рабочая программа 4 класс "Перспективная начальная школа "
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
- находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
- читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);
- использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;
- находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу);
- понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности Земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);
- описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;
- понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
- называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);
- характеризовать основные функции систем органов человека;
- измерять температуру тела, вес и рост человека;
- понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
- извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
- выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил о безопасности.
- рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из интернета и иллюстративных источников о Государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);
- самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;
- обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – президент Российской Федерации;
- готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном Законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);
- находить на политико-административной карте России местоположение своего края;
- работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;
- пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;
- называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;
- определять последовательность исторических событий на «ленте времени»;
- находить на «ленте времени» такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;
- рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);
- обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);
- рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;
- определять часовой пояс своего края;
- находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;
- собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение: солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновения с животными и т.д.);
- соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
- соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
- заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.
2. Содержание учебного предмета
Глава 1. История отечества (7 ч)
Содержание:
Древние славяне-1 ч
Древняя Русь -1 ч
Крещение Руси -1 ч
Борьба Руси с западными завоевателями - 1 ч
Возникновение Москвы - 1 ч
Первые московские князья - 1 ч
Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости -1 ч
Знать/Уметь
Пересказывать своими словами часть текста учебника и обсуждать его (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. Готовить небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывать (реконструировать) важнейшие изученные события и истории Отечества.
Глава 2. Земля – планета Солнечной системы (4 ч)
Содержание:
Солнечная система - 1 ч
Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца - 1 ч
Природные зоны нашей страны - 1 ч
Обобщение по теме "Земля - планета солнечной системы"-1 ч
Знать/Уметь
Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца
и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).
Глава 3. Путешествие по природным зонам России (13 ч)
Содержание:
Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны - 2 ч
Тундра. Тундра и человек - 2 ч
Зона лесов - 2 ч
Зона степей-2 ч
зона пустынь - 2 ч
Субтропическая зона - 2 ч
Обобщение по теме Путешествие по природным зонам России - 1 ч
Знать/Уметь
Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).
Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия. Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон
Глава 4. Родной край – часть великой России (11 ч)
Содержание:
Твой родной край - 1 ч
Московское время - 1 ч
Карта твоего края - 1 ч
Поверхность и водоёмы твоего края - 1 ч
А что можешь сделать ты? - 1 ч
Полезные ископаемые твоего края - 1 ч
Растения твоего края -1 ч
Отрасли животноводства твоего края - 1 ч
Народные промыслы твоего края -1 ч
Заповедные места твоего края - 1 ч
Обобщение по теме "Родной край - часть великой России" - 1 ч
Знать/Уметь
Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи, на основе бесед с ними о поколениях в семье. Находить на карте России родной регион. Готовить в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного региона. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.
Глава 5. Человеческий организм (11 ч)
Содержание:
Как устроен организм человека -1 ч
Путешествие в мир клеток - 1 ч
Самый большой орган чувств -1 ч
Как человек двигается - 1 ч
Пищеварительная система - 1 ч
Система кровообращения - 1 ч
Познакомимся с дыхательной - 1 ч
Всё о вдохе и выдохе - 1 ч
Береги свои лёгкие - 1 ч
Как почки удаляют из организма вредные вещества -1 ч
Нервная система человека - 1 ч
Знать/Уметь
Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Измерять температуру тела, вес и рост человека
Глава 6. Изучаем органы чувств (8 ч)
Содержание:
Как мы воспринимаем окружающий мир - 1 ч
Спроси у носа, что такое запах - 1 ч
Высуни язык и скажи : "А"-1 ч
Взгляд на глаз - 1 ч
Ухо не только орган слуха - 1 ч
Ухо - орган равновесия - 1 ч
Распознавание предметов путём соприкосновения с ними - 1 ч
Советы врача - 1 ч
Знать/Уметь
Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.
Глава 7. Путешествие по странам мира (6 ч)
Содержание:
Границы России -2 ч
Соединённые Штаты Америки (США) - 1 ч
Великобритания - 1 ч
Франция - 1 ч
Обобщение по теме " Путешествие по странам мира"- 1 ч
Знать/Уметь
Проводить практическую работу: находить изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждать особенности 2—3 стран мира. Моделировать ситуации, касающиеся отношений школьников к представителям других народов
Глава 8. Москва как летопись истории России (5 ч)
Содержание:
День народного единства - 1 ч
Москва: память о войне 1812 года - 1 ч
Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов - 1 ч
Памятники Москвы покорителям космоса - 1 ч
Обобщение по теме "Москва как летопись России"- 1 ч
Знать/Уметь
Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Москвы. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России. Объяснять основные изображения Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы. Работать с текстом Государственного гимна России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ. Обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации о родной стране. Рассказывать о праздничных днях России на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации. Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях .Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда . Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам.
Глава 9. Мы - граждане России (5)
Содержание:
Имя нашей страны Россия, или Российская Федерация -1 ч
Основной закон страны - 1 ч
Конституция России - 1 ч
Президент России - 1 ч
Обобщение по теме "Мы - граждане России" - 1 ч
Проводить практическую работу: находить Россию на глобусе, на физической и политической карте. Находить дополнительную информацию о ней с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба России. Объяснять основные изображения Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. Работать с текстом Государственного гимна России. Прослушивать гимн.
Работать с текстом Конституции России. Готовить небольшие сообщения о правах и обязанностях граждан России. Знать о президенте России и задачах правительства и Парламента.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на основе учебных действий) |
1 | История отечества | 7 | Фронтальный и индивидуальный опрос. |
2 | Земля – планета Солнечной системы | 4 | Фронтальный и индивидуальный опрос. |
3 | Путешествие по природным зонам России | 13 | Фронтальный и индивидуальный опрос. Работа с раздаточным материалом Оформление заданий в таблицах |
4 | Родной край – часть великой России | 11 | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тест |
5 | Человеческий организм | 11 | Фронтальный и индивидуальный опрос. Самостоятельная работа Тест |
6 | Изучаем органы чувств | 8 | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тест Викторина. Конкурс. |
7 | Путешествие по странам мира | 6 | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тест Практическая работа |
8 | Москва как летопись истории России | 5 | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тест |
9 | Мы - граждане России | 5 | Фронтальный и индивидуальный опрос. |
10 | Итого | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" с учетом изменения ФГОС второго поколения
Программа разработанна творческой группой учителей работающих по УМК "Начальная школа XXI века", руководителем которой я являюсь.PROGRAMMA.docx - Word 2007, 2010PROGRAMMA_Word_2003.doc - Word 200...
Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс
Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...
Рабочая программа 1класс "Начальная школа 21 века"
рабочая программа в соответсвии с ФГОС...
Рабочие программы,КТП,"Начальная школа 21 века"
Календарно-тематическое планирование,рабочие программы....
Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования. ...
Рабочая программа для начальной школы "Школа России"
Рабочая программа для учителей начальной школы по программе "Школа России"....
Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...