Конспект урока - Московская Русь
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ибрева Дарья Александровна

Урок окружающего мира по ФГОСу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_okruzhayushchiy_ibreva.docx28.53 КБ
Файл moskovskaya_rus.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру.

Тема урока: Московская Русь.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Планируемые  предметные результаты: понимают сведения о Московской Руси; знают сведения о Иване Грозном; работают с историческими картами; умеют работать с лентой времени.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: осуществляют рефлексию собственной деятельности.

Регулятивные: умеют принимать и удерживать задачу учителя; осуществляют контроль и оценку своей деятельности.

Коммуникативные: излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения; умеют работать в паре, слушать собеседника и вести диалог.

Оборудование урока: проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

этап урока

отводимое время

методы обучения

формы взаимодействия

деятельность учителя и формулировки заданий

планируемые результаты

планируемые способы оценивания  

комментарии руководителя практики

1.

Организационный

1мин

Фронтальная

Здравствуйте, дети, все приготовились к окружающему миру.  Садитесь!

2.

Актуализация знаний

8

мин

Учебный диалог

Фронтальная, парная

- На прошлом уроке вы  познакомились с Древнерусским государством и великими князьями.

- Сейчас мы проверим ваши знания.

Вы будите работать в парах.

(раздаю карточки с заданием на пару)

(Проверка по слайду)

- Поднимите руки у кого выполнено все правильно?

-Поднимите руки, кто допустил ошибки?

В чем были трудности?

Молодцы!

Поставьте оценку себе.

Если все верно то 5, е

 Откуда пошло название «Русь»? – Одни ученые считают, что такое название связанно с внешним видом славян -  большинство из них были светловолосые и светлоглазые. Есть и другое мнение что название «Русь» произошло от названия реки Рось, притока Днепра, где с незапамятным времён селились славяне-земледельцы. 

Регулятивные: умеют принимать и удерживать задачу учителя;

Коммуникативные: умеют работать в паре, слушать собеседника и вести диалог.

Балльное оценивание,

Словесная оценка (похвала)

3.

Изучение нового материала

17

мин

демонстрация, рассказ

Фронтальная, индивидуальная

Ребята, откройте учебники на странице 10. Поработаем с картой. (открывают)

Что это за карта?

(карта Древнерусского государства 9-11 век)

Какой город является столицей? (Киев)

Дети покажите своё отношение. («+», «-»)

А теперь откройте страницу 23.

Что изображено? (карта – территория Московского государства) 

Обратите внимание на условные обозначения.

Что вы заметили?

-Ребята, а здесь тоже столица Киев? (Нет Москва)

 (Москва- столица, обозначена так, потому что столица.) 

Сравните территорию Древнерусского государства и Московского. Что вы можете сказать?

Что изменилось? (территория Московского государства расширилась)

Молодцы!

Название “Россия”, как обозначение страны, впервые появляется в документах конца 15 века, но до конца 17 века она чаще всего называлась Русью, Русской землей или Московским государством.

Москва стала столицей.

Из маленького городка Москва превратилась в центр большого княжества. (слайд старая Москва)

Из раздробленных русских земель и княжеств московские князья на протяжении 14-15 веков постепенно создали могучее государство.(слайд Кремль)

Давайте отметим на ленте времени.

Объединение русских земель и княжеств сопровождалось жестокими войнами. Образование Московского государства- важнейшая эпоха в русской истории.  

Как вы понимаете слово эпоха? (Длительный промежуток времени, который характеризуется выдающимися событиями или явлениями)

Город Москва был очень удобно расположен. Говорили, что Москва стоит на  перепутье торговых дорог. (На перепутье торговых дорог, как это?)

Место, где дороги либо скрещиваются, либо расходятся.

Молодцы.

Отсюда ехали торговать в Киев и Новгород, Владимир и Смоленск. Это и есть причина усиления  Московского княжества. 

Население Москвы быстро росло, город расширялся и богател.

Откройте рабочие тетради на странице 7.

Прочитайте задание 9.(читают) Саша прочитай.

Итак, что вы напишите. (отвечают, обговаривают причины)

Запишите (Город Москва был очень удобно расположен. Отсюда ехали торговать в Киев и Новгород, Владимир и Смоленск.)

Итак, ребята, что мы с вами узнали на этом этапе, давайте обобщим.

(становление Москвы, обозначения на карте и т.д)

Планируемые  предметные результаты: понимают сведения о Московской Руси; работают с историческими картами; умеют работать с лентой времени.

Знаковая оценка «+»,

«-»

Словесная оценка (похвала)

4.

Закрепление нового материала

16

мин

Учебный диалог, демонстрация, рассказ

Фронтальная, индивидуальная

(Слайд Иван Грозный)

Посмотрите, пожалуйста, на доску.  Кто-нибудь знает кто это?

Это первый русский царь Иван 4.  За его жестокость, его прозвали Грозным.

Его венчали на царство в середине 16 века.

Давайте покажем на ленте времени.(1 ребёнок отмечает)

Дети согласны? («+», «-»)

Первым русским царем был провозглашен в 16 лет Иван 4 . В торжественной обстановке в Успенском соборе Московского Кремля в 1547 году состоялось венчание Ивана 4 на царство

С этого времени наше государство стало называться Московским царством, Московской Русью.

Иван Грозный родился в 1530 году в Москве, в семье великого князя Василия 3 . Мальчика в честь деда назвали Иваном.

В 8 лет он остался без родителей. Об Иване никто не заботился, его, несмотря на то, что он был царским сыном, очень часто унижали и оскорбляли. Ему никто не внушал чувства справедливости, сострадания и милосердия. И от такого воспитания Иван вырос очень вспыльчивым и жестоким.

Обратите внимание на картину. (И.С.Глазунов. Иван Грозный)

Что вы видите?

(Хмурый, недоверчивый взгляд - всюду ему мерещатся враги и изменники. Летят с плахи головы виновных и невиновных.)

Какие чувства у вас вызывает этот портрет?

Можно ли, описывая царя, употребить слова «добродушный», «доверчивый», «добрый»?

Хорошо ребята. Уже  к концу 17 века Русь стали называть Московским царством.

Что на этом этапе было для вас новым? Что вы узнали? (отвечают)

Давайте с вами выполним задание 11 на странице 7 в рабочих тетрадях.

Каждый сам выполняет. Потом проверим. (Закончили)

Возьмите в руки простые карандаши если верно- ставите плюсик, если нет минус. Итак - ответы. (Ответы на слайде)

Кто всё выполнил верно?

У кого одна ошибка?

Доп. Материал:

Слайды- дети, давайте с вами посмотрим, как сейчас выглядят города (Москва, Владимир, Ярославль,  Ростов, Кострома)

Коммуникативные: излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения.

Планируемые  предметные результаты: понимают сведения о Московской Руси; знают сведения о Иване Грозном;

Регулятивные: осуществляют контроль и оценку своей деятельности.

Знаковая оценка «+»,

«-»

Словесная оценка (похвала)

5.

Рефлексия

3

мин

Фронтальная

Ребята, что вы сегодня узнали нового?

За что вы себя можете похвалить?

Хорошо!

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

С. 24-25 подготовить пересказ об Иване Грозном.

Познавательные: осуществляют рефлексию собственной деятельности.

Словесная оценка (похвала)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

восточные славяне осваивали огромную территорию время образования княжества возникло Древнерусское государство 2015 год Княжил Рюрик Княжил Мономах Задание 1 Задание 2 Текст1: князь Рюрик Текст2: князь Мономах

Слайд 5

Первым русским царём был Иван IV ; В народе его прозвали Иван Грозный; К концу XVII (17) века Россию стали называть Московским царством .

Слайд 6

Москва

Слайд 7

Владимир

Слайд 8

Ярославль

Слайд 9

Ростов

Слайд 10

Кострома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как Московская Русь стала Российской Империей. Петр Великий

презентация к уроку окружающего мира по УМК "Гармония"...

Тест по истории Московская Русь 15-18 веков. 4 класс.

Тест разработан по учебнику Э.С. Итина "Родная история" для учащихся 4 класса. Данная работа  позволяет выявить уровень усвоения материала по разделу учебника "Московская Русь 15-18 веков"....

"Московская Русь"

План урока по окружающему миру "Московская Русь", 3 класс, УМК школа 21 века...

тест "Как московская Русь стала Российской империей"

тест "Как московская Русь стала Российской империей"...

"Московская Русь" (УМК "Начальная школа XXI века")

Тема урока: Московская РусьЦели урока:- сформировать представление детей о становлении Москвы, как столицы; расширить знания учащихся об истории основании Москвы; о русских князьях, которые внесли сво...