Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира по теме "Полезные ископаемые", надеюсь данный материал будет вам полезен!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznye_iskopaemye.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Этап урока | Хро-нометраж | Деятельность учителя. | Деятельность ученика | Планируемые результаты УУД |
1. | Организационный. | ≈1 Мин | - Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. Садитесь. | Приветствовать учителя Проверить готовность к уроку | К: настрой на урок, знакомство с учителем Л:учебный интерес к новому учебному материалу |
Актуализация опорных знаний Формулировка темы и цели урока | 6 мин | - Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля). - Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко. Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. – Для того чтобы узнать, как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку: Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи... Правильно! (Геолог ). – И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь! – Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам нужно ответить на вопросы и отгадать кроссворд (приложение 1), это станет первым ключиком в исследовании Земли. Сейчас разделимся на группы на 4 человека, но прежде вспомним правила работы в группе. На это задание у вас 4 минуты. Называйте отгадки по группам. Показ минералов – Как назвать все эти отгадки? (Полезные ископаемые.) – Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые». Давайте поставим цели на сегодняшний урок. | Отвечают на вопросы учителя Слушают учителя Отгадывают загадку Работа в группах Отвечают на вопросы кроссворда Называют отгадки. Смотрят как выглядят полезные ископаемые Формулируют тему и цель урока | Р: принимать и сохранять учебную задачу П: строят речевое высказывание | |
2. | Изучение нового материала | ≈ 15 мин | - Каждый из вас когда-то слышал такое словосочетание «полезные ископаемые», но сегодня это тема нашего урока, значит мы сможем больше узнать о них, подумайте и скажите какие вопросы мы можем задать самим себе на сегодняшний урок.
- Давайте начнем наш урок с ответа на первый вопрос. – В мире существует множество полезных ископаемых. – Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым? – А дерево – полезное ископаемое? Почему? – Всегда ли полезные ископаемые «надо выкапывать» из земли? – Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами. (Глина, песок.) – Как бы вы сформулировали понятие «полезные ископаемые»? В ы в о д. Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. | Слушать рассказ учителя Отвечать на вопросы Формулируют вывод из беседы | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р: принимать и сохранять учебную задачу К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; |
| Физ. минутка | ≈1-2 Мин | - Давайте мы с вами немного отдохнем. … - Присаживайтесь. | Выполнять движения (упражнения) | Л: установка на ЗОЖ |
3. | Изучение нового материала | ≈ 10-13 мин | Чтобы ответить на следующий вопрос мы проведем с вами практическую работу. На столах у вас будут лежать образцы природного ископаемого и информация о нем из атласа-определителя «от неба до земли», вам нужно будет его внимательно изучить и заполнить таблицу (приложение 2). Эту работу вы будете выполнять в геологических группах, которая отправляется в экспедицию. При ответе на вопрос начинайте свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” . Если возникнут вопросы у слушателей, то дождитесь окончания выступления и задайте свой вопрос.
Выступление групп. Остальные заносят результаты в таблицу. Так мы и ответили еще на один вопрос сегодняшнего урока. Сейчас обратимся к учебникам, откройте его на страницу 50. – Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых? – Используя фотографии в учебнике (с. 50), расскажите о труде шахтера. Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. – Как вы думаете, почему нужно бережно относиться к использованию полезных ископаемых?
| Слушать учителя Принимать учебную задачу Работать в группах Заполнять таблицу выступать с результатами работы работать с учебником составлять рассказ по опорным картинкам Отвечать на вопросы учителя | Р: принимать и сохранять учебную задачу П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; |
5. | Итоги уроки. | -Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве. Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас каждый из вас будет называть то, что он запомнил сегодня на уроке это и будет кирпичиками для дома. Начну я. Полезные ископаемы бывают твердый или жидкие. Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого. Домашнее задание: прочитать текст (с. 48–52); выполнить задание «Подумай» (с. 51). | Отвечать на вопросы учителя Вспоминать материал по теме урока Записывать домашнее задание | П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность. | |
6. | Рефлексия. | ≈1-3 мин | Какая тема была сегодня на уроке? Что интересного для себя извлекли? В чем были затруднения? Как вы оценили свою работу и почему? Если все получалось отлично и материал урока был понятен, приклейте один из жетонов, которые я вам раздаю, на сторону восклицательного знака, если что-то осталось непонятным или остались вопросы, приклейте на сторону вопросительного знака. Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания. | Анализировать, оценивать свою работу на уроке | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни |
К р о с с в о р д «Полезные ископаемые».
П о г о р и з о н т а л и:
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит.)
3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел.)
4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
5. На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ.)
6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте: что же это? (Нефть.)
8. Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда.)
П о в е р т и к а л и:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк.)
7. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф.)
9. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь.)
Название | Состо- | Плотность | Цвет | Горю-честь | Использование | Обозначение на карте |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Железная руда | Твердая | Плотная | Черная | – | В изготовлении машин, труб, вагонов | |
Нефть | Жидкая | – | Коричневая | + | Производство керосина, бензина, смазочных масел, вазелина, мыла | |
Известняк | Твердый | Плотный | Белый | – | В строительстве: мел, мрамор | |
Глина | Твердая | Рыхлая | Коричневая, желтая | – | В изготовлении кирпича, посуды | |
Песок | Твердый | Рыхлый | Серый | – | В строительстве, | |
Каменный уголь | Твердый | Плотный | Черный | + | Отопление, кокс-краски, лекарства | |
Гранит | Твердый | Плотный, зернистый | Серый, | – | В строительстве, при отделке памятников |
Приложение 2.
Тема: «Полезные ископаемые»
Цель: познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать, что такое полезные ископаемые, выявлять существенные признаки полезных ископаемых, знать профессии людей, которые добывают полезные ископаемые и которые ищут их местонахождение;
Личностные: учить выражать свои суждения, понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, формулировать выводы по изученному материалу, оценивать свои достижения на уроке.
Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, раздаточный материал, образцы природных ископаемых, атлас-определитель «от неба до Земли», презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по окружающему миру 3 класс "Школа России"Растениеводство.
Цели урока: сформировать представление о растениеводстве как составной части сельского хозяйства, его значении для человека; научить различать культурные растения; учить анализировать, обобщать, прово...
Конспекты уроков по окружающему миру 3 класс "Школа России" Растениеводство
Цели урока: сформировать представление о растениеводстве как составной части сельского хозяйства, его значении для человека; научить различать культурные растения; учить анализировать, обобщать, прово...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" на тему "Какая бывает промышленность"
Предмет: Окружающий мирКласс: 3 «А»Тема: «Какая бывает промышленность» Цели: познакомить с промышленностью, как с отраслью экономики; Планируемые результаты: Личностные: Формирование це...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Школа России" «Посмотри вокруг.»
Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Посмотри вокруг.»Цели урока: Познакомить с целями и задачами раздела; ввести понятия «горизонт», «линия горизонта».Планируемые результаты:·...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Школа России" «Ты и твои друзья.»
Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Ты и твои друзья.»Цели урока: Формировать умения принимать гостей, правильно вести себя в гостях.Планируемые результаты:·...
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, "Школа России" Тема: «Деньги. Семейный бюджет»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, "Школа России" Тема: «Деньги. Семейный бюджет"...