Конспект урока окружающего мира. 4 класс. М. В. Ломоносов
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Михаил Васильевич Ломоносов - урок окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mv_lomonosov.odt | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 «А»
Тема урока: «Михаил Васильевич Ломоносов»
Цели урока: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
Планируемые результаты:
- Предметные
- способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
- учить наблюдать и делать выводы
- Личностные
- развивать самостоятельность, умение работать в группе;
- формировать положительную учебную мотивацию, навыкы самооценки, понимане смысла учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация к уроку; учебник Дмитриевой и Казакова; тесты на бумажном носителе
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Организационный | 2 мин. | Долгожданный дан звонок, | Приветствовать учителя | Р: Настраиваться на урок |
Актуализация знаний Словесный: учебный диалог | 7-8 мин. | Ребята, вспомните, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке. 1) Я буду задавать вам вопросы, касающиеся темы прошлого урока, а вы поднимаете руку и даете ответ: 2) Игра – задание «Объясни понятия» Переходим к следующей игре-заданию «Объясни понятие». На доске перед вами ромашка. Ребята, но это не простая ромашка. На ее лепестках записаны исторические понятия, которые вам необходимо будет объяснить. Сейчас один из учеников подойдет к доске и возьмет 1 лепесток, затем в группах вам необходимо будет посовещаться и дать краткое объяснение этим понятиям. (- в России появился свой флот; - возникли новые города; - Петр 1 основал Санкт-Петербург - возник 1-ый музей-Кунсткамера -вышла 1-ая печатная газета «Ведомости». - Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного?( Благодаря Петру 1 Россия стала империей) | - Пётр Великий | П: активизировать знания, полученные на прошлом уроке |
Постановка учебной задачи | 6-8 мин. | III. Введение в тему урока. 1) Рассказ учителя Слайд Петр Первый дал сильный толчок развитию русского народа. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Великое дело Петра – развитие российской науки - продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, выполнив следующее задание в группах. 2) Работа в группах. У вас на столах лежат карточки с зашифрованными словами. Переставьте буквы так, чтобы получились известные вам слова. ДНОСОКЙ, НВЕСИКЙ, ПТЁР, ЛМООНСООВ. - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Верно ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь с замечательным человеком- МИХАИЛОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ ЛОМОНОСОВЫМ. -Какая цель нашего урока? А.С. Пушкин назвал Ломоносова так «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет». Слово учителя. Три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын русского народа – М. В. Ломоносов. Нынешнему поколению Ломоносов почти неизвестен. Такие люди, как он рождаются один раз в тысячелетие, чтобы показать все способности человеческие | Слушать внимательно рассказ учителя
| Р: соблюдать дисциплину Р: принимать и сохранять учебную задачу Р: принимать и сохранять учебную задачу |
Открытие нового знания | 15 мин. | Ломоносов жил очень давно, но думал так же, как и мы — о солнце, о небе, о земле. И о людях, которые живут на земле. В одной из первых работ Ломоносова утверждалось, что сохранению здоровья способствует правильный образ жизни, давались рекомендации, как его организовать. Он отличался необычайным трудолюбием, а лучшим отдыхом для себя считал смену занятий. Где бы ни учился Ломоносов, успехи его всегда были блестящими. Круг его интересов чрезвычайно широк — химия, физика, астрономия, медицина, история, филология, поэзия. Чем прославил М.В.Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки? На все эти вопросы нам предстоит ответить. Итак, давайте проследим, как Ломоносов стал первым русским академиком, какие его заслуги перед Отечеством. Работу организуем в группах. Вы будете выступать в роли исследователей. Работать будем по следующему плану: Слайд Каждая группа будет работать по своей теме. Первая группа готовит сообщение о детстве Ломоносова. 1. Детство Ломоносова 2. Путь в науку (1 часть). 3. Путь в науку (2 часть) 4. Ломоносов – ученый. Слайд Кроме того, на каждую группу дан план действий. Весь план действий вы должны выполнять строго по инструкции. Кроме того, вы его видите на слайде. С ним вы ознакомитесь самостоятельно. План действий: 1. Прочитайте текст в учебнике (с.101 - 104) и дополнительную информацию на отдельном листе. 2. Прочитайте задания вашей группы. 3. Обсудите в группах (в предложенной последовательности) задания. 4. Дайте ответы на них письменно. 5. Выберите в группе того, кто будет выступать. 6. Проанализируйте свое выступление. Если надо внесите изменения. 7. Сообщение о результатах работы группы. Итак, 1 группа какое новое знание вы открыли? Слушаем вас. (до слайда М.рано научился грамоте) Слайд (со слайда когда М.было 19 лет…) Вторая и третья группы работали над тем, каков был путь Ломоносова в науку. Послушаем их. - Четвёртая группа готовила информацию по теме: «Ломоносов – ученый». Учащиеся: Слайд Диана Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, астрономия—вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след.
Умер Михаил Васильевич 15 апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге Слайд Настя На родине ученого есть дом-музей Михаила Васильевича и памятник великому земляку. Очень много туристов посещают знаменитое село. Слайд Катя Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства. | Внимательно слушать рассказ учителя Внимательно слушать рассказ учителя Рабатать в группе
Представлять результаты работы группы классу | П: усваивать новый материал
Р: принимать и сохранять учебную задачу Р: соблюдать дисциплину во время выступления одноклассников Р: соблюдать дисциплину во время выступления одноклассников |
Проверка понимания и первичное закрепление изученного | 10 мин. | А теперь проверим как вы усвоили тему урока. Слайд Викторина «Великий Ломоносов» (Тест) 1. Кем по роду занятий был отец Ломоносова?(рыбаком) 2. Сколько лет было Ломоносову, когда он покинул родительский дом? (19 лет) 3. Как называлось первое высшее учебное заведение, куда поступил Ломоносов? 4. Наблюдая за какой планетой, Ломоносов сделал открытие мирового значения? 5. Этот мост Ломоносова находится… 6. Какую битву изображает мозаичное полотно, созданное Ломоносовым? 7. В этом доме Ломоносов жил в городе…? 8. Кто автор строк: «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»? 9. Что, по словам Ломоносова, «затем изучать следует, что она ум в порядок приводит»? 10. О Петре Великом Ломоносов написал: «Он…твой был, Россия» |
| П: активизировать знания, полученные на уроке |
Итог урока | 4-5 мин. | А теперь давайте вспомним начало урока. - Что говорил А.С. Пушкин о Ломоносове? - Почему Пушкин так назвал Ломоносова? - Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного? (М.В. Ломоносов внес большой вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры) | Участвовать в учебном диалоге с учителем | К: участвовать в учебном диалоге с учителем |
Рефлексия | 2-3 мин. | А теперь оцените свои знания на занятии. Домашнее задание *Читать стр.101-104, отвечать на вопросы. * Рабочая тетрадь стр.36 Разгадайте кроссворд. | Анализировать и оценивать свою деятельность на уроке | П: анализ полученного на уроке материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...