Где живут слоны?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

1 класс. Урок - проект. Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_zhivut_slony.docx186.14 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1.

Тема: Где живут слоны?

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования первоначальных знаний о природных объектах жарких районов Земли; познакомить с понятиями «пустыня», «саванна», «тропический лес», с разнообразием жизни в этих районах; находить данные районы на карте; развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление; прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему миру.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы и формы обучения: частично – поисковый; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: презентации, плакат «Африка», разрезной материал, цветные карандаши, клей.

Планируемые образовательные результаты: 

  • Предметные: научатся находить на карте экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, приводить примеры животных, получат возможность выдвигать предположения и доказывать их, понимать учебную задачу и стремиться её выполнять, работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
  • Метапредметные: использовать различные способы обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  • Личностные: формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать его.

Универсальные учебные действия:

  • Познавательные: осознанные и произвольные высказывания в устной форме, осуществление поиска необходимой информации.
  • Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль; оценивать свои достижения на уроке;  формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по  плану.
  • Коммуникативные: обмениваться мнением, слушать друг друга.

                        C:\Users\Пользователь\Desktop\imageN7BZN4X4.jpg

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Настрой на урок.

Здравствуйте, ребята!

Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок!

Приветствие учителя. Настрой на урок.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, какая сегодня погода на улице?

- А вы можете назвать растения, животных, которые живут в таком суровом климате, как у нас?

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

3. Постановка учебной задачи.

- Сейчас я расскажу вам ещё про одного давнего жителя наших мест.

Когда то давным – давно в холодных районах нашей земли, даже здесь, у нас на Ямале, жили животные, очень сильно похожие на современных. Они имели большое тело, покрытое шерстью и странный длинный нос. Питались скудной растительностью, разгребая снег своими большими, загнутыми вверх бивнями. Их врагами были волки и саблезубые тигры, а так же первобытные люди, которые охотились на них ради пищи и шкур, из которых шили себе одежду. Но до нашего времени эти животные не дожили. О ком я говорю? (О мамонте)

Слайд 2.

- А вы знаете, что не так давно у нас на Ямале нашли мамонтёнка и назвали Любой.

Слайд 3. – На какого современного животного похож мамонт? (На слона)

- Давайте назовём, чем они похожи и чем отличаются друг от друга…

- Мамонт является древним родственником слона. Только слоны, в отличие от мамонтов,  любят тёплый или даже жаркий климат и живут там, где никогда не бывает зимы. И такие места у нас на Земле есть! А вы хотели бы там побывать? Давайте отправимся туда в путешествие и возьмём с собой мамонтёнка Любу!   Слайд 4.  

Она никогда не видела слонов, и ей очень интересно, где сейчас обитают её родственники.

Слушают, высказывают свои предположения.

Высказывают свои предположения.

Ответы учащихся на поставленные вопросы

4. Определение темы урока.

На доску слово АФРИКА

Слайд  6. - А чтобы узнать, куда мы отправимся, отгадайте ребус (Африка)

- Как называется тема нашего урока? (Где живут слоны?)

- Кто знает,  где  находится Африка? Куда нам нужно идти?

Разгадывают ребус.

Высказывают свои предположения.

5. Объяснение нового материала.

На доску слово

ЭКВАТОР

Физминутка.

Видеопрезента

ция.

 - Посмотрите на карту. Ровно по центру проходит линия - экватор, он делит Землю на 2 полушария: Северное и Южное.

- Мы с вами живём вот здесь…(показываю на карте)                  Какое это полушарие?

- На самом деле эту линию не видно, она воображаемая. Те участки земли, которые пересекает экватор, являются самыми жаркими, сюда попадает  больше всего солнечного света и тепла.

- Покажите на карте материк (участок земли), который пересекает экватор? …. Прочитай его название (Африка)

- Так вот куда мы отправимся. Идём! Слайд 7.

Вот мы с вами и в Африке! Ребята, вы хотите узнать о ней как можно больше?

Сейчас я предлагаю посмотреть фильм, но не просто посмотреть, а постараться запомнить увиденное, ведь эти знания вам сегодня пригодятся.

Слайд 8. Просмотр видеопрезентации «Африка»

- Ребята, вам было интересно?

- Какие новые слова вы услышали?

На доску слова: ПУСТЫНЯ, САВАННА, ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС  

- Как вы думаете, почему слова напечатаны таким цветом?   (краткое повторение о зонах Африки)        

Просматривают карту, знакомятся с понятием – экватор.

Высказывают свои предположения.

Работа с картой.

Выполняют физминутку.

Просматривают презентацию

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

6. Игра: «Что мы знаем о слонах?»

Физминутка.

- А какое из всех перечисленных животных самое большое? (Слон). Вы знаете что – нибудь  о нём?

Слайд 9. - Давайте поиграем в игру «Что мы знаем о слонах?». (Дети передают друг другу маску слона и говорят о нём краткую характеристику)

Слайд 10. - Не все слоны одинаковые. В Африке – африканские, а вот в Индии – индийские. Чем они отличаются? …

- А зачем африканскому слону такие большие уши?

Ребята, мамонтёнок Люба хочет поиграть со слонами. Давайте поиграем вместе …

Высказывают свои мысли на основе имеющихся знаний.

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

7. Практическая работа.

Создание проекта.

Направление деятельности учащихся.

- А теперь я предлагаю вам поработать.

(На доске: плакат «Африка»)

- Африка разделена на 3 природные зоны – пустыня, саванна и тропический лес, давайте соотнесём название с природной зоной.

- Сейчас каждая группа будет выполнять своё задание, а потом мы объединим все работы вместе и посмотрим, что получилось.

- Скажите, что главное в работе по группам? (работать дружно, помогать друг другу)

Каждой группе раздаю  конверты.

- Достаньте всё, что в них есть.

Для помощи я предлагаю вам «Маршрутный лист»

Найдите его. Давайте прочитаем, что нужно сделать.

(Хором читаем пункты маршрутного листа)

1. Отгадайте загадку.

2. Найдите отгадку - животное.

3. Раскрасьте его.

4. Приклейте картинки к зоне.

5. Придумайте короткий рассказ по плану:

- название зоны;

- погодные условия;

- растения;

- животные.

6. Презентуйте работу классу.

Слайд 11.  Если не помните, как выглядит животное – вот вам подсказка.    Приложение 1. (Загадки)

Коллективная работа.

Работа в парах. Выполняют задания.

Оформление плаката «Африка»

8. Презентация проекта.

Каждая группа презентует свою работу и объединяет в общий проект «Африка»

- Ребята, а про кого мы забыли? (Про слона)

Ради него мы отправились в дальнее путешествие. Мамонтёнку Любе непонятно, где он живёт, давайте найдём ему место?

- Ну вот мы показали Любе где живут слоны, кто ещё обитает рядом с ними. Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться! Давайте все вместе сядем на дельтаплан и отправимся домой. Слайд 12.

Презентация оформленной работы.

9. Итог урока. Рефлексия.

- Вот мы и дома! Если мы сейчас выйдем на улицу или прогуляемся по лесу, встретим слона?

– Нет. Почему? (Слоны живут в жарких странах)

- Давайте подведём итог нашего путешествия.

- Что нового узнали? (Отвечает каждый по – очереди) (За ответ раздаю картинку мамонтёнка)

- Что понравилось больше всего?

- Мамонтёнок Люба прощается и говорит вам добрые слова. Давайте их прочитаем.

- Я тоже благодарю вас за отличную работу.

- Урок окончен!

Ответы на вопросы.

Приложение 1. (Загадки)

Верблюд черепаха газель кобра

Жираф носорог гепард страус

Крокодил бегемот обезьяны антилопы

Эта птица хоть куда!

Не летает никогда.

Только бегает как ветер.

Знают птицу все на свете. (Страус)

Самая крупная птица на земле. Своей ногой она легко может сбить человека с ног.

С бегемотом так похожи,

Оба очень толстокожи.

На носу есть острый рог,

Здесь пасётся …(носорог)

Рог носорога –  до 70 см.

Быстрее ветра мчится зверь —
Был здесь, а где же он теперь?
Мгновенно взяв отличный старт,
Уже у финиша ...(гепард)
Самый быстрый зверь на земле. Мчится со скоростью 110 км.ч.

Посреди саванны

Два подъёмных крана

Нет там стройки. Точно.

Это мама с дочкой.  (Жирафы)

Самые высокие животные на Земле. Длина языка – почти полметра.

В Африке толстяк живёт,

У него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде,

Думает лишь о еде. (Бегемот).

Шум и крик на водопое,

Что случилось там такое?

Всю округу разбудил.

Это нильский  … (крокодил)

Самые древние животные на земле. Они жили ещё бок о бок с динозаврами.

Строят людям рожицы

И едят бананы,

От прохлады ёжатся

В джунглях…(обезьяны)

Тонконоги и игривы,
А ещё они пугливы.
Чуть опасность и в галоп
Стадо быстрых … (антилоп)

Очень медленно ползёт,
Домик свой с собой несёт,
Если в гости позовёшь,
Дольше всех её прождёшь. (Черепаха)

Грациозна и стройна,

Длинные её рога.

Хищников боится,

Быстро от них мчится. (Газель)

Идет с бархана на бархан
Горбатый желтый великан.
Нести поклажу – тяжкий труд,
В пустыне может лишь
(верблюд)

Я – опасная змея,

Ядовита очень я.

Только если нападаю,

Капюшон свой раздуваю. (Кобра)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературному чтению по УМК Школа 2100 на тему "Живут волшебники земные тепло своих сердец даря"

Данный урок был проведён в 4 классе по произведению  К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

"Как живут животные"

Интересный материал для урока окружающий мир 1 класс презентация "Как живут животные?"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме:"Как живут растения?"

Урок в 1 классе  по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир»  по теме «Как живут растения?» пятый в разделе «Как, откуда и куда?». Материал урока опирается на знания...

Презентация "Как живут животные?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"

Презентация "Как живут животные?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"...

Презентация "Как живут животные?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"

Презентация "Как живут животные?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"...

урок-путешествие "Где живут белые медведи?"

Урок в увлекательной форме дает представление о растительном и животном мире Арктики и Антарктиды....

"Где живут белые медведи и где живут пингвины?"

Интегрированный урок окружающий мир + труд в первом классе....