Интегрированный урок Солнечная система
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Кравцова Галина Алексеевна

Интегрированный урок окружающего мира и музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_solnechnaya_sistema.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

 Предмет

Музыка, окружающий мир.

Класс

4

Тип урока

Интегрированный урок - исследование

Технология построения       урока

Проблемно-диалогическая

Тема

Солнечная система. О музыке и композиторах.

Цель

- Сформировать знания о Солнечной системе, её составе, о месте Земли в Солнечной системе.

- Развивать абстрактное мышление, умение выделять главное в научно-популярном тексте, аргументировать свою точку зрения.

- Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к жизни и искусству;

выделять средства выразительности на примере прослушанных музыкальных фрагментов;

- Воспитывать интерес к достижениям мировой музыкальной культуры и к исследовательской работе.

- способствовать формированию знаний об инструментальной электронной музыке, реализуя, межпредметные связи курсов музыки и окружающего мира.

Основные термины  и

понятия

Орбита, спутник, планета, астероид, комета, метеоритное тело, астрономия.

  Планируемый результат

Предметные умения:

увидеть взаимосвязь музыки и окружающего мира, характеризовать палитру музыкальных красок, которые использует композитор при создании музыкальных произведений;

Учебно - творческие умения:

- дать представление об особенностях музыкальных жанров,

- рассматривать мир во всём его многообразии и взаимосвязи, способствовать формированию интегративного способа мышления, характерного для современного человека;

- размышлять о музыкальных произведениях , как способ выражения чувств и мыслей человека;

Речевые умения:

- умение грамотно, полно и ясно излагать свои мысли, уметь применять усвоенные термины в устной и письменной  речи  во время ответов ;

- реализовывать творческий потенциал, осуществляя музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

Формы работы:

Групповая

Индивидуальная

Личностные  УУД:

положительное отношение к  культурному наследию своей страны ;

уметь  выражать своё   отношение к усвоенным  знаниям;

развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения.

Регулятивные  УУД:

 научить  планировать свою деятельность при выборе способов выхода из  проблемных ситуаций;

 уметь предвидеть планируемый результат, составлять  последовательность промежуточных целей при его достижении, находить способы его реализации;

Познавательные  УУД:

 уметь осуществлять поиск и выделение главной информации   из предлагаемых  источников;

 научиться  определять учебную цель и задачи;

 осуществлять анализ по выявлению общего и    различного в новых знаниях;

Коммуникативные   УУД:                                                           развить  навык  работы  в группах;

 владеть навыками  точного изложения своих мыслей , обосновывая суждения;

развивать навыки контроля и самоконтроля

Оборудование к уроку:

Раздаточный материал: фото планет Солнечной системы, таблицы( Приложение №1, №2, №3, №4, №5)

ТСО:

мультимедиа проектор, музыкальный центр, компьютер, микрофон.

Экранно-звуковые пособия:

- аудио-видео «Полёт Гагарина в космос»

- аудио записи музыкальных произведений :

 песня «Надежда» А. Пахмутовой, Н.Добронравова,

 токката и фуга (ре минор) И.С.Баха,

- аудио-видео фильм «Ты – это космос. Ты – это звезда».

Организация пространства

Технология изучения

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Создание эмоционального настроя

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы с вами проведём небольшое исследование. Люди давно живут на Земле, и звёздное небо часто манило их  взоры. Человек всегда стремился постичь неизведанное, поэтому много лет спустя появилась наука астрономия. В переводе с греческого астро - звезда ,

 номос - закон. Эта наука продолжает развиваться и сейчас. К некоторым её тайнам мы сегодня прикоснёмся.

Проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные (самоконтроль)

Коммуникативные  (умение сотрудничества с учителем  и сверстниками)

II.Целеполагание и мотивация. Постановка проблемной задачи.

Определение цели урока,

мотивация учащихся к учебной деятельности

Познакомить учащихся с творчеством А. Пахмутовой и

Н. Добронравова

- Скажите, пожалуйста, ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? А теперь внимание на экран, вам необходимо ответить на данные вопросы.

1. На что похожи созвездия Большой и Малой медведицы.

2. Газовая оболочка, окружающая Землю.

3. Прибор, для изучения вселенной.

4. Путь движения планеты вокруг Солнца.

5. По какой звезде можно ориентироваться ночью?

6. Одежда космонавта.

На все вопросы вы ответили правильно. Прочитайте ключевое слово.

Первый полет за пределы земной атмосферы на космическом корабле «Восток» совершил наш соотечественник майор ВВС Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 г.

В этом году исполняется 65 лет первому полёту человека в космос.

Посмотрим фильм об этом (демонстрация аудио - видео «Полёт Гагарина») .                                           Это было открытие планетарного значения. Деятели искусства отражали это великое историческое событие в своём творчестве.  

Когда вы смотрели фильм, звучала песня «Знаете, каким он парнем был. »  

-Так каким парнем же был Юрий Гагарин?

Эту песню написали авторы: композитор  Александра  Пахмутова и поэт Николай Добронравов. 

- Творческий талантливый союз  этих двух замечательных людей живёт и в наши дни.

В честь А.Пахмутовой и Н. Добронравова даже названы астероиды,

которые летают в космосе неподалёку друг от друга.

Какой характер в песне, какие средства музыкальной выразительности передают образ героя Юрия Гагарина?

- Ребята, знаете ли вы значение слова АСТЕРОИД?

- Догадались ли вы, о чём мы будем говорить на уроке?

- Что такое космос? Какие планеты вы знаете?

А теперь давайте посмотрим эти планеты.

Ответы учащихся

на поставленный вопрос, разгадывание кроссворда.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Ребята внимательно смотрят видеофрагмент, слушают музыку.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

.

Учащиеся смотрят приложение №4

Личностные: самоопределение

(мотивация учения);

нравстенно- эстетического оценивания

Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию)

Познавательные: общеучебные

(знакомство с новым видом искусства, поиск и выделение информации); логические

(выбор оснований и критериев для сравнения, классификации)

Коммуникативные

(умение сдостаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, определение  функций участников, способов взаимодействия)

 III. Открытие новых знаний

IV.

Работа

над получением новых знаний

Физкультурная пауза

V. Применение новых знаний

Релаксация.

Познакомить учащихся с заданиями.

 Провести

параллели между музыкой и картинами окружающего мира.

- Наступило время познакомить вас с заданиями. Командиры получите задания и приступайте к работе.

Задание первой группе «Астронавты»: расположите планеты по мере удаления их от Солнца.

Задание второй группе «Первопроходцы»: прочитать описание всех планет Солнечной системы и выявить планеты похожие на Землю.                               

-Задание третьей группе «Космонавты»: прочитать описание планет Солнечной системы и выявить планеты непохожие на Землю.

Задание четвёртой группе «Исследователи»: прочитать описание небесных тел и найти иллюстрацию к каждому описанию.

Задание пятой группе « Покорители» : определить какие планеты  Солнечной системы являются рекордсменами.

-Все группы получили задания, теперь  приступайте к их выполнению.

Перед  выступлениями команд немного отдохнём. Встаньте и сделайте:

1. вращения головой, как это делает наша Земля. ( против часовой стрелки)

 2.вращение головой  , как это делает Венера       ( по часовой стрелке)  

3.ладони соединить, вытянуть руки вверх, поднимаемся и опускаемся на носочках.               ( имитируем полёт ракеты)

Ответы групп по плану.

Все команды справились со своими заданиями.  Мы много узнали о планетах Солнечной системы, как будто отправились в космическое путешествие.

… Я хочу увидеть музыку,

     Я хочу услышать музыку…

     Что такое эта музыка?

     Расскажите мне скорей…

     И у ветра, и  у солнышка,

     И у тучки, и у дождика,

     И у маленького зёрнышка

     Тоже музыка своя.

И художники, и композиторы, и поэты учат нас видеть красоту природы, мира, нужно быть только чуть внимательнее и научиться наслаждаться этой красотой.

  Когда мы представляем  волшебный мир космоса, мы слышим музыку.  

- Какая это музыка?

- Если бы вы были композиторами, какую музыку написали?

- Какие музыкальные инструменты играли бы вашу музыку?

  Есть такой большой музыкальный инструмент – орган. Его ещё называют королём всех музыкальных инструментов.  Звучание  его громкое, мощное, величавое. Сколько же звуков таит в себе орган? Великие музыканты говорят,  столько, сколько звёзд на небе.

      Одним из великих органистов был немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах (1685-1750).

Орган был его любимым инструментом.

-  Послушайте музыку И. А. Баха.

-Знакома ли она вам?

- Какая музыка? Какую картину можно увидеть, слушая орган?

Посмотрите фильм о космосе и прислушайтесь к музыкальному оформлению ( аудио-видео «Ты – это космос. Ты – это звезда».)

- Какая музыка звучала в фильме?

- Как называется эта музыка?

Электро́нная му́зыка (от нем. Elektronische Musikангл. Electronic music в просторечии также «электроника») — широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ). Хотя первые электронные инструменты появились ещё в начале XX века, электронная музыка как самостоятельный жанр утвердилась во второй половине XX века и включает сегодня в свой обширный жанрово-стилевой спектр десятки разновидностей.

Электронная музыка оперирует звуками, которые образуются при использовании электронных технологий и электромеханических музыкальных инструментов. Примерами электромеханических музыкальных инструментов могут служить телармониуморган Хаммонда и электрогитара. Чистый электронный звук получают, применяя такие инструменты, как терменвокссинтезатор и компьютер.

Электронная музыка прежде ассоциировалась только с западной академической музыкой, но это изменилось с появлением  электронных синтезаторов в конце 60-х. Это изменило образ популярной музыки — синтезаторы стали использовать многие рок- и поп-артисты. Сегодня электронная музыка включает в себя большое количество различных стилей от экспериментальной академической музыки до популярной электронной танцевальной музыки.

Человек - он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года, 
И особый в нем музыки ход.

Учащиеся получают  задания по группам.

Учащиеся работают в группах, время подготовки 10 - 15 мин.

Звучит мелодия песни «Надежда» муз. А. Пахмутовой,

 сл. Н. Добронравова.

 ПРИЛОЖЕНИЕ№5

Учащиеся отвечают по плану.

Учащиеся смотрят портрет И.С.Баха. орган.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Учащиеся слушают Токката и фуга (ре минор) И.С.Бах.  

ПРИЛОЖЕНИЕ №6    

Учащиеся смотрят фильм «Ты – это космос. Ты – это звезда».

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Познавательные

(поиск и отбор необходимой информации, умение работать с текстом)

Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию)

Коммуникативные

( умение грамотно, полно и ясно излагать свои мысли)

Регулятивные ( волевая саморегуляция-способность к мобилизации сил и энергии;

 развитие умения принимать и сохранять информацию)

Коммуникативные

(умение размышлять и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

VI.

Рефлексия.

Задание на дом.

Проанализиро

вать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.

Какая из планет может так сказать о себе?

1.Я - ближайшая к Солнцу планета. Получила своё название в честь римского бога торговли. Я вращаюсь очень быстро вокруг Солнца всего за 88 дней. (Меркурий)

2.Я - очень стар, поэтому лежу на боку и очень мёрзну.

(Уран)

3.Я – самая горячая планета во Вселенной.Температура моей поверхности может достигать до +500 градусов . Названа женским именем. В Древнем Риме являлась богиней любви .( Венера)

4.Я – больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду только водород

И лютый холод круглый год.( Юпитер)

5. Я- красивая планета

Жёлто-оранжевого цвета.

Кольцами камней и льда

Я окружена всегда.(Сатурн)

6.Я-  от Земли далеко,

Увидеть меня в телескоп нелегко.

От Солнца по счёту я восьмая,

Царит на мне вечно зима ледяная.(Нептун)

7.Я - таинственная планета

По размерам чуть меньше Земли.

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали меня в честь бога войны. ( Марс)

- Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живём. Научились запускать спутники, летать в космос, создали прекрасные песни о космосе и космонавтах. Одну из мелодий  песни о космосе вы  слышали сегодня на уроке, знакома ли она вам? (Учитель исполняет 1 куплет песни, текст на доске)  ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Эта песня называется «Надежда», написанная Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым в 1971 году, стала музыкальным талисманом советских и российских космонавтов. Песня получилась настолько пронзительной, доброй и светлой, что космонавты не отправляются в полёт, не послушав её перед стартом.

- О чём эта песня? Какие чувства она вызывает?

- Какая мелодия. Плавная, отрывистая, есть ли распевы, повторы.

- Услышали ли вы народность  в этой композиторской песне, особенности русской музыки?

 А теперь мы исполним эту песню.

- Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь - это Земля. Все мы её

жители. Будем её беречь и любить.

Подготовить рассказы о космонавтах - исследователях космоса.

Нарисовать музыку космоса.

Анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе  класса. Внутренне ставят себе отметку.

Учащиеся слушают песню «Надежда» и отвечают на вопросы.

Учащиеся исполняют песню, текст на экране.

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Регулятивные (оценка)

Личностные (самооценка, степень правдивости  при рефлексии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: Ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.

Интегрированный урок: ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.Цели: -расширить кругозор о планетах Солнечной системы; -отрабатывать письменные и у...

Урок "Солнечная система. Солнце - звезда"

УМК: «Школа XXI века”Предмет: Окружающий мирКласс: 3 –йНазвание раздела: «Земля – наш общий дом»Номер урока в разделе: 3Дата: 09 сентября 2014 годаТип урока : комбинированный урок...

План-конспект урока "Солнечная система"

План - конспект урока для 4 го класса по окружающему миру....

Конспект урока "Солнечная система", 4 класс, ПНШ

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Солнечная система»  Цель деятельности учителя: формирование знаний о Солнечной системе;- формирование умения определять отл...

"Духовно-нравственное воспитание детей через интегрированный урок в системе ФГОС образования».

Духовно-нравственное воспитание детейчерез интегрированный урок в системе ФГОС образования»....