Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.docx | 43.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России». Концепция программы для начальных классов. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2013 г.
Программа соответствует требованиям ФГОС НОО 2009 г.
В федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение курса отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 70 часов и обеспечена следующим методическим комплектом:
1.Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 3 класс, М.: Просвещение, 2013
2.Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 3 класс, М., Просвещение, 2017
3.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение, 2010
4.Тесты к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас»(авт.А. А. Плешаков,М.: Просвещение, 2017
5.Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для уч-ся нач. классов, М: Просвещение, 2010
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Цель изучения окружающего мира - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
Ценностные ориентиры курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» 3 класс
Данная программа обеспечит формирование УУД
Личностные УУД:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные УУД:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения окружающего мира ученик научится.
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
- различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственные животных края;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа; проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы;
- называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта); называть океаны и материки;
- называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;
- рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России;
- объяснять, что такое Конституция;
- характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.
Ученик получит возможность научиться:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;
- работать с учебными и научно-познавательными текстами;
- составлять план учебной статьи;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- работать с различными картами;
- готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников; рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- работать в паре, группе, индивидуально;
- оценивать себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России;
- описывать отдельные (изученные) события истории Отечества; пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Содержание тем учебного курса «Окружающий мир» 3 класс
Как устроен мир (7 часов)
Природа. Человек. Наши проекты: «Богатства, отданные людям». Общество. Что такое экология? Природа в опасности!
Эта удивительная природа (19 часов)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговорот воды. Берегите воду! Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест. Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Мы и наше здоровье (10 часов)
Организм человека. Организм человека. Надежная защиты организма. Опора тела и движение. Опора тела и движение. Наши проекты: «Школа кулинаров». Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Наша безопасность (7 часов)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Наши проекты: «Кто нас защищает». Опасные места. Опасные места. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика (11 часов)
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей- основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Наши проекты «Экономика родного края». Что такое деньги. Государственный бюджет. Экономика и экология.
Путешествие по городам и странам (9 часов)
Золотое кольцо России. Наши проекты: «Музей путешествий». Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс? В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
Повторение и обобщение пройденного материала (7 часов)
Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
Раздел | Кол-во часов | Кол-во часов на контрольные, лабораторные, практические работы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Как устроен мир | 7 часов | 1 час | Классифицировать объекты природы. Осознавать и раскрывать ценность природы для людей. Различать внешность человека и его внутренний мир. Определять место человека в окружающем мире. Обнаруживать взаимосвязи в природе. Осознавать необходимость ответственного отношения к природе. |
Эта удивительная природа | 19 часов | 4 часа | Различать тела, вещества, частицы. Проводить наблюдения и ставить опыты. Исследовать свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе. Классифицировать растения и животных. Обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой. Пользоваться атласом – определителем. |
Мы и наше здоровье | 10 часов | 3 часа | Устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека. Использовать знания о строении человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. Выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней. Вырабатывать правильную осанку. Понимать необходимость ЗОЖ и соблюдать соответствующие правила. |
Наша безопасность | 8 часов | 2 часа | Правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах. Различать дорожные знаки и следовать их указаниям. Соблюдать правила безопасного поведения в природе. Понимать, что такое экологическая безопасность, Соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни. |
Чему учит экономика | 11 часов | 3 часа | Раскрывать роль экономики. Осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. Различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними. Понимать роль денег в экономике. Объяснять, что такое государственный бюджет. Понимать, как ведется хозяйство семьи. Обнаруживать связь между экономикой и экологией. |
Путешествие по городам и странам | 10 часов | 3 часа | Находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов. Осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. Находить на карте страны – соседи России и их столицы. Рассказывать по карте о различных странах. Приводить примеры достопримечательностей разных стран. Использовать различные справочные издания для поиска информации о человеке и обществе. |
Повторение | 5 часов | 1 | Будут повторять изученный материал за год, Формировать умения находить и исправлять ошибки. |
Итого: | 70 часов |
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
№ п/п | Тема учебного занятия (урока) | Формы организации учебных занятий | Материально - техническая база, ЭОРы | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Как устроен мир (7 часов) | |||||
1 | Природа. | Комбинированный урок | Электронное приложение к учебнику | 6.09 | |
2 | Человек. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 8.09 | |
3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям». | Урок - проект | Презентация | 13.09 | |
4 | Общество. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 15.09 | |
5 | Что такое экология? | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 20.09 | |
6 | Природа в опасности! | Урок исследование | Электронное приложение к учебнику | 22.09 | |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Тест. | Урок контроля | ЭОР | 27.09 | |
Эта удивительная природа (19 часов) | |||||
8 | Тела, вещества, частицы. | Урок -исследование | Электронное приложение к учебнику | 29.09 | |
9 | Разнообразие веществ. | Комбинированный урок | Электронное приложение к учебнику | 4.10 | |
10 | Воздух и его охрана. | Комбинированный урок | Электронное приложение к учебнику | 6.10 | |
11 | Вода. | Комбинированный урок | Электронное приложение к учебнику | 11.10 | |
12 | Превращения и круговорот воды. | Урок -исследование | Электронное приложение к учебнику | 13.10 | |
13 | Берегите воду! Тест. | Урок -исследование | Электронное приложение к учебнику | 18.10 | |
14 | Что такое почва. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 20.10 | |
15 | Разнообразие растений. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 25.10 | |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 27.10 | |
17 | Размножение и развитие растений. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 8.11 | |
18 | Охрана растений. Тест. | Урок -исследование | Электронное приложение к учебнику | 10.11 | |
19 | Разнообразие животных. | Комбинированный урок | Электронное приложение к учебнику | 15.11 | |
20 | Кто что ест. | Комбинированный урок | Электронное приложение к учебнику | 17.11 | |
21 | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» | Урок- проект | Презентация | 22.11 | |
22 | Размножение и развитие животных. | Урок -исследование | Электронное приложение к учебнику | 24.11 | |
23 | Охрана животных. Тест. | Урок -исследование | Электронное приложение к учебнику | 29.11 | |
24 | В царстве грибов. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 1.12 | |
25 | Великий круговорот жизни. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 6.12 | |
26 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Тест. | Урок контроля. | ЭОР | 8.12 | |
Мы и наше здоровье (10 часов) | |||||
27 | Организм человека.
| Комбинированный урок | Электронное приложение к учебнику | 13.12 | |
28 | Органы чувств. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 15.12 | |
29 | Надежная защиты организма. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 20.12 | |
30 | Опора тела и движение. Тест. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 22.12 | |
31 | Наше питание. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 27.12 | |
32 | Наши проекты: «Школа кулинаров» | Урок- проект | Презентация | 29.12 | |
33 | Дыхание и кровообращение. Тест. | Урок -исследование | Электронное приложение к учебнику | 17.01 | |
34 | Умей предупреждать болезни. | Урок -исследование | Электронное приложение к учебнику | 19.01 | |
35 | Здоровый образ жизни. | Урок -исследование | Электронное приложение к учебнику | 24.01 | |
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Тест. | Урок контроля | ЭОР | 26.01 | |
Наша безопасность (8 часов) | |||||
37 | Огонь, вода и газ. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 31.01 | |
38 | Чтобы путь был счастливым. | Урок -исследование | Электронное приложение к учебнику | 2.02 | |
39 | Дорожные знаки. Тест. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 7.02 | |
40 | Наши проекты: «Кто нас защищает». | Урок -проект | Электронное приложение к учебнику | 9.02 | |
41 | Опасные места. | Урок -исследование | Электронное приложение к учебнику | 14.02 | |
42 | Природа и наша безопасность. | Урок открытия новых знаний | Презентация | 16.02 | |
43 | Экологическая безопасность. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 21.02 | |
44 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Тест. | Урок контроля | ЭОР | 28.02 | |
Чему учит экономика (11 часов) | |||||
45 | Для чего нужна экономика. | Урок открытия новых знаний | Презентация | 2.03 | |
46 | Природные богатства и труд людей - основа экономики. | Урок открытия новых знаний | Презентация | 7.03 | |
47 | Полезные ископаемые. Тест. | Урок -исследование | Электронное приложение к учебнику | 9.03 | |
48 | Растениеводство. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 14.03 | |
49 | Животноводство. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 16.03 | |
50 | Какая бывает промышленность. Тест. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 21.03 | |
51 | Наши проекты «Экономика родного края». | Урок - проект | Презентация | 23.03 | |
52 | Что такое деньги. | Комбинированный урок | Электронное приложение к учебнику | 4.04 | |
53 | Государственный бюджет. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 6.04 | |
54 | Экономика и экология. | Урок -исследование | Презентация | 11.04 | |
55 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Тест. | Урок контроля | ЭОР | 13.04 | |
Путешествие по городам и странам (10 часов) | |||||
56 | Золотое кольцо России. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 18.04 | |
57 | Наши проекты: «Музей путешествий». | Урок -проект | Презентация | 20.04 | |
58 | Наши ближайшие соседи. Тест. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 25.04 | |
59 | На севере Европы. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 27.04 | |
60 | Что такое Бенилюкс? | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 2.05 | |
61 | В центре Европы. Тест. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 4.05 | |
62 | По Франции и Великобритании. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 11.05 | |
63 | На юге Европы. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 16.05 | |
64 | По знаменитым местам мира. | Урок открытия новых знаний | Электронное приложение к учебнику | 18.05 | |
65 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Тест. | Урок контроля | ЭОР | 23.05 | |
Повторение и обобщение пройденного материала (5 часов) | |||||
66 | Повторение и обобщение по теме: «Как устроен мир» | Урок рефлексии | 25.05 | ||
67 | Повторение и обобщение по теме: «Эта удивительная природа» | Урок рефлексии | 30.05 | ||
68 | Повторение и обобщение по теме: «Мы и наше здоровье» | Урок рефлексии | Резерв | ||
69 | Повторение и обобщение по теме: «Наша безопасность» | Урок рефлексии | Резерв | ||
70 | Повторение и обобщение по теме: «Чему учит экономика» | Урок рефлексии | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....
рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Авторская программа по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...