Конспект урока по окружающему миру "М.В.Ломоносов"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Загретдинова Диляра Гайфитдиновна

Конспект урока по окружающему миру "М.В.Ломоносов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.v.lomonosov.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:16.03.18                                                                                 Учитель: Кауфельдас В.П.

Школа: № 23                                                                                 Студентка: Загретдинова Д.Г., 46 гр.

Класс: 4 «Г»                                                                                Методист: Лебедева Е.Ю.                                                                                                

                                                                                                                                

                                                                                                                        

Конспект урока окружающего мира

Тема урока: «Михаил Васильевич Ломоносов»

Цель: -формирование у учащихся представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Планируемы результаты:

предметные:      

- рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова на основе материала учебника;

- обсуждать, основание Московского университета;

- выражать свое отношение к личности Михаила Васильевича Ломоносова;

- воспитывать любовь к истории.        

личностные:          

  -развивать устную речь;

  -развивать умение формулировать свои мысли

  -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  -формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

Тип урока: комбинированный

Понятия: грамматика, арифметика, Славяно-греко-латинская академия, ученый.

Оборудование: презентация,  учебник Окружающий мир 4 кл., ч. 2, Плешаков, Крючкова.

Этапы и методы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

формируемые УУД

I. Организационный момент.

2 мин

Здравствуйте, ребята!

Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку

К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы.

II. Актуализация знаний

Словесный метод.

Беседа.

Практический метод.

Игра «Домино»

10 мин

Игра «Домино»

(Учитель заранее заготавливает 3 комплекта карточек.)

1721г.

Город на Неве

Санкт-Петербург

Главная улица Петербурга

Невский проспект

Самое высокое

здание в России

в XVII в.

Петропавловский собор

Построена в честь Александра Невского

Александро-Невская лавра

Строительство Петербурга начиналось

Петропавловская крепость

Празднование Нового города

1 января

Первый музей

Кунсткамера

Первая русская газета

«Ведомости»

Дедушка русского флота

Ботик

Россия стала империей

(Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.)

—  По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью.

ДНСКЙ НВСКЙ ПТР ЛМНСВ

(Донской, Невский, Петр, Ломоносов.)

—  Какое из этих слов лишнее? Почему? (Лишнее слово Ломоносов, потому что о нем мы еще не говорили.)

—  Какая тема урока? («Ломоносов».)

—  Что вы уже о нем знаете?

—  Что хотите узнать? Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает вопросы на доске.)

Отвечать на вопросы

Выполнять тест самостоятельно

П. - осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Р.- понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

III. Постановка учебной задачи и ее решения

Словесный метод. Диалог.

Практический.

Работа с учебником и дополнительными источниками.

20 мин

—  Пользуясь текстом учебника, составьте план рассказа о М.В. Ломоносове.

(Ученики работают в парах. Заслушать рассказы 2—3 пар.)

—  Восстановите деформированный план рассказа о М.В. Ломоносове.

Возвращение в Россию.

Учеба за границей.

Детские и юношеские годы.

Учеба в Славяно-греко-латинской академии.

В Петербургской академии наук.

Учеба в Петербургской академии.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Работа в парах.)

—  Если вы внимательно читали текст, то вам легко будет разгадать кроссворд на с. 36. (По горизонтали: 2. Компас. 7. Ломоносов. 8. Астрономия. 9. Баренцево. 10. Университет. По вертикали: 1. Холмогоры. 3. Академия. 4. Венера. 5. Латинский. 6. Москва. 9. Белое.)

—  В каком веке был открыт Московский университет? (ВXVIII.)

—  В каком веке было изобретено книгопечатание? (ВXV.)

—  В каком веке создавалась «Повесть временных лет»? (ВXII.)

—  В каком веке был издан «Букварь» Кариона Истомина? (В XVII)

—  В каком веке в России произошло открытие Академии наук? (ВXVIII.)

Запишите эти ответы, выполняя задание 2 на с. 37.

Динамическая пауза

Высказывать свое предположение.

Отвечать на вопросы

Работать в группах

Повторять движения

П. - осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Практический.

Конкурс.

Словесный метод.

Фронтальный опрос.

8 мин

3. Конкурс «М.В. Ломоносов»

(Учитель задает вопросы по рядам. За правильный ответ ряд получает очко.)

1. В каком году и где родился М.В. Ломоносов? (В 1711 г. неподалеку от города Холмогоры.)

2. Кем был отец Ломоносова? (Рыбаком.)

3. Как прозвали односельчане судно Ломоносова? («Чайка».)

4. Чем отличался Ломоносов в 10 лет? (Любознательностью. Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда повернута на Север, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние.)

5. Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту? (В 11-12 лет.)

6. Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви.)

7. Назовите первые учебные книги Ломоносова. («Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого.)

8. Какое решение тогда принял Ломоносов? (Он решил отправиться в Москву постигать науки.)

9. Когда и каким образом он добрался до Москвы? (В конце 1730 г. он ушел из дому с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву.)

10. Сколько лет ему тогда было? (19лет.)

11. Куда ему удалось поступить в Москве? (В Славяно-греко-латинскую академию.)

12. Какой язык был международным языком науки в то время? (Латынь.)

13. Какие трудности возникли у Ломоносова? (Над ним потешались одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег.)

14. Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу? (В Петербург, потом в Германию.)

15. Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? (В Петербургской академии наук.)

16. В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.)

17. Назовите его открытия. (Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов.)

18. Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла.)

19. Что сделал великий ученый для развития образования в России? (В 1755 г. был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.) 

20. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? (Золотая медаль имени М.В. Ломоносова.)

Работа с CD

(Просмотр презентации.)

Отвечать на вопросы

Высказывать свое мнение

Слушать учителя

Отвечать на вопросы учителя

К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Р.- понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

IV. Итог урока

Рефлексия

Словесный метод.

Домашнее задание.

5 мин

—  Какова была цель урока?

—  Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

—  Что для вас было самым интересным на уроке?

—  О чем захотелось еще узнать?

—  Что было трудным?

—  Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок?

Домашнее задание

Поиск информации о Екатерине II к проекту «История в лицах»

Высказывать свое мнение.

Записывать д/з

К. — задавать вопросы, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Детство Ломоносова.

Родился М.В. Ломоносов в 1711 г. в Архангельской губернии.

Отец Василий Дорофеевич Ломоносов был умным, предприимчивым, первым в том крае построил и оснастил по-европейски на реке Двине парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей. По некоторым данным, отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека.

Мать Елена Ивановна умерла очень рано.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михаила физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Узнавать новое ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

Годы учебы.

В декабре 1730 г. Михайло, имевший максимально возможное для тех мест образование, с рыбным обозом отправился в Москву.

В январе 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию, начав учиться в младшем классе, так как не знал латинского языка. В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов и в декабре 1731 г. был переведен в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он академию в 1735 г. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день: 1 копейка — на хлеб, 1 копейка — на квас, 1 копейка — на обувь, одежду и все остальное. Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды.

В Петербурге. В ноябре 1735 г. в числе 12 лучших учеников Михаила Ломоносова отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в 1736 г. трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела.

Возвращение в Россию.

В Россию вернулся в 1741 г. сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской академии наук в 1742 г. адъюнктом физики — это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории.

В 1745 г. получил звание профессора химии.

Открытия Ломоносова.

1. В области литературы, поэзии:

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;

б) выпустил «Риторику»;

в) в 1751 г. вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

2. В области физики:

а) открыл закон сохранения материи;

б) сконструировал термометр;

в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.

3. В области химии:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;

б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

в) разработал принципы новой науки — физической химии.

4. В области астрономии:

а) открыл атмосферу на Венере;

б) построил телескоп.

5. В области географии:

а) составил «Полярную карту»;

б) разработал приборы для морского кораблевождения;

в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.

6. В области геологии:

а) создал теорию о возникновении металлов и минералов;

б) написал сочинение «О причине землетрясений».

7. В области истории:

а) закончен 1-й том Российской истории;

б) составил «Краткий летописец с родословием».

8. Ломоносов-просветитель:

а) написал статью о должности журналистов;                

б) составил проект учреждения Московского университета;

в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет.

9. Ломоносов-художник:

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;

б) создал 40 мозаичных картин, в том числе «Полтавская битва»;

в) избран почетным членом Петербургской академии художеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...