Окружающий мир
материал по окружающему миру на тему

Стерляхина Анна Андреевна

Планы-конспекты уроков по окружающему миру за 3 класс по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_-zolotoe_koltso_rossii_6_03.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: “Золотое кольцо России”.

Дата:

Школа: МБОУ СОШ №4

Класс: 3”а”

Урок:

Время:

Учитель: Егорова С.В.

Студент: Скутина Анна 42гр.

Методист: Кемм О.А.

Цели деятельности учителя:

- знакомство с Древними городами, которые образуют Золотое кольцо России;

- развитие речь, память, мышление, воображение, умение слушать, расширять кругозор учащихся.

Планируемые  результаты

Предметные:

- формировать понятия «Золотое кольцо России»;

- ознакомить с достопримечательностями русских городов, входящих в золотое кольцо России;

- приводить примеры достопримечательностей этих городов;

- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

- анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Личностные:

  • Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
  • Формировать навыки самоконтроля.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник:А.А.Плешаков “Окружающий мир” 3 класс(2 часть), презентация.

Этапы, методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1 мин

- Приготовились к уроку окружающего мира. Оставили у себя на партах лишь то, что нужно к уроку.

Приветствовать;

Р: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира;

2.

Актуализация знаний

4 мин

- Ребята, какой большой раздел мы с вами изучили в течение нескольких уроков? (Экономика).

- Что такое экономика? Для чего она нужна? Какие отрасли промышленности входят в экономику? А в экологию?

Вспомним, что вы изучали на прошлом уроке (опрос нескольких учащихся).

Обобщать знания по пройденному разделу;

3.

Постановка учебных задач

Словесн.: ответы на вопросы;

Словесн.: отгадывание загадки;

3 мин

- Сегодня у нас не простой урок, сейчас мы отправимся в путешествие. Побываем в древних русских городах “Золотого кольца России”. Почему кольцо? И почему золотое? В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы. 

- Посмотрите, кто нас ждёт?

Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины.

И питается бензином! (Автобус) 

-  Правильно. Автобус поможет нам побывать в древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир “Золотое кольцо”.

Слушать;

Отвечать на вопросы;

Отгадывать загадку;

К: строить речевые высказывания;

К: продуктивное взаимодействие и сотрудничество  со сверстниками и взрослыми;

4.

Решение частных задач

Наглядн.: работа по карте;

Практич.: работа в тетради;

2 мин

- Рассмотрите карту “Золотое кольцо России” (Слайд 3)

- Назовите города, которые образуют Золотое кольцо.

 (Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир)

- Покажите на карте эти города.

А в тетради на странице 45 с помощью карты учебника подпишите эти города.

Работать по карте;

Находить города;

Работать в тетради;

Р: определять цель деятельности 
на уроке 

Практич.: работа по карте;

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: ролевая игра.

Практич.: запись в рабочей теради;

Наглядн.: работа со слайдом

Практич.: запись в рабочей теради

3 мин

2 мин

В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.

- Давайте посмотрим на карту России. (На карте указан маршрут следования.) 

- Покажите на карте столицу нашей Родины. 
Кто был в Москве? Что особенно запомнилось?

- Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов (ущащиеся с докладами).

Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад. 

Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути!

- В тетради на странице 46 впишите название главного монастыря Сергиева-Посада.

Экскурсовод 2: Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский.

(Слайд 6)

- Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!

- Впишите в тетрадь старинные памятники архитектуры этого города. (Спасо-Преображенская церковь, Никитский, Горицкий монастыри.)

Рассматривать карту;

Определять маршрут;

Отвечать на вопросы;

Путешествовать по городам;

Принимать роль экскурсовода;

Слушать историю городов;

Вписывать название монастыря в рабочей тетради;

Рассматривать слайд;

Слушать;

Узнавать информацию из истории города;

П: осуществляют необходимы поиск информации.

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

К: умение слушать и вступать диалог;

К: участвовать с коллективном обсуждении;

Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров;

Наглядный: иллюстрации на слайде;

Практич.: запись в рабочей тетради

Наглядн.: работа по слайду

Практич.: рассказ о городе

Наглядн: рассматривать слайд;

Практич.: работа в рабочей тетради;

Словесн.: информация о городе;

Практич.: рассказ о городе;

Практич.: запись в тетради;

Практич.: рассказ о городе;

Практич.: запись в тетради;

Практич.: рассказ о городе;

Практич.: запись в тетради;

Практич.: рассказ о городе;

Подведение итогов. Рефлексия.

Практич.: запись в тетради;

Практич.: работа в рабочей тетради;

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: сам-ная работа кроссворд;

3 мин

3мин

3 мин

3 мин

3 мин

3 мин

3 мин

3 мин

6 мин

Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов. 

Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.

Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий) Счастливого дальнего пути!

-  Какая самая замечательная часть Ростова? Запишите в таблицу.(Ростовский Кремль, Дмитриевский храм, церковь Иоанна Богослова.)

Экскурсовод 4: Дорогие пассажиры! Следующая остановка – город Углич. (Слайд 11)

Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова “угол”. Река в этом месте изгибается, течёт “углом”. В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы “Чайка”. Вот чем славен этот город. Счастливой дороги!

- Какие достопримечательности в городе Углич? Запишите.(Дворцовая палата, церковь царевича Дмитрия, Угличская ГЭС.)

Экскурсовод 5: Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. (Слайд 12)

Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.

Приезжайте в этот город!

- Впишите в таблицу название церквей и прославленного памятника.(Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову, церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота).

Экскурсовод 6: Здравствуйте! Сейчас мы остановимся в городе – Кострома. (Слайд 13)

Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды, торгуют в них уже несколько веков. Из достопримечательностей известны Ипатьевский и Анастасиин монастыри. Доброго пути!

- Чем славен этот город? Запишите в таблицу.

(Торговые ряды, Ипатьевский монастырь, Анастасиин монастырь.)

Экскурсовод 7: Здравствуйте! Продолжаем свой путь вдоль великой русской реки Волги, где раскинулся город Плёс. (Слайд 14)

Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник – Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием. (Показ репродукций И.Левитана.) (Слайд 15)

- Запишите, какой музей открыт в этом прекрасном городе.Музей И.И.Левитана.

Экскурсовод 8: Дорогие пассажиры, мы отправляемся в Суздаль – всемирно известный город – музей под открытым небом. (Слайд 16)

Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается красотой этих архитектурных творений. Счастливого вам пути!

- Где в Суздале собраны старинные постройки из дерева? Впишите в таблицу.(Музей деревянного зодчества.)

Экскурсовод 9: От Суздаля совсем недалеко до Владимира. (Слайд 17)

Его основал князь Владимир Мономах. Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Удачного завершения путешествия!

-  Запишите памятники старины в этом городе.(Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор)

Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. Огромное спасибо нашим экскурсоводам.

- Ну а сейчас ребята, узнайте города по описанию. Впишите в клеточки названия городов на странице 47 под № 3.

-  Вспомните, с именами каких великих людей связаны названия городов на странице 47 в № 4? Соедини линиями. Кто эти люди?

Дети: Основатели городов – Владимир Мономах, Сергий Радонежский, Ярослав Мудрый.

- Самостоятельная работа. А теперь, давайте проверим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд: “Золотое кольцо России”.

- Понравилось ли вам путешествовать?

- Перечислите города Золотого кольца России.(Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир. (Слайд 18, 19)

- Почему кольцо? Почему золотое? Запишите домашнее задание:

Рассматривать иллюстрации;

Слушать;

Воспринимать;

Вписывать названия достопримечательностей  в рабочую тетрадь;

Рассматривать иллюстрации;

Слушать;

Воспринимать;

Записывать в рабочей тетради;

Рассматривать иллюстрации;

Вписывать в рабочую тетрадь;

Слушать информацию;

Рассматривать иллюстрацию;

Записывать в рабочую тетрадь;

Рассказывать информацию;

Записывать в тетрадь;

Слушать новую информацию;

Вписывать в таблицу;

Слушать и воспринимать информацию;

Работать в тетради;

Отвечать на вопросы;

Разгадывать кроссворд;

Подводить итог урока;

Записывать домашнее задание.

Записывать в рабочую тетрадь;

Работать в тетради;

Отвечать на вопросы;

Разгадывать кроссворд;

К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть

готовым изменить свою точку зрения.

К:  участвовать в

учебном диалоге;

П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

К: продуктивное взаимодействие и сотрудничество  со сверстниками и взрослыми;

Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров;

П: извлекать необходимую  информацию, представленную в разных формах
сплошной текст,

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату

5.

Подведение итогов. Рефлексия.

3 мин

- Понравилось ли вам путешествовать?

- Перечислите города Золотого кольца России.(Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир. (Слайд 18, 19)

- Почему кольцо? Почему золотое? Запишите домашнее задание:

Подводить итог урока;

Записывать домашнее задание.

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...