Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.docx43.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа курса  «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России». Концепция программы для начальных классов. В 2 частях. Москва,  «Просвещение», 2013 г.

     Программа соответствует требованиям ФГОС НОО 2009 г.

     В федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение курса отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 70 часов и обеспечена следующим методическим комплектом:

1.Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 3  класс, М.: Просвещение, 2013

2.Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 3 класс, М., Просвещение, 2017

3.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений:  М.: Просвещение, 2010

4.Тесты к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас»(авт.А. А.  Плешаков,М.: Просвещение, 2017

5.Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга  для уч-ся нач. классов, М: Просвещение, 2010

     Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Цель изучения окружающего мира -  формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.

      Задачи:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

      Ценностные ориентиры курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» 3 класс

       Данная программа обеспечит формирование УУД

       Личностные УУД:

 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные УУД:

 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

     

Предметные УУД:

 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В результате изучения окружающего мира ученик научится.

  • определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
  • различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
  • различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственные животных края;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа; проводить самостоятельные наблюдения в природе;
  • оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
  • в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы;
  • называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта); называть океаны и материки;
  • называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;
  • рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России;
  • объяснять, что такое Конституция;
  • характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  • называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.

Ученик получит возможность научиться:

  • наблюдать объекты окружающего мира;
  • самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;
  • работать с учебными и научно-познавательными текстами;
  • составлять план учебной статьи;
  • работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
  • работать с различными картами;
  • готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников; рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
  • работать в паре, группе, индивидуально;
  • оценивать себя, товарища;
  • формировать коммуникативные умения;
  • развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России;
  • описывать отдельные (изученные) события истории Отечества; пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Содержание тем учебного курса «Окружающий мир» 3 класс

                          Как устроен мир  (7 часов)

Природа. Человек. Наши проекты: «Богатства, отданные людям». Общество. Что такое экология? Природа в опасности!

Эта удивительная природа (19 часов)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговорот воды. Берегите воду! Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест. Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Мы и наше здоровье (10 часов)

Организм человека. Организм человека. Надежная защиты организма. Опора тела и движение. Опора тела и движение. Наши проекты: «Школа кулинаров». Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Наша безопасность (7 часов)

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Наши проекты: «Кто нас защищает». Опасные места. Опасные места. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика  (11 часов)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей- основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Наши проекты «Экономика родного края». Что такое деньги. Государственный бюджет. Экономика и экология.

Путешествие по городам и странам (9 часов)

Золотое кольцо России. Наши проекты: «Музей путешествий». Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс? В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.

Повторение и обобщение пройденного материала (7 часов)

Тематическое планирование по окружающему миру  3 класс

Раздел

Кол-во

 часов

Кол-во часов на контрольные, лабораторные, практические работы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Как устроен мир  

7 часов

1 час

Классифицировать объекты природы. Осознавать и раскрывать ценность природы для людей. Различать внешность человека и его внутренний мир. Определять место человека в окружающем мире. Обнаруживать взаимосвязи в природе. Осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

Эта удивительная природа

19 часов

4 часа

Различать тела, вещества, частицы. Проводить наблюдения и ставить опыты. Исследовать свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе. Классифицировать растения и животных. Обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой. Пользоваться атласом – определителем.

Мы и наше здоровье

10 часов

3 часа

Устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека. Использовать знания о строении человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. Выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней. Вырабатывать правильную осанку. Понимать необходимость ЗОЖ и соблюдать соответствующие правила.

Наша безопасность

8 часов

2 часа

Правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах. Различать дорожные знаки и следовать их указаниям. Соблюдать правила безопасного поведения в природе. Понимать, что такое экологическая безопасность, Соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни.

Чему учит экономика  

11 часов

3 часа

Раскрывать роль экономики. Осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. Различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними. Понимать роль денег в экономике. Объяснять, что такое государственный бюджет. Понимать, как ведется хозяйство семьи. Обнаруживать связь между экономикой и экологией.

Путешествие по городам и странам

10 часов

3 часа

Находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов. Осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. Находить на карте страны – соседи России и их столицы. Рассказывать по карте о различных странах. Приводить примеры достопримечательностей разных стран. Использовать различные справочные издания для поиска информации о человеке и обществе.

Повторение

5 часов

1

Будут повторять изученный материал за год, Формировать умения находить и исправлять ошибки.

Итого:

70 часов

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру  3 класс

№ п/п

Тема учебного занятия (урока)

Формы организации учебных занятий

Материально - техническая база, ЭОРы

Дата проведения по плану

Дата

проведения по факту

Как устроен мир  (7 часов)

1

 Природа.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

6.09

2

Человек.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

8.09

3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

Урок - проект

Презентация

13.09

4

Общество.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

15.09

5

Что такое экология?

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

20.09

6

Природа в опасности!

Урок исследование

Электронное приложение к учебнику

22.09

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».

 Тест.

Урок контроля

ЭОР

27.09

Эта удивительная природа (19 часов)

8

Тела, вещества, частицы.

Урок -исследование

Электронное приложение к учебнику

29.09

9

Разнообразие веществ.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

4.10

10

Воздух и его охрана.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

6.10

11

Вода.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

11.10

12

Превращения и круговорот воды.

Урок -исследование

Электронное приложение к учебнику

13.10

13

Берегите воду!

Тест.

Урок -исследование

Электронное приложение к учебнику

18.10

14

Что такое почва.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

20.10

15

Разнообразие растений.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

25.10

16

Солнце, растения и мы с вами.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

27.10

17

Размножение и развитие растений.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

8.11

18

Охрана растений.

Тест.

Урок -исследование

Электронное приложение к учебнику

10.11

19

Разнообразие животных.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

15.11

20

Кто что ест.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

17.11

21

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»

Урок- проект

Презентация

22.11

22

Размножение и развитие животных.

Урок -исследование

Электронное приложение к учебнику

24.11

23

Охрана животных.

Тест.

Урок -исследование

Электронное приложение к учебнику

29.11

24

В царстве грибов.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

1.12

25

Великий круговорот жизни.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

6.12

26

Обобщение знаний по теме

«Эта удивительная природа». Тест.

Урок контроля.

ЭОР

8.12

Мы и наше здоровье (10 часов)

27

Организм человека.

 

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

13.12

28

Органы чувств.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

15.12

29

Надежная защиты организма.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

20.12

30

Опора тела и движение. Тест.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

22.12

31

Наше питание.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

27.12

32

Наши проекты: «Школа кулинаров»

Урок- проект

Презентация

29.12

33

Дыхание и кровообращение.

Тест.

Урок -исследование

Электронное приложение к учебнику

17.01

34

Умей предупреждать болезни.

Урок -исследование

Электронное приложение к учебнику

19.01

35

Здоровый образ жизни.

Урок -исследование

Электронное приложение к учебнику

24.01

36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Тест.

Урок контроля

ЭОР

26.01

Наша безопасность (8 часов)

37

Огонь, вода и газ.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

31.01

38

Чтобы путь был счастливым.

Урок -исследование

Электронное приложение к учебнику

2.02

39

Дорожные знаки.

Тест.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

7.02

40

Наши проекты: «Кто нас защищает».

Урок -проект

Электронное приложение к учебнику

9.02

41

Опасные места.

Урок -исследование

Электронное приложение к учебнику

14.02

42

Природа и наша безопасность.

Урок открытия новых знаний

Презентация

16.02

43

Экологическая безопасность.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

21.02

44

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Тест.

Урок контроля

ЭОР

28.02

Чему учит экономика  (11 часов)

45

Для чего нужна экономика.

Урок открытия новых знаний

Презентация

2.03

46

Природные богатства и труд людей - основа экономики.

Урок открытия новых знаний

Презентация

7.03

47

Полезные ископаемые.

Тест.

Урок -исследование

Электронное приложение к учебнику

9.03

48

Растениеводство.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

14.03

49

Животноводство.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

16.03

50

Какая бывает промышленность.

Тест.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

21.03

51

Наши проекты «Экономика родного края».

Урок - проект

Презентация

23.03

52

Что такое деньги.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

4.04

53

Государственный бюджет.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

6.04

54

Экономика и экология.

Урок -исследование

Презентация

11.04

55

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика».  Тест.

Урок контроля

ЭОР

13.04

Путешествие по городам и странам (10 часов)

56

Золотое кольцо России.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

18.04

57

Наши проекты: «Музей путешествий».

Урок -проект

Презентация

20.04

58

Наши ближайшие соседи. Тест.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

25.04

59

На севере Европы.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

27.04

60

Что такое Бенилюкс?

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

2.05

61

В центре Европы. Тест.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

4.05

62

По Франции и Великобритании.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

11.05

63

На юге Европы.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

16.05

64

По знаменитым местам мира.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

18.05

65

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика».  Тест.

Урок контроля

ЭОР

23.05

Повторение и обобщение пройденного материала (5 часов)

66

Повторение и обобщение по теме: «Как  устроен мир»

Урок рефлексии

25.05

67

Повторение и обобщение по теме: «Эта удивительная природа»

Урок рефлексии

30.05

68

Повторение и обобщение по теме: «Мы и наше здоровье»

Урок рефлексии

Резерв

69

Повторение и обобщение по теме: «Наша безопасность»

Урок рефлексии

Резерв

70

Повторение и обобщение по теме: «Чему учит экономика»

Урок рефлексии

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...