урок по окружающему миру "Почему корабль плавает?"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Тема: Почему корабль плавает?
Цель: опытным способом разъяснить феномен выталкивания(сила выталкивания, вытеснения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 19.96 КБ |
презентация | 850.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Почему корабль плавает ?
Цели:
1.Опытным способом разъяснить феномен выталкивания (сила выталкивания, вытеснения).
2. Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.
Ход урока:
1. 1слайд. Мотивация учебной деятельности
- Сегодня к вам на урок пришёл очень известный человек.
2слайд Учитель показывает портрет Архимеда.
- Может кто-нибудь узнал этого человека?
- Это Архиме́д ( 287 до н. э. — 212 до н. э.) — древнегреческий математик, физик и инженер из Сиракуз. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, автор ряда важных изобретений.
- Сегодня на уроке вам предстоит сделать открытие, одно из тех, которое сделал Архимед. Согласитесь, задача не из лёгких, но, на мой взгляд, очень интересная. Вы согласны повторить опыт Архимеда?
- Скажите, пожалуйста, что у меня на столе. ( Дети перечисляют.)
- Подумайте, в какой области будут опыты (Мы будем погружать в воду предметы.)
- Приходилось ли вам это делать? Где? (Дети делятся своими впечатлениями.)
- Для чего вы это делали? (Играли, было интересно.)
- Вот и Архимед наблюдал за ребятами , ему было очень интересно наблюдать за ними и он сделал открытие.
2. Пробное действие.
- У меня в руках металлический куб и кораблик . Мне необходимо их опустить в воду. Что произойдёт с этими предметами?
- Как вы считаете, почему кораблик не утонул?
3слайд - Выберите одно из предположений:
1. В кораблике есть воздух, а в кубе нет. (Корабли, изготовленные из металла не тонут, т.к. внутри их находится большое количество воздуха)
2. Куб тяжелее, а кораблик легче.
3. Куб маленький, а кораблик большой.(Чем больше объем тела погруженного вводу, тем больше и выталкивающая сила)
- Кто не смог определиться? Поднимите руку. Какое у вас затруднение? (Мы не знаем какое предположение выбрать.)
- Кто сделал выбор?
- Кто выбрал первое предположение?
- Кто выбрал второе предположение?
- Кто выбрал третье предположение?
- Кто может сказать, что он прав? Какое у вас затруднение? (Мы не можем быть уверены, что правы.)
3. Место и причина затруднения.
4слайд - На какой вопрос вы должны были ответить? (Почему корабль не утонул.) Тема урока на слайде.
- Как вы считаете, вода участвует в этом опыте? (Да, в неё погружали корабль.)
А кто может сказать, какое действие вода оказывает на предмет (...?)
- Так почему же у вас возникло затруднение? (Потому что мы не знаем как действует вода на предмет.)
- Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать как действует вода на предмет.)
4. Открытие нового знания.
5 слайд - Работать вы будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.
- Выбирайте ответственного.
- На столах организованы станции, в опытах на которых можно почувствовать, что делает вода с предметами. Каждая группа получит индивидуальный план и лабораторные карты, в которые необходимо записать результаты наблюдений.
-Я прошу вас работать осторожно, наблюдать внимательно, прислушиваться к своим ощущениям.
Внимательно прочитайте индивидуальный план и строго соблюдайте его.
- У вас всё получится, желаю удачи!
Дети работают в группах, обсуждают опыты, заполняют лабораторные карты.
Защита мини-проектов.
6 слайд (6 группа)
7 слайд Сверю с эталоном.
- Давайте обобщим ваши наблюдения.
Чем больше предмет, тем сильнее давит вода.
Вода выталкивает все предметы вверх, даже те, которые тонут.
Пластилиновая масса становится в воде заметно легче, т.к. вода помогает.
Вода выталкивает пластилин вверх, но у неё не до конца это получается
Вода давит на предмет со всех сторон. Она стремится обратно на своё место и выдавливает предмет наверх.
Чем больше места нужно предмету, тем сильнее стремится вода на своё место, тем сильнее давит вода.
- И так, какое новое знание вы сегодня открыли? Сила выталкивания, вытеснения.
9 слайд - Эта сила называется силой Архимеда. А открытие, которое сделал Архимед звучит так: на погружённое в жидкость тело действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости. ЭВРИКА!(нашел) Вам сегодня удалось повторить открытие Архимеда. Вы молодцы!
5. Физминутка слайд 10 (кирпич, мяч, кольцо, поплавок, якорь, бревно)
- А теперь давайте вернёмся к нашему первому опыту и поймём, почему корабль не утонул, а куб утонул, хотя вес у них был одинаковый. В чём дело? -
- Проверим 2 утверждение .Весы измерить вес.
- Утверждение 3 (Чем больше объем тела погруженного вводу, тем больше и выталкивающая сила) 11, 12, слайд
- Утверждение 1. (Корабли, изготовленные из металла не тонут, т.к. внутри их находится большое количество воздуха) 13 слайд
6. Рефлексия деятельности на уроке.
- Чему был посвящён сегодня урок? (Мы при помощи различных опытов выясняли, как вода действует на предмет.)
- Какие два шага учебной деятельности вы выполнили на уроке? (Поняли, что мы не знаем и сами нашли способ.)
- Докажите, что вы были в учебной деятельности. (Работали в группах, выполняли опыты, заполняли лабораторные карты, выполняли все предложенные задания.)
- А пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на уроке?
- Оцените работу на уроке. Если все понятно –это зеленый цвет листа.
Если немного затрудняюсь-это желтый цвет.
Если плохо понял –это красный цвет.
- В честь вас и вашего сегодняшнего открытия салют!
15слайд
На интерактивной доске салют.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)
Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена года (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»
На уроке дети знакомятс с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений работы.Речевое развитие,...
Технологическая карта урока по Окружающему миру "Зачем мы строим корабли?"
Данный урок разработан в соотвествии с темой и учитывает возрастные особенности учащихся.На уроке используется проблемно-деятельностный подход , как средство организации самостоятельной работы.Д...
Окружающий мир корабли
Окружающий мир корабли...