Конспект урока по окружающему миру "М.В.Ломоносов"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата:16.03.18 Учитель: Кауфельдас В.П.
Школа: № 23 Студентка: Загретдинова Д.Г., 46 гр.
Класс: 4 «Г» Методист: Лебедева Е.Ю.
Конспект урока окружающего мира
Тема урока: «Михаил Васильевич Ломоносов»
Цель: -формирование у учащихся представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
Планируемы результаты:
предметные:
- рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова на основе материала учебника;
- обсуждать, основание Московского университета;
- выражать свое отношение к личности Михаила Васильевича Ломоносова;
- воспитывать любовь к истории.
личностные:
-развивать устную речь;
-развивать умение формулировать свои мысли
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;
Тип урока: комбинированный
Понятия: грамматика, арифметика, Славяно-греко-латинская академия, ученый.
Оборудование: презентация, учебник Окружающий мир 4 кл., ч. 2, Плешаков, Крючкова.
Детство Ломоносова.
Родился М.В. Ломоносов в 1711 г. в Архангельской губернии.
Отец Василий Дорофеевич Ломоносов был умным, предприимчивым, первым в том крае построил и оснастил по-европейски на реке Двине парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей. По некоторым данным, отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека.
Мать Елена Ивановна умерла очень рано.
Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михаила физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Узнавать новое ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.
Годы учебы.
В декабре 1730 г. Михайло, имевший максимально возможное для тех мест образование, с рыбным обозом отправился в Москву.
В январе 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию, начав учиться в младшем классе, так как не знал латинского языка. В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов и в декабре 1731 г. был переведен в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он академию в 1735 г. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день: 1 копейка — на хлеб, 1 копейка — на квас, 1 копейка — на обувь, одежду и все остальное. Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды.
В Петербурге. В ноябре 1735 г. в числе 12 лучших учеников Михаила Ломоносова отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в 1736 г. трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела.
Возвращение в Россию.
В Россию вернулся в 1741 г. сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской академии наук в 1742 г. адъюнктом физики — это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории.
В 1745 г. получил звание профессора химии.
Открытия Ломоносова.
1. В области литературы, поэзии:
а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;
б) выпустил «Риторику»;
в) в 1751 г. вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
2. В области физики:
а) открыл закон сохранения материи;
б) сконструировал термометр;
в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.
3. В области химии:
а) открыл первую в России химическую лабораторию;
б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
в) разработал принципы новой науки — физической химии.
4. В области астрономии:
а) открыл атмосферу на Венере;
б) построил телескоп.
5. В области географии:
а) составил «Полярную карту»;
б) разработал приборы для морского кораблевождения;
в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.
6. В области геологии:
а) создал теорию о возникновении металлов и минералов;
б) написал сочинение «О причине землетрясений».
7. В области истории:
а) закончен 1-й том Российской истории;
б) составил «Краткий летописец с родословием».
8. Ломоносов-просветитель:
а) написал статью о должности журналистов;
б) составил проект учреждения Московского университета;
в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет.
9. Ломоносов-художник:
а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;
б) создал 40 мозаичных картин, в том числе «Полтавская битва»;
в) избран почетным членом Петербургской академии художеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Про кошек и собак" (урок защиты проекта УМК "Система Л.В. Занкова")
Урок защиты проекта для 2 класса...
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях
Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.
Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...