Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
- Самоопроделение к деятельности (орга-низационныймо-мент)
Цель: включение уча-щихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
| Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь и приготовьтесь к работе. (слайд 2) Наш урок - урок секретов. Сто вопросов – сто ответов. Отвечай по одному. И научишься всему!
- Как вы считаете, что нам может пригодиться для успешной работы на уроке?
|
- Дети хором читают стихотворение.
- Высказывания детей. | Личностные :самоопределение, Регулятивные :целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
- Актуализация зна-ний.
Цель: повторение изу-ченного материала, не-обходимого для «отк-рытия нового знания» и выявление затруднения в индивидуальной де-тельности. | (слайд 3) - Какие царства живой природы вы знаете?
- Какое царство пропущено?
Мы сегодня будем путешествовать по царству «Животные и человек»
(слайд 4) - Какие природные сообщества вы знаете?
- А в какое природное сообщество мы сегодня попадём?
Мы попадаем в сообщество «Лес»
В лесу живут и растут представители многих видов животных и растений. Наше знакомство состоится только с одним из них. (слайд 5)
Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это - … (птицы)
- А всё ли вы знаете о птицах?
- Какая у них отличительная черта от других животных?
(слайд 6) |
- Пропущено царство «Животные и человек».
- перечисляют сообщества, отвечают на вопрос.
- Отвечают «птицы».
- Отвечают «перья». | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно строить речевое высказывание.
|
- Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение зат-руднений; проговари-вание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока. | А знаете ли вы: - Какие птицы не летают?
- Какие птицы не вьют гнёзда?
- Звуки каких птиц нельзя назвать пением?
- Почему мы не может ответить на все эти вопросы?
- Чего мы ещё не знаем?
(слайд 7) - Какова тема нашего урока?
- Что мы должны знать к концу урока?
- Кто или что нам поможет получить эти знания?
|
- Дети затрудняются ответить на все вопросы.
- Формулируют тему урока, отвечают на вопросы.
| Коммуникативные :умение формулировать свои мысли в устной форме
Регулятивные :умение определять цель деятельности на уроке
Коммуникативные: умение слушать и понимать других
|
- «Открытие нового знания» (построе-ние проекта выхода из затруднения».
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения. | Для того, чтобы обладать чёткими и полными знаниями, необходимо работать по плану или алгоритму. Чтобы наша работа была более успешная мы организуем её в группе. - Вспомните правила работы в группе.
(слайд 8) - Группа сейчас открывает конверты по порядку и необходимо найти ответы .
- Итак, вам предстоит найти ответы на вопросы:
(слайд 9) - Зачем птицам клюв?
- Для чего птицам перья?
- Зачем птицам летать?
- Почему птицы поют?
- Каково значение птиц в жизни природы и человека?
Откройте конверт № 1 – прочитайте текст, выделите опорные слова для ответа на вопрос и выберите из карточек необходимые варианты.
№ 1 «Зачем птицам клюв?» Текст для работы Найдите слова-действия, которые относятся к слову «клюв»
Птица – необычное существо, она может летать, петь и даже нырять! Но вот чего нет у птицы – это рук. Как же она без них обходится? А очень просто – вместо этого у неё есть клюв. Клюв является и носом, и ртом, и руками. При помощи клюва птица добывает себе пищу, строит гнёзда, кормит птенцов, чистит пёрышки, защищается от врагов. Клюв так же необходим птице чтобы петь. |
Карточки: добывают пищу | строят гнёзда | кормят птенцов | чистят перья | защищаются от врагов | издают звуки | привлекают самочек | служат маскировкой | не служит ни для какой цели |
№ 2 «Для чего птицам перья» Текст для работы Найдите слова-действия, которые относятся к слову «перья»
Зачем птице перья? Перьевой покров птиц прочный, лёгкий, надёжный. Он защищает птицу от перегрева, холода и ушибов. Перья помогают птицам летать. Яркая расцветка перьев привлекает самочек. Перья служат маскировкой. Перья у водоплавающих птиц покрыты жировой плёнкой. Это помогает птицам нырять и оставаться сухими. Постель у птицы всегда с собой: перья на брюшке – перинка, на спине – одеяло. |
Карточки защищаются от перегрева, холода, ушибов | помогают летать | привлекают самочек | служат маскировкой | помогают нырять и не промокать | служат постелью | не служит ни для какой цели | ловят в воздухе добычу | строят гнёзда повыше |
№ 3 «Зачем птицам летать?» Текст для работы Найдите слова-действия, которые относятся к слову «летать»
Может быть птицам и не обязательно уметь летать? Ведь пингвины не летают и хорошо приспособились к этому! Нет, полёт для птицы необходим так же, как для нас возможность ходить. Птицы летают для того, чтобы спастись от врагов. Чтобы поймать добычу в воздухе. Чтобы строить гнёзда повыше от земли, а значит защитить птенцов от хищников. Для того, чтобы высматривать добычу на земле. А так же, чтобы добираться до тёплых мест, где больше корма. |
Карточки строит гнёзда повыше | спасаться от врагов | ловить в воздухе добычу | добираться до тёплых стран | высматривать добычу на земле |
| не служит ни для какой цели | издавать звуки | охранять территорию |
№ 4 «Почему птицы поют?» Текст для работы Найдите слова-действия, которые относятся к слову «поют»
Разнообразны и красивы голоса птиц! Вы задумывались над вопросом: «Для чего птицы издают звуки?». Наступает весна, и песню заводят самцы, чтобы привлечь внимание самочки. Пением дают понять, что территория уже занята. Звуками предупреждают об опасности. Пение – это сигнал к тому, чтобы птицы собрались все вместе, в стаю. Перелётные птицы издают звуки для того, чтобы никто не потерялся и не отстал во время перелёта. |
Карточки привлекают внимание самочек | охраняют территорию | предупреждают об опасности | сигнал, помогающий не потеряться | сигнал, созывающий вместе |
| не служит ни для какой цели | высматривать добычу на земле | кормят птенцов |
№ 5 «Значение птиц в жизни природы и человека» Текст для работы Найдите слова-действия, которые относятся к слову «природа и человек»
Птицы – красота природы. Отличные певцы. Помощники в борьбе с вредителями и семенами сорных растений. Например, щеглы поедают семена сорняков. Птицы, собирая нектар – опыляют растения. Перенося семена, помогают расселяться растению на других территориях. В прошлые века существовала специальная «голубиная почта» - голуби помогали доставлять почту. Весёлое воркование, щебетание и чириканье помогает людям отдыхать. |
Карточки помогают в борьбе в вредителями | помогают растению расселяться | служат для выполнения поручений человека | поедают семена сорных растений | участвуют в опылении растения | помогают человеку отдохнуть | не служит ни для какой цели | приносят только вред и загрязняют местность |
|
Физкультминутка |
- называют основные правила работы в группе. (уважай своего товарища, умей выслушать каждого, не согласен – предлагай)
- Открывают конверт №1, выбирают правильные ответы.
- Открывают конверт №2, выбирают правильные ответы.
- Открывают конверт №3, выбирают правильные ответы.
- Открывают конверт №4, выбирают правильные ответы.
- Открывают конверт №5, выбирают правильные ответы.
| Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, контролировать действия партнера, уметь слушать собеседника.
Познавательные: анализ объекта с целью выделения общего признака, структурирование знаний, построение речевого высказывания, доказательство.
Личностные: умение определять самые простые, общие для всех людей правила.
|
- Первичное закреп-ление.
Цель: проговаривание нового знания в виде опорного сигнала. | Проверим работу в группе. - Какие опорные слова вы выбрали для работы по своему пункту плана?
(выступление представителей группы, размещение на доске опорных карточек). | - Отвечают на вопросы с помощью карточек. | Коммуникативные: умение слушать партнера Познавательные: анализ объекта
|
- Самостоятельнаяра-бота с самопровер-кой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что уже умеет. | Проверим, как внимательно вы слушали отчёт о работе в группе и запомнили те сведения, которые узнали о птицах.
- Выберите правильный вариант ответа, закрасьте кружок цветным карандашом.
- Клюв птицам необходим потому, что
а) для птиц он является носом, ртом и руками
|
| б) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов, чистить пёрышки и защищаться |
| в) он служи маскировкой и привлекает внимание самочек
|
|
- Перья птицам необходимы для того, чтобы:
а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест. |
| б) защищаться от перегрева, холода и ушибов
|
| в) летать, маскироваться, привлекать самочек и оставаться сухими в воде |
|
- Птицы летают для того, чтобы:
а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест. |
| б) помогать людям отдыхать
|
| в) строить гнёзда повыше, спасаться от врагов, ловить добычу в воздухе |
|
- Птицы поют для того, чтобы
а) привлечь внимание самочки, охранять территорию, предупреждать об опасности |
| б) собираться вместе в стаю, не отбиться от стаи во время перелёта |
| в) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов
|
|
- Птицы необходимы в природе и человеку для того, чтобы:
а) украшать природу, помогать в борьбе с вредителями, участвовать в расселении растений, выполнять поручения людей и помогать им отдыхать |
| б) выполнять поручения людей и помогать им отдыхать
|
|
|
- Проверим выполненную вами работу по эталону, поменяйтесь листочками. Сравните результаты ответов с вариантами ответа на эталоне.
(слайд 10 - 15) - а) б)
- б) в)
- а) в)
- а) б)
- а)
- Кто справился с работой без ошибок?
- Кто допустил 1 – 2 ошибки?
- Кто при выполнении работы допустил 3 и более ошибок?
|
- Выполняют тест.
- Делают взаимопроверку по эталону.
| Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
- Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: выбор из набора заданий только тех, которые содержат но-вый алгоритм или понятие; выполнение упражнений, которые используют новое зна-ние вместе с изучен-ными ранее. | Работаем по учебнику стр. 70 -71 - Прочитайте текст, выскажите своё мнение: кто из детей прав?
- Угадайте лесных птиц, к которым можно отнести эти тексты. Найдём этих птиц на рисунках на стр. 71.
(слайд 16 - 17) - Прочитаем название других птиц, живущих в лесу.
Работаем по печатной тетради - стр. 22 № 13 – закончи предложение.
(слайд 18) - стр. 21 – задание «развивай наблюдательность» (10 синиц)
(слайд 19) Домашнее задание учебник стр. 71 портфельчик
| - Открывают учебники, читают текст, отвечают на вопросы.
- Выполняют задание по печатным тетрадям.
Записывают домашнее задание в дневник. | Познавательные умение извлекать информацию из текстов, таблиц.
|
- Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените работу своей группы. Кто в группе работал успешно?
- Оцените себя на дереве успеха.
| - Отвечают на вопросы.
- Оценивают свою работу с помощью сигнальных карточек (птичек). | Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: умение слушать собеседника |