Программа внеурочной деятельности «Подводная одиссея» (авторская) для учащихся 2-3 класса.
рабочая программа по окружающему миру (2, 3 класс) на тему
Иначе курс можно было бы назвать «Юные ихтиологи», т.к. основным объектом изучения станут обитатели Мирового океана.
Данный курс обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. В ходе занятий дети узнают о взаимосвязях, существующих в подводном, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живые организмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_podvodnaya_odisseya.docx | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
ГБОУ СОШ № 2092 им. Трижды Героя Советского Союза
И.Н.Кожедуба
___________________________________________________________________________________________
Адрес: улица Марьинский парк, дом 37. телефон: 8 ( 495 )658-49-95
Программа внеурочной деятельности
«Подводная одиссея»
для учащихся 2 класса.
Составлена учителем нач.классов
Михеевой К.В.
Москва, 2017 г.
Программа внеурочной деятельности «Подводная одиссея» для 2 класса.
Пояснительная записка
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений. Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.
Однако далеко не всё может быть правильно понято ребенком при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к окружающему миру. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста.
Этому способствуют занятия по дополнительной образовательной программе «Подводная одиссея».
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данный курс является логическим продолжением курса, проходимого детьми во 2 классе, «Знакомые незнакомцы». Тематика занятий была целиком и полностью посвящена знакомству с многообразием обитателей планеты Земля (в основном, с дикими животными и птицами). Соответственно, в новом учебном году предполагается дальнейшее углубление знаний детей о животном мире, но уже в иной области. Иначе курс можно было бы назвать «Юные ихтиологи», т.к. основным объектом изучения станут обитатели Мирового океана.
Данный курс обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. В ходе занятий дети узнают о взаимосвязях, существующих в подводном, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живые организмы.
Задача третьего года обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний, формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека значимы для микро- и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую деятельность.
Целью программы является создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.
Задачами программы можно назвать следующие:
1.формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребёнку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной реке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где ходит много людей, не растёт трава);
2. способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе;
3. показать познаваемость явлений живой природы, осуществлять наблюдение;
4. дифференцировать знания детей о природе и социальном мире: дикая природа, окультуренная природа, деятельность человека и её результаты;
5. воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека.
Методы обучения:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
2) наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц);
3) метод дидактической игры;
4) частично-поисковый или эвристический;
5) исследовательский.
Форма обучения – групповая, причем каждое занятие включает в себя и теоретические знания, и практическую работу (поиск и сбор информации).
Уникальность и актуальность программы:
Данную программу можно считать уникальной в своем роде благодаря ее тесной взаимосвязи с предметом «Информатика»: именно навыки работы на компьютере, навыки умения находить информацию по заданной тематике во Всемирной паутине, навыки монтирования презентаций и текстовых документов помогут детям в создании и защите неповторимых индивидуальных проектов, что делает изучение курса весьма осязаемым – мы имеем готовый проект в конце каждого урока и папку проектов к концу учебного года.
Подобная система работы была успешно апробирована на предыдущих классах: такая форма организации занятий, где дети самостоятельно выступают в роли «ищеек» информации, в роли активных исследователей окружающего мира, где дети создают на каждом занятии проект с использованием ИКТ, вызывала неподдельный интерес, а, как известно, успешность обучения напрямую зависит от личной заинтересованности учащихся.
Место курса в учебном плане:
Программа «Подводная одиссея» предназначена для детей 8-10 лет (младшего школьного возраста), рассчитана на 1 год обучения по 1 часу в неделю.
Содержание курса
В курсе можно выделить несколько тематических блоков, каждый из которых рассчитан на несколько занятий:
- Введение.
- Человек и мировой океан. Охрана природы Мирового океана.
- Неживой компонент Мирового океана. Ресурсы Мирового океана.
- Флора Мирового океана.
- Фауна Мирового океана, или три основных комплекса животного мира океанов — нектон, бентос и планктон.
- Итоги курса.
Примерное календарно-тематическое планирование курса:
№ занятия | Дата проведения | Кол-во часов | Тема | Содержание урока |
Введение (2 ч.) | ||||
1 | 1 | Вводное занятие. Мы жители планеты Земля. | Знакомство с целями и задачами курса, а также с планируемыми результатами обучения. | |
2 | 1 | Что такое Мировой океан? Вода- источник жизни. | ||
Человек и мировой океан ( 2 ч.) | ||||
3-4 | 2 | История познания (исследования) Мирового океана. Охрана природы Мирового океана. | Знакомство детей с историей исследования людьми Мирового океана, методами исследования, с известными учеными и исследователями. Обсуждение экологических проблем Мирового океана и путей их решения. | |
Неживой компонент Мирового океана (2 ч.) | ||||
5 | 1 | Ландшафт Мирового океана. Ресурсы Мирового океана. | Знакомство с дном Мирового океана, а так же с минеральными ресурсами Мирового океана. | |
6 | 1 | Загадки Мирового океана. | Раскрытие некоторых тайн Мирового океана (подводные вулканы, природа землетрясений, теплые и холодные течения, самые глубокие места подводного мира, глубоководные котловины и глубоководные желоба, самые соленые, самые пресные воды и т.д.) | |
Флора Мирового океана (2 ч.) | ||||
7 | 1 | Загадочные кораллы. | Знакомство с флорой Мирового океана. | |
8 | 1 | Водоросли и фитопланктон. | ||
Фауна Мирового океана, или три основных комплекса животного мира океанов — нектон, бентос и планктон. ( 24 ч.) | ||||
1. Планктон ( 1 ч. ) | ||||
9 | 1 | Самые мелкие представители фауны Мирового океана – планктон. | Знакомство с планктоном. | |
2. Бентос ( 1 ч.) | ||||
10 | 1 | Обитатели дна – бентос. | Бентос и его место в жизни Мирового океана. | |
3. Нектон ( 22 ч.) | ||||
11-13 | 3 | Беспозвоночные. Головоногие моллюски. | Гигантский осьминог. Головоногие моллюски. Улитка. Каракатица (сепия). Гребешки. Морское ушко. Мидия. Двустворчатые моллюски. Наутилус (кораблик). Устрицы. Рапана. Кальмар. Брюхоногие моллюски. Морской кораблик. | |
14-15 | 2 | Ракообразные Мирового океана. | Раки. Крабы. | |
16-17 | 2 | Иглокожие. | Морские звезды. Морской еж. | |
18-19 | 2 | Пресмыкающиеся. Черепахи. | Зелёная черепаха. Трионикс. Коробчатая черепаха. Слоновая черепаха. Исполинская черепаха. Бисса – морская черепаха. Сухопутная черепаха. Пресноводная черепаха. Черепахи. Каймановая черепаха. Иловая черепаха. Эластичная черепаха. | |
| ||||
20-23 | 4 | Китообразные. | Подотряды: усатые и зубатые киты. Дельфины. | |
24 | 1 | Сирены. | Семейства: ламантины и дюгони. | |
25-26 | 2 | Ластоногие. | Тюлени и моржи. | |
| ||||
27- 30 | 4 | Морские рыбы. | Рыба-телескоп, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-попугай, мавританский идол, угорь, рыба-камень, рыба-меч, морской черт. | |
31-32 | 2 | Величайший хищник Мирового океана. | Акулы.
| |
Итоги курса (2 ч. ) | ||||
33-34 | 2 | Обобщающее повторение. Викторина «Лучший ихтиолог». | Подведение итогов курса. | |
Итого: | 35 часов |
Информационная поддержка:
http://900igr.net/prezentatsii/morskie-zhiteli/Ryby.html - сайт с различными презентациями об обитателях Мирового океана.
http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/zhizn-okeana/biologicheskie-resursy-mirovogo-okeana.html - Полная энциклопедия. Биологические ресурсы мирового океана.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 - Свободная энциклопедия «Википедия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" для учащихся 1-3 классов
Программма призвана развивать интеллектуальные способности детей начальной школы. Содержит обширный материал по развитию памяти, внимания, мышления детей....
Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов
Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов.Эта программ переделана на 33 часа в год, т.к. В оригенале она расч...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.
Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....
Программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" для учащихся 1-4 классов
Прграмма актуальна и значима с точки зрения реализации ФГОС НОО второго поколения...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «СИРС» для учащихся 2-х классов
Программа внеурочной деятельности «Система интенсивного развития способностей" (СИРС) предназначена для реализации общеинтеллектуального направления деятельности учащихся 2-х классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Умники и умницы» для учащихся 1-4 классов
Программа курса «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Умники и умницы» для учащихся 1-4 классов
Программа курса «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развит...