Конспект урока на тему: «Россия на карте» 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока на тему: «Россия на карте» 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossia_na_karte.docx | 40.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: Школа: Класс: 2 Кабинет: | Учитель: Студент: Сыровацкий Д. Методист: |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема «Россия на карте»
Цели деятельности учителя: познакомить с картой России; формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты; формировать умение правильно показывать объекты на настенной карте.
Планируемые результаты
Предметные:
- Ориентироваться в карте с помощью условных обозначений;
- Знать условные обозначения;
- Знать определение «карта».
Личностные:
- Учиться формировать собственное мнение;
- Учиться уважительно относиться к мнению одноклассников;
- Формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм;
Тип урока: Открытие нового знания
Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс УМК «Школа России», презентация, настенная карта России, карточки
Этапы урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1. Этап самоопределения к деятельности Словесный – слово учителя | 1 мин. | - Здравствуйте ребята! -- Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. -Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и удач на уроке. Садитесь. - Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесёт всем нам радость и удачу. | «Добрый день» | Л: самоопределение |
2.Актуализация знаний и мотивация Словесный- беседа Наглядный: видеофрагмент | 5 мин. | -Ребята, обратите внимание на экран. Перед началом урока я предлагаю вам посмотреть занимательный фрагмент видео по сегодняшней теме. «Почемучка» Географические карты (фрагмент). - О чем было это видео? -Что нового вы узнали для себя о картах? (какие они бывают, где располагаются и т.д.) -Отлично. -Теперь, попробуйте отгадать загадку. Моря есть – плавать нельзя, Карта России на стене. | -Карта | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П: структурирование знаний (общеучеб.) |
3.Постановка учебной задачи Словесный- беседа | 4 мин. | -Ребята, глядя на доску с картой и опираясь на загадку, предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о карте России) -Какие цели мы поставим на данный урок? - Ребята, поднимите руку те, кто уже когда-либо работал с картой. Хорошо, сегодня вы будете моими помощниками. - Теперь откройте ваши учебники на с. 90. - Кто прочтет название темы? - Теперь найдите, что мы сегодня будем делать на уроке. Кто прочтет? - Правильно ли мы определили цели урока? - Наша страна очень большая. Россия - самое большое государство в мире по площади. Его площадь равна 17 125 191 км². -Кто-нибудь сможет назвать численность населения? Как вы думаете, сколько миллионов человек проживает на территории Российской Федерации? -Молодцы, ребята. Теперь отправляемся в путешествие по нашей стране. | -1. Узнать, что такое карта 2. Научиться читать карту 3. Научиться правильно показывать объекты на карте -Россия на карте. -Мы будем учиться читать карту. -да -144 554 993 человек | Р: целеполагание. П: структурирование знанний. Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов. |
4.Открытие нового знания Практический – работа в парах Практический – работа с упражнением Наглядный - видео Практический – работа с упражнением | 8 мин. | -Ребята, а сейчас предлагаю вам сравнить изображение нашей страны на карте и глобусе, представленном на слайде. - Посмотрите на изображение на карте и глобусе, немного подумайте и скажите в чем же отличие? -Откройте учебники на стр. 91. Давайте прочитаем определение, что же такое карта. - Прочитайте определение каждый про себя. -Кто прочитает нам вслух определение? -Теперь закройте учебники и попробуйте по памяти записать определение карта в рабочей тетради на стр. 59. -Откройте учебники и проверьте сами себя, верно ли вы записали определение. Отлично. -История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий. В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». -Ребята, для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту –это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты –условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения. Рассказ сопровождается презентацией -Откройте учебники на стр. 95. Давайте, прочитаем правила как нужно показывать объекты на настенной карте. -Давайте прочитаем эти правила хором -Отлично. -Ребята, посмотрите внимательно на то, как это нужно делать Показываю образец работы на своём примере -Теперь, откройте учебники на стр. 92-93. -Кто попробует показать на карте все необходимые объекты, строго следуя правилам. Выходят несколько учеников.(2-3) -Отлично. Молодцы. --Отлично. Молодцы. - Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте. - Теперь ребята, давайте с вами, научимся определять стороны горизонта на карте: север, юг, запад, восток. -Может быть, кто уже работал ранее с картой, попробует выйти к карте и показать стороны горизонта самостоятельно? -Все остальные внимательно следят. Отлично. -Итак, внимательно следите за тем как я показываю, как определять стороны горизонта на карте: север на карте –вверху, юг –внизу, запад –слева, восток –справа. -Откройте учебники на стр.94. Второй пункт. - Итак, ребята. Вы внимательно прочитали, какие объекты на карте обозначаются определенными цветами. А для того, чтобы ещё лучше запомнить это послушайте меня. Голубым цветом на карте- обозначена вода, а зеленым, желтым и коричневым - суша. Показ на карте Зеленым и желтым обозначают равнины, а коричневым –горы. -Ребята, почему же равнины обозначены разными цветами? -Каким цветом на карте обозначают низменности? -А возвышенности -Итак, мы с вами узнали что такое карта, как её нужно читать и что необходимо для этого знать и даже потренировались показывать объекты на карте, строго следуя правилам. | - На карте можно увидеть больше объектов, но на глобусе более точное изображение -Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. -1.Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте. 2.Показывай только указкой 3. Показывай не надпись, а сам объект 4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко Читают хором - На равнинах есть низкие места –низменности и более высокие места – возвышенности -Зелёным -Жёлтым | Р: принятие и сохранение учебной задачи. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников. П: выделение необходимой информации. Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов. |
Физминутка | ||||
5.Первичное закрепление во внешней речи Практический: работа с упражнением Словесный: беседа Практический: работа с упражнением Практический: работа в парах. Практический: работа с картой Практический: работа с картой Практический: работа с настенной картой. | 5 мин. | - Сейчас вам предстоит работа в парах. Откройте рабочие тетради на стр. 59. Читаем 3 задание. Практическая работа. -Итак, первое задание, под буковкой а. Что вам необходимо сделать, прежде чем преступить к работе? - Далее, обозначить на карте стороны горизонта, используя правила из учебника. -На выполнение данного задания даю вам 2 минуты. -Проверяем. -Каждый проверит свою тетрадь сверяясь с эталоном на слайде. -Поднимите руки те, кто не допустил ошибок -Молодцы. -Теперь те, кто сделал 1 или 2 ошибки. - Вы увидели свои ошибки? Исправили их? -Отлично. -Узнав всё, что необходимо о карте и о том, как её читать нам необходимо закрепить это знание. -Теперь, откройте рабочие тетради на стр. 60. Прочитайте задание. -Что вам необходимо сделать? --Теперь обменяйтесь тетрадями со своим соседом. Проверьте верность выполнения работы, сверяясь с верным ответом на слайде. -Поднимите руку те, кто выполнил всё верно в этом задании. -Отлично. Молодцы. -Те ребята, которые допустили ошибки, не переживайте. Вам ещё предстоит закрепить эту тему. - Прочитайте задание, после упражнения 3 в рабочей тетради. -Кто прочитает нам вслух определение? -Каждый читает задание сам про себя. -Что вам необходимо сделать? --Ребята, раз мы сегодня учимся показывать объекты на карте. Поэтому давайте выполним данное задание не только в учебнике, но также покажем эти объекты на карте, не забывая правила работы с картой. Выходят несколько учеников. -Отлично. Молодцы, ребята. - Но это ещё не всё, что вам необходимо знать, работая с картой. Давайте, прочитаем пункт номер 3 в учебнике на стр. 94-95. - Кто прочитает нам вслух определение? - Каждый читает сам про себя. -Прочитайте. О чем говорится в этом пункте? --Давайте, попробуем разобраться, что обозначают эти знаки? -Откройте учебники на стр. 90-91. Там, где у вас находится карта. -Условные знаки, представленные в учебнике, вы можете увидеть на слайде. -Итак, поработаем с картой в учебнике и условными знаками. 1 условный знак, это столица РФ. Найдите пальчиком в учебнике, условный знак столица РФ. После того как вы нашли, покажите это своему соседу. Я в это время прохожу и смотрю, все ли верно нашли столицу РФ. -Кто-то один, покажет нам на настенной карте. Кто самый смелый и хочет мастерски научиться работать с настенной картой? Ученики выходит к доске (2 чел). -Следующий условный знак, это города. Найдите несколько городов на своей карте в учебнике. Я всё также слежу за выполнением задания. Кто-то один покажет несколько городов на карте. -3 условный знак-это государственная граница РФ. Помним правило из учебника, которое гласит, что показывая объект мы обводим его границы. -4 условный знак- это граница полярных владений РФ. Снова следим пальчиком в учебнике. И обводим границу полярных владений РФ. -5 условный знак –это реки. Найдите реки на вашей карте в учебнике и следите пальчиком. Работа с настенной картой. -6 условный знак –это озёра и водохранилища. Найдите на карте и назовите несколько озер и водохранилищ, которые вы нашли на тер-ии РФ. -Отлично, молодцы. -Продолжаем работу | - Открыть одному из нас учебники на стр. 90-91, а другому на стр. 94- 95. - Раскрасить как обозначены на карте, воду, горы и равнины -Показать на карте в учебнике водные объекты, равнины и горы -Существуют определенные условные знаки на карте, благодаря которым можно увидеть и другие объекты на карте | П: структурирование знаний (общеучеб.). Л: анализ объектов с целью выделения признаков. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический- работа с упражнением | 7 минут | -Найдите в рабочих тетрадях №4 . -Первый ряд-1 вариант -Второй ряд-2 вариант -Третий ряд-3 вариант -Каждый выполняет самостоятельно. -У вас есть 5 минут. -Проверяем -Проверьте сами у себя в тетрадях по эталону на слайде. -У кого нет ошибок- лопните в ладоши. -У кого 1-2 ошибки- топните ногой. -Молодцы! | П: структурирование знаний К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников | |
7.Включение в систему знаний Практический: упражнение | 7 мин. | - Теперь найдите в №4 вариант 4. -Выполним его вместе. Спрашиваю 1 ученика. -Какие города стоят на реке Волга? -У кого не так? -Молодцы! | - Астрахань | Л: анализ объектов с целью выделения признаков. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников. |
8.Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный - беседа | 2 мин. | А теперь подведем итоги урока. - Какая тема урока у нас сегодня была? - Какие цели на урок мы ставили? - Добились этих целей? - Люди каких профессий используют карту в своей работе? - Где вы можете применять полученные знания? У вас на партах лежат листочки в виде мишеней. Закрасьте самый большой круг. Если материал урока был вам понятен и вы активно работали на уроке. Круг поменьше, если материал урока вызвал у вас небольшие затруднения. Самый маленький кружок, если материал урока был вам непонятен. -Поднимите руки те, кто закрасили самый большой кружок. Отлично. Теперь те, кто закрасили кружок поменьше. Хорошо. И те, кто закрасили самый маленький кружок. -Ребята, так как большинство из вас закрасили самый большой кружок, мы можем сделать вывод, что наш урок прошел не зря и вы отлично поработали. - Сегодня на уроке мне особо понравилась работа следующих ребят «…» .Они получают оценку отлично за сегодняшний урок. Спасибо большое за урок. Мне было приятно с вами работать. Урок окончен! | -Россия на карте -1. Узнать, что такое карта 2. Научиться читать карту 3. Научиться правильно показывать объекты на карте -Да -Учителя, экскурсоводыи т.д. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: структурирование знаний (общеучеб.). Р: оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Россия на карте"
Конспект урока по теме "Россия на карте"...
Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты, умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые р...
Конспект урока окружающего мира "Россия на карте" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о карте; Планируемые результаты Предметные:знать, что такое карта и приёмы чтения карты;знать отличие глобуса от карты;уметь находит...
Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема урока: «Россия на карте».Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умение правил...
Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация
Конспект урока окружающего мираТема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с картой России, формирование умения использовать карту для получения ...
Конспект урока по теме "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте; развитие умений использования карты для получения знаний. Планируемые результатыПредметные: знать, что такое карта и приёмы чте...
Конспект урока окружающего мира "Россия на карте" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умение правильно показывать объекты на настенной карте....