Конспект урока "Чтобы путь был счастливым"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
.
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Окружающий мир
Челябинск, 2018
Предмет: окружающий мир
Класс: 3-Б
Тема урока: Экологическая безопасность.
Цели урока: Познакомить с правилами бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: Научить соблюдению правила бережного отношения к природе;
Личностные: развитие умения учащихся работать с источниками информации, самоконтроль
Тип урока: закрепление
Оборудование: раздаточный материал; учебник, презентация.
Этап урока, методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока (деятельность учителя) | Деятельность учащихся | ФормируемыеУУД |
Этап самоопределения к деятельности | 1 мин. | Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Меня зовут Мария Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. | Приветствовать учителя Настраиваться на работу Понимать мотивационную задачу урока и стремиться её выполнить. | К: настраиваться на урок, знакомиться с учителем. |
Актуализация опорных знаний и мотивация | 2 мин | Чтобы повторить, какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека, на карточке проведем графический диктант. Если вы согласны с утверждением, ставьте «+», если не согласны « - «. 1. Во время грозы лучше прятаться под высоким одиноко стоящим деревом. – 2. Собирать можно только те грибы, которые хорошо знаешь. + 3. Если найдёшь в лесу незнакомые ягоды, обязательно попробуй их. – 4. Если к тебе приближается собака, быстро убегай от неё. – 5. После игры с домашними животными нужно помыть руки с мылом. + 6. Если укусило животное, то в больницу обращаться не обязательно. – 7. Во время грозы можно стоять возле металлического забора. - 8. Заметив приближение грозы, покинь открытое место. + Дети меняются с соседом карточками, 1 человек вслух проверяет, дети исправляют ошибки. | Закреплять изученный материал Отвечать на вопросы Проверять собственные знания | К: выразить свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами |
Постановка учебной задачи | 3 мин. | Ребята! Послушайте, какой разговор состоялся в одной семье. Папа сидит и читает газету. Мама подходит к нему, держась за голову: - Ох, какая у нас плохая экология! У меня от неё голова разболелась! Папа, отрываясь от газеты, отвечает: Да уж, экология у нас совсем некудышная! Вот и в газетах всё время пишут и по телевизору показывают. Надо её исправлять! Рядом на коврике играет сын. Услышав разговор родителей, говорит: - Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? И как её собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или в угол поставят? Тема нашего урока звучит так: «Экологическая безопасность» |
| К: выразить свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами |
Открытие нового знания. Эвристическая беседа, Работа с учебником. | 4 мин. 5 мин. 7 мин. | А кто знает что такое «экология»? (Наука о нашем общем доме, об окружающей среде) - А что мы называем «окружающей средой»? (То, что нас окружает: вода, почва, воздух) - Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а учеными-экологами. В конце урока у вас появится документ, который сообщит, как вы работали на уроке. - Кто из вас знает, а чем занимается эколог? - Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве. - Мы узнаем, что такое «цепь загрязнения», «экологическая безопасность», «бытовой фильтр» и в каком будущем вы хотите жить. Наша планета добра к нам . Она помогает нам жить. А как мы , люди, относимся к ней? Бережём ли мы её? Давайте посмотрим на фотографии Шарика, которые он сделал фоторужьём (5 слайд). Назовите номера тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей. Работа в парах. - Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реки вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора, несознательные люди бросают его куда попало. Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества. Человек может своими поступками как сберечь природу, так и погубить её . К сожалению, людям для развития науки, техники все больше требуется угля, нефти, древесины. Для выпуска качественной новой продукции новые - фабрики и заводы. Для улучшения жизни – зоны отдыха, санатории, аквапарки. На доске нарисуйте, какая жизнь вам нравится? (работа с интерактивной доской) Можно ли при этом оставаться здоровым? Что поможет сохранить здоровье? Дети высказывают своё мнение. - Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Послушайте рассказ и давайте создадим схему загрязнения окружающей среды. Как происходит загрязнение окружающей среды? Собрались на небе тучи , и пролился на сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, трава зазеленеет, земля напьётся, да и человеку угодить под прохладный дождичек – одно удовольствие. А что вымокнет – не беда: высохнет рубашка. Она и высохла. Глянул на неё хозяин – глазам не поверил: была новой и целой, а стала как решето – вся в мелких дырочках. Глядит на деревья – листья пожелтели, трава пожухла. Вот так дождик. Страшный дождик , опасный и ядовитый. А почему? Один завод дымит, два завода дымят, сто заводов дымят. Дымят оттого, что в топках горят уголь и нефть, а в них обязательно есть сера , которая попадает в воздух. Получается едкая серная кислота. Вот тебе и ядовитый дождик. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения. Цепь загрязнения - загрязнение атмосферы – кислотные дожди- загрязнение почвы - загрязнение растений- загрязнённые продукты питания- болезни человека Работа в парах. А) Цепь загрязнения. - Да, природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. В природе все труднее бороться с десятками тысяч тонн вредных веществ. - А откуда поступают вредные вещества? (Заводы, сточные воды, химические удобрения на полях, выхлопные газы) - Куда же поступают вредные вещества? (В воду, воздух, почву) - А что же дальше? () (Ядовитый дым загрязняет воздух, выпадают кислотные дожди, почва впитывает влагу, растения и животные питаются загрязненной травой, кормами. И в результате вредные вещества попадают в продукты питания). - И не трудно догадаться, кто же пострадает? (Человек) - Рассмотрим схему и восстановим её в рабочих листах. - Как же движутся загрязненные вещества в природе? (По цепочке) - Этот процесс мы будем называть цепью загрязнения. - В учебнике на с. 29 рассмотрите рисунки. Обсудите парами и расскажите, как движутся загрязненные вещества по цепочке? Вывод: - Каким образом это отразиться на человеке? (Влияет на здоровье. Ну, а если человеку грозит опасность, он вынужден защищаться.) - От чего? (От воздействия окружающей среды). 6) Работа в учебнике. Б) Экологическая безопасность. - Мы должны научиться соблюдать экологическую безопасность. - Что означает этот термин? - Прочитайте определение в учебнике на с. 32. Наше общество старается защититься, не загрязнять окружающую среду, но пока эту задачу полностью решить не удается. Поэтому мы с вами попытаемся разработать правила экологической безопасности для того, чтобы выполняя их , мы смогли сберечь свое здоровье. - Как происходит загрязнение воздуха? Обобщаем ответы : - Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потому мы ими дышим. Наибольшее количество вредных веществ выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей. К тому же много курящих людей, которые отравляют свой организм и организм рядом живущих людей. - Что нужно делать человеку, чтобы уберечь своё здоровье?
1. Выбирайте дорогу, где больше зелени. 2. Не останавливайся около машины с работающим двигателем. 3. Не играй около места, где много машин. 4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире. 5. Разводи цветы, сажай деревья. 6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины. 7. Если в твоём селе есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии. (работа с интерактивной доской – подумайте и выберите из галереи представителей животного мира, кому нужен для жизни чистый воздух)
1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков. 2. Не пить в водоемах воду. 3. Не пить воду из-под крана. 4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток. 5.Более надёжное средство- вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку, слей оставшуюся воду. Когда лёд растает ,у тебя появится чистая и полезная вода. | Слушать учителя, работать в группе Слушать стихотворение Работают с учебником Смотреть видеоролик | П : узнавание новой темы при взаимодействии с детьми. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. П: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами |
Динамическая пауза | 1 мин. | Демонстрация видео | Выполнять физ. минутку | Р:мобилизировать силы и энергию |
Первичное закрепление во внешней речи. Работа с тетрадью | 3 мин. | Да, ребята, состояние питьевой воды в России ужасающе. Лишь 1 % вод из рек, озёр и родников можно употреблять в пищу. Остальные 99 % вод очень опасны для здоровья, и могут вызвать много заболеваний. В наши дома поступает, конечно, очищенная вода, но совсем чистой ее не назовешь. На станциях очистки ее обрабатывают специальным веществом – хлором, для того, чтобы уничтожить опасные бактерии. Но хлор вреден и для человека. Поэтому нам надо научиться очищать воду с помощью бытового фильтра. В крупных городах уже стали продавать в магазинах воду в бутылках, потому что из кранов в квартиры бежит не совсем чистая вода, некоторое количество вредных веществ в ней остаётся, и люди боятся её пить. Но стоит такая вода дорого. Не каждый может её покупать каждый день. - Кто из вас умеет очищать воду? (вызывает 1 ученика) - У меня на столе есть различные предметы. Выбери из них самые необходимые для очищения воды и проведи эксперимент. - Молодец, ты почти правильно очистил воду. Можно ещё так: 1) Возьмём воронку, чистую банку. В воронку положим марлю в 4 слоя. Можно между марлей положить вату. Сверху можно положить несколько таблеток активированного угля. 2) Смешаем небольшое количество воды, например, с почвой и выльем в воронку. 3) Мы видим, что в наш сосуд бежит чистая вода. - Ребята, а как вы поступите в походе, когда закончится чистая вода? Как же защититься от некачественных продуктов питания? Прочитайте правила (с.35). (работа с интерактивной доской – выберите из галереи полезные продукты питания) 1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов. 2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде. 3. Не ешь рыбу , выловленную из загрязнённой реки. 4. Ешь экологически чистые продукты. 5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения. | Работа по учебнику. | К: выразить свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | 4 мин. | Р. Т. стр. 17-19 самостоятельно работаем. Затем проверим | Обобщать изученный материал. | К: выразить свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Включение в систему знаний. Беседа. | 4 мин. | Подведение итогов урока –Итак, давайте подведём итоги урока. –С чем мы сегодня познакомились? - Какие открытия для себя сделали? - Давайте ответим на главный вопрос: что же такое экологическая безопасность? Кто-то может высказать свои мысли. А кто-то может посмотреть в учебник на с. 34. | Подводить итоги урока. | Р: осуществляют итоговый контроль Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения; |
Рефлексия деятельности. | 1 мин. | Ребята, закончите, пожалуйста, предложения: -Сегодня на уроке меня заинтересовало… -Я хочу похвалить себя за… -Сегодня на уроке я узнал… -Мне показалось необычным… -Мне было сложно… -Я смог научиться… | Анализировать свою работу на уроке | Р:анализировать собственную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: «Чтобы путь был счастливым».
Методическая разработка урока. Класс: 3.Тема: "Чтобы путь был счастливым".Цель: формировать представление школьников о безопасности дорожного движения.Тип урока: обобщающий.Продолжительность урок...
Конспект урока по окружающему миру:"Чтобы путь был счастливый".
правила дорожного движения...
Конспект урока . Окружающий мир.Чтобы путь был счастливым. 3 класс.
Окружающий мир. Тема "Чтобы путь был счастливым". 3 класс....
Урок "Чтобы путь был счастливым"
Тема: "Чтобы путь был счастливым". Цель урока: Познакомить с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи урока:-научить соблюдению правил безопасного по...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Чтобы путь был счастливым" (3 класс)
В данном материале представлен конспект урока по окружающему миру на тему "Чтобы путь был счастливым" ( 3 класс", УМК "Школа России"...
Технологическая карта и презентация окружающего мира УМК "Школа России" 3 класс Тема урока Чтобы путь был счастливым
Цель:формирование у обучающихся знаний о опасных ситуациях на дороге и как нужно правильно вести себя пешеходам, велосипедистам и пассажирам. Задачи:Дидактические:1.Познакомить обучающихся с опас...