

- Как вы думаете почему я вас об этом спрашиваю?

-О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Наверное мы будем говорить о ещё какой то работе )

- Ну, что ж запомните это предположение

-стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;

-формирование умений слушать собеседника;

-культура поведения в учебном диалоге.

-создание условий для проявления способностей обучающихся.

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

-эмоционально-положительное восприятие учения;

 

III Выявление места и причины затруднения

- А сейчас послушайте загадку.

ЗАГАДКА

- В поле рос , скатерть принёс? (лён)

(СЛАЙД 1)

- А что такое лён? (это трава)

- Дети это не простая трава , а культурное растение.

(Слайд 2)

- До чего красив цветущий лён, всё поле в  голубых цветочках .

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Проверка индивидуального задания

- А сейчас нам Маша расскажет, что она узнала про лен.

(Рассказ о льне)

- А где в жизни вы сталкивались с такими словами лён, льняная?

Сейчас одежда из льна стоит дорого и её мало производят, а раньше люди на Руси носили в основном льняные вещи. Сейчас лен – почти забытая культура в наших деревнях: невыгодно, трудоемко, неперспективно. Утрачиваются навыки ручной обработки льна, которые из века в век, из поколения в поколение передавались мастерицами.

Но мы должны помнить, что в хозяйстве России всегда были две главные культуры – рожь и лен. Мы не должны забывать трудовые традиции своего народа

ВЫСТАВКА  ИЗДЕЛИЙ

Ребята , а сейчас посмотрите на изделия , которые находятся на выставке в нашем классе. Все эти изделия передали ваши родители (старинная рубашка ,рушники,  скатерти , салфетки из льна), которые они бережно хранят от бабушек, пробабушек и можно смело сказать , что эти изделия стали  музейными экспонатоми. На перемене можно подойти и поближе всё рассмотреть.

-умение структурировать знания;

-постановка и формулирование проблемы;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

IV Построение проекта выхода из затруднения

Работа в паре.

- А сейчас предлагаю вам выполнить задание в парах вами лежит салфетка (показ образца) – это салфетка из льна, потрогайте и изучите ее. Отложите салфеку , а теперь возьмите   образцы тканей под номерами . Определите какой из этих трёх лоскутков – лён. Устно опишите каждый образец . Расскажите о ваших ощущениях, какая ткань :грубая , тёплая, шершавая , гладкая, плотная , прочная)

Чья пара будет готова ответить первой , дайте мне знать.(Ответы описание тканей )

(№1 )

Итак, под № 1 хлопок, №2 шерсть , №3 лён 

- Какая это ткань ? Прочная и долговечная

 (СЛАЙД 3)

Ребята, а о чём вы думаете глядя на эти вещи и на цветущее поле

Какие мысли у вас возникают? (А как делали такие вещи )

-стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;

-использование различных диалоговых приёмов;

-культура поведения в учебном диалоге.

выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий.

-целеполагание как постановка учебной задачи;

-планирование, прогнозирование.

V Реализация построенного проекта

Работа по теме урока

А хотели бы вы узнать как же получали такую ткань ?

- Да, мы сегодня познакомимся с важнейшей старинной женской работой , как женщины из семечек получали льняную ткань.

ЗАДАНИЕ

Но прежде чем послушать мой рассказ я вам даю задание

На столах у вас лежат картоки со словами – названиями этапов работы.Сейчас я буду о них рассказывать, а вы внимательно следите и последовательно выкладывайте сверху вниз.

 Рассказ учителя

(Слайд 4) 

 Ранней весной нужно было вспахать поле и посеять лён. Эту работу делали мужчины. Приметы дня: Кукушка закуковала — пора сеять лен.

(Слайд 5) 

Отцветёт лён, созреют на нём семена, к работе приступали женщины. Они срезали  его серпами – это название древнего орудия труда,это железное лезвие, прикреплённое к деревянной ручке

Серпом удобно срезать(жать) высокие стебли  такие как лён , рожь, пшеницу.

Целые поля женщины с серпами сжинали весь урожай , а потом складывали в небольшие скирды.

Трудно было ,но наши предки работы не боялись, да и сжать урожай это только часть дела.

(Слайд 6) D:\МАМА\Окружающий мир\2 класс\ОКР М карточка с рисунками и этапами к открытому уроку окр мир\Копия (2) _20121115_18181801.jpg

Из корбочек льна получали семена, а из семян целебное льняное масло.  (Посмотрите образцы семян и масло льна)

(Слайд 7)

 Снопы с длинными стеблями сначала вымачивали прямо в речке, придавив стебли к камням.Зелёная часть растений вымывалась проточной водой, оставались только прочные волокнаD:\МАМА\Окружающий мир\2 класс\ОКР М карточка с рисунками и этапами к открытому уроку окр мир\Копия _20121115_18181801.jpg

(Слайд 8)

Затем их сушили на специальных полках

(Слайд 9)

  Потом лён трепали отделяя от древесной части стебля .

 (Слайд 10)

Затем мяли, чтобы сделать его мягче. Так получалась

Куде́ль — короткое путаное волокно.

D:\МАМА\Окружающий мир\2 класс\ОКР М карточка с рисунками и этапами к открытому уроку окр мир\Копия _20121115_18192800.jpg

(Слайд 11)

Следущий этап это – ОЧЕСЫВАНИЕ

Чесали лен специальными щётками. Всю эту сложную  работу женщины, выполняли вместе с песнями и беседами.

D:\МАМА\Окружающий мир\2 класс\ОКР М карточка с рисунками и этапами к открытому уроку окр мир\_20121115_18181801.jpg

(Слайд 12)

Затем женщины садились за прялки и руками скручивали  из кудели, пряли пряжу – это нити ! D:\МАМА\Окружающий мир\2 класс\ОКР М карточка с рисунками и этапами к открытому уроку окр мир\Копия (3) _20121115_18192800.jpg

(Слайд 13)

А уж из нитей на ткацком станке ткали льняное полотно. Выполняли эту работу ткачихи. D:\МАМА\Окружающий мир\2 класс\ОКР М карточка с рисунками и этапами к открытому уроку окр мир\Копия (2) _20121115_18192800.jpg

Разумеется, сегодня большинство операций по обработке льна  автоматизировано и выполняют станки на ткацких фабриках.

 (Слайд 14)

Такая поучалась ткань. Здесь мы видим отбеленную ткань и натуральный холст. (Холсты используют для написания картин) D:\МАМА\Окружающий мир\2 класс\ОКР М карточка с рисунками и этапами к открытому уроку окр мир\_20121115_18192800.jpg

Из тонкой ткани шили одежду , предметы домашнего обихода, а из плотной – полотно для парусов

(Слайд 15)

На этом слайде мы видим готовые изделия домашнего обихода из льна

(Слайд 16)

На этом слайде мы старинные рубашки и современную женскую одежду.

стимулирование учащихся к выражению собственного мнения

-поиск и выделение необходимой информации;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

VI Первичное закрепление во внешней речи

Проверка работы в паре.

Давайте проверим , что у вас получилось ( уч-ся читает)

-Поднимите руки, у кого карточки выложены в той последовательности

ФИЗМИНУТКА  

Шутливый массаж

«Били лён»

Били лён, били (стучать кулачками по спине).

Топили, топили (растирать ладонями).

Колотили, колотили (похлопывать).

Мяли, мяли (разминать пальцами).

Трепали, трепали (трясти за плечи, круговые движения ).

Белы скатерти ткали (чертить ребрами ладоней).

На столы накрывали (поглаживать ладонями).

умение выражать свои мысли

осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

-видеть ошибку и исправлять ее;

-контролировать свою деятельность по результату

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа по учебнику

Откройте учебник на стр 74

Прочитайте тему урока

Задания по рядам

1 ряд – читает стр 74 – 75 и выполняет задание на карточке 1.

2 ряд – читает стр 76 и выполняет задание на карточке 1

3 ряд – читает стр 77 и выполняет задание на карточке 1

Проверка

Итак, начинаем проверку вашей самостоятельной работы, внимательно послушайте выступления своих товарищей и подумайте какой можно сделать вывод.

 Итак, 1 ряд, перед тем как послушать ответ на вопрос послушаем сообщение про Параскеву Пятницу, его подготовил

 

А теперь давайте расскажем, чем занимались женщины в этот день.

Кто готов отвечать (пересказ уч - ся)

А я вам приготовила сюрприз – смастерила настоящую  куклу – Льняницу, из сантехнического льна . Пока её рассмотрите издалека , а  на перемене рассмотрите поближе.

2 ряд – Озвучте своё задание, кто готов дать ответ.

Пересказ уч – ся

- Ребята , как вы думате труд русских женщин по обработке льна отличаеся от труда женщин народов коми.  

3 ряд - Озвучте своё задание.

Но сначала уточним , кто такой был Димитрий Солунский.

Кто  готов дать отвечать. - Так  когда же заканчивали обработку льна Карельские женщины? (к 8 ноября день Димитрия Солунского)

X.Вывод:

Выполняя своё задание, слушая своих товарищей к какому выводу вы пришли?

(Что этой старинной работой занимались женщины разных народностей.

К какому празднику они заканчивали всю тяжёлую работу?

(заканчивали обрабатывать лен после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, ко дню Димитрия Солунского и Параскевы Пятницы, женщины садились за прялку.)

- Правильно, такая небольшая разница зависела от погодно-климатических условий конкретной местности

 Как должны были трудится женщины, чтобы всю работу сделать быстро? (дружно, сообща)

- Что можно в классе делать сообща, небольшими  группами ?(дежурить, рисовать стенгазету)

Вывод стр 77 (Ученик читает)

-умение организовать общение учащихся друг с другом;

-формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;

-культура поведения в учебном диалоге.

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

объективная оценка результатов деятельности

VIII Включение в систему знаний и повторение

  1. Работа по тетради

А теперь откройте свои рабочие тетради на стр 46  и по памяти выполните задание №1

Какой по счету рисунок вы выбрали (2)

  1. Заочная экскурсия в музей

(презентация)

А сейчас мы мысленно отправляемся в город Кострому, в музей льна и бересты. Город расположился на реке Волга,

 В 2005 году построила и создала уроженка города Костромы Забавина Наталья Павловна. 

Сказочный теремок окружают зелёные лужайки, яркие цветники, ручеек

Лён - росток русской культуры, из которого с давних времен получают льняное волокно, называемое "северный шелк" и используемое для выработки тканей. Пройдем в зал льна.

  1. Работа по тетради

Стр 47 , упр.3

Выводы и обобщения

Итак, о каком растении, дающим прочную красивую ткань, мы сегодня узнали?

Какой продукт делают из семян льна?

Как выглядит это растение? (тонкий стебель с голубыми цветочками )

А теперь перечислим по порядку все этапы работы со льном. 

умение выражать свои мысли

прогнозирование

IX Рефлексия учебной деятельности

 Рефлексия .

    Ребята, оцените свою работу на уроке , если вам понравился урок и вы узнали что то новое,  то покажите мне образец ткани льна, если вы что - то не поняли, то покажите образец хлопка,  урок не понравился -  то покажите образец  шерсти.

Молодцы!

-эмоционально-положительное восприятие учения;

-объективная оценка результатов деятельности

X. Домашнее  задание.

Узнать для чего использовали ступу с пестом, когда обрабатывали лен.

Список литературы и  ресурсов сети Интернет, использованных  при подготовке плана-конспекта урока:

  1. Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4, Издательство «Просвещение» 2011г.
  2. Учебник «Окружающий мир» А. А. Плшаков, М. Ю. Новицкая,  2 класс , УМК «Перспектива» , Издательство «Просвещение» 2013г.
  3. Рабочая тетрадь Окружающий мир» А. А. Плшаков, М. Ю. Новицкая,  2 класс , УМК «Перспектива» , Издательство «Просвещение» 2013г.
  4. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией .2 класс. Т. П. Хиленко. Издательство «Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старинная женская работа

Урок по окружающему миру, 2 класс, УМК "Перспектива" на основе деятельностного метода....

Презентация к уроку окружающего мира "Старинная женская работа" 2 класс УМК "Перспектива"

Данная презентация была использована в рамках открытого урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока "Старинная женская работа"Цель темы познакомить детей с содержанием и последовательностью ...

Презентация "Старинная женская работа"

Фрагменты обработки льна...

Урок по окружающему миру "Старинная женская работа"

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Старинная женская работа"...