II. Актуализация знаний
Практический метод. Кроссворд.
Словесный метод. Диалог.
| 8 мин
| - Решив, кроссворд мы с вами узнаем, о ком сегодня будем говорить. - Приступайте. 1. Богатырь, которого Сергий отправил в помощь князю Дмитрию Ивановичу. (Пересвет.) 2. Один из городов в северовосточной части русских земель. (Тверь.) 3. Название монастыря около города Радонежа в середине XIV в. (Троицкий.) 4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва.) 5. Поле, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово.) 6. В Москву переселялись..., ремесленники, привлеченные возможностью жить под надежной защитой. (Купцы.) 7. Крепость, обнесенная дубовыми стенами. (Кремль.) 8. Татарский воин, участвовавший в единоборстве перед битвой на Куликовом поле. (Челубей.) 9. Хан, который привел свое войско на Куликово поле. (Мамай.) 10. Мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе. (Калита.) 11. Прозвание князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле. (Донской.) 12. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом? (Сергий.) 13. Как называется главный храм Руси? (Успенский.) — Итак, какое слово у вас получилось в выделенных клетках? (Первопечатник.) | Слушать учителя.
Решать кроссворд.
Отвечать на вопросы по кроссворду.
Отвечать на вопросы учителя. | П. - осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций; К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Р.- понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; |
III. Постановка учебной задачи и ее решения
Словесный метод. Беседа.
Практический. Работа в группах с рабочей тетрадью и учебником; Игра на внимание.
| 10 мин | — Кого мы можем так назвать — первопечатник? Что вы об этом уже знаете? (Ответы детей.) - Отгадайте загадку. Хоть не шляпа, а с полями. Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами, Всем понятным языком. (Книга.) - О чем же пойдет сегодня речь на уроке? (Высказывания детей.) - Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Мастера печатных дел».) - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? - Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в рабочей тетради, работать в парах, группах, думать, рассуждать, доказывать свою точку зрения.) - Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Беседа «Что мы знаем?» - Назовите материалы, из которых делали древние книги. (Глина, шелк, папирус, железо, пергамен, береста, воск.) - Вспомните орудия для письма древних книг. (Заостренная камышовая тростинка, писало, костяные или металлические перья, птичье перо, перочинный ножик, чернила.) - Как назывались книги, написанные пером и чернилами? (Рукописные.) - Кто записывал, переписывал рукописные книги? (Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.) - Какие еще мастера трудились над созданием книги? (Переписчики текста, художники, переплетчики.) Книга - это настоящая драгоценность, над ее созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось столько людей. Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. Отсюда и пошла поговорка: книга тысячу людей учит. - Сегодня на уроке мы совершим путешествие в первую московскую типографию. Вспомните, какой год считается годом рождения книгопечатания. (1445г.) - Кто первым предложил использовать разборный шрифт? (Немец Иоганн Гутенберг.) - Что размещалось в наборной кассе? (Металлические буквы — литеры.) — Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? (Рукописные книги были дороги, их очень долго писали; после крещения на Руси стала распространяться грамота.) 2. Работа в группах - Прочитайте по выбору одну из тем: «Первопечатник Иван Федоров» или «Врата учености». Игра на внимание • Встаньте те, кто знает, что книги, написанные пером и чернилами, назывались рукописными. • Встаньте те, кто знает, что переписывали книги монахи. • Встаньте те, кто знает, что писали они древние книги шариковыми ручками. • Встаньте те, кто знает, что перочинный Ножик был необходим для заточки пера. • Встаньте те, кто знает, что рукописные книги создавали очень быстро. • Встаньте те, кто знает, что запись событий из года в год называется летописью. • Встаньте те, кто знает, что в настоящее время книги изготавливают из древесного волокна. Физкультминутка
| Высказывать свое предположение.
Определять тему, цели и задачи урока.
Отвечать на вопросы.
Работать в группах.
Играть в игру.
Проводить физминутку. | П. - осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций; К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
|
Словесный метод. Диалог.
Практический. Выступление с проектом.
Словесный метод. Диалог.
Домашнее задание. | 20 мин | - И так, ребята, прочитали по выбору. - А кто же такой Иван Федоров? - Об этом нам расскажут Настя и Айгун. - А я после, буду задавать вопросы. - Какие книги Иван Федоров создал со своим товарищем? - Об этом нам расскажет Даниэль. - Задам вопросы, обязательно. - А еще, ребята, у Ивана Федорова был свой личный издательский знак. - Об истории его возникновения нам расскажет Валерия. - И так, что мы с вами узнали про Ивана Федорова? - Молодцы. - Запишите домашнее задание, урок окончен. Домашнее задание Прочитать текст на с. 82—86 учебника, выполнить задания.
| Отвечать на вопросы.
Высказывать свое мнение.
Слушать учителя и одноклассников.
Отвечать на вопросы учителя.
Записывать д/з. | К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Р.- понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; |
IV.Итог урока Рефлексия
Словесный метод. Беседа.
| 5 мин | — Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? — Удалось ли достигнуть поставленной цели? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 86 учебника.) — На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.) — Закончите, пожалуйста, высказывания. • Сегодня на уроке я узнал... • Мне очень понравилось... • Я особенно запомнил... • Меня удивило... • Об этом я расскажу дома...
| Высказывать свое мнение.
Отвечать на вопросы учителя.
Проводить рефлексию. | К. — задавать вопросы, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |