Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Загретдинова Диляра Гайфитдиновна

Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otechestvennaya_voyna.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:23.03.18                                                                                 Учитель: Кауфельдас В.П.

Школа: № 23                                                                                 Студентка: Загретдинова Д.Г., 46 гр.

Класс: 4 «Г»                                                                                Методист: Лебедева Е.Ю.                                                                                                

                                                                                                                                

                                                                                                                        

Конспект урока окружающего мира

Тема урока: «Отечественная война 1812 года»

Цель: - ознакомление с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами и событиями, героями.

Планируемы результаты:

предметные:      

- рассказывать об Отечественной войне 1812 года на основе материала учебника;

- обсуждать, основные этапы и события войны;

- выражать свое отношение к войне, ее героям;

- воспитывать любовь к истории.        

личностные:          

  -развивать устную речь;

  -развивать умение формулировать свои мысли

  -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  -формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

Понятия: Отечественная война, Наполеон Бонапарт, село Бородино, Денис Давыдов, храм Христа Спасителя.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация,  учебник Окружающий мир 4 кл., ч. 2, Плешаков, Крючкова.

Этапы и методы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

формируемые УУД

I. Организационный момент.

2 мин

Здравствуйте, ребята!

Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы.

II. Актуализация знаний

Словесный метод.

Беседа.

Практический.

Игра «Домино».

10 мин

Игра «Домино»

(Учитель заранее заготавливает 3 комплекта карточек.)

Екатерина Великая

Царствование Екатерины Великой

34 года

На Сенатской площади

Медный всадник

На Дворцовой площади в середине XVIII в. возводится

Зимний дворец

Предводитель крестьян

Емельян Пугачев

Генералиссимус

А.В. Суворов

Командующий

Черноморским

флотом

Ф.Ф. Ушаков

Знаменитая победа Суворова

Крепость Измаил

Книга Суворова

«Наука побеждать»

Один из крупнейших музеев мира

Эрмитаж

Титул Екатерины II

(Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино. Подведение итогов игры.)

Отвечать на вопросы.

Выполнять задания по игре «Домино»

П. - осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

III. Постановка учебной задачи и ее решения

Словесный метод. Диалог.

Практический.

Работа с учебником и дополнительными источниками.

IV. Решение частных задач

Практический.

Работа со словарем.

Практический.

Работа в группах.

Динамическая пауза

20 мин

- Мы продолжаем наше путешествие по страницам истории.

—  Чтобы узнать следующий год нашего путешествия, надо решить математическую задачу. (1812 г.)

Это число записывается цифрами двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6.

—  Правильно, это 1812г. Этот год был непростым для России, а почему — вы узнаете сегодня на уроке.

Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 г.».

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

—  Что мы будем делать для достижения этой цели?

—  Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (Почему эту войну называют отечественной ? Сколько времени продолжалась эта война ?Кто победил в этой войне? И т. д.)

Работа со словарем

—  Прежде чем мы начнем говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит слово «отечество». (Ответы детей.)

—  Где можем узнать определение этого слова? (В словаре.)

В толковом словаре СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой читаем: отечество — страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Работа в группах

Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А также в конце урока ответим на наш главный вопрос: «Почему войну 1812 года называют отечественной?» Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание и подготовит выступающих.

Задание для первой группы

Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «отечественная война».

—  Прочитайте текст на с. 112—113 учебника. Ответьте на вопросы.

1. В каком году началась война?

2. Между какими странами шла война?

3. Кто первым начал войну и почему?

4. Кто возглавлял французскую армию?

5. Кто возглавил русскую армию?

Задание для второй группы

Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 г.

—  Прочитайте текст на с. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на с. 114—115. Ответьте на вопросы.

1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 г.?

2. Где оно произошло?

3. Чем закончилось?

4. Какой момент боя был самым тяжелым?

5.0 чем можно рассказать, глядя на иллюстрацию на с. 114—115?

Задание для третьей группы

Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812 г. и окончание войны.

—  Прочитайте текст на с. 116-117 учебника. Ответьте на вопросы.

1. Кто такие партизаны?

2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

3. Как была изгнана французская армия за пределы России?

Давайте все встанем и немного отдохнем

Высказывать свое предположение.

Отвечать на вопросы.

Определять тему, цели и задачи урока.

Работать со словарем.

Выполнять задания данные учителем, в группах.

Повторять движения

П. - осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

П. - осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

V. Включение в систему знаний

Словесный метод.

Фронтальный опрос.

Практический.

Работа с учебником и дополнительными источниками.

Практический.

Блицопрос.

Практический.

Работа с пословицами.

8 мин

- Итак, слушаем ваши сообщения. 

- Кто готовил сообщения о Кутузове и Давыдове, слушаем вас.

Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Выполняя задание 1 на с. 39, запишите определение понятия «отечественная война». (Отечественная война — это справедливая война в защиту своего отечества.)

—  Самостоятельно выполните задание 2. Прочитайте пары. (Куликовская битва —Дмитрий Донской, взятие Измаила — А.В. Суворов, Ледовое побоище — Александр Невский, Бородинская битва — М.И. Кутузов.)

—  Выполните задание 4 на с. 40, работая в группах. (/. Бородинское сражение. 2. Вхождение Наполеона в Москву. 3. О Михаиле Илларионовиче Кутузове.)

—  Какое неверное утверждение есть в тексте задания 5 на с. 42? (4. Наполеон вошел в Москву после Бородинской битвы.)

Блицопрос

•   Где произошло решающее сражение? (У села Бородино, в 110км от Москвы.)

•   Почему Кутузов решил отступить? (Чтобы сберечь войско.)

•   Почему Наполеон оставил Москву? (Из-за пожаров, голода армии в Москве.)

•   Кто наносил значительный урон отступающим французам? (Партизаны.)

•   Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном? (Храм Христа Спасителя.)

 Работа с пословицами

(Для каждого ряда учитель предлагает конверт с деформированными предложениями (пословицами).)

—  Откройте конверты и сложите фразу. Что у вас получилось?

•   Родная сторона — мать, чужая — мачеха.___

•   Родина — мать, умей за нее постоять.

•   Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Рассказывать сообщения.

.

Выполнять задания в рабочей тетради.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы учителя

К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Р.- понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

IV. Итог урока

Рефлексия

Словесный метод.

Беседа.

Домашнее задание.

5 мин

—  О каком историческом событии мы сегодня говорили?

— Что произвело на вас самое большое впечатление? (Высказывания детей.)

—  Объясните, почему война 1812 г. называется отечественной. (Наполеон Бонапарт был уверен в скорой победе. Однако он встретил отчаянное сопротивление всего народа. Война 1812 г. после того, как на защиту родины встал весь народ, превратилась в войну Отечественную.)

Без патриотизма, без горячей любви к своему Отечеству, земле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством — чувство толерантности.

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

Рефлексия

—  Дополните предложения.

•   Я узнал...

•   Я научился...

•   Мне понравилось...

•   Я бы хотел...

•   Новые знания мне...

—  Что вы можете сказать о том, как вы потрудились на уроке? (Самооценка. Комментарий учителя.)-

Домашнее задание

Высказывать свое мнение.

Проводить рефлексию.

Записывать д/з

К. — задавать вопросы, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

П. - осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

Наполеоновское нашествие.

В конце XVIII в. в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские столицы, Наполеон мечтал о Москве.

Наполеон был очень грозным противником. Он был умен, хитер и талантлив как военачальник. Российский император Александр I в переговорах с Наполеоном не шел ему навстречу.

К этому времени почти вся Европа была покорена Наполеоном. Оставалось завоевать Россию. Наполеон серьезно готовился к войне с Россией. Его армия была хорошо вооружена, обучена, имела многократное численное превосходство над русской армией и не знала поражений. Наполеон обещал победоносно завершить русскую кампанию через месяц, и в Европе никто в этом не сомневался — он привел к границам России огромную армию.

И в 1812 г. французская армия вторглась на территорию России. Удар французов был настолько силен, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступать. Французы теснили нашу армию в сторону Москвы. Для Наполеона было делом чести войти в российскую столицу. Позади вражеское войско оставляло сожженные " деревни и села, разграбленные города.

Так Наполеон дошел до Смоленска, последнего крупного города на пути к Москве. И Смоленск французам удалось захватить. Самой главной целью Наполеона была Москва. «Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце», — говорил Наполеон.

Александр I был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. И такой человек был. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Ум М.И. Кутузова, его чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской армии в борьбе с Наполеоном.

Бородино.

После назначения Кутузова главнокомандующим он выбрал место для генерального сражения у села Бородино недалеко от Москвы. Главной задачей Бородинского сражения для М.И. Кутузова было перекрыть дороги на Москву.

26 августа (по ст. стилю) 1812 г. в 5 ч 30 мин утра грянул бой. Это было величайшее сражение, каких еще не знала Европа. Оно продолжалось 15 ч. Обе стороны сражались отчаянно, стояли насмерть. Количество потерь было велико как никогда. Узнав о больших потерях (около 60 тыс. убитыми), Наполеон приказал прекратить сражение и отвести войска. Кутузов остался доволен исходом боя. Наполеон не сумел прорвать оборону русских. В Бородинской битве русские войска потеряли свыше 45 тыс. убитыми. Была уничтожена половина армии. У Наполеона еще оставались резервные войска. Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Продолжать бой было очень рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве.

2 сентября (по ст. стилю), русские войска оставили Москву. Вместе с армией население покидало город. Русская армия отступала по Рязанской дороге, а затем перешла на Калужскую дорогу и 21 сентября остановилась на берегу Нары, в селе Тарутине.

А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Да, во всех завоеванных городах Наполеона встречали с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приема Наполеон ждал и от московских жителей. Московская депутация с ключами от города не пришла. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары в нем. После Бородина и гибели столицы стремление уничтожить захватчиков сделалось всенародным в полном смысле слова.

Изгнание Наполеона из Москвы.

После московского пожара в Отечественной войне 1812 г. произошел крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Против армии Наполеона началась настоящая народная война. Крестьяне и помещики, чьи поместья разорили французы, шли в партизанские отряды воевать с ненавистными французами, как и бежавшие из плена русские солдаты. Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками. Жители русских городов собирали средства на поддержание русской армии и ополченцев. 

Кутузов говорил: «Партизаны мои наводили страх и ужас на неприятеля...» Чаще всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, захватывали курьеров, освобождали русских пленных. Действия партизан были внезапны и стремительны.

Кутузов понял, какую огромную пользу приносит русской армии развернувшаяся партизанская война. Он стал использовать партизанские методы нападения на французов. Кутузов приказал сформировать несколько конных отрядов. Их задачей было неожиданное появление в тылу врага и нанесение ему ударов с тыла. Первый такой отряд возглавил гусар Денис Васильевич Давыдов. Вместе с Кутузовым Денис Васильевич разработал план ведения партизанской войны против французской армии. Партизаны освободили десятки сел, деревень в Подмосковье и в Смоленской губернии. Рейды партизан в тылу врага нанесли огромный ущерб французам.

Недолго французы пробыли в Москве. Есть было нечего: партизаны перехватывали обозы; холодно, жить негде: страшный пожар уничтожил больше половины домов. Силы французов таяли, и враги оставили Москву и двинулись обратно к реке Неман. Так народная война против Наполеона помогла сломить противника, заставила его покинуть Русскую землю. Отступление французов было мучительным. Они жестоко голодали. Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия. Наступившая зима совершенно измучила французских солдат. У них не было теплого обмундирования и обуви. Армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг.

Это было жалкое зрелище. Во французской армии начались болезни. Армия Кутузова все время шла рядом с французскими войсками. Но в решительный бой с ними не вступала, а изматывала противника в небольших, но постоянных сражениях. Кутузов приказал не выпускать французов со старой Смоленской дороги и гнать их до самой границы. Русская армия тоже несла потери в боях с противником. Старый полководец Михаил Илларионович Кутузов ни на минуту не покидал своих солдат. Он вместе с ними переносил все тяготы военного похода. Наконец армия Наполеона добралась до Смоленска. В разоренном городе французы смогли пробыть всего четыре дня. Надежды Наполеона пополнить в Смоленске запасы продовольствия не оправдались. Французская армия продолжила отступление. Около реки Березины армия Кутузова окончательно разгромила французов. Наполеон чуть сам не попал в плен. Чудом ему удалось спастись. На другом берегу Березины «непобедимый» французский император бросил свою армию и бежал во Францию.

25 декабря 1812 г. было объявлено об окончании войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.

Аннотацияq         Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...

Урок по теме "Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку, документальный фильм. Прентацию можно скачать с файлообменника http://files.mail.ru/XCV3CD  Документальный фильм (вставленный в 22 кадр) можно скачать с файлообменника http:/...

Первый урок по теме "Отечественная война 1812 года"

Урок по теме "Отечественная война 1812 года" Цели урока: Дидактические цели:создать условия для формирования представления о войне 1812 года;показать общую картину Отечественной войны (кто начал,...

урок окружающего мира "Война 1812 года"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Война 1812 года"...

Презентация к уроку окружающего мира"Война 1812 года и ее герои"

Данную презентацию можно использовать к урокам и внеклассным мероприятиям....

Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"

Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...