Рабочая программа по окружающму миру для 1-4 классов УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов по УМК "Школа России". В ней указано колличество часов на каждую тему, планируемые результаты, содержание предмета, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_1-4.docx | 100.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»
Утверждено Согласовано Рассмотрено на
директором зам.директора заседании МО
МБОУ «Усть-Бюрская СОШ» по УВР Протокол №1
«____»__________2017 г. «____»__________2017 г «____»_________2017 г.
______________________ ____________________ ___________________
Рабочая программа учителей
начальных классов
по окружающему миру
УМК «Школа России»
1-4 класс
на 2017- 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру линии УМК « Школа России» (1-4 классы). составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.
- Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373.
- СанПиН 2.4.2.2821-10 с последующими дополнениями и изменениями «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
- Устава МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»
- Учебного плана МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»
- Рабочей программы по окружающему миру, автор - составитель А.А. Плешаков 1–4 кл.
Реализуемый УМК:
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч.– М. : Просвещение, 2014.
2. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч.. – М. : Просвещение, 2015.
3. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч.. – М. : Просвещение, 2016.
4. Плешаков А. А. Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч.– М. : Просвещение, 2017.
В соответствии с учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. 1 класс 64 часа (33 учебные недели)- 2 часа за счёт резерва; 2 класс-65 часов (2 часа за счёт резерва, 1 час объединение тем); 3 класс – 66 часов (2 часа за счёт резерва);4 класс-65 час- 2 часа за счёт резерва, 1 час объединение тем)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» 3-4 класс является формирование следующих умений:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-2м классах является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
- Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
- Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении др.) для практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание предмета
1 класс (64 ч)
Введение. Задавайте вопросы! (2 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.
Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (19 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (10 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (10 час)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (23 час)
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).
2 класс (65 час)
Где мы живем(4ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа(19ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение
температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).
Здоровье и безопасность (11ч)
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых.
Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (14час)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.
3 класс (66ч)
Как устроен мир (7ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа (18ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (7ч)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (12ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (14ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
4 класс (65 ч)
Земля и человечество (10 час)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (13 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.
Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (6 час)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Учебно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир»
1 класс
№ п/п | Содержание предмета | Кол-во часов |
1 | Введение. | 2 |
2 | Что и кто? | 19 |
3 | Как, откуда и куда? | 10 |
4 | Где и когда? | 10 |
5 | Почему и зачем? | 23 |
Итого: | 64 |
2 класс
№ п/п | Содержание предмета | Кол-во часов |
1 | Где мы живём. | 4 |
2 | Природа. | 19 |
3 | Жизнь города и села. | 10 |
4 | Здоровье и безопасность. | 8 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия. | 17 |
Итого: | 65 |
3 класс
№ п/п | Содержание предмета | Кол-во часов |
1 | Как устроен мир. | 7 |
2 | Эта удивительная природа. | 18 |
3 | Мы и наше здоровье. | 7 |
4 | Наша безопасность. | 8 |
5 | Чему учит экономика | 12 |
6 | Путешествие по городам и странам. | 14 |
Итого: | 66 |
4 класс
№ п/п | Содержание предмета | Кол-во часов |
1 | Земля и человечество. | 10 |
2 | Природа России. | 11 |
3 | Родной край – часть большой страны. | 13 |
4 | Страница всемирной истории | 5 |
5 | Страницы истории России | 20 |
6 | Современная Россия. | 6 |
Итого: | 65 |
Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира 1 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Введение. Задавайте вопросы! (2 ч) | ||||
Как мы будем находить ответы на свои вопросы. | 1 | 05.09 | ||
Наши помощники. | 1 | 08.09 | ||
Что и кто? (19 ч) | ||||
Что такое Родина? | 1 | 12.09 | ||
Что мы знаем о народах России? | 1 | 15.09 | ||
Что мы знаем о Москве? | 1 | 19.09 | ||
Проект «Моя малая Родина». | 1 | 22.09 | ||
Что у нас над головой? | 1 | 26.09 | ||
Что у нас под ногами? | 1 | 29.09 | ||
Что общего у разных растений? | 1 | 03.10 | ||
Что растет на подоконнике? | 1 | 06.10 | ||
Что растет на клумбе? | 1 | 10.10 | ||
Что это за листья? | 1 | 13.10 | ||
Что такое хвоинки? | 1 | 17.10 | ||
Кто такие насекомые? | 1 | 20.10 | ||
Кто такие рыбы? | 1 | 24.10 | ||
Кто такие птицы? | 1 | 27.10 | ||
Кто такие звери? | 1 | 31.10 | ||
Что нас окружает дома? | 1 | 03.11 | ||
Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | 14.11 | ||
На что похожа наша планета? | 1 | 17.11 | ||
Проверочная работа по разделу «Что и кто?» | 1 | 21.11 | ||
Как, откуда и куда? (10 ч) | ||||
Как живет семья? Проект «Моя семья». | 1 | 24.11 | ||
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | 28.11 | ||
Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | 01.12 | ||
Как путешествует письмо? | 1 | 05.12 | ||
Куда текут реки? | 1 | 08.12 | ||
Откуда берутся снег и лёд? | 1 | 12.12 | ||
Как живут растения? | 1 | 15.12 | ||
Как живут животные? Как зимой помочь птицам? | 1 | 19.12 | ||
Куда девается мусор и откуда в снежках грязь? | 1 | 22.12 | ||
Презентация проекта «Моя семья». | 1 | 26.12 | ||
Где и когда? (10 ч) | ||||
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | 29.12 | ||
Когда придет суббота? | 1 | 16.01 | ||
Когда наступит лето? | 1 | 19.01 | ||
Где живут белые медведи? | 1 | 23.01 | ||
Где живут слоны? | 1 | 26.01 | ||
Где зимуют птицы? | 1 | 30.01 | ||
Когда появилась одежда? | 1 | 02.02 | ||
Когда изобрели велосипед? | 1 | 06.02 | ||
Когда мы станем взрослыми? | 1 | 09.02 | ||
Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 | 13.02 | ||
Почему и зачем? (23 ч) | ||||
Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? | 1 | 16.02 | ||
Почему Луна бывает разной? | 1 | 27.02 | ||
Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | 02.03 | ||
Почему звенит звонок? | 1 | 06.03 | ||
Почему радуга разноцветная? | 1 | 13.03 | ||
Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». | 1 | 16.03 | ||
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | 20.03 | ||
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | 23.03 | ||
Зачем мы спим ночью? | 1 | 03.04 | ||
Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | 06.04 | ||
Почему нужно мыть руки и чистить зубы? | 1 | 10.04 | ||
Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | 13.04 | ||
Зачем нужны автомобили? | 1 | 17.04 | ||
Зачем нужны поезда? | 1 | 20.04 | ||
Зачем строят корабли? | 1 | 24.04 | ||
Зачем строят самолеты? | 1 | 27.04 | ||
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 2 | 04.05 08.05 | ||
60 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 11.05 | |
61 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | 15.05 | |
62 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | 18.05 | |
63 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 22.05 | |
64 | Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 | 25.05 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 А класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
план | факт | ||||
«Где мы живем?» (4 ч) | |||||
1 | Родная страна | 1 | 05.09 | ||
2 | Город и село. Проект «Родной город (село)» | 1 | 06.09 | ||
3 | Природа и рукотворный мир | 1 | 12.09 | ||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» | 1 | 13.09 | ||
«Природа» (19ч) | |||||
5 | Неживая и живая природа | 1 | 19.09 | ||
6 | Явления природы | 1 | 20.09 | ||
7 | Что такое погода | 1 | 26.09 | ||
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 | 27.09 | ||
9 | В гости к осени (урок) | 1 | 03.10 | ||
10 | Звездное небо | 1 | 04.10 | ||
11 | Заглянем в кладовые Земли | 1 | 10.10 | ||
12 | Про воздух и про воду | 1 | 11.10 | ||
13 | Какие бывают растения | 1 | 17.10 | ||
14 | Какие бывают животные | 1 | 18.10 | ||
15 | Невидимые нити | 1 | 24.10 | ||
16 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | 25.10 | ||
17 | Дикие и домашние животные | 1 | 31.10 | ||
18 | Комнатные растения | 1 | 01.11 | ||
19 | Животные живого уголка | 1 | 14.11 | ||
20 | Про кошек и собак | 1 | 15.11 | ||
21 | Красная книга | 1 | 21.11 | ||
22 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | 1 | 22.11 | ||
23 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | 28.11 | ||
«Жизнь города и села»(10ч) | |||||
24 | Что такое экономика | 1 | 29.11 | ||
25 | Из чего что сделано | 1 | 05.12 | ||
26 | Как построить дом | 1 | 06.12 | ||
27 | Какой бывает транспорт | 1 | 12.12 | ||
28 | Культура и образование | 1 | 13.12 | ||
29 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | 19.12 | ||
30 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | 20.12 | ||
31 | В гости к зиме (урок) | 1 | 26.12 | ||
32 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | 27.12 | ||
33 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | 1 | 16.01 | ||
«Здоровье и безопасность» (8ч) | |||||
34 | Строение тела человека | 1 | 17.01 | ||
35 | Если хочешь быть здоров | 1 | 23.01 | ||
36 | Берегись автомобиля! | 1 | 24.01 | ||
37 | Домашние опасности | 1 | 30.01 | ||
38 | Пожар | 1 | 31.01 | ||
39 | На воде и в лесу | 1 | 06.02 | ||
40 | Опасные незнакомцы | 1 | 07.02 | ||
41 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | 13.02 | ||
«Общение» (7ч) | |||||
42 | Наша дружная семья | 1 | 14.02 | ||
43 | Проект «Родословная» | 1 | 20.02 | ||
44 | В школе | 1 | 21.02 | ||
45 | Правила вежливости | 1 | 27.02 | ||
46 | Ты и твои друзья | 1 | 28.02 | ||
47 | Мы – зрители и пассажиры | 1 | 06.03 | ||
48 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | 07.03 | ||
«Путешествия» (17 ч) | |||||
49 | Посмотри вокруг | 1 | 13.03 | ||
50 | Ориентирование на местности | 1 | 14.03 | ||
51 | Формы земной поверхности | 1 | 20.03 | ||
52 | Водные богатства | 1 | 21.03 | ||
53 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | 03.04 | ||
54 | В гости к весне (урок) | 1 | 04.04 | ||
55 | Россия на карте | 1 | 10.04 | ||
56 | Проект «Города России» | 1 | 11.04 | ||
57 | Путешествие по Москве | 1 | 17.04 | ||
58 | Московский Кремль | 1 | 18.04 | ||
59 | Город на Неве | 1 | 24.04 | ||
60 | Путешествие по планете | 1 | 25.04 | ||
61 | Путешествие по материкам | 1 | 08.05 | ||
62 | Страны мира | 1 | 15.05 | ||
63 | Проект «Страны мира» | 1 | 16.05 | ||
64 | Впереди лето | 1 | 22.05 | ||
65 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | 23.05 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 Б класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |||
план | факт | |||||
«Где мы живем?» (4 ч) | ||||||
1 | Родная страна | 1 | 04.09 | |||
2 | Город и село. Проект «Родной город (село)» | 1 | 06.09 | |||
3 | Природа и рукотворный мир | 1 | 11.09 | |||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» | 1 | 13.09 | |||
«Природа» (19ч) | ||||||
5 | Неживая и живая природа | 1 | 18.09 | |||
6 | Явления природы | 1 | 20.09 | |||
7 | Что такое погода | 1 | 25.09 | |||
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 | 27.09 | |||
9 | В гости к осени (урок) | 1 | 02.10 | |||
10 | Звездное небо | 1 | 04.10 | |||
11 | Заглянем в кладовые Земли | 1 | 09.10 | |||
12 | Про воздух и про воду | 1 | 11.10 | |||
13 | Какие бывают растения | 1 | 16.10 | |||
14 | Какие бывают животные | 1 | 18.10 | |||
15 | Невидимые нити | 1 | 23.10 | |||
16 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | 25.10 | |||
17 | Дикие и домашние животные | 1 | 30.10 | |||
18 | Комнатные растения | 1 | 01.11 | |||
19 | Животные живого уголка | 1 | 13.11 | |||
20 | Про кошек и собак | 1 | 15.11 | |||
21 | Красная книга | 1 | 20.11 | |||
22 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | 1 | 22.11 | |||
23 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | 27.11 | |||
«Жизнь города и села»(10ч) | ||||||
24 | Что такое экономика | 1 | 29.11 | |||
25 | Из чего что сделано | 1 | 04.12 | |||
26 | Как построить дом | 1 | 06.12 | |||
27 | Какой бывает транспорт | 1 | 11.12 | |||
28 | Культура и образование | 1 | 13.12 | |||
29 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | 18.12 | |||
30 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | 20.12 | |||
31 | В гости к зиме (урок) | 1 | 25.12 | |||
32 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | 27.12 | |||
33 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | 1 | 15.01 | |||
«Здоровье и безопасность» (8ч) | ||||||
34 | Строение тела человека | 1 | 17.01 | |||
35 | Если хочешь быть здоров | 1 | 22.01 | |||
36 | Школа пешехода | 1 | 24.01 | |||
37 | Домашние опасности | 1 | 29.01 | |||
38 | Пожар | 1 | 31.01 | |||
39 | На воде и в лесу | 1 | 05.02 | |||
40 | Опасные незнакомцы | 1 | 07.02 | |||
41 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | 12.02 | |||
«Общение» (7ч) | ||||||
42 | Наша дружная семья | 1 | 14.02 | |||
43 | Проект «Родословная» | 1 | 19.02 | |||
44 | В школе | 1 | 21.02 | |||
45 | Правила вежливости | 1 | 26.02 | |||
46 | Ты и твои друзья | 1 | 28.02 | |||
47 | Мы – зрители и пассажиры | 1 | 05.03 | |||
48 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | 07.03 | |||
«Путешествия» (17 ч) | ||||||
49 | Посмотри вокруг | 1 | 12.03 | |||
50 | Ориентирование на местности | 1 | 14.03 | |||
51 | Формы земной поверхности | 1 | 19.03 | |||
52 | Водные богатства | 1 | 21.03 | |||
53 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | 02.04 | |||
54 | В гости к весне (урок) | 1 | 04.04 | |||
55 | Россия на карте | 1 | 09.04 | |||
56 | Проект «Города России» | 1 | 11.04 | |||
57 | Путешествие по Москве | 1 | 16.04 | |||
58 | Московский Кремль | 1 | 18.04 | |||
59 | Город на Неве | 1 | 23.04 | |||
60 | Путешествие по планете | 1 | 25.04 | |||
61 | Путешествие по материкам | 1 | 07.05 | |||
62 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | 14.05 | |||
63 | Проект «Страны мира» | 1 | 16.05 | |||
64 | Впереди лето. | 1 | 21.05 | |||
65 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | 23.05 |
Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира 3 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Как устроен мир (7ч) | ||||
Знакомство с учебником. Разнообразие природы. | 1 | 04.09 | ||
Человек – часть природы. | 1 | 06.09 | ||
Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | 11.09 | ||
Общество. | 1 | 13.09 | ||
Что такое экология? | 1 | 18.09 | ||
Природа в опасности! Охрана природы. | 1 | 20.09 | ||
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». | 1 | 25.09 | ||
Эта удивительная природа (18ч) | ||||
Тела, вещества, частицы. | 1 | 27.09 | ||
Разнообразие веществ. | 1 | 02.10 | ||
Воздух и его охрана. | 1 | 04.10 | ||
Вода. Свойства воды. | 1 | 09.10 | ||
Превращения и круговорот воды. | 1 | 11.10 | ||
Берегите воду! Меры по охране воды. | 1 | 16.10 | ||
Что такое почва? | 1 | 18.10 | ||
Разнообразие растений. | 1 | 23.10 | ||
Солнце, растения и мы с вами. | 1 | 25.10 | ||
Размножение и развитие растений. | 1 | 30.10 | ||
Охрана растений. | 1 | 01.11 | ||
Разнообразие животных. | 1 | 13.11 | ||
Кто что ест? Цепи питания. | 1 | 15.11 | ||
Размножение и развитие животных. | 1 | 20.11 | ||
Охрана животных | 1 | 22.11 | ||
В царстве грибов | 1 | 27.11 | ||
Великий круговорот жизни | 1 | 29.11 | ||
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» | 1 | 04.12 | ||
Мы и наше здоровье (7ч) | ||||
Организм человека. | 1 | 06.12 | ||
Органы чувств | 1 | 11.12 | ||
Надёжная защита организма | 1 | 13.12 | ||
Опора тела и движение | 1 | 18.12 | ||
Наше питание. Проект: «Школа кулинаров" | 1 | 20.12 | ||
Дыхание и кровообращение. | 1 | 25.12 | ||
Здоровый образ жизни. Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» | 1 | 27.12 | ||
Наша безопасность (8ч) | ||||
Огонь, вода и газ. | 1 | 15.01 | ||
Чтобы путь был счастливым. | 1 | 17.01 | ||
Дорожные знаки. | 1 | 22.01 | ||
Наши проекты: «Кто нас защищает" | 1 | 24.01 | ||
Опасные места. | 1 | 29.01 | ||
Природа и наша безопасность. | 1 | 31.01 | ||
Экологическая безопасность | 1 | 05.02 | ||
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» | 1 | 07.02 | ||
Чему учить экономика (12ч ) | ||||
Для чего нужна экономика. | 1 | 12.02 | ||
Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | 14.02 | ||
Полезные ископаемые. | 1 | 19.02 | ||
Растениеводство. | 1 | 21.02 | ||
Животноводство | 1 | 26.02 | ||
Какая бывает промышленность. | 1 | 28.02 | ||
Наши проекты: «Экономика родного края" | 1 | 05.03 | ||
Что такое деньги? | 1 | 07.03 | ||
Государственный бюджет. | 1 | 12.03 | ||
Семейный бюджет. | 1 | 14.03 | ||
Экономика и экология. | 1 | 19.03 | ||
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика» | 1 | 21.03 | ||
Путешествие по городам и странам (14ч) | ||||
Золотое кольцо России. (Сергиев Посад, Переславль, Залесский, Ростов) | 1 | 02.04 | ||
Золотое кольцо России. (Углич, Ярослав, Кострома, Плёс) | 1 | 04.04 | ||
Золотое кольцо России (Иваново, Суздаль, Владимир) | 1 | 09.04 | ||
Наши проекты: «Музей путешествтий» | 1 | 11.04 | ||
Наши ближайшие соседи | 1 | 16.04 | ||
На севере Европы. | 1 | 18.04 | ||
Что такое Бенилюкс? | 1 | 23.04 | ||
В центре Европы. | 1 | 25.04 | ||
Путешествие по Франции . | 1 | 30.04 | ||
Путешествие по Великобритании. | 1 | 07.05 | ||
На юге Европы. | 1 | 14.05 | ||
По знаменитым местам мира | 1 | 16.05 | ||
Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам» | 1 | 21.05 | ||
Милый сердцу край. Летние проекты | 1 | 23.05 |
Календарно тематическое планирование уроков окружающего мира 4 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
«Земля и человечество» (10 час) | ||||
1 | Мир глазами астронома. | 1 | 05.09 | |
2 | Планеты Солнечной системы. | 1 | 08.09 | |
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. | 1 | 12.09 | |
4 | Мир глазами географа. | 1 | 15.09 | |
5 | Мир глазами историка | 1 | 19.09 | |
6 | Когда и где? | 1 | 22.09 | |
7 | Мир глазами эколога. | 1 | 26.09 | |
8 | Природное сообщество «Водоем». | 1 | 29.09 | |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие | 1 | 03.10 | |
10 | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. | 1 | 06.10 | |
Раздел «Природа России» (11 ч) | ||||
11 | Равнины и горы России. | 1 | 10.10 | |
12 | Моря, озёра и реки России. | 1 | 13.10 | |
13 | Природные зоны России. | 1 | 17.10 | |
14 | Зона арктических пустынь. | 1 | 20.10 | |
15 | Тундра. | 1 | 24.10 | |
16 | Леса России. | 1 | 27.10 | |
17 | Растения и животные леса. | 1 | 31.10 | |
18 | Лес и человек. | 1 | 03.11 | |
19 | Зона степей. | 1 | 14.11 | |
20 | Пустыни. | 1 | 17.11 | |
21 | У Чёрного моря. | 1 | 21.11 | |
«Родной край – часть большой страны» (13 ч) | ||||
22 | Родной край – часть большой страны. | 1 | 24.11 | |
23 | Наш край | 1 | 28.11 | |
24 | Поверхность нашего края | 1 | 01.12 | |
25 | Водные богатства нашего края | 1 | 05.12 | |
26 | Подземные богатства нашего края | 1 | 08.12 | |
27 | Земля - кормилица | 1 | 12.12 | |
28 | Жизнь леса. | 1 | 15.12 | |
29 | Жизнь луга. | 1 | 19.12 | |
30 | Жизнь в пресных водах. | 1 | 22.12 | |
31 | Растениеводство в нашем крае | 1 | 26.12 | |
32 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 29.12 | |
33 | Животноводство в нашем крае | 1 | 16.01 | |
34 | Презентация проектов. | 1 | 19.01 | |
«Страницы Всемирной истории» (5 ч) | ||||
35 | Начало истории человечества | 1 | 23.01 | |
36 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | 26.01 | |
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | 30.01 | |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | 02.02 | |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | 06.02 | |
«Страницы истории России» (20 ч) | ||||
40 | Жизнь древних славян | 1 | 09.02 | |
41 | Во времена Древней Руси | 1 | 13.02 | |
42 | Страна городов | 1 | 16.02 | |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | 20.02 | |
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 | 27.02 | |
45 | Русь расправляет крылья | 1 | 02.03 | |
46 | Куликовская битва | 1 | 06.03 | |
47 | Иван Третий | 1 | 13.03 | |
48 | Мастера печатных дел | 1 | 16.03 | |
49 | Патриоты России | 1 | 20.03 | |
50 | Пётр Великий | 1 | 23.03 | |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | 03.04 | |
52 | Екатерина Великая. | 1 | 06.04 | |
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | 10.04 | |
54 | Страницы истории XIX века | 1 | 13.04 | |
55 | Россия вступает в XX век | 1 | 17.04 | |
56 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 1 | 20.04 | |
57 | ВПР | 1 | 24.04 | |
58 | Великая война и великая Победа. | 1 | 27.04 | |
59 | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | 04.05 | |
«Современная Россия» (6 ч) | ||||
60 | Основной закон России и права человека. Мы – граждане России | 1 | 08.05 | |
61 | Славные символы России. Такие разные праздники | 1 | 11.05 | |
62 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | 1 | 15.05 | |
63 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | 1 | 18.05 | |
64-65 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | 2 | 22.05 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")
В данном материале содержится учебная программа по окружающему миру (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...
рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов "Школа России". "Перспектива"
рабочие программы по окружающему миру 1-4...
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов ("Школа России")
В данном материале представлена рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов. Работа будет интересна учителям, работающим по программе "Школа России"....
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 4 класса (Школа России)
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 4 класса (Школа России)...
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 3 класса по программе: "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»3-5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-8...
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 4 класса "Школа России"
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»2 Содержание учебного предмета «Окружающий мир»3. Тематическое планирование...