Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру по программе "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru._1_klass.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по окружающему миру и ОБЖ
для 1 класса
учителя Пилипенко Елены Николаевны
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру
Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами
системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития школьников.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры — НОРМА, ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ. Это позволяет представить явление МИР системно — с точки зрения КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНОГО, КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМОГО, КУЛЬТУРНО-ДОЛЖНОГО. Таким образом, детям даётся возможность создать ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
Благодаря культурологической установке программ «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная».
Многие темы могут быть специально развиты в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». В соответствии с содержанием программы «Окружающий мир» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня. Поэтому в конце каждой темы в программе предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой, которую любой
учитель может трансформировать согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Тема года: «Открытие мира в кругу верных друзей»
В 1 классе основное внимание необходимо уделять развитию дружеских и добросердечных отношений, ведь дети только начинают входить в новый для них школьный мир с его требованиями и сложными для малышей правилами. Адаптация к школе часто бывает болезненной и ведёт к появлению неуверенности в себе, излишней застенчивости. Нервные перегрузки могут стать причиной отклонения в поведении — агрессивности, повышенной возбудимости, озлобленности. Чтобы избежать этих трудностей, необходимо создать в классе такую атмосферу, в которой дети чувствовали бы себя уверенно и защищено. Поэтому название темы года — «Открытие мира в кругу верных друзей» — представляется достаточно ёмким.
В течение учебного года первоклассники будут не только осваивать азы курса «Окружающий мир», но и учиться азам дружбы. Эта наука не менее сложная, чем любая другая. Она требует отзывчивости, чуткости, ответственного отношения, самоотверженности. Ребятам предстоит узнать, что такое верность, долг, обязательность. Они уже сталкиваются с негативными качествами и поступками своих одноклассников. Но, соприкасаясь со светлыми и темными сторонами характера людей, дети постепенно расширяют свой жизненный опыт и представления о добре и зле. В этом им помогут как реальные примеры из повседневной жизни, так и опыт, полученный из книг и фильмов.
Огромное место в воспитании дружбы и чувства долга играет введение кодекса чести класса, который далее будет подробно рассмотрен в данном пособии отталкиваясь от житейских проблем, волнующих ребят, необходимо, однако, по возможности переводить разговор на более возвышенные темы: о героях — защитниках Родины, их смелости, стойкости и верности долгу; о том, что воины, которые жили много лет назад, отстаивали не только свободу нашего государства, но и нашу личную свободу. Былинные богатыри и солдаты Великой Отечественной войны равно достойны уважения и восхищения. Познакомившись с их подвигами, ребята поймут, что этих сказочных и исторических героев можно также включить в круг своих друзей. Их имена и подвиги знать необходимо, чтобы научиться отличать истинную храбрость от показной бравады, честность от изворотливости, верность долгу от пустого упрямства.
Внимание можно уделить и знакомству детей со святыми, которые являются нашими невидимыми заступниками и помощниками в добрых делах. Детям важно помнить о тех святых, имена которых они носят. Это поможет им задуматься о том, как вести себя, чтобы быть достойными этих имён.
В круг друзей ребята могут включить и литературных героев.
Учитель может использовать их «авторитет» для обсуждения каких-либо проблемных ситуаций и объяснения плохого и хорошего в жизни.
Наблюдая за отношениями детей в классе, необходимо корректировать их поведение при возникновении конфликтов и личностного неприятия. В этом случае важно давать конфликтующим ученикам общие задания, объединять их в пары в урочной и в неурочной деятельности. Для сплочения класса необходимы коллективные задания. Одновременно ребят нужно знакомить с правилами этикета, прививать им хорошие манеры.
С некоторыми важными правилами дети 6—7 лет уже знакомы, однако они еще не научились понимать их важность для жизни в обществе. Среди наиболее значимых для этого возраста можно назвать формы обращения к старшим и сверстникам, правила поведения в школе и классе, дома и в гостях, за столом,
на улице, в транспорте, при посещении музеев, театров, заповедников.
Таково общее содержание работы за страницами учебника в 1 классе. Однако оно будет конкретизировано в соответствии с разделами учебника «Окружающий мир».
Программа для 1 класса закладывает основу мыслительного ИНСТРУМЕНТАРИЯ, необходимого для восприятия явления ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: природа и культура, целое и часть, инвариант и вариант, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия; ритм как способ организации мира и его составных частей; природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; мир как иерархия, порядок, лад.
Программа последовательно представляет три способа освоения явления МИР, выработанные людьми в ходе развития человеческой культуры, — любовь, понимание (сопереживание, сочувствие), знание. Только соединение этих трёх способов освоения мира даст культурно- значимый результат в системе современного обучения и воспитания детей. Педагогически и социально- необходимой в программе предстаёт ведущая роль культуросозидающего СУБЪЕКТА: «МЫ — ЭТО Я и ДРУГИЕ». В соответствии с расширением образа МЫ в программе постепенно предстаёт и расширяющийся образ МИРА КАК ЦЕЛОГО в его особых пространственных, временных, социокультурных обликах (мир видимый и невидимый, мир близкий и далёкий, мир разных культур, мир в прошлом, настоящем и будущем и т. д.).
В результате программа для 1 класса намечает вектор для построения интегрированных программ для 2, 3 и 4 классов с точки зрения ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ, которое характерно как для традиционной, устойчивой культуры, так и для ребёнка младшего школьного возраста. Это чрезвычайно важно для духовно-нравственного и эмоционально-эстетического развития детей и продуктивно для формирования их интеллекта в соответствии с наиболее перспективными тенденциями в науке, искусстве, в современных проектах экологически чистого образа жизни людей, который является единственно разумной стратегией существования и развития человечества на нашей планете.
Мы и наш мир (9 ч)
Дорога в школу — дорога к открытию мира.
Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа.
Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш
мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс (13 ч)
Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем.
Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.
Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.
Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек
и детского фольклора.
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.
Наш дом и семья (18 ч)
Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек.
Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.
Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село (13 ч)
Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое
для счастливой жизни человека.
Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним.
Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.
Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.
Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.
Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями городских, сельских профессий.
Родная страна (7 ч)
Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного человека.
Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.
Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.
Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.
Человек и окружающий мир (6 ч)
Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.
Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.
Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.
Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника»
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
Цели, задачи, механизмы и принципы работы с классом
Цели: духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников; развитие эстетического восприятия окружающего мира и гармонического мироощущения через систему уроков и занятий дополнительного образования во второй половине дня.
Задачи. За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Механизмы реализации задач блока «За страницами учебника»
1. Классные часы по духовно-нравственному воспитанию.
2. Факультативы (по выбору) «Введение в народоведение», «Экология для младших школьников», «Планета загадок», «Твоя Вселенная», изучение природы и культуры региона и др.
3. Направления дополнительного образования (музыкальная школа, хореография, театральная студия и др.).
4. Семейный клуб.
5. Семейные праздники.
6. Посещение филармонии, театров, музеев и других учреждений культуры.
7. Экскурсии.
8. Кодекс чести класса.
Принципы:
— принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
— принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
— принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
— принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
— принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
— принцип ценностного подхода.
Роль праздников в жизни класса велика, поэтому о них следует сказать особо. Они вносят в учебный процесс элементы игры, придают школьной жизни дополнительные краски, делают её более радостной, что особенно важно для младших школьников. Так как одним из важных направлений в воспитательной работе является семейное воспитание, то все праздники класса проходят как семейные встречи и заканчиваются чаепитием. Заранее во время подготовки ребята знакомятся с содержанием праздника, а уже на семейном вечере это содержание раскрывается в стихах, песнях, сценках. При этом родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздника, они разыгрывают роли в театральных постановках, оформляют декорации, поют песни и т. п.
Одной из основных задач семейного воспитания класса является формирование семейного клуба. Элементами его может стать родительский хор, творческие мастерские (ручной мужской и женский труд, театр), когда в группу продлённого дня приходят заниматься с детьми их родители; просветительский лекторий для родителей (встречи с психологом, священником, интересными людьми). Большую роль в семейном воспитании класса играют совместные с родителями поездки и экскурсии, география которых в последующие годы будет постоянно расширяться.
Все эти мероприятия необходимы для взаимодействия с родителями в духе «осознанного родительства».
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в её делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
- установку на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- владением базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
— свой домашний адрес и адрес школы;
— правила безопасности при переходе улицы;
— правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
— основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
Учащиеся должны уметь:
— различать объекты неживой и живой природы;
— различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
— различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;
— приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);
— рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
— сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).
Тематическое планирование по окружающему миру
1 класс
Дата | № урока | Тема | Количество часов |
1 четверть | |||
Мы и наш мир (10 ч). | |||
1 | Что такое окружающий мир. Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно | 1 | |
2 | Природа. Мир и природа | 1 | |
3 | Неживая и живая природа | 1 | |
4 | Культура | 1 | |
5 | Природа в творчестве человека | 1 | |
6 | Мы – люди | 1 | |
7 | Как мы общаемся с миром. Опасные и чрезвычайные ситуации | 1 | |
8 | Люди – творцы культуры | 1 | |
9 | Обобщение и закрепление пройденного материала. | 1 | |
10 | Экскурсия на пришкольную территорию | 1 | |
Наш класс в школе (12 ч). | |||
11 | Наш класс в школе. Опасная ситуация в школе | 1 | |
12 | Мы – дружный класс. Безопасное поведение в школе | 1 | |
13 | Учитель – наставник и друг | 1 | |
14 | Природа в классе | 1 | |
15 | Как ухаживать за комнатными растениями | 1 | |
16 | Что растет у школы | 1 | |
17 | Мир за стеклянным берегом | 1 | |
18 | Кто ещё у нас живёт? | 1 | |
2 четверть | |||
19 | Какие бывают животные | 1 | |
20 | Делу – время. Режим дня | 1 | |
21 | Книга – наставник и друг. Выполнение правил поведения в классе и в школе | 1 | |
22 | Потехе – час. Правила игрового поведения | 1 | |
Наш дом и семья (14 ч). | |||
23 | Мы в семье | 1 | |
24 | Моя семья – часть моего народа | 1 | |
25 | Природа в доме. Опасность у тебя дома | 1 | |
26 | Откуда в наш дом приходит газ, вода, электричество. Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту | 1 | |
27 | Красивые камни в нашем доме | 1 | |
28 | Комнатные растения у нас дома | 1 | |
29 | Выйдем в сад. Безопасное поведение на улице | 1 | |
30 | Овощи и фрукты на нашем столе | 1 | |
31 | Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами. Ожог | 1 | |
32 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | |
3 четверть | |||
33 | Собака в нашем доме. Как вести себя с домашними питомцами | 1 | |
34 | Кошка в нашем доме. | 1 | |
35 | Домашние и дикие животные. Когда четвероногие друзья опасны. | 1 | |
36 | С утра и до вечера. Один дома. Звонок по телефону. Открывать ли дверь | 1 | |
Город и село (13 ч). | |||
37 | Мы в городе, селе. Как вести себя с незнакомыми людьми | 1 | |
38 | Красота любимого города и родного села. Как вести себя с незнакомыми людьми | 1 | |
39 | Природа в городе. Переход и светофор. Переходим улицу | 1 | |
40 | Что растёт в городе | 1 | |
41 | Чудесные цветники | 1 | |
42 | В ботаническом саду. Правила поведения в ботаническом саду | 1 | |
43 | Кто живёт в парке. Дорожные знаки. | 1 | |
44 | В зоопарке. Правила поведения в зоопарке | 1 | |
45 | Войдём в музей. Правила поведения в музеях и библиотеках | 1 | |
46 | Заочная экскурсия по родному городу | 1 | |
47 | Мы помним наших земляков | 1 | |
48 | Все профессии важны | 1 | |
49 | Правила для пассажиров. Виды транспорта. Внимание авария! Как защитить себя во время аварии | 1 | |
Родная страна (7 ч). | |||
50 | Россия – наша Родина. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъёме государственного флага. | 1 | |
4 четверть | |||
51 | Москва – столица России. Мы – путешественники | 1 | |
52 | Мы – семья народов России | 1 | |
53 | Природа России. Отдыхаем безопасно. Не трогай нас | 1 | |
54 | Охрана природы. Опасные растения и грибы | 1 | |
55 | Красная книга России | 1 | |
56 | Заповедные тропинки. Правила поведения в заповеднике | 1 | |
57 | Съедобные грибы и ягоды. Соберём грибы и ягоды | 1 | |
Человек и окружающий мир (4 ч). | |||
58 | Взгляни на человека! | 1 | |
59 | Всему свой черёд. Я люблю своих родных | 1 | |
60 | У каждого времени свой плод | 1 | |
61 | Я – часть мира | 1 | |
62 | Обобщение и закрепление тем. | 1 | |
63 | Резервный урок. | 1 | |
64 | Резервный урок. | 1 | |
65 | Резервный урок. | 1 | |
66 | Резервный урок. | 1 |
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: «Просвещение», 2011.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016 учебный год.
- Программы для общеобразовательных учреждений (Комплект «Перспектива» программы для начальной школы. - М.: «Просвещение». 2016г.)
Программа «Окружающий мир». Сборник программ «Перспектива». - М.: «Просвещение», 2016.
Для учащихся:
А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс: В 2 ч. - М.: «Просвещение», 2016.
А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: «Просвещение», 2016.
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. (Под ред. Плешакова А.А.) Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: «Просвещение», 2011.
Для учителя:
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Уроки по окружающему миру. 1 класс. - М.: «Просвещение», 2016.
Ижевский П.В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. 1 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 1класс УМК "Школа2100"
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...
Рабочая программа по окружающему миру 1класс
Рабочая программа по окружающему миру 1класс ....
Рабочая программа по окружающему миру 1класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по окружающему миру, 1класс
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программы "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 1класс (Школа 2100)
Рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру 1класс
Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1класс...
Рабочая программа по окружающему миру 1класс
УМК "Перспектива"...