Конспект урока "Чтобы путь был счастливым"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Плешачкова Мария Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtoby_put_byl_schastlivym.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

.

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

Челябинск, 2018

Предмет: окружающий мир

Класс: 3-Б

Тема урока: Экологическая безопасность.

Цели урока: Познакомить с правилами бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: Научить соблюдению правила бережного отношения к природе;

Личностные: развитие умения учащихся работать с источниками информации, самоконтроль

Тип урока: закрепление

Оборудование: раздаточный материал; учебник, презентация.

Этап урока, методы и приёмы

Хронометраж

 Содержание урока

(деятельность учителя)

Деятельность учащихся

ФормируемыеУУД

Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Меня зовут Мария Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Понимать мотивационную задачу урока и стремиться её выполнить.

К:  настраиваться  на урок, знакомиться с учителем.

Актуализация опорных  знаний и мотивация

2 мин

Чтобы повторить, какие опасности могут угрожать

жизни и здоровью человека, на карточке проведем

графический диктант. Если вы согласны с утверждением,

ставьте «+», если не согласны « -  «.

1.  Во время грозы лучше прятаться под высоким

одиноко стоящим деревом. –

2.  Собирать можно только те грибы, которые хорошо

знаешь. +

3.  Если найдёшь в лесу незнакомые ягоды,

обязательно попробуй их. –

4.  Если к тебе  приближается собака, быстро убегай от

неё. –

5.  После игры с домашними животными нужно

помыть руки с мылом. +

6.  Если укусило животное, то в больницу обращаться

не обязательно. –

7.  Во время грозы можно стоять возле металлического

забора. -

8.  Заметив приближение грозы, покинь открытое

место. +

Дети меняются с соседом карточками, 1 человек вслух

проверяет, дети исправляют ошибки.

Закреплять изученный материал

Отвечать на вопросы

Проверять собственные знания

К: выразить свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Постановка учебной задачи

3 мин.

Ребята! Послушайте, какой разговор состоялся в одной

семье.

Папа сидит и читает газету. Мама подходит к нему,

держась за голову:

- Ох, какая у нас плохая экология! У меня от неё голова

разболелась!

Папа, отрываясь от газеты, отвечает:

Да уж, экология у нас совсем некудышная! Вот и в

газетах всё время пишут и по телевизору показывают.

Надо её исправлять!

Рядом на коврике играет сын. Услышав разговор

родителей, говорит:

- Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит

голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не

убирала за собой? И как её собирается исправлять папа –

кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не

дадут конфет или в угол поставят?  

Тема нашего урока звучит так: «Экологическая безопасность»


Отвечать на вопросы учителя

К: выразить  свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Открытие нового знания.

Эвристическая беседа, Работа с учебником.

4 мин.

5 мин.

7 мин.

А кто знает что такое «экология»?

(Наука о нашем общем доме, об окружающей среде)

- А что мы называем «окружающей средой»?

(То, что нас окружает: вода, почва, воздух)

- Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а учеными-экологами. В конце урока у вас появится документ, который сообщит, как вы работали на уроке.

- Кто из вас знает, а чем занимается эколог?

- Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.

- Мы узнаем,  что такое «цепь загрязнения»,  «экологическая безопасность», «бытовой фильтр» и  в каком будущем вы хотите жить.

   Наша планета добра к нам . Она помогает нам жить. А как мы , люди, относимся к ней? Бережём ли мы её? Давайте посмотрим на фотографии Шарика, которые он сделал фоторужьём (5 слайд).

 Назовите номера тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей.

Работа в парах.

- Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реки вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора, несознательные люди бросают его куда попало. Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества. Человек  может своими поступками как сберечь природу, так и погубить её .   К сожалению, людям для развития науки, техники все больше требуется угля, нефти, древесины. Для выпуска качественной новой продукции новые - фабрики и заводы.

Для улучшения жизни – зоны отдыха, санатории, аквапарки. На доске нарисуйте, какая жизнь вам нравится? (работа с интерактивной доской)

      Можно ли при этом оставаться здоровым? Что поможет сохранить здоровье?

Дети высказывают своё мнение.

 -  Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.  Послушайте рассказ и давайте создадим схему загрязнения окружающей среды.

Как происходит загрязнение окружающей среды?

   Собрались на небе тучи , и пролился на сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, трава зазеленеет, земля напьётся, да и человеку угодить под прохладный дождичек – одно удовольствие. А что вымокнет – не беда: высохнет рубашка.

Она и высохла. Глянул на неё хозяин – глазам не поверил: была новой и целой, а стала как решето – вся в мелких дырочках. Глядит на деревья – листья пожелтели, трава пожухла. Вот так дождик. Страшный дождик , опасный и ядовитый. А почему? Один завод дымит, два завода дымят, сто заводов дымят. Дымят оттого, что в топках горят уголь и нефть, а в них обязательно есть сера , которая попадает  в воздух. Получается едкая серная кислота. Вот тебе и ядовитый дождик.

Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения.

Цепь загрязнения -  загрязнение атмосферы – кислотные дожди- загрязнение почвы - загрязнение растений-  загрязнённые продукты питания- болезни человека

Работа в парах.

    А) Цепь загрязнения.

- Да, природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. В природе все труднее бороться с десятками тысяч тонн вредных веществ.

- А откуда поступают вредные вещества? (Заводы, сточные воды, химические удобрения на полях, выхлопные газы)

- Куда же поступают вредные вещества? (В воду, воздух, почву)

- А что же дальше? ()

(Ядовитый дым загрязняет воздух, выпадают кислотные дожди, почва впитывает влагу, растения и животные питаются загрязненной травой, кормами. И в результате вредные вещества попадают в продукты питания).

- И не трудно догадаться, кто же пострадает? (Человек)

- Рассмотрим схему и восстановим её в рабочих листах.

- Как же движутся загрязненные вещества в природе? (По цепочке)

- Этот процесс мы будем называть цепью загрязнения.

- В учебнике на с. 29 рассмотрите рисунки. Обсудите парами и расскажите, как движутся загрязненные вещества по цепочке?

Вывод:

- Каким образом это отразиться на человеке? (Влияет на здоровье. Ну,  а если человеку грозит опасность, он вынужден защищаться.)

-  От чего? (От воздействия окружающей среды).

6) Работа в учебнике.

     Б) Экологическая безопасность.

- Мы  должны научиться соблюдать экологическую безопасность.

- Что означает этот термин?

- Прочитайте определение в учебнике на с. 32.

Наше общество старается защититься, не загрязнять окружающую среду, но пока эту задачу полностью решить не удается.

Поэтому мы с вами попытаемся разработать правила экологической безопасности для того, чтобы выполняя их , мы смогли сберечь свое здоровье.

-     Как происходит загрязнение воздуха?

Обобщаем ответы :

- Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потому  мы ими дышим. Наибольшее количество вредных веществ выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей. К тому же много курящих людей, которые отравляют свой организм и организм рядом живущих людей.

 - Что нужно делать человеку, чтобы уберечь своё здоровье?

  •  Как же защититься от грязного воздуха?

1.  Выбирайте дорогу, где больше зелени.

2.  Не останавливайся около машины с работающим двигателем.

3. Не играй около места, где много машин.

4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире.

5. Разводи цветы, сажай деревья.

6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины.

7. Если в твоём селе есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии.

(работа с интерактивной доской – подумайте и выберите из галереи представителей животного мира, кому нужен для жизни чистый воздух)

  • Как же защититься от загрязненной воды?

1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.

2. Не пить в водоемах воду.

3. Не пить воду из-под крана.

4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток.

5.Более надёжное средство- вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку, слей оставшуюся воду. Когда лёд растает ,у тебя появится чистая и полезная вода.

Слушать учителя, работать в группе

Слушать стихотворение

Работают с учебником

Смотреть видеоролик

П : узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

П: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Динамическая пауза

1 мин.

Демонстрация видео

Выполнять физ. минутку

Р:мобилизировать силы и энергию

Первичное закрепление во внешней речи.

Работа с тетрадью

3 мин.

Да, ребята, состояние питьевой воды в России ужасающе. Лишь 1 % вод из рек, озёр и родников можно употреблять в пищу. Остальные 99 % вод очень опасны для здоровья, и могут вызвать много заболеваний. 

В наши дома поступает, конечно, очищенная вода, но совсем чистой ее не назовешь. На станциях очистки ее обрабатывают специальным веществом – хлором, для того, чтобы уничтожить опасные бактерии. Но хлор вреден и для человека. Поэтому нам надо научиться  очищать воду с помощью бытового фильтра.

       В крупных городах  уже стали продавать в магазинах воду в бутылках, потому что из кранов в квартиры бежит не совсем чистая вода, некоторое количество вредных веществ в ней остаётся, и люди боятся её пить. Но стоит такая вода дорого. Не каждый может её покупать каждый день.

- Кто из вас умеет очищать  воду? (вызывает 1 ученика)

- У меня на столе есть различные предметы.

 Выбери из них самые необходимые для очищения воды и проведи эксперимент. - Молодец, ты почти правильно  

очистил воду. Можно ещё так:

1)  Возьмём воронку, чистую банку. В воронку положим марлю в 4 слоя. Можно между марлей положить вату. Сверху можно положить несколько таблеток активированного угля.

2) Смешаем небольшое количество воды, например, с почвой и выльем в воронку.

3) Мы видим, что в наш сосуд бежит чистая вода.

- Ребята, а как вы поступите в походе, когда закончится чистая вода? 

Как же защититься от некачественных продуктов питания?

Прочитайте правила (с.35). (работа с интерактивной доской – выберите из галереи полезные продукты питания)

1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов.

2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде.

3. Не ешь рыбу , выловленную из загрязнённой реки.

4. Ешь экологически чистые продукты.

5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.

Работа по учебнику.

К: выразить  свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Самостоятельная работа с самопроверкой

4 мин.

Р. Т.  стр. 17-19 самостоятельно работаем. Затем проверим

Обобщать изученный материал.

К: выразить  свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Включение в систему знаний.

Беседа.

4 мин.

Подведение итогов урока

–Итак, давайте подведём итоги урока.

–С чем мы сегодня познакомились?

- Какие открытия для себя сделали?

- Давайте ответим на главный вопрос: что же такое экологическая безопасность? Кто-то может высказать свои мысли. А кто-то может посмотреть в учебник на с. 34.

Подводить итоги урока.

Р: осуществляют  итоговый контроль 

Р:  формулировать выводы из коллективного обсуждения;

Рефлексия деятельности.

1 мин.

Ребята, закончите, пожалуйста, предложения:

-Сегодня на уроке меня заинтересовало…

-Я хочу похвалить себя за…

-Сегодня на уроке я узнал…

-Мне показалось необычным…

-Мне было сложно…

-Я смог научиться…

Анализировать свою работу на уроке

Р:анализировать собственную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: «Чтобы путь был счастливым».

Методическая разработка урока. Класс: 3.Тема: "Чтобы путь был счастливым".Цель: формировать представление школьников о безопасности дорожного движения.Тип урока: обобщающий.Продолжительность урок...

Конспект урока . Окружающий мир.Чтобы путь был счастливым. 3 класс.

Окружающий мир. Тема "Чтобы путь был счастливым". 3 класс....

Урок "Чтобы путь был счастливым"

Тема: "Чтобы путь был счастливым".   Цель урока: Познакомить с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи урока:-научить соблюдению правил безопасного по...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Чтобы путь был счастливым" (3 класс)

В данном материале представлен конспект урока по окружающему миру на тему "Чтобы путь был счастливым" ( 3 класс", УМК "Школа России"...

Технологическая карта и презентация окружающего мира УМК "Школа России" 3 класс Тема урока Чтобы путь был счастливым

Цель:формирование у обучающихся знаний о опасных ситуациях на дороге и как нужно правильно вести себя пешеходам, велосипедистам и пассажирам. Задачи:Дидактические:1.Познакомить обучающихся с опас...