Урок по окружающему миру "Берегите воду"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Магамедова Наталья Николаевна

Урок по окружающему миру о защите реки Волга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_magamedova.doc47.5 КБ
Office presentation icon beregite_vodu.ppt1.48 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

п. Белоярский Новобурасский район Саратовская область»

ВОЛГА.
ВЫЖИВЕТ ЛИ ОНА?

Магамедова Наталья Николаевна

учитель начальных классов I категории

МОУ «СОШ п. Белоярский»

Тема: «Берегите воду!»

Тип урока: изучение нового

Цель:

  • рассмотреть причины загрязнения водоёмов, познакомиться с мерами охраны водоёмов от загрязнения;
  • учить бережно, относиться к воде и экономить её.

Оборудование:

  1. Учебник А.А.Плешакова 3 класс; Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова «Окружающий мир 3 класс»; сказка Н.А. Рыжова «Жила-была река».
  2. Ноутбук
  3. Мультимедийный проектор
  4. Презентация «Берегите воду», в которой использованы статьи из «Энциклопедии для детей Аванта +, Экология, том 19», Москва, «Аванта +», 2001;(приложение 1)

Ход урока:

1. Организационный момент.

Звучит музыка Грига, аудиозапись: звуки леса, журчание ручья.

– Представьте, что мы оказались на берегу реки в лесу.

– Нравится вам эта картина?

2. Самопределение к деятельности.

Слайд 1.

-О каком веществе мы будем говорить на уроке, вы знаете из загадки.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… (воды)

3.Актуализация знаний.

-Какую роль играет вода в жизни человека?

Слайд 2.

-Сколько воды на Земле много или мало?

Слайд 3.

-Если посмотреть на нашу планету из космоса, то вернее её можно было бы назвать не Землёй, а Водой. Какой же это земной шар, если земли  на его поверхности не более 1/3, а всё остальное – вода: реки, озёра, моря, океаны, болота.

4.Постановка учебной задачи.

Слайд 4.

-Почему среди такого огромного количества воды человек беспокоится о её нехватке?

-Это главный вопрос нашего урока. Определите цель нашего урока?

-Определите тему нашего урока?

4.Постоение проекта выхода из затруднения. Участие в подводящем диалоге.

Читаю сказку Н.А. Рыжова «Жила-была река»

Слайд5.

-Какой была река до того, как встретилась с людьми?

-Как люди относились к реке?

-Правильно они себя вели? Почему?

-Что случилось с горожанами, когда река ушла?

-Что случилось бы с нами, если бы все реки обиделись на людей и ушли?

-Какой была река до того, как встретилась с людьми?

-Какой она стала после?

-Как поступили люди в конце сказки?

-Как вы считаете, правильно ли они сделали?

-Что ещё они могли сделать для речки?

-Для чего они её вернули?

-Бывают такие события, описанные в сказке, в жизни?

-Приведите примеры.

-Почему важно бережно относиться к рекам, озёрам, океанам?

-Одна из главных опасностей для здоровья воды – нефть.

Слайд 6.

-Посмотрите на карту Земли. На ней мы видим распределение нефтяных пятен на поверхности рек, морей, океанов.

Слайд 7.

-Вот так выглядит нефтяное пятно на поверхности моря. Какое производит впечатление?

-Как бы аккуратно ни старались работать нефтяники, полностью избежать разливов и утечек не удаётся.

Слайд 8.

-Например, 22 апреля 1977 на буровой платформе «Браво» в центральной части Северного моря произошёл выброс нефти. За 8 суток было потеряно 13 тыс. тонн нефти и 19 куб. метров газа. С помощью механических средств удалось собрать всего 750 тонн нефти, а остальная её часть разлилась на площади более 3000 кв. километров. Огромный ущерб был нанесён растениям и животным.

-Как ещё нефть может оказаться в наших водоёмах?

Слайд 9.

-Сотни тонн нефти ежегодно перевозят танкеры. Ежегодно происходит до 15 крупных аварий.

-16 марта 1978 г. либерейский супертанкер потерял управление при 9 бальном шторме, судно село на мель и разломилось, в танкере было 233 тыс. тонн нефти.

-В 1989 г. у южного берега Аляски потерпел аварию танкер, в океан попало более 100 тыс. тонн нефти.

Слайд 10.

-Чем страшна нефтяная плёнка на поверхности воды?

-На слайде вы видите, как человек пытается отмыть оперение пингвина. Нефть уничтожает тонкую жировую плёнку на перьях птиц. Вода легко пропитывает оперение, птицы замерзают и гибнут. Даже незначительного количества нефти, попавшего на скорлупу яиц, достаточно для гибели зародыша.

  Осевшие на дно остатки нефти образуют сплошную, напоминающую асфальт.

  На дне реки Обь осевшая нефть составляет 10% донных осадков (ила и песка).

  Даже если суда не перевозят нефть, всё равно вода загрязняется мазутом и дизельным топливом.

-Что ещё может наносить вред нашим рекам, озёрам, морям, океанам?

-Как ядовитые вещества, которые применяют на суше, вредят рекам, морям и озёрам?

Дополнительный материал для учителя.

   Под действием ядовитых веществ происходит изменения в клетке организма, процесса дыхания, роста, размножения, развитие болезней, нарушение движения, изменяется поведение – растение, животное видоизменяется.

-Как ещё могут попадать ядовитые вещества в реки, озёра, моря, океаны?

-В 1965 г. на острове Гринд произошла массовая гибель крачек, которые здесь гнездились. Из 20 тыс. пар осталось 700. Оказалось, что рыба, которой питались крачки, была отравлена суточными водами химического завода.

-К химическому загрязнению добавляются и бытовые сточные воды городов, посёлков, пассажирских судов.

-Какая огромная проблема по охране воды стоит перед человечеством?

Работа по учебнику с.42-43

Дети самостоятельно знакомятся со статьёй учебника и отвечают на вопросы.

-Что могут сделать люди для охраны воды?

ПЛАН:

1.Что я могу сделать для охраны воды?

2.Что может сделать для охраны воды моя семья?

3.Что может сделать для охраны воды государство?

5. Проверка самостоятельной работы.

Слайд 11.

-Вернёмся к нашему главному вопросу. Почему среди такого количества воды человек беспокоится  о  её нехватке?

6.Вывод:

-Что мы люди можем сделать для охраны воды?

Дополнительный материал для учителя.

В Великобритании создан отдел по проблеме спасения морских птиц.

В США в Университете Беркли учреждён Международный исследовательский центр по спасению морских птиц.

С начала 90-х годов XX века в  Россия прекратила сбрасывать радиоактивные отходы в моря.

Строить очистные сооружения.

7. Рефлексия

Слайд 12.

Беречь воду – это значит беречь жизнь…

-Прочтём хором.

-Что на вас произвело впечатление?

-Что в уроке понравилось?

-За что вы можете себя похвалить?

-За что вы можете похвалить своего товарища?

-Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Берегите воду!

Слайд 3

Голубая планета . Вот наша планета Земля. Сколько здесь голубого цвета! Это океаны, моря реки.

Слайд 4

- Почему среди такого огромного количества воды человек беспокоится о её нехватке?

Слайд 5

- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми?

Слайд 11

- Почему среди такого огромного количества воды человек беспокоится о её нехватке?

Слайд 12

Загрязнение водоёмов опасно для всего живого! Беречь воду – это значит беречь жизнь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Вода"

Урок по окружающему миру по теме"Вода и ее свойства" для 2 класса по программе "Школа XXI века". К данному уроку есть презентация....

Урок по окружающему миру "Вода. Свойства воды"

Урок по окружающему миру "Вода. Свойства воды" 3 классПрограмма и УМК "Школа России"...

открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...

Разработка урока по окружающему миру : Вода. Свойства воды

Окружающий мир 3 классТема: Вода. Свойства воды Педагогическая технология: исследовательские методы обучения...