Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира по теме "Полезные ископаемые", надеюсь данный материал будет вам полезен!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poleznye_iskopaemye.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Хро-нометраж

Деятельность учителя.

Деятельность ученика

Планируемые результаты УУД

1.

Организационный.

≈1

Мин

 - Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. Садитесь.

Приветствовать учителя

Проверить готовность к уроку

К: настрой на урок, знакомство с учителем

Л:учебный интерес к новому учебному материалу

Актуализация опорных знаний

Формулировка темы и цели урока

6 мин

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).

- Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.  Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать, как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку:

 Путь его тяжёл и долог,

 Ищет залежи...  

Правильно! (Геолог ).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам нужно ответить на вопросы и отгадать кроссворд (приложение 1), это станет первым ключиком в исследовании Земли.

Сейчас разделимся на группы на 4 человека, но прежде вспомним правила работы в группе.

На это задание у вас 4 минуты.

Называйте отгадки по группам. Показ минералов

– Как назвать все эти отгадки? (Полезные ископаемые.)

– Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые».

Давайте поставим цели на сегодняшний урок.

Отвечают на вопросы учителя

Слушают учителя

Отгадывают загадку

Работа в группах

Отвечают на вопросы кроссворда

Называют отгадки. Смотрят как выглядят полезные ископаемые

Формулируют тему и цель урока

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: строят речевое высказывание

2.

Изучение нового материала

≈ 15 мин

- Каждый из вас когда-то слышал такое словосочетание «полезные ископаемые», но сегодня это тема нашего урока, значит мы сможем больше узнать о них, подумайте и скажите какие вопросы мы можем задать самим себе на сегодняшний урок.

  • Что такое «Полезные ископаемые»?
  • Какие полезные ископаемые бывают?
  • Как люди используют в своей жизни?
  • Как надо охранять полезные ископаемые?

- Давайте начнем наш урок с ответа на первый вопрос.

– В мире существует множество полезных ископаемых.

– Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

– А дерево – полезное ископаемое? Почему?

– Всегда ли полезные ископаемые «надо выкапывать» из земли?

– Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами. (Глина, песок.) 

– Как бы вы сформулировали понятие «полезные ископаемые»?

В ы в о д. Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве.

Слушать рассказ учителя

Отвечать на вопросы

Формулируют вывод из беседы

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 

Физ. минутка

≈1-2

Мин

- Давайте мы с вами немного отдохнем.

- Присаживайтесь.

Выполнять движения (упражнения)

Л: установка на ЗОЖ

3.

Изучение нового материала

≈ 10-13 мин

Чтобы ответить на следующий вопрос мы проведем с вами практическую работу. На столах у вас будут лежать образцы природного ископаемого и информация о нем из атласа-определителя «от неба до земли», вам нужно будет его внимательно изучить и заполнить таблицу (приложение 2).

Эту работу вы будете выполнять в геологических группах, которая отправляется в экспедицию. При ответе на вопрос начинайте свой  рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” .

Если возникнут вопросы у слушателей, то дождитесь окончания выступления и задайте свой вопрос.

  1. Железная руда
  2. Нефть
  3. Известняк
  4. Глина
  5. Песок
  6. Каменный уголь
  7. Гранит

Выступление групп. Остальные заносят результаты  в таблицу.

Так мы и ответили еще на один вопрос сегодняшнего урока.

Сейчас обратимся к учебникам, откройте его на страницу 50.

– Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых?

– Используя фотографии в учебнике (с. 50), расскажите о труде шахтера.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

– Как вы думаете, почему нужно бережно относиться к использованию полезных ископаемых?

  • Экономично использовать
  • Оберегать от пожаров
  • Соблюдать правила перевозки
  • Заменять по возможности искусственными материалами

Слушать учителя

Принимать учебную задачу

Работать в группах

Заполнять таблицу

выступать с результатами работы

работать с учебником

составлять рассказ по опорным картинкам

Отвечать на вопросы учителя

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

5.

Итоги уроки.

-Ребята, мы открыли  новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве.

 Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас каждый из вас будет называть то, что он запомнил сегодня на уроке это и будет кирпичиками для дома.

Начну я. Полезные ископаемы бывают твердый или жидкие.

Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

Домашнее задание: прочитать текст (с. 48–52); выполнить задание «Подумай» (с. 51).

Отвечать на вопросы учителя

Вспоминать материал по теме урока

Записывать домашнее задание

 П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность.

6.

Рефлексия.

≈1-3 мин

Какая тема была сегодня на уроке? Что интересного для себя извлекли? В чем были затруднения?

Как вы оценили свою работу и почему?

Если все получалось отлично и материал урока был понятен, приклейте один из жетонов, которые я вам раздаю, на сторону восклицательного знака, если что-то осталось непонятным или остались вопросы, приклейте на сторону вопросительного знака.

Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания.

Анализировать, оценивать свою работу на уроке

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни

К р о с с в о р д  «Полезные ископаемые». 

П о  г о р и з о н т а л и:

1. Он очень прочен и упруг,

 Строителям – надежный друг:

 Дома, ступени, постаменты

 Красивы будут и заметны. (Гранит.)

3. Этот мастер белый-белый

 В школе не лежит без дела:

 Пробегает по доске,

 Оставляет белый след. (Мел.)

4. Он очень нужен детворе,

 Он на дорожках во дворе,

 Он и на стройке, и на пляже,

 Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.) 

5. На кухне у мамы

 Помощник отличный.

 Он синим цветком

 Расцветает от спички. (Газ.)

6. Без нее не побежит

 Ни такси, ни мотоцикл,

 Не поднимется ракета.

 Отгадайте: что же это? (Нефть.)

8. Она варилась долго

 В доменной печи,

 На славу получились

 Ножницы, ключи. (Руда.)

П о   в е р т и к а л и:

1. Если встретишь на дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу –

 Она понадобится сразу. (Глина.)

2. Покрывают им дороги,

 Улицы в селении,

 А еще он есть в цементе.

 Сам он – удобрение. (Известняк.)

7. Росли на болоте растения,

 Стали топливом и удобрением. (Торф.)

9. Он черный, блестящий,

 Людям помощник настоящий.

 От него кругом светло,

 Помогает плавить стали,

 Делать краски и эмали. (Уголь.)

Название

Состо-
яние

Плотность

Цвет

Горю-честь

Использование

Обозначение на карте

1

2

3

4

5

6

7

Железная руда

Твердая

Плотная

Черная

В изготовлении машин, труб, вагонов

Нефть

Жидкая

Коричневая

+

Производство керосина, бензина, смазочных масел, вазелина, мыла

Известняк

Твердый

Плотный

Белый

В строительстве: мел, мрамор

Глина

Твердая

Рыхлая

Коричневая, желтая

В изготовлении кирпича, посуды

Песок

Твердый

Рыхлый

Серый

В строительстве,
в получении стекла

Каменный уголь

Твердый

Плотный

Черный

+

Отопление, кокс-краски, лекарства

Гранит

Твердый

Плотный, зернистый

Серый,
красный

В строительстве, при отделке памятников

Приложение 2.

        

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель:  познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать, что такое полезные ископаемые, выявлять существенные признаки полезных ископаемых, знать профессии людей, которые добывают полезные ископаемые и которые ищут их местонахождение;

Личностные: учить выражать свои суждения, понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, формулировать выводы по изученному материалу, оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: учебник  А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, раздаточный материал, образцы природных ископаемых, атлас-определитель «от неба до Земли», презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по окружающему миру 3 класс "Школа России"Растениеводство.

Цели урока: сформировать представление о растениеводстве как составной части сельского хозяйства, его значении для человека; научить различать культурные растения; учить анализировать, обобщать, прово...

Конспекты уроков по окружающему миру 3 класс "Школа России" Растениеводство

Цели урока: сформировать представление о растениеводстве как составной части сельского хозяйства, его значении для человека; научить различать культурные растения; учить анализировать, обобщать, прово...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" на тему "Какая бывает промышленность"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 «А»Тема: «Какая бывает промышленность» Цели: познакомить с промышленностью, как с отраслью экономики; Планируемые результаты: Личностные: Формирование це...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Школа России" «Посмотри вокруг.»

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Посмотри вокруг.»Цели урока: Познакомить с целями и задачами раздела; ввести понятия «горизонт», «линия горизонта».Планируемые результаты:·...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Школа России" «Ты и твои друзья.»

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Ты и твои друзья.»Цели урока: Формировать умения принимать гостей, правильно вести себя в гостях.Планируемые результаты:·...

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, "Школа России" Тема: «Деньги. Семейный бюджет»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, "Школа России" Тема: «Деньги. Семейный бюджет"...